ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
плоскостях и не иметь выступов или приливов, мешающих сквоз ной обработке. На многооперационных станках вследствие нали чия одной фрезы и относительного взаимного перемещения фре зы и детали в трех направлениях указанное требование не столь существенно, так как возможна независимая обработка каждой плоскости, выступа и уступа, расположенных на одной стороне детали. Однако при возможности их обработки за один сквозной проход уменьшается время обработки, уменьшается число кадров программы, т. е. упрощается программирование обработки, уменьшается число циклов движения стола и салазок. Поэтому целесообразно сохранить указанные требования технологичности
кконструкции и расположению плоскостей детали.
9.Конструктивная форма должна предусматривать располо жение всех находящихся на одной стороне детали плоскостей, торцовых поверхностей и уступов в одной плоскости для возмож ности их одновременной обработки одним проходом инструмента.
10.Форма обрабатываемой плоскости должна разрешать сквозной проход инструмента в одном направлении или обработ ку вдоль контура, выполнимую при последовательном перемеще нии стола, салазок или шпиндельной головки. Контурное фрезе рование поверхности фасонной формы усложняет систему и уст ройства программного управления.
11.При наличии внутренних, не сквозных плоскостей или со четании нескольких поверхностей, образующих сложный контур, расположенных на одной стороне детали, их обработка должна быть выполнена при перемещении исполнительных элементов
станка не более чем по трем координатным осям.
Д. По удобству обработки основных отверстий. 12. Конструк ция должна предусматривать наличие основных, точно обрабаты ваемых отверстий только во внешних стенках детали. Наличие точных отверстий, расположенных в промежуточных стенках де тали, нежелательно. Как указывалось ранее, обработка отвер стий на многооперационных станках производится без поддерж ки и направления инструмента кондукторными втулками. Для по вышения точности растачивание отверстий производят короткими жесткими консольными инструментами. Необходимость растачи вания отверстий, расположенных во внутренних и промежуточ ных стенках детали, ведет к удлинению расточных борштанг, уменьшению их жесткости, а следовательно, к понижению точно сти и производительности растачивания.
13. По тем же соображениям промежуточные стенки и пере городки, в которых имеются точные отверстия, должны распола гаться возможно ближе к внешним стенкам детали. Это умень шает вылет инструментов. При необходимости обработки отвер стий, расположенных в промежуточных стенках детали, с двух противоположных сторон, одним и тем же инструментом большой вылет его борштанги затрудняет осуществление поворота стола с деталью, даже если он отведен в самое крайнее положение, так
69
как угол детали, наиболее удаленный от оси поворота, задевает за инструмент. Это заставляет дополнительно вынимать из шпин деля инструмент, отводить его, поворачивать деталь и вновь ус танавливать инструмент в шпиндель.
Указанная бесполезная работа инструментального автоопера тора нежелательна и нецелесообразна, так как снижает произ водительность операции.
14.Основные, точно растачиваемые отверстия, расположен ные в одной стенке, должны быть гладкими для возможности их обработки на проход. Наличие ступенчатых отверстий, кольце вых канавок, выточек, торцовых выемок резко повышает трудоем кость обработки и увеличивает требуемое число гнезд в инстру ментальном магазине станка. Необходимость обработки указан ных поверхностей вынуждает создавать специальные конструк ции инструмента, поперечное перемещение режущего лезвия ко торого должно также осуществляться по команде программоно сителя, плансуппортные головки (см. ниже, рис. 52).
15.При наличии ступенчатых отверстий их возрастающие диаметры должны быть направлены к внешним поверхностям де тали. Противоположное направление ступеней отверстий недопу стимо, так как их обработка может оказаться невозможной.
16.Точно растачиваемые основные отверстия, расположен ные на одной оси в противоположных и промежуточных стенках детали, должны быть выполнены одного диаметра с целью умень
шения количества инструментов, снижения трудоемкости налад ки станка и использования повторных циклов.
Так как растачивание на многооперационных станках осуще ствляется короткими консольными борштангами, то одновремен ное растачивание всех отверстий, лежащих на одной оси, набором инструментов затруднительно, и требование уменьшения диамет ров в одном направлении (см. рис. 27), предъявляемое к корпус ным деталям при их растачивании на радиально-сверлильных и агрегатных станках, в данном случае необязательно. Отверстия одного диаметра, расположенные'на одной оси во внешних и про межуточных стенках детали, растачиваются последовательными проходами одного и того же инструмента, за один запрограмми рованный цикл обработки, что значительно облегчает наладку станка.
17. Диаметры отверстий в промежуточных стенках детали не должны быть больше диаметров соосных отверстий, расположен ных во внешних ее стенках, так как растачивание таких отвер стий напроход невозможно и вынуждает пользоваться плансуппортными головками.
18. Конструкция корпусной детали не должна иметь внутрен них выступов, различных окон, разрезов, прерывающих отверстие и мешающих растачиванию напроход.
Е. По удобству обработки крепежных отверстий. 19. Крепеж ные отверстия должны быть максимально нормализованы, стан
70
дартной формы, а их номенклатура — минимальна. Необходимо избегать многообразия размеров и форм отверстий, резьб и цековок. Отверстия должны быть однообразны и одинаковы во всех стенках детали и должны образовывать минимальное число групп, так чтобы в каждой группе их было возможно большее количество (в одну группу входят одинаковые отверстия).
20. Торцовые поверхности отверстий в заготовках должны быть перпендикулярны осям для возможности их обработки тор цовой фрезой или цековкой. При сверлении отверстий, торцовые поверхности которых неперпендикулярны оси, возникает увод ин струмента, перекос оси и нарушаются межосевые расстояния. В этих случаях перед сверлением отверстий приходится предвари тельно их обрабатывать центровыми сверлами для лучшего на правления сверла..
21. Необходимость обработки внутренних торцовых поверх ностей бобышек, подход инструмента к которым невозможен ни с одной стороны детали, вынуждает проводить доделку деталей при вводе инструмента изнутри. Эти работы пло£о программиру ются и их приходится выполнять при ручном управлении, что весьма нежелательно.
22.При сверлении косых и наклонных отверстий их оси долж ны располагаться в плоскостях, доступных для обработки при повороте детали на поворотном столе. В противном случае их обработка требует дополнительных операций, выполняемых на другом станке, нарушая принцип концентрации обработки.
23.Параметры резьб должны предусматривать возможность их нарезания метчиками. Нарезание резьб резцами нежела тельно.
Рассмотрим несколько примеров. На рис. 37 представлен чер теж картера редуктора автоприцепа. У него обрабатываются че
тыре плоскости, расположенные в четырех взаимно перпендику лярных сторонах детали. В этих же сторонах детали расположе ны пять основных и 17 крепежных отверстий. Конструкция детали при ее обработке на многооперационных станках — техно логична.
Все подлежащие обработке плоскости, основные и кре пежные отверстия могут быть обработаны со всех четырех сто рон, при одной установке детали на горизонтальном поворотном столе и повороте вокруг одной оси. Геометрическая и конструк тивная форма детали разрешает ее установку и крепление по поверхностям V, VI, IX, X.
Протяженности поверхностей, по которым происходит уста новка и крепление детали, хотя и малы, но достаточны для на дежной устойчивости и крепления. Все поверхности доступны для подвода и прохода режущих инструментов. Обрабатываемые с каждой стороны поверхности образуют одну плоскость, обработ ка которой возможна одним проходом инструментов; недоступ ных к обработке поверхностей у детали не имеется. Все основные
71
V4 —п л о с к о с т и
отверстия, за исключением одного во внутренней стенке, являют ся гладкими, сквозными, обработка которых возможна напроход. Четыре отверстия детали имеют одинаковый диаметр 42А мм, что значительно уменьшает номенклатуру расточного инструмен та, его число и не требует громоздких инструментальных магази нов. Всего у детали имеется два размера диаметров основных отверстий.
Отверстие во внутренней стенке детали достаточно близко расположено к отверстию во внешней стенке, что позволяет про изводить их совместную обработку одним проходом одного и то го же инструмента консольного типа. Деталь имеет два размера крепежных отверстий Мб и М10, т. е. они достаточно нормализо ваны. К недостаткам следует отнести необходимость фрезерова ния поверхности-III прямоугольным обходом контура, так как при сквозном проходе диаметр фрезы должен быть большим (не менее 200 мм).
На рис. 38 представлен картер редуктора заднего моста авто мобиля. С точки зрения обработки на многооперационных стан ках его конструкцию следует считать нетехнологичной. Отвер-
72
стия диаметром 160+£;0°,247 мм должны обрабатываться совме
стно с крышками, т. е. полная обработка детали невозможна без спаривания с другими деталями. Для присоединения крышек не обходимо в отдельных установках (операциях) обработать пло скости под крышки и отверстия для их крепления. Картер кре пится фланцем и центрируется буртом диаметром 395_o,i2 мм. По верхности торца фланца и бурта должны обрабатываться точе нием, выполнение которого на многооперационных станках, пред назначенных для обработки корпусных деталей, затруднительно. Расположение основных отверстий, торца фланца и бурта такое, что невозможно осуществить обработку всех поверхностей пово ротом картера вокруг одной оси. При повороте картера вокруг оси О— О для обработки доступны поверхности Ш, X, Ч и Ц,
220Л
Рис. 38. Чертеж картера редуктора заднего моста автомобиля
73
а поверхность Ж для обработки недоступна. При повороте кар тера вокруг оси а—а доступны для обработки поверхности Ш, Л- и Ж, а поверхности Ч и Ц к обработке недоступны.
Следовательно, перед обработкой картера редуктора на многооперационном станке предварительно должны быть обработа ны торец фланца и бурт на карусельном станке и отверстия для крепления крышек и отверстия во фланце на сверлильном станке, а также произведена сборка .картера редуктора с крышками. За тем на многооперационном станке при установке картера по тор цу фланца и бурту диаметром 395-0,12 мм могут быть последова тельно обработаны все основные и крепежные отверстия при по воротах картера вокруг оси в—в. При повороте картера вокруг
в' а -А
компрессора
74