Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рования, могут служить крите­ рием перехода в пластическую область, т. е.

 

 

Р(fli)

= Рг

 

(5.15)

 

Контурное давление р (В) в точ­

 

ке В, соответствующее порогу

 

внешнего трения, при заданной

 

твердости

контактирующих ма­

 

териалов и шероховатости

их

 

поверхностей

зависит

от проч­

 

ности

тп на

срез

адгезионных

 

связей: чем ниже тп,

тем боль­

 

ше р (В) [3].

 

 

 

что

 

В работе [15] показано,

 

для

данного

обрабатываемого

 

материала

единственной неза­

 

висимой характеристикой, опре­

Рис. 5.7. Типичная схема изменения

деляющей

контактные условия,

контактных нормальных напряже­

а через них и параметры струж-

ний на передней поверхности

кообразования, является коэф­

режущего инструмента

фициент р,в трения

на

участке

 

внешнего трения. Здесь же уста­

новлено, что около 90% всей нормальной и касательной нагрузки на передней поверхности инструмента приходится на участок ОВ

внутреннего скольжения.

Отсюда следует,

что весьма важно знать

пути влияния различных

параметров резания

на протяженность

участка ОВ, а также определить физический

смысл

основного

управляющего параметра — коэффициента fiB.

 

 

В первом приближении считаем точки

В и

Вх совмещенными,

т. е. участок АВ принимаем полностью за

упругую область

кон­

такта. По-видимому, это допущение близко к

истине,

так

как в

условиях сложного напряженного состояния,

в котором находит­

ся обрабатываемый материал, переход от упругости к пластичности затруднен вследствие дополнительных напряжений, действующих в перпендикулярном направлении [16]. В связи с этим имеет место значительное повышение несущей способности контакта.

На участке. контакта АВ (принятом упругим) при резании металлов, имеющих среднюю и значительную величину модуля упругостй (подавляющее большинство конструкционных металлов), деформационной составляющей трения можно пренебречь [3]. -Тогда сопротивление сдвигу на этом участке будет определяться лишь прочностью тп на срез адгезионных связей, обусловливаю­ щейся главным образом распределением контактных нормальных напряжений и температур на передней поверхности инструментов.

Температура и контактные напряжения, как это видно из рис. 4.19 и 4.20, распределены на передней поверхности нерав-

т


номерно. Максимальная температура зачастую может достигать значений температур 0 хар и превосходить их [17]. Все это опреде­ ляет характер зависимости касательных напряжений

т(х) « ха{х) = т0 + р(дс) • р(х).

(5.16)

Здесь, ввиду малого изменения, величину т0 можно принять по­ стоянной.

Тогда коэффициент трения на этом участке

■ М * )« /.(* ) = ^ + Р ( * ) .

(5.17)

т. е. зависит от нормальных напряжений и температуры контакта, что соответствует экспериментальным данным работы [13].

Согласно [18] характер распределения нормальных напря­ жений на передней поверхности может быть описан как

 

 

 

Р(х) =

 

 

 

 

 

(5.18)

где п — показатель степени.

 

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%{х) ~ т0

+

Р(дс) •

р шах

 

 

(5.19)

Так как на этом участке

контакта

с увеличением х локальная

температура 0(х) контакта

возрастает [17], то

принципиально

возможны

два

варианта распределения

т(х):

первый— когда

0 (х )< в хар на всем протяжении

участка,

второй — когда

имеется

место

хк,

где

0(х) = 0 хар.

В

первом

случае

можно

принять

Р(х) =

пост, и распределение т(х) на всем участке А В будет соот­

ветствовать распределению р(х). Во втором случае до хк это соот­ ветствие будет соблюдаться, а в дальнейшем в связи с уменьшением Р (при 0 (х )> 0 х.р) темп нарастания т(х) будет снижаться по сравнению с нарастанием р(х).

На участке заторможения ОВ касательные напряжения рас­ пределяются по законам внутреннего скольжения с учетом явле­ ний упрочнения и разупрочнения (рис. 4.19). Чаще всего полагают, что при этом напряжения т(,г) постоянны и равны по величине сопротивлению ts сдвига материала стружки [10,15].

Протяженность участка ОВ оказывает существенное влияние на нагруженность и работоспособность непосредственно режущей

кромки инструмента. В точке В

 

х (В) и ха(В) = т„

(5.20)

тогда

 

Тп(Я) = Ч) + Р(Я) ■Ртах (^-)п = V

(5.21)

G9.



Отсюда

(5.22)

Учитывая, что хи — С Cv получим

(5.23)

Отсюда относительная длина участка заторможения

(5.24)

V

Увеличение улучшает условия работы режущей кромки, так как при этом значительная доля нагрузки на передней поверхности распределяется на относительно большем участке контакта. И,, наоборот, уменьшение ч ухудшает работоспособность кромкиРассмотрим влияние толщины а среза и скорости v резания;

на

величину -/..

(15], что с

увеличением а показатель степени

п

Установлено

уменьшается,

а величина

рП1ах практически не изменяется.

Если при этом не происходит существенных изменений темпера­ туры резания, то увеличение а приводит к уменьшению ч и ухуд­ шению работы рейсущей кромки, что соответствует известным,

положениям.

 

скорость

v резания.

Весьма сложное влияние на ч оказывает

Повышение v

(в наиболее часто применяемом диапазоне при ис­

пользовании

твердосплавного инструмента)

увеличивает ршах

[15], уменьшает тя и при температуре 0(в) > 0 хар

уменьшает

коэффициент Р(в) [9]. Первые два фактора благоприятно сказы­ ваются на работоспособности резцов, так как увеличивают ч; последний фактор снижает работоспособность резцов в связи с уменьшением ч. Поэтому при скоростях резания, обеспечивающих

0(в) < 0 хар,

увеличение

v способствует улучшению работы-

инструмента.

Когда же

0(в) ^ ©хаи произойдет существенное

уменьшение |3(в), что может привести к превалирующему влиянию» этого фактора и снижению работоспособности инструмента. Сле­ довательно, должна существовать скорость резания, при которой условия на передней поверхности способствуют наилучшей рабо­ тоспособности инструмента.

По-видимому, это обстоятельство является одной из причин существования оптимальных скоростей v0 резания [12], прй ко­ торых достигается наибольшая размерная стойкость инструментов.

Определим средний коэффициент [а трения по передней поверх­ ности инструмента [19].

70


Интегрируя уравнение (5.16) в пределах от 0 до х = 0 - С г и приняв при этом Р(х) — const == р, получим значение касатель­ ной силы FB, действующей на участке внешнего трения,

F ^ b i C - C J

н

Р ' Ртах (^

*)п

(5.25)

Л + 1

 

 

 

 

 

 

где b ■— ширина

среза.

 

 

 

 

Касательная

сила, действующая на участке внутренних плас­

тических сдвигов,

 

 

 

 

 

F3 к Ь

С, • т8.

 

(5.26)

Учитывая уравнение (5.21),

 

 

 

FB= b - С, [т0

+ f>pmax (1 -

■/)»].

(5.27)

Касательная сила F, действующая на всей площади контакта, равна сумме сил FB и FB, т. е.

Г = 6 - С [т. + ^ > " (5.J8)

Интегрируя уравнение (5.18) в пределах от 0 до х==С1, получаем

нормальную

силу

N, действующую

на передней

поверхности,

 

 

 

_ Ь • С

Ртах

 

 

(5.29)

 

 

 

/I-fl

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда средний

коэффициент

трения

на

передней

поверхности

р

== L

*

2> C «±iI +

р (1 — х)п (i

— л *).

(5.30)

 

**

 

Ртах

 

 

 

 

С учетом уравнения (5.24)

 

 

 

 

 

^(л-Н)— (т3

 

Р' Рпчач

 

IJ,

= --------------

 

(5.31)

 

 

 

Ртах

 

 

 

В работе [15] получена зависимость коэффициента р. от характе­ ристик процессов, происходящих в зоне стружкообразования,

cos 2 (ф — У) ~Ь ~ \f 1 — 4т(/г-f- 1)• sin 2(Ф •7)

Ртах (rt-b2)

 

s i n 2 ( j — -у)

где ф — условный угол

сдвига;

т — среднее касательное напряжение в

ной плоскости

сдвига).

(5.32)

зоне сдвига (в услов­

П