ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
быть расположены на параллельных стенках корпуса, перпенди кулярных и наклонных стенках.
Значительная часть корпусных деталей предназначена для монтажа деталей и механизмов, преобразующих возвратно-по ступательное движение во вращательное или наоборот. К. ним от носятся блоки цилиндров двигателей автомобилей, тракторов, дизелей, мотороллеров, мотоциклов, компрессоров. Эти детали характеризуются наличием рабочих отверстий значительного диаметра и длины, поверхности которых работают при высоком давлении и температуре. К ним предъявляются требования вы сокой теплостойкости, износостойкости, плотности, герметично сти, газо- и водонепроницаемости. Такие отверстия должны об ладать высокой точностью размера диаметра, точностью формы в поперечном сечении — круглостью и в продольном сечении — цилиндричностью; поверхности отверстий должны соответство вать высоким классам чистоты. К этим деталям могут быть от несены корпусы, сделанные за одно целое с гидроцилиндрами, а также корпусы, несущие перемещающиеся цилиндрические гильзы: задние бабки токарных станков, несущие пиноли; меха низмы подач сверлильных станков, несущие гильзы со шпинде лем, и т. д.
Значительная часть корпусных деталей, по условиям работы, должна сама перемещаться вместе с расположенными на них механизмами или передачами. Эти перемещения могут быть не прерывными или периодическими. В этом случае сопряженные поверхности выполнены в виде направляющих плоскостей типа ласточкина хвоста или иной формы. К ним относятся перемеща ющиеся головки фрезерных станков, головки револьверных станков, механизмы подач сверлильных станков, поворотные столы делительных столов и т. д.
Отдельную группу корпусных деталей представляют корпусы масляных и водяных насосов. Они характеризуются наличием двух точных полуотверстий. Материал корпуса должен обладать повышенной плотностью, гидронепроницаемостью, износостой костью. Большую группу корпусных деталей представляют крон штейны, стойки, угольники, характеризующиеся наличием обра ботанных плоскостей и одного-двух основных отверстий. К кор пусным деталям относятся также крышки, имеющие обработан ную плоскость и крепежные отверстия. Основные точные отвер стия у этих деталей встречаются редко.
Большое распространение получили корпусные детали цилин дрической формы. Это корпусы шпиндельных блоков многошпин дельных автоматов и полуавтоматов; корпус револьверной голов ки револьверного станка с горизонтальной осйю поворота.
Технологический процесс обработки корпусных деталей зави сит не только от их конструктивных особенностей, но в значи тельной мере и от предъявляемых требований точности. К кор пусам прецизионных станков, например, наряду с требованием
47
точности их обработки, предъявляются требования сохранения точности в течение длительного периода эксплуатации станка. Это достигается расчленением процесса обработки на черновые и чистовые операции, между которыми осуществляют операцию старения. Таким образом, корпусные детали можно разделить на две группы: 1) детали, не требующие операции старения, черно вые- и чистовые операции у которых могут быть совмещены; 2) детали, подвергающиеся старению, черновые и чистовые опе рации у которых не могут быть совмещены.
Многообразие конструкций корпусных деталей не позволяет их четко классифицировать по технологическим признакам, поэ тому классификацию выполняют по отдельным поверхностям де талей.
С точки зрения обработки деталей на многооперационных станках и станках с ЧПУ первостепенное значение имеет число сторон детали, которые должны подвергаться обработке (рис. 23). Число обрабатываемых сторон у различных деталей может быть большим, например (см. рис. 39) достигать девяти. Обра ботка таких деталей требует наличия станков различных компо новок (вертикальных, горизонтальных, с поворотными или гло бусными столами, одноили двухшпиндельных).
Анализ технологических признаков возможности обработки корпусных деталей на многооперационных станках, проведенный над 2000 чертежей деталей станкостроительной, автомобильной, тракторной, сельскохозяйственной, крановой, приборостроитель ной и частично авиационной отраслей промышленности, показы вает, что около 20% деталей обрабатываются за два установа с помощью одного-трех инструментов. К этим деталям не предъ-
48
ных, перпендикулярных и наклонных плоскостях. Плоские по верхности могут быть внешние открытые — сквозные или внеш ние замкнутые (сквозная обработка невозможна) и внутренние (обработка возможна при вводе инструмента внутрь детали).
Статистический анализ деталей показывает, йто 78% плоско стей являются открытыми и могут быть выполнены сквозным, однопроходным фрезерованием, 8% плоскостей требуют обра ботки по контуру или обработки по двум или трем направлени ям перемещения инструмента и 14% плоскостей требуют внут ренней обработки. Анализ показывает, что для 42% деталей об работку необходимо производить в параллельных плоскостях, у 43% деталей — в перпендикулярно расположенных поверхностях и у 15% деталей плоскости расположены наклонно друг к другу.
Третьим фактором являются вид и форма поверхности, обра батываемой с одной стороны детали (рис. 25): / — поверхность состоит из одной сплошной плоскости; 2 — одной плоскости, со стоящей из двух частей; 3 — одной плоскости, состоящей из зам кнутого прямоугольного контура; 4 — одной плоскости, состоя щей из замкнутого фасонного контура; 5 — одной плоскости, со стоящей из нескольких приливов; 6 — двух или нескольких па раллельных плоскостей, расположенных на разных глубинах; 7 и 3 — одна сторона имеет три, четыре, пять и более обрабаты ваемых поверхностей, расположенных в параллельных и наклон ных плоскостях типа ласточкина хвоста.
Статистический анализ поверхностей деталей показывает, что распределение различных форм поверхностей по применяемости (для случаев, показанных на рис. 25) составляет: / — 8%; 2 —
18%; 3 - 30%; 4 — 14%; 5 — 16%; 6 — 8%; 7 - 4% и 5 - 2 % .
Отверстия корпусных деталей подразделяются на основные, служащие для восприятия опор и базирующих поверхностей, присоединяемых к корпусу деталей; крепежные, служащие для крепления присоединяемых деталей с помощью болтов, шпилек, штифтов; свободные, служащие для удобства обработки, базиро вания, монтажа, смазки, ремонта и т. д.
Анализ конструкций рассмотренных деталей показывает, что технологическую классификацию их основных отверстий целесо образно представить в следующей последовательности: I — наи более часто встречающиеся типы, формы и сочетания отверстий, расположенных в одной стенке детали; II — схемы взаимного со четания отверстий, расположенных на одной оси в нескольких параллельных стенках детали; III — схемы взаимного располо жения осей в различных сторонах детали.
Наиболее часто встречающиеся типы, формы и сочетания от верстий, расположенных в одной стенке детали, представлены на рис. 26. Их можно подразделить по технологическому принципу на: А — гладкие отверстия, обработка которых возможна с од ной стороны детали; Б — гладкие отверстия, имеющие выточки
50
Рис. 25. Формы поверхностей, обрабатываемых с од ной стороны детали
и канавки, обработка которых возможна с одной стороны дета ли; В — ступенчатые отверстия без канавки и с канавками, обра ботка которых возможна с одной стороны детали; Г — глухие отверстия, гладкие и ступенчатые, обработка которых возможна с одной стороны детали; Д — отверстия двусторонние ступенча тые и гладкие, обработка которых возможна с двух сторон дета ли; Е — отверстия гладкие или ступенчатые с наличием на внут ренней стороне стенки подрезанного торца или выточки, обработ ка которых возможна при установке инструмента внутри детали или при установке инструмента специальной конструкции; Ж — фасонные отверстия.
Отверстия, расположенные на одной оси в нескольких парал лельных стенках. В корпусных деталях, отверстия которых пред назначены для монтажа валов, шпинделей, червяков и других по добных деталей, они располагаются на одной'оси в двух или не-
4* |
51 |
А
В
В
Рис. 26. Варианты и сочетания отверстий, располо женных в одной стенке детали
скольких параллельных стенках. По технологическому признаку схемы сочетания отверстий подразделяются на следующие:
А. Взаимное сочетание гладких отверстий (рис. 27): / — от верстия одного диаметра на одной оси; 2 — отверстия с умень шающимися в одном направлении диаметрами на одной оси; 3 — отверстия с возрастающими в одном направлении диаметрами на одной оси; 4 — отверстия с возрастающими навстречу диамет рами на одной оси; 5 — отверстия с уменьшающимися навстречу
диаметрами на одной оси. |
28): |
|
Б. |
Взаимное сочетание ступенчатых отверстий (рис. |
|
а) |
односторонне направленные ступенчатые отверстия |
на |
Рис. 27. Взаимное сочетание гладких отверстий, располо женных на одной оси
N
Рис. 28. Взаимное сочетание ступенчатых отверстий, рас положенных на одной оси
53
одной оси: 1 — отверстия с одинаковыми диаметрами ступеней; 2 — наибольший диаметр ступенчатого отверстия во второй стен ке меньше наименьшего диаметра ступенчатого отверстия, рас положенного в первой стенке детали; 3 — наибольший диаметр ступенчатого отверстия во второй стенке больше наименьшего диаметра, ступенчатого отверстия, расположенного в первой стенке детали;
б) противоположно направленные ступенчатые отверстия на одной оси: 4—5 — отверстия с одинаковыми диаметрами ступе ней; 6—7 — отверстия с разными диаметрами-ступеней; 4 и 6 — отверстия с уменьшающимися навстречу диаметрами ступеней; 5 и 7 — отверстия с увеличивающимися навстречу диаметрами ступеней;
в) |
сочетания перечисленных выше систем отверстий (5). ' |
В. |
Взаимное сочетание ступенчатых и гладких отверстий (рис. |
29): |
|
а) ступенчатое отверстие расположено в передней стенке, а гладкое — в задней стенке детали; когда наибольший диаметр ступенчатого отверстия у передней стороны детали: 1 — диаметр гладкого отверстия равен или меньше диаметра наименьшего ступенчатого отверстия; 2 — диаметр гладкого отверстия больше, диаметра наименьшего, ступенчатого отверстия; когда наиболь ший диаметр ступенчатого отверстия у задней стороны детали: 3 — диаметр гладкого отверстия меньше наибольшего диаметра ступенчатого отверстия; 4 — диаметр гладкого отверстия больше диаметра наибольшего ступенчатого отверстия;
б) ступенчатое отверстие расположено в задней стенке дета ли, а гладкое — в передней стенке; когда наибольший диаметр ступенчатого отверстия у передней стенки детали: 5 — диаметр
Рис. .29. Взаимное сочетание ступенчатых и гладких от верстий, расположенных на одной оси
54
перечисленных |
выше от |
Рис. 30. Взаимное расположение осей |
верстий, расположенных в |
||
трех и более |
стенках де |
отверстий |
|
тали.
Г. Взаимное сочетание различных типов отверстий, располо женных на одной оси.
Отверстия, расположенные на разных сторонах детали. Вза имное расположение осей подобных отверстий в корпусных дета лях, исходя из технологических признаков, показано на рис. 30 и 31: 1 — отверстия с параллельными осями, расположенными в одной стенке детали; 2 — отверстия с параллельными осями, расположенными в двух параллельных стенках, расстояние меж ду которыми мало; 3 — отверстия с параллельными осями, рас положенными в двух или нескольких параллельных стенках; 4 — фасонное отверстие, составленное из двух цилиндрических отвер стий с параллельными осями, расположенными в одной стенке детали; 5 — отверстия с перпендикулярными осями, расположен ными в одной плоскости в нескольких стенках; 6 — отверстия с перпендикулярными осями, расположенными в нескольких пер пендикулярных плоскостях, в нескольких стенках; 7 — отверстия со скрещивающимися осями в нескольких стенках; 8 ■— отвер стия с параллельными и перпендикулярными осями, располо женными в нескольких стенках детали; 9 — отверстия с па раллельными, перпендикулярными и наклонными осями, распо ложенными в нескольких стенках детали.
Анализ конструкций рассмотренных деталей показал, что раз меры диаметров основных отверстий колеблются в довольно зна чительных пределах (от 16 до 500 мм) и в основном зависят от вида изделия. Диаметры отверстий в корпусных деталях станков
55