Файл: Маталин, А. А. Многооперационные станки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Схемы взаимного положения осей отверстий, расположенных на разных сторонах корпусных деталей, зависят от вида изделия: первая схема наиболее часто встречается у блоков цилиндров двигателей автомобилей и холодильных компрессоров; вторая и третья схемы имеют наибольшее распространение и встречаются в коробках скоростей, коробках подач, фартуках и консолях станков, редукторах кранов, коробках передач автомобилей и т. д. Четвертая схема встречается в корпусах масляных и водя­ ных насосов и т. д. Пятая схема присуща корпусам и редукторам с коническими прямозубыми передачами. Шестая схема встреча­ ется в корпусах редукторов с многоступенчатой конической пере­ дачей, корпусах пусковых двигателей, фартуках токарных стан­ ков и т. д. Седьмая схема типична для корпусов червячных ре­ дукторов, цилиндрических и глобоидных, а также корпусов передач с цилиндрическими и коническими винтовыми зубчаты­ ми колесами. Восьмая и девятая схемы типичны для корпусных деталей всех отраслей машиностроения.

В результате статистического анализа распространения каж­ дой схемы взаимного расположения осей получены следующие данные:

Схема расположения осей . . . .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Применяемость в % .........................

5

7

48

1

16

5

12

4

2

Наибольшее количество отверстий в корпусных деталях при­ ходится на долю крепежных и прочих отверстий. Эти отверстия предназначены для крепления присоединяемых к корпусу дета­ лей, удобства обработки основных отверстий, смазки деталей, монтажа гидро- и воздухопроводов и аппаратуры и т. п. Они от­ личаются разнообразием формы, размерами и точностью испол­ нения. Наиболее типичные формы отверстий представлены на рис. 32. Данные статистического анализа применяемости типовых от­ верстий приведены в табл. 2.

Применяемость диаметров крепежных отверстий характери­ зуется следующими данными:

Диаметр отверстия в мм 3—6

6— 10

10—16

 

16—-20

20—25

 

Применяемость в %

. . .

6

30

58

 

 

4

2

 

Типы

1

2

j

4

5

б

 

 

8

9

10

pmOepctmtu

 

 

Сквозные III

$I# III

 

111r*l"‘ I

 

 

III

щ

Сквозные,

 

I1

Щ

 

шУ

k

 

щ

Глухие

 

 

 

 

 

 

 

 

щЩт

обработка

щ .

 

 

 

ш ^

j

гдбух

 

 

 

сторон

 

 

Фщп

Ш .

 

Рис. 32. Формы крепежных отверстий

57


Таблица 2

Повторяемость типовых отверстий

П овторяемость отверс.гнП различных типов

 

/

 

3

4

5

6'

7

if

9

10

С к в о зн ы е .....................................

5.3

3,4

3,1

0,4

0,3

0,1

0.1

9,6

14,3

4

Глухие .........................................

3,7

4,2

0,1

0,1

0,4

4,8

1,9

21,1

7,4

Двусторонние.............................

0.1

1.2

0,8

0,1

0,1

13,3

0,1

 

Анализ размеров и формы основных и крепежных отверстий показывает, что на каждой стороне детали имеется несколько одинаковых отверстий, процесс обработки которых также одина­ ков. Одинаковые отверстия образуют группу отверстий. В одной стороне детали, как правило, имеется несколько групп отверстий. В другой стороне детали некоторые группы отверстий повторяют­ ся, некоторые группы образованы вновь. Одинаковые отверстия во всех сторонах образуют свою группу отверстий. У каждой кор­ пусной детали несколько групп отверстий. Чем меньше групп от­ верстий, тем меньше необходимо инструментов для их обработ­ ки и тем меньше необходимо программировать циклов их обработки. На рис. 33 приведено несколько корпусных деталей обрабатываемых на многооперационных станках.

§ 2. НОРМЫ ТОЧНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Правильное взаимное расположение и точность относитель­ ного положения размещаемых в корпусах и коробках деталей, трудоемкость их монтажа и пригоночных работ, их эксплуатаци­ онная надежность и работоспособность во многом зависят от точности обработки каждого корпуса, точности его отдельных по­

верхностей

отверстий и точности их взаимного расположения.

И наоборот,

предъявляемые к корпусным деталям высокие тре­

бования точности обусловлены необходимой точностью работы монтируемых в корпусах деталей и передач.

Нормы точности на механическую обработку корпусных де­ талей регламентируют: точность плоскостей и их взаимного рас­ положения, точность основных отверстий и их взаимного распо­ ложения, точность расположения основных отверстий относи­ тельно плоскостей детали, а также шероховатость отдельных по­ верхностей.

Нормы точности корпусных деталей обусловлены следующи­ ми параметрами: 1) прямолинейностью плоскостей; 2) парал­ лельностью плоскостей; 3) перпендикулярностью плоскостей;

4)точностью размеров между отдельными плоскостями.детали;

5)точностью размеров диаметров основных отверстий; 6) точно-

58



стью формы, круглостью н цилимдричностью основных отверстий; 7) соосностью отверстий, расположенных на одной оси; 8) соос­ ностью отверстий, расположенных на одной оси с осью базового отверстия; 9) точностью межосевых расстояний — допустимой погрешностью координат отверстий относительно базового отвер­ стия; 10) параллельностью осей отверстий; 11) перекосом осей отверстий; 12) перпендикулярностью осей отверстий; 13) точ­ ностью размеров от базовых плоскостей до оси основного отвер­ стия; 14) параллельностью оси отверстия базовым плоскостям детали; 15) перпендикулярностью оси отверстий базовым плоско­ стям или торцовым плоскостям детали; 16) точностью взаимного расположения крепежных отверстий.

Требования, предъявляемые к многооперационным станкам, в значительной мере зависят от точности обрабатываемых дета­ лей. Анализ точности большого числа корпусных деталей пока­ зал, что наиболее высокие требования предъявляются к плоско­ стям оснований корпусов, плоскостям их разъема и к торцовым плоскостям. У корпусных деталей станков непрямолинейность и неплоскостность их оснований нормируются в пределах 0,005— 0,02 мм на длине детали. Эти же требования, предъявляемые к другим плоскостям деталей, ограничиваются величинами 0,02— 0,05 мм. У деталей автомобилей и тракторов эти требования ог­ раничиваются величинами 0,04—0,1 мм. Непрямолинейность пло­ скостей приводит к деформации корпуса при его креплении бол­ тами к базовым деталям изделия. При затяжке болтов корпус, деформируясь, нарушает точность расположения основных от­ верстий, что, в свою очередь, вызывает нагрев подшипников при вращении перекошенных валов редукторов и коробок скоростей. Статистический анализ допустимых погрешностей плоскостей указанных деталей характеризуется следующими данными:

Допустимая

неплоско­

До 0,01

0,02—0,03

0,04—0,06

0,06—0,1

стность в

мм . . .

Количество

детален

4

12

50

34

в % .........................

Аналогичные требования предъявляются к взаимному распо­ ложению плоскостей: их параллельности, перпендикулярности и точности размеров между отдельными плоскостями детали. Наи­ более высокие требования предъявляются к корпусам металлоре­ жущих станков. Непараллельность плоскостей корпусов коорди­ натно-расточных и алмазно-расточных станков допускается в пре­ делах 0,002—0,003 мм; для станков нормальной точности 0,01— 0,02 мм; для деталей автомобилей 0,05—0,1 мм; для деталей кра­ нов 0,1—0,3 мм на длину 1000 мм.

Статистический анализ допустимых погрешностей деталей ха­ рактеризуется данными табл. 3.

От точности размеров диаметров отверстий и особенно от точности их геометрической формы зависит точность монтажа со-

60


Таблица 3

Распределение корпусных деталей по величине допустимой погрешности расположения их плоскостей

Количество деталей

в % при допустимой

Вид погрешности

 

погрешности располож ения

в мм

 

 

 

 

Д о

0,01 0 ,0 2 —0,03

0 ,0 5 —0 , 1

Свыш е 0,1

Непараллельность.................................

3

16

42

39

Неперпендикулярность.........................

3

19

36

42

прягаемых деталей, достижение необходимой посадки сопряже­ ния и деформация внешнего кольца подшипника качения, при­ нимающего форму отверстия корпуса. Поэтому отверстия под подшипники и особенно отверстия под подшипники шпинделей станков должны быть выполнены особенно точно.

Вкорпусных деталях металлорежущих станков около 10% ос­ новных отверстий изготовляют по первому классу точности, свы­ ше 50% отверстий — по второму классу точности, около 30% — по третьему классу и до 10% — по четвертому и пятому классам точности.

Вкорпусных деталях автомобилей около 20% основных от­ верстий изготовляют по второму классу точности, свыше 50% —■ по классу 2а, до 20% — по третьему классу точности и до 10% — ниже третьего класса точности.

Вкраностроении отверстия второго класса точности изготов­ ляют у 5% корпусных деталей, до 15% отверстий изготовляют по классу 2а, свыше 50% — по третьему классу точности, 20% — по классу За, остальные отверстия — по четвертому и пятому клас­ сам точности.

Статистический анализ точности отверстий в рассмотренных корпусных деталях характеризуется следующими данными:

Класс точности отверстий .................

1

2

3

4

Количество отверстий в % .................

6

35

45

14

Точность формы отверстий большинства корпусных деталей нормируется пределами точности диаметрального размера отвер­ стия. Однако значительное число отверстий (особенно под под­ шипники шпинделя, пиноль, гильзы различных станков, поршни в блоках цилиндров и в других деталях) нормирует точность формы отверстий выше точности их диаметральных размеров. Точность формы точных отверстий в их поперечном сечении — некруглость ограничивается допуском 0,003—0,005 мм, а нецилиндричность 0,002—0,003 мм.

Шероховатость поверхности основных отверстий корпусов, из­ готовленных по второму и третьему классам точности, нормиру­ ется V 6 — V 7. Незначительная часть отверстий (под подшип-

61