ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
Схемы взаимного положения осей отверстий, расположенных на разных сторонах корпусных деталей, зависят от вида изделия: первая схема наиболее часто встречается у блоков цилиндров двигателей автомобилей и холодильных компрессоров; вторая и третья схемы имеют наибольшее распространение и встречаются в коробках скоростей, коробках подач, фартуках и консолях станков, редукторах кранов, коробках передач автомобилей и т. д. Четвертая схема встречается в корпусах масляных и водя ных насосов и т. д. Пятая схема присуща корпусам и редукторам с коническими прямозубыми передачами. Шестая схема встреча ется в корпусах редукторов с многоступенчатой конической пере дачей, корпусах пусковых двигателей, фартуках токарных стан ков и т. д. Седьмая схема типична для корпусов червячных ре дукторов, цилиндрических и глобоидных, а также корпусов передач с цилиндрическими и коническими винтовыми зубчаты ми колесами. Восьмая и девятая схемы типичны для корпусных деталей всех отраслей машиностроения.
В результате статистического анализа распространения каж дой схемы взаимного расположения осей получены следующие данные:
Схема расположения осей . . . . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Применяемость в % ......................... |
5 |
7 |
48 |
1 |
16 |
5 |
12 |
4 |
2 |
Наибольшее количество отверстий в корпусных деталях при ходится на долю крепежных и прочих отверстий. Эти отверстия предназначены для крепления присоединяемых к корпусу дета лей, удобства обработки основных отверстий, смазки деталей, монтажа гидро- и воздухопроводов и аппаратуры и т. п. Они от личаются разнообразием формы, размерами и точностью испол нения. Наиболее типичные формы отверстий представлены на рис. 32. Данные статистического анализа применяемости типовых от верстий приведены в табл. 2.
Применяемость диаметров крепежных отверстий характери зуется следующими данными:
Диаметр отверстия в мм 3—6 |
6— 10 |
10—16 |
|
16—-20 |
20—25 |
|
|||||
Применяемость в % |
. . . |
6 |
30 |
58 |
|
|
4 |
2 |
|
||
Типы |
1 |
2 |
j |
4 |
5 |
б |
|
|
8 |
9 |
10 |
pmOepctmtu |
|
|
|||||||||
Сквозные III |
$I# III |
|
111r*l"‘ I |
|
|
III |
щ |
||||
Сквозные, |
|
I1 |
Щ |
|
шУ |
k |
|
'М |
щ |
||
Глухие |
|
|
|
|
|
|
|
|
щЩт |
||
обработка |
щ . |
|
|
|
ш ^ |
j |
|||||
гдбух |
|
|
|
||||||||
сторон |
|
|
Фщп |
Ш . |
|
Рис. 32. Формы крепежных отверстий
57
Таблица 2
Повторяемость типовых отверстий
П овторяемость отверс.гнП различных типов
|
/ |
|
3 |
4 |
5 |
6' |
7 |
if |
9 |
10 |
С к в о зн ы е ..................................... |
5.3 |
3,4 |
3,1 |
0,4 |
0,3 |
0,1 |
0.1 |
9,6 |
14,3 |
4 |
Глухие ......................................... |
3,7 |
— |
4,2 |
0,1 |
0,1 |
0,4 |
4,8 |
1,9 |
21,1 |
7,4 |
Двусторонние............................. |
0.1 |
1.2 |
0,8 |
0,1 |
0,1 |
— |
13,3 |
0,1 |
— |
|
Анализ размеров и формы основных и крепежных отверстий показывает, что на каждой стороне детали имеется несколько одинаковых отверстий, процесс обработки которых также одина ков. Одинаковые отверстия образуют группу отверстий. В одной стороне детали, как правило, имеется несколько групп отверстий. В другой стороне детали некоторые группы отверстий повторяют ся, некоторые группы образованы вновь. Одинаковые отверстия во всех сторонах образуют свою группу отверстий. У каждой кор пусной детали несколько групп отверстий. Чем меньше групп от верстий, тем меньше необходимо инструментов для их обработ ки и тем меньше необходимо программировать циклов их обработки. На рис. 33 приведено несколько корпусных деталей обрабатываемых на многооперационных станках.
§ 2. НОРМЫ ТОЧНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Правильное взаимное расположение и точность относитель ного положения размещаемых в корпусах и коробках деталей, трудоемкость их монтажа и пригоночных работ, их эксплуатаци онная надежность и работоспособность во многом зависят от точности обработки каждого корпуса, точности его отдельных по
верхностей |
отверстий и точности их взаимного расположения. |
И наоборот, |
предъявляемые к корпусным деталям высокие тре |
бования точности обусловлены необходимой точностью работы монтируемых в корпусах деталей и передач.
Нормы точности на механическую обработку корпусных де талей регламентируют: точность плоскостей и их взаимного рас положения, точность основных отверстий и их взаимного распо ложения, точность расположения основных отверстий относи тельно плоскостей детали, а также шероховатость отдельных по верхностей.
Нормы точности корпусных деталей обусловлены следующи ми параметрами: 1) прямолинейностью плоскостей; 2) парал лельностью плоскостей; 3) перпендикулярностью плоскостей;
4)точностью размеров между отдельными плоскостями.детали;
5)точностью размеров диаметров основных отверстий; 6) точно-
58
стью формы, круглостью н цилимдричностью основных отверстий; 7) соосностью отверстий, расположенных на одной оси; 8) соос ностью отверстий, расположенных на одной оси с осью базового отверстия; 9) точностью межосевых расстояний — допустимой погрешностью координат отверстий относительно базового отвер стия; 10) параллельностью осей отверстий; 11) перекосом осей отверстий; 12) перпендикулярностью осей отверстий; 13) точ ностью размеров от базовых плоскостей до оси основного отвер стия; 14) параллельностью оси отверстия базовым плоскостям детали; 15) перпендикулярностью оси отверстий базовым плоско стям или торцовым плоскостям детали; 16) точностью взаимного расположения крепежных отверстий.
Требования, предъявляемые к многооперационным станкам, в значительной мере зависят от точности обрабатываемых дета лей. Анализ точности большого числа корпусных деталей пока зал, что наиболее высокие требования предъявляются к плоско стям оснований корпусов, плоскостям их разъема и к торцовым плоскостям. У корпусных деталей станков непрямолинейность и неплоскостность их оснований нормируются в пределах 0,005— 0,02 мм на длине детали. Эти же требования, предъявляемые к другим плоскостям деталей, ограничиваются величинами 0,02— 0,05 мм. У деталей автомобилей и тракторов эти требования ог раничиваются величинами 0,04—0,1 мм. Непрямолинейность пло скостей приводит к деформации корпуса при его креплении бол тами к базовым деталям изделия. При затяжке болтов корпус, деформируясь, нарушает точность расположения основных от верстий, что, в свою очередь, вызывает нагрев подшипников при вращении перекошенных валов редукторов и коробок скоростей. Статистический анализ допустимых погрешностей плоскостей указанных деталей характеризуется следующими данными:
Допустимая |
неплоско |
До 0,01 |
0,02—0,03 |
0,04—0,06 |
0,06—0,1 |
стность в |
мм . . . |
||||
Количество |
детален |
4 |
12 |
50 |
34 |
в % ......................... |
Аналогичные требования предъявляются к взаимному распо ложению плоскостей: их параллельности, перпендикулярности и точности размеров между отдельными плоскостями детали. Наи более высокие требования предъявляются к корпусам металлоре жущих станков. Непараллельность плоскостей корпусов коорди натно-расточных и алмазно-расточных станков допускается в пре делах 0,002—0,003 мм; для станков нормальной точности 0,01— 0,02 мм; для деталей автомобилей 0,05—0,1 мм; для деталей кра нов 0,1—0,3 мм на длину 1000 мм.
Статистический анализ допустимых погрешностей деталей ха рактеризуется данными табл. 3.
От точности размеров диаметров отверстий и особенно от точности их геометрической формы зависит точность монтажа со-
60
Таблица 3
Распределение корпусных деталей по величине допустимой погрешности расположения их плоскостей
Количество деталей |
в % при допустимой |
|||
Вид погрешности |
|
погрешности располож ения |
в мм |
|
|
|
|
|
|
Д о |
0,01 0 ,0 2 —0,03 |
0 ,0 5 —0 , 1 |
Свыш е 0,1 |
|
Непараллельность................................. |
3 |
16 |
42 |
39 |
Неперпендикулярность......................... |
3 |
19 |
36 |
42 |
прягаемых деталей, достижение необходимой посадки сопряже ния и деформация внешнего кольца подшипника качения, при нимающего форму отверстия корпуса. Поэтому отверстия под подшипники и особенно отверстия под подшипники шпинделей станков должны быть выполнены особенно точно.
Вкорпусных деталях металлорежущих станков около 10% ос новных отверстий изготовляют по первому классу точности, свы ше 50% отверстий — по второму классу точности, около 30% — по третьему классу и до 10% — по четвертому и пятому классам точности.
Вкорпусных деталях автомобилей около 20% основных от верстий изготовляют по второму классу точности, свыше 50% —■ по классу 2а, до 20% — по третьему классу точности и до 10% — ниже третьего класса точности.
Вкраностроении отверстия второго класса точности изготов ляют у 5% корпусных деталей, до 15% отверстий изготовляют по классу 2а, свыше 50% — по третьему классу точности, 20% — по классу За, остальные отверстия — по четвертому и пятому клас сам точности.
Статистический анализ точности отверстий в рассмотренных корпусных деталях характеризуется следующими данными:
Класс точности отверстий ................. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Количество отверстий в % ................. |
6 |
35 |
45 |
14 |
Точность формы отверстий большинства корпусных деталей нормируется пределами точности диаметрального размера отвер стия. Однако значительное число отверстий (особенно под под шипники шпинделя, пиноль, гильзы различных станков, поршни в блоках цилиндров и в других деталях) нормирует точность формы отверстий выше точности их диаметральных размеров. Точность формы точных отверстий в их поперечном сечении — некруглость ограничивается допуском 0,003—0,005 мм, а нецилиндричность 0,002—0,003 мм.
Шероховатость поверхности основных отверстий корпусов, из готовленных по второму и третьему классам точности, нормиру ется V 6 — V 7. Незначительная часть отверстий (под подшип-
61