ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Перфокарты
Применение перфокарт для определения программы управляю щего устройства позволяет быстро изменять программу (путем за мены перфокарты), что является преимуществом этого способа. Принцип применения перфокарт аналогичен описанному выше. Считывание данных с перфокарт может осуществляться с помо щью механических контактных, фотоэлектрических, емкостных и других устройств.
Преимуществом перфокарт является также больший объем ин формации, чем при использовании контактного поля, однако счи тывающее устройство является более сложным, так как оно должно обеспечивать достаточно быструю смену перфокарт. Сов ременные устройства аналогичны устройствам для ввода перфо карт в ЭВМ.
Следует, однако, отметить, что идея использования перфокарты для записи программы работы была реализована еще в прошлом столетии на ткацком станке Жаккарда. Ряды механических игл, проходя через отверстия в соединенных друг с другом бумажных картах, поднимали нити основы, необходимые для создания тка ного узора, а каждой карте соответствовала одна комбинация нитей основы.
5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА АВТОМАТИКИ
Устройства этого класса подразделяются в зависимости от ха рактера работы управляющих устройств на устройства автоматики последовательного и последовательно-реверсивного действия. Уст ройства реверсивного типа характеризуются тем, что во время ра бочего цикла некоторые их элементы находятся в действии более одного раза.
Методы синтеза многотактовых устройств автоматики явля ются более сложными, чем устройств комбинационного и програм много типа, и общие методы синтеза пока окончательно не разра ботаны.
Интуитивные методы синтеза
Сначала следует рассмотреть интуитивный способ проектиро вания устройств автоматики последовательного действия, основан
ный на принципах |
блокировки. |
Общая |
методика |
проектирования |
структурной формулы и схемы |
по таблице, показывающей работу |
|||
устройств автоматики, будет приведена позднее. |
|
|||
Автоматическое |
управление |
технологическим |
оборудованием |
|
для смешивания сыпучих материалов |
(рис. 42) осуществлено та |
ким образом, что материалы выгружаются из бункеров дозирую щим питателем и подаются в определенных количествах на транс портер. Транспортер подает материал в непрерывно работающие смесители, откуда смесь поступает в бункера готовой смеси. Уст ройство автоматики должно обеспечивать автоматическое включе ние оборудования при замыкании одного выключателя, а также
95
автоматическое отключение оборудования при полном опорожне нии смесителя. Кроме того, блокировка должна обеспечить оста новку оборудования в случае каких-либо неполадок, остановки транспортера, смесителя, одного из питателей или при переполне нии бункера готовой смесью.
Сначала следует определить условия блокировки, обеспечиваю щей моментальную остановку всего оборудования в случае непо ладки. Чтобы после устранения неполадки предотвратить получе ние некачественной смеси, необходимо обеспечить одновременное включение всех двигателей после устранения неисправности, тогда как при разгоне порожнего оборудования двигатели включаются последовательно. .
Рис. |
42. Автоматическое управление о б о р у д о в а н и е м |
д л я |
смешивания |
сыпучих мате |
|
|
|
риалов |
|
|
|
Устанавливаем условия |
блокировки |
для |
отдельных приводов: |
||
а) |
смеситель — привод |
Мб — контактор |
S6; для |
нормального |
разгона при порожнем оборудовании нет никаких условий блоки ровки; для рабочего режима необходимо, чтобы работали все ос
тальные приводы; бункер готовой смеси не должен |
быть |
полным; |
|||
б) транспортер |
D1 — привод |
М5 — контактор |
55; |
для |
разгона |
и рабочего режима |
необходимо, |
чтобы двигатель |
Мб находился |
в рабочем режиме, но он не должен подавать смесь на неработаю
щие |
смесители; |
D2 — привод М4 — контактор |
S4; |
|
|
||||||||
|
в) |
|
транспортер |
для разгона |
|||||||||
и рабочего режима необходимо, чтобы двигатель М5 |
работал, |
но |
|||||||||||
он |
не должен |
подавать |
смесь |
на неработающий |
транспортер |
Dl; |
|||||||
|
г) |
питатели |
PI, |
Р2, |
РЗ — приводы Ml, |
М2, |
МЗ — контакторы |
||||||
SI, |
S2, |
S3; для разгона |
и работы каждого |
двигателя |
необходимо, |
||||||||
чтобы |
работал |
транспортер |
Dl, |
так как нельзя |
смесь |
подавать |
на |
||||||
неработающий |
транспортер, и чтобы соответствующие бункера |
ZI, |
|||||||||||
Z2, Z3 не были порожними |
(контролируется |
выключателями |
Kl, |
||||||||||
К2, |
|
КЗ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия блокировки были определены в соответствии с прави |
||||||||||||
лом |
о |
замене |
нескольких условий блокировки |
единым условием, |
|||||||||
охватывающим |
все частные условия. |
|
|
|
|
|
96
Справедливы |
выражения: |
|
|
|||
F (56) = |
(а V «АѴфѴе) |
kië\ |
|
(42) |
||
F(S5) |
= |
{bVs5)s6; |
|
|
(43) |
|
F(S4) |
= |
(cVs4)s5; |
|
|
(44) |
|
F(S3) |
= |
(dVs3)74k3h; |
|
|
(45) |
|
F (52) |
= |
(e V s2) |
5 4 ^ 2 /; |
|
|
(46) |
^ ( 5 1 ) |
= |
( / Ѵ ^ ) А |
|
|
(47) |
|
Так как в условия для контакторов SI, |
S2, S3 включено |
усло |
||||
вие, что |
должен |
работать |
контактор S4, а |
в условие работы |
кон- |
X
Рис. 43. Схема управления контактами
тактора S4 включено условие, что должен работать контактор S5, можно в выражении для контактора S6 контакты s4 и S5 исклю чить. Тогда справедливо уравнение
F (56) = (а V SiW 6 |
) kJT. |
|
|
|
(48) |
||
В |
приведенных |
выражениях |
замыкающие |
управляющие |
кон |
||
такты |
обозначены |
а, Ь, с, d, |
е, /, размыкающие — g, h, i> j . Схема, |
||||
составленная |
по алгебраическим |
выражениям |
(43) — (48), |
приве |
|||
дена на рис. |
43. |
|
|
|
|
|
|
Далее составим программу управления. Сначала определим по |
|||||||
следовательность операций |
путем рассмотрения технологической |
7 |
З а к а з № 141 |
97 |
схемы в целом, затем составим коммутационную программу для отдельных элементов.
Если оборудованием управляет человек, то он сначала включит смеситель, а после его разгона-—транспортер DJ и затем транс портер D2. Тем самым приводится в действие вся транспортная линия. После этого можно включать отдельные питатели.
Для получения с самого начала качественной смеси питатели следует включать не только в определенной последовательности, но и в определенные промежутки времени. Сначала включают пи татель PJ. Материал падает на движущийся транспортер D2 и движется в направлении питателей Р2 и РЗ, поэтому очевидно, что промежутки времени между включением питателей будут зависеть от расстояния между ними и от скорости движения транспортера D2. При одновременном включении питателей или при включении их в несоответствующие промежутки времени образовалось бы
определенное |
количество |
некачественной |
смеси. |
|
||
Составим |
таблицу, |
показывающую состояние контактов схемы |
||||
в течение отдельных тактов. Принимаем, |
что условия блокировки, |
|||||
контролирующей состояние бункеров, |
выполняются. |
|||||
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
5 |
|
|
Состояние контактов схемы в течение отдельных |
тактов |
|||||
Контакт |
|
|
Такт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 1 |
2 3 4 |
5 |
6 7 8 9 10 11 12 |
13 Ѣ 15 16 |
17 18 19X20 21 |
а
b
с
d
е
f
SI
S2 «S3
S5
S6
g h i
J
HI
K2
k3
A4
В табл. 5 замыкание контактов обозначено линией. Такт 0 и такт 22 совпадают, т. е. схема после окончания цикла опять воз вращается в исходное положение. В каждом столбце видно, какие элементы включены во время определенного такта. Так как в таб лицу включены и управляющие элементы, по ней можно составить программу коммутации реле времени. Чтобы одно и то же реле можно было использовать для замыкания и для размыкания цепи,
98
необходимо при помощи одного реле контролировать весь период разгона, а после его окончания привести цепи управления в исход ное положение. Как уже было сказано, реле времени используется лишь в течение тех тактов, когда нужно выдерживать определен ные интервалы времени, в данном случае только при включении и отключении питателей. Остальные цепи могут включаться в задан ной последовательности, а интервал между включениями будет определяться временем срабатывания контакторов и реле. По тех нологическим соображениям питатель PI включают после разгона транспортера D2 с запаздыванием таким образом, чтобы материал подавался на транспортер, уже имеющий заданную скорость. То гда потребуются всего четыре реле времени. Выходными элемен
тами |
схемы управления будут |
служить |
вспомогательные реле А, |
В, С, |
контакты которых а, Ь, с, |
. .., g, h |
показаны на схеме. Вход |
ным элементом схемы управления служит сдвоенная кнопка, при нажатии на которую обслуживающий персонал дает импульс на пуск или остановку. При нажатии на кнопку вспомогательное реле R1 замкнется и приведет в действие реле времени 77, определяю щее время разгона. В течение первого такта включатся такие вы
ходные |
элементы А, |
В, |
С, контакты |
которых |
а, Ь, с ... |
имеются |
|
в схеме |
управления |
контакторами 54 , |
55 , 5 6 |
(см. рис. 43). Одно |
|||
временно вспомогательное реле R1 приведет в действие реле вре |
|||||||
мени Т2, которое по истечении установленного времени |
включит |
||||||
реле F. Контакт / этого реле включит цепь питателя PI |
(контак |
||||||
тор s). Реле F включит также реле времени |
ТЗ, |
которое |
задает |
||||
время выдержки между |
включением питателей |
PI |
и Р2. Реле вре |
мени ТЗ по окончании работы включит реле Е, контакт е (такт 7)
которого включит |
цепь питания |
Р2 (контактор |
52 ) и реле |
времени |
Т4, определяющее |
время между |
включением |
питателей |
Р2 и РЗ. |
Реле Т4 включит также реле D, контакт d которого включит цепь
питателя РЗ |
(контактор |
S3 ) (такт |
9). Таким образом оборудова |
ние введено |
в действие. |
В течение |
такта /7 реле 77 выключится и |
вернет всю схему управления в исходное положение. Управляемая схема останется неизменной, т. е. выходные элементы будут вклю чены в результате работы удерживающих контактов, что видно из табл. 5 (такт 11).
В связи с тем что длительность интервалов (тактов) при от ключении такая же, как и при включении, можно использовать те же реле времени, но их следует соответствующим образом пере ключить с помощью вспомогательных реле RI, R2; выходные эле менты G, H, I , J системы управления своими размыкающими кон тактами g, h, i, j отключат оборудование. При этом, однако, сле дует отменить условие блокировки для работы смесителя, так как при отключении первого питателя все оборудование остановилось
бы, как в случае неполадки. Условия блокировки |
отменяются сразу |
|||
в течение 12-го такта (т. е. первого такта |
отключения) при помощи |
|||
реле А, которое своим |
контактом |
а позволяет работать смесителю |
||
без учета контактов s b |
s2 и S3. |
Затем |
следует |
последовательное |
7* |
99 |