Файл: Маталин, А. А. Многооперационные станки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

1

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

Рис. 35. Смещение осей отверстий

 

ники

скольжения

шпинделей,

 

поршни, золотники гидросистем)

 

нормируется

шероховатостью по­

 

верхности .V 9 — VII .

 

 

 

Особо оговариваются у боль­

 

шинства корпусных деталей до­

 

пустимые погрешности

соосности

 

отверстий, расположенных на од­

 

ной оси в нескольких параллель­

 

ных стенках. Несоосность отвер­

 

стий вызывает перекос и дефор­

 

мацию монтируемых в корпус ва­

 

лов и

подшипников.

 

Последнее

Рис. 34. Несоосность от-

вызывает нагрев подшипников и-

верстий

корпуса

в

процессе

работы.

У большинства деталей несоосность ограничивается величиной половины допуска на диаметр меньшего из отверстий, располо­ женных на данной оси.

Разновидности несоосности отверстий показаны

на рис. 34:

а — образующие поверхностей обоих отверстий

параллельны

между собой и параллельны общей оси, проходящей через цент­ ры окружностей, расположенных в среднем продольном сечении каждого отверстия; ось каждого отверстия совмещена с общей осью; б — та же схема, только ось одного отверстия смещена от­ носительно оси второго отверстия; в — образующие и оси каждо­ го отверстия параллельны, но не соосны и не параллельны общей оси; г — образующие и оси каждого отверстия непараллельны, ось одного отверстия совмещена с общей осью; д — образующие и оси каждого отверстия непараллельны, оси обоих отверстий непараллельны общей оси.

Отклонения формы и расположения поверхностей отверстий регламентирует ГОСТ 10356—63.

Несоосность отверстий определяется смещением оси поверх­ ности одного отверстия относительно оси поверхности другого. Она задается величиной смещения р и углом ф (рис. 35). У боль­ шинства деталей указывается только допустимая величина сме­ щения р, а угол ф не задается.

Допустимая несоосность отверстий, расположенных на одной оси,-предопределяет необходимую точность позиционирования за-

62


готовки и шпинделя многооперационного станка при растачива­ нии отверстий с двух сторон детали.

В рассмотренных деталях допускаемые отклонения от номи­ нального значения координат, регламентирующих межосевые расстояния, ограничиваются пределами 0,01—0,2 мм. У корпусов коробок скоростей, коробок передач и коробок, несущих шестер­ ни, скорость вращения которых превышает 15 м/с (т. е. шестер­ ни, к которым предъявляются требования бесшумности переда­ чи), погр-ешности межосевого расстояния ограничиваются значе­ ниями 0,01—0,025 мм. Аналогичному корпусных деталей, несущих шестерни точных кинематических передач (например, у зуборез­ ных, резьбонарезных, шлицефрезерных, зубо- и резьбошлифо­ вальных станков), погрешности межосевых расстоянии ограничи­ ваются пределами 0,01—0,03 мм. У корпусов редукторов, блоков цилиндров и коробок подач погрешности межосевых расстояний нормируются значениями 0,03—0,1 мм. Корпусные детали тракто­ ров, кранов и др. имеют погрешности межосевых расстояний, пре­ вышающие 0,1 мм. ■

Распределение деталей с различными допусками на межосёвое расстояние растачиваемых отверстий характеризуется сле­ дующими значениями:

Допуск на межосевое расстояние

0,01

0,02—0,09

Св. 0,1

по чертежу детали

в мм . . .

Количество деталей

в % . . . .

12

30

58

Отклонения межосевых расстояний у корпусов, несущих ци­ линдрические зубчатые колеса, регламентируются нормами боко­ вого зазора между зубьями шестерен и видом их сопряжения. От­ клонения нормирует ГОСТ 1643—56; они составляют: 1) для со­ пряжения С с нулевым гарантированным зазором 0,025 мм для межцентрового расстояния до 50 мм и 0,06 мм для межцентро­ вого расстояния 500 мм и 2) для сопряжения X нормального га­ рантированного зазора 0,06 мм для межцентрового расстояния до 50 мм и 0,16 мм для межцентрового расстояния 500 мм.

Отклонения межосевых расстояний у корпусов, несущих чер­ вячные передачи, определяются степенью точности монтажа и величиной межосевого расстояния. Отклонения нормирует ГОСТ 3675—56; они составляют для пятой степени точности 0,017 мм для межосевого расстояния до 80 мм и 0,028 мм для межосевого расстояния до 320 мм и для седьмой степени точности 0,03 мм — при расстоянии 80 мм и 0,07 мм — при расстоянии 320 мм. Допу­ стимые отклонения межосевых расстояний предопределяют необ­ ходимую точность позиционирования стола и салазок относи­ тельно шпинделя при растачивании отверстий.

* Контакт зубьев в передаче и точность ее монтажа предопре­ деляются непараллельностью и перекосом осей отверстий в кор­ пусе (рис. 36). При непараллельности оси отверстий располага­ ются в одной плоскости и должны пересечься в бесконечности

63


(рис. 36, а). При перекосе оси отверстий лежат в параллельных плоскостях, но скрещиваются в пространстве; они не лежат в од­ ной плоскости (рис. 36, б). Непараллельность осей определяется разностью значений межосевых расстояний в двух противополож­ ных стенках детали. Перекос осей определяется величиной накло­ на оси (угол <р) одного из отверстий, лежащих в противополож­ ных стенках детали, относительно оси другого отверстия, распо­ ложенного в тех же стенках. В корпусных деталях станков допу­ ски на непараллельность и пер-екос осей нормируются значения­ ми 0,02—0,05 мм на длине детали 500 мм. В некоторых чертежах они оговорены значениями величин допусков на межосевые рас­ стояния. Непараллельность осей цилиндров в блоке цилиндров автомобиля допускается в пределах 0,03—0,07 мм на длине от­ верстий. Непараллельность осей отверстий под коленчатый и ку­ лачковый валы допускается в пределах 0,08—0,15 мм на всю дли­ ну блока. Нормы контакта зубьев для цилиндрических зубчатых передач, нормируемые по ГОСТу 1643—56, предопределяют зна­ чения перекосов и непараллельности осей: 6* = 6„ = 0,013 мм на длине 500 мм для колес 3-й степени точности, 6.-е = 6У= 0,021 мм для колес 5-й степени точности и 0,034 мм для колес 7-й степени точности. Непараллельность и перекос осей при растачивании от­ верстий в корпусных деталях на многооперационных станках оп­ ределяются точностью установки координат стола и салазок от­ носительно шпинделя станка и точностью поворота стола с де­ талью при переходе к растачиванию отверстий, расположенных в противоположной стенке детали.

Наряду с корпусными деталями, в которых монтируются ци­ линдрические зубчатые передачи, встречается большое количест­ во корпусов конических, червячных, гипоидных передач, в кото-' рых оси отверстий располагаются в перпендикулярных плоско­ стях. Для такого расположения осей задается отклонение от пер­ пендикулярности или перекос осей. Нормы точности монтажа си-

а)

Рис. 36. Непараллельность и перекос осей

64

ловых червячных передач по ГОСТу 3675—56 предусматривают допустимые погрешности перекоса осей при т = 2,5 ^ 6 в преде­ лах:

Степень точности...................

5

6

7

8

9

Перекос Ьу в м м ...................

0,011

0,014

0,018

0,022

0,028

Для прямозубых конических колес по ГОСТу 1758—56 по­ грешности перекоса при L — 50 мм:

Виды сопряжения...............

С

Д

X

Ш

6фП в мкм

 

^28

i4 5

-1-70

Чертежи просмотренных деталей регламентируют допустимые отклонения от перпендикулярности отверстий в пределах 0,02— 0,05 мм. Неперпендикулярность осей отверстий цилиндров к оси отверстия под коленчатый вал в блоке цилиндров двигателя ав­ томобиля должна быть в пределах 0,03—0,07 мм на длине ци­ линдров.

Допустимые отклонения размеров, связывающих положение осей отверстий относительно базовых поверхностей корпуса, за­ висят от точности взаимного расположения отдельных узлов ма­ шины. Так, необходимость совмещения центров передней и зад­ ней бабок токарного станка вынуждает задавать размеры от оси шпиндельного отверстия до направляющих в пределах 0,03— 0,05 мм. У сверлильных, фрезерных и расточных станков точной связи размеров не существует, поэтому допуски на указанные размеры задаются в пределах 0,1 мм. У деталей редукторов, валы которых соединяются муфтами, допуски на указанные размеры нормируются величинами 0,2—0,5 мм.

В результате статистического анализа просмотренных черте­ жей деталей получены следующие данные:

Погрешности рассто­

 

 

 

 

яний от оси отвер­

 

 

 

 

стия до

базовых

 

 

 

 

плоскостей в мм

До 0,02

0,02— 0,05

0,05— 0,1

Более 0,1

Количество

деталей

 

 

 

 

в % .....................

6

14

31

49

Такие же допуски существуют на непараллельность осей от­ верстий базовым плоскостям корпуса. Более жесткими допусками задается неперпендикулярность торцовых поверхностей осям от­ верстий; для большинства деталей она составляет 0,02—0,4 мм на радиусе 100 мм.

Допуски на межосевые расстояния крепежных отверстий, а также допускаемые отклонения их диаметральных размеров в большинстве чертежей не оговариваются. В некоторых чертежах они определяются значениями 0,2—0,5 мм.

Несмотря на большое разнообразие типов, форм и размеров корпусных деталей, для их обработки необходимы одинаковые

5 Заказ 1135

65


технологические процессы: торцовое, цилиндрическое и контурное фрезерование, сверление, рассверливание, растачивание, зенкерование, развертывание, подрезание торцов, цекование, нарезание резьбы и пр. Все эти виды работ должны выполняться широко­ универсальными станками многоцелевого назначения. Макси­ мальная концентрация процессов обработки, ведущая к повы­ шению точности взаимного расположения обрабатываемых по­ верхностей и производительности обработки, вынуждает обраба­ тывать деталь со всех сторон при одном ее креплении (установе). Поэтому конструкция станков и их оснащение должны обеспе­ чить возможность многосторонней обработки деталей. Разнооб­ разие форм плоскостей, их сочетаний и расположения требуют, наряду с возможностью многосторонней обработки, обработки внутренних, и внешних поверхностей, поверхностей наклонных, образующих ласточкин хвост и всевозможных пазов и выемок.

Приведенные параметры точности и значения их отклонений вызывают необходимость применения высокоточных станков, обеспечивающих точность позиционирования по всем трем коор­ динатным направлениям, точность кругового позиционирования по двум осям поворота и высокую точность вращения инструмен­ та. Большое разнообразие размеров диаметров отверстий, значи­ тельное их количество, значительное число переходов при их об­ работке требуют наличия большого количества инструментов, ча­ стой их смены и изменения режимов резания, сопутствующих смене инструментов. Большой объем выполняемых над деталью работ, потери времени на выполнение всех вспомогательных дви­ жений, характеризуют большую трудоемкость изготовления кор­ пусных деталей. Полная автоматизация процесса обработки, ав­ томатизация всех рабочих и вспомогательных перемещений, ав­ томатизация смены инструмента, автоматическое обеспечение точности установки координат — это основные требования, предъявляемые к современному металлорежущему станку, при­ званному повысить точность и производительность обработки корпусных деталей. Всем этим условиям должны удовлетворять многооперационные станки.

Глава I I I

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОРПУСНЫХ ДЕТАЛЕЙ НА МНОГООПЕРАЦИОННЫХ СТАНКАХ

§ 1. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ к о н с т р у к ц и и ДЕТАЛЕЙ

Трудоемкость, себестоимость и эффективность изготовления детали зависят от выбранного технологического процесса, станка, его оснащенности, а также в большой степени от конструкции детали. Важнейшим качеством конструкции детали является ее технологичность. Требования технологичности конструкции кор­ пусных деталей с учетом особенностей их обработки на многоопе­ рационных станках могут быть рассмотрены с позиций создания благоприятных условий обработки плоскостей и отверстий, в той же последовательности, как они были рассмотрены в гл. II.

А. По числу сторон обработки. 1. Наиболее технологичной следует считать конструкцию, у которой все обрабатываемые по­ верхности расположены с одной стороны детали. Обработка та­ кой детали осуществляется при ее установке на столе без нали­ чия поворотного стола и без необходимости ее центрирования от­ носительно оси поворота стола.

2.Обрабатываемые поверхности должны быть расположены

всторонах, которые могут быть последовательно обращены к шпинделю станка при повороте детали вокруг одной ее оси. Це­

лесообразным числом сторон обработки у корпусных деталей та­ кого типа следует считать четыре (детали могут быть обработаны с четырех сторон последовательно при их одной установке на поворотном столе). Большее число сторон обработки обычно тре­ бует поворота корпусной детали вокруг двух ее осей. Это вызы­ вает необходимость оснащения станка глобусными или наклон­ ными столами, что затрудняет крепление детали, понижает жест­ кость его, усложняет исполнение программы и цикл работы станка.

3. Геометрическая форма корпусной детали должна соответ­ ствовать правильной геометрической фигуре — многогранной призме, для того чтобы все обрабатываемые поверхности распо­ лагались в сторонах, обработка которых была бы возможна при повороте детали максимум вокруг двух осей. Наличие наклонных плоскостей, требующих при их обработке поворота детали вокруг

5*

67


дополнительных осей, вызывает необходимость усложнения кон­ струкции станка и введения в технологический процесс обработки деталей дополнительных сложный движений, дополнительных за­ трат вспомогательного времени и усложнения программы.

Б. По устойчивости и удобству крепления. 4. Конструктивная форма детали должна предусматривать возможность ее полной механической обработки при одном установе (в одной операции), от одной технологической базы. В этом случае базовыми поверх­ ностями должны быть черные, необрабатываемые поверхности, обеспечивающие надежную установку детали.

5.Опорные поверхности детали должны иметь достаточную протяженность, обеспечивающую хорошую устойчивость детали. Главная базирующая опорная поверхность, которой деталь уста­ навливается на поверхности поворотного стола, как правило, рас­ полагается в плоскости, перпендикулярной к сторонам обработки, поэтому ее размеры должны превышать размеры обрабатыва­ емой поверхности, чтобы возникающий при резании опрокиды­ вающий момент не отрывал деталь от опорной поверхности стола.

6.Конструкцией детали должны быть предусмотрены прили­ вы или поверхности, облегчающие ее крепление к столу. Крепле­ ние детали и крепежные средства не должны мешать ее обра­ ботке, подводу и выходу инструментов. Обрабатываемые поверх­ ности не должны перекрываться крепежными устройствами. Уменьшение объема обработки, т. е. невозможность обработки некоторых поверхностей из-за неудобства крепления детали, не­ допустимо.

7.Конструкция детали должна обеспечивать ее высокую проч­ ность и жесткость, чтобы силы ее крепления при обработке и воз­ никающие силы резания не вызывали деформаций, нарушающих точность обработки.

В. По удобству работы на станке. 8. Поверхности детали

должны обрабатываться без их спаривания с другими деталями, так как совместной обработке предшествуют операции сборки, как правило, невыполнимые на многооперационных станках.

Г. По удобству обработки плоскостей. Конструкции много­ операционных станков обычно предусматривают выполнение об­ работки одной детали одним шпинделем. Иногда станки осна­ щают двумя поворотными столами, на которых одновременно могут быть установлены две детали, однако их обработка произ­ водится последовательно. Как правило, многоместная одновре­ менная обработка деталей на этих станках не производится. Это несколько изменяет требования к взаимному расположению пло­ скостей корпусных деталей. Например, при обработке деталей на обычных продольно- и карусельно-фрезерных станках всегда предъявляется требование обеспечения возможности обработки плоскостей и торцовых поверхностей на проход, т. е. они должны быть открыты и доступны проходу инструмента, лежать в одних

68