Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
рования, могут служить крите рием перехода в пластическую область, т. е.
|
|
Р(fli) |
= Рг |
|
(5.15) |
||
|
Контурное давление р (В) в точ |
||||||
|
ке В, соответствующее порогу |
||||||
|
внешнего трения, при заданной |
||||||
|
твердости |
контактирующих ма |
|||||
|
териалов и шероховатости |
их |
|||||
|
поверхностей |
зависит |
от проч |
||||
|
ности |
тп на |
срез |
адгезионных |
|||
|
связей: чем ниже тп, |
тем боль |
|||||
|
ше р (В) [3]. |
|
|
|
что |
||
|
В работе [15] показано, |
||||||
|
для |
данного |
обрабатываемого |
||||
|
материала |
единственной неза |
|||||
|
висимой характеристикой, опре |
||||||
Рис. 5.7. Типичная схема изменения |
деляющей |
контактные условия, |
|||||
контактных нормальных напряже |
а через них и параметры струж- |
||||||
ний на передней поверхности |
кообразования, является коэф |
||||||
режущего инструмента |
фициент р,в трения |
на |
участке |
||||
|
внешнего трения. Здесь же уста |
новлено, что около 90% всей нормальной и касательной нагрузки на передней поверхности инструмента приходится на участок ОВ
внутреннего скольжения. |
Отсюда следует, |
что весьма важно знать |
|||
пути влияния различных |
параметров резания |
на протяженность |
|||
участка ОВ, а также определить физический |
смысл |
основного |
|||
управляющего параметра — коэффициента fiB. |
|
|
|||
В первом приближении считаем точки |
В и |
Вх совмещенными, |
|||
т. е. участок АВ принимаем полностью за |
упругую область |
кон |
|||
такта. По-видимому, это допущение близко к |
истине, |
так |
как в |
||
условиях сложного напряженного состояния, |
в котором находит |
ся обрабатываемый материал, переход от упругости к пластичности затруднен вследствие дополнительных напряжений, действующих в перпендикулярном направлении [16]. В связи с этим имеет место значительное повышение несущей способности контакта.
На участке. контакта АВ (принятом упругим) при резании металлов, имеющих среднюю и значительную величину модуля упругостй (подавляющее большинство конструкционных металлов), деформационной составляющей трения можно пренебречь [3]. -Тогда сопротивление сдвигу на этом участке будет определяться лишь прочностью тп на срез адгезионных связей, обусловливаю щейся главным образом распределением контактных нормальных напряжений и температур на передней поверхности инструментов.
Температура и контактные напряжения, как это видно из рис. 4.19 и 4.20, распределены на передней поверхности нерав-
т
номерно. Максимальная температура зачастую может достигать значений температур 0 хар и превосходить их [17]. Все это опреде ляет характер зависимости касательных напряжений
т(х) « ха{х) = т0 + р(дс) • р(х). |
(5.16) |
Здесь, ввиду малого изменения, величину т0 можно принять по стоянной.
Тогда коэффициент трения на этом участке
■ М * )« /.(* ) = ^ + Р ( * ) . |
(5.17) |
т. е. зависит от нормальных напряжений и температуры контакта, что соответствует экспериментальным данным работы [13].
Согласно [18] характер распределения нормальных напря жений на передней поверхности может быть описан как
|
|
|
Р(х) = |
|
|
|
|
|
(5.18) |
где п — показатель степени. |
|
|
|
|
|
|
|||
Тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
%{х) ~ т0 |
+ |
Р(дс) • |
р шах |
|
|
(5.19) |
Так как на этом участке |
контакта |
с увеличением х локальная |
|||||||
температура 0(х) контакта |
возрастает [17], то |
принципиально |
|||||||
возможны |
два |
варианта распределения |
т(х): |
первый— когда |
|||||
0 (х )< в хар на всем протяжении |
участка, |
второй — когда |
имеется |
||||||
место |
хк, |
где |
0(х) = 0 хар. |
В |
первом |
случае |
можно |
принять |
|
Р(х) = |
пост, и распределение т(х) на всем участке А В будет соот |
ветствовать распределению р(х). Во втором случае до хк это соот ветствие будет соблюдаться, а в дальнейшем в связи с уменьшением Р (при 0 (х )> 0 х.р) темп нарастания т(х) будет снижаться по сравнению с нарастанием р(х).
На участке заторможения ОВ касательные напряжения рас пределяются по законам внутреннего скольжения с учетом явле ний упрочнения и разупрочнения (рис. 4.19). Чаще всего полагают, что при этом напряжения т(,г) постоянны и равны по величине сопротивлению ts сдвига материала стружки [10,15].
Протяженность участка ОВ оказывает существенное влияние на нагруженность и работоспособность непосредственно режущей
кромки инструмента. В точке В |
|
х (В) и ха(В) = т„ |
(5.20) |
тогда |
|
Тп(Я) = Ч) + Р(Я) ■Ртах (^-)п = V |
(5.21) |
G9.
Отсюда
(5.22)
Учитывая, что хи — С — Cv получим
(5.23)
Отсюда относительная длина участка заторможения
(5.24)
V
Увеличение улучшает условия работы режущей кромки, так как при этом значительная доля нагрузки на передней поверхности распределяется на относительно большем участке контакта. И,, наоборот, уменьшение ч ухудшает работоспособность кромкиРассмотрим влияние толщины а среза и скорости v резания;
на |
величину -/.. |
(15], что с |
увеличением а показатель степени |
п |
Установлено |
||
уменьшается, |
а величина |
рП1ах практически не изменяется. |
Если при этом не происходит существенных изменений темпера туры резания, то увеличение а приводит к уменьшению ч и ухуд шению работы рейсущей кромки, что соответствует известным,
положениям. |
|
скорость |
v резания. |
Весьма сложное влияние на ч оказывает |
|||
Повышение v |
(в наиболее часто применяемом диапазоне при ис |
||
пользовании |
твердосплавного инструмента) |
увеличивает ршах |
|
[15], уменьшает тя и при температуре 0(в) > 0 хар |
уменьшает |
коэффициент Р(в) [9]. Первые два фактора благоприятно сказы ваются на работоспособности резцов, так как увеличивают ч; последний фактор снижает работоспособность резцов в связи с уменьшением ч. Поэтому при скоростях резания, обеспечивающих
0(в) < 0 хар, |
увеличение |
v способствует улучшению работы- |
инструмента. |
Когда же |
0(в) ^ ©хаи произойдет существенное |
уменьшение |3(в), что может привести к превалирующему влиянию» этого фактора и снижению работоспособности инструмента. Сле довательно, должна существовать скорость резания, при которой условия на передней поверхности способствуют наилучшей рабо тоспособности инструмента.
По-видимому, это обстоятельство является одной из причин существования оптимальных скоростей v0 резания [12], прй ко торых достигается наибольшая размерная стойкость инструментов.
Определим средний коэффициент [а трения по передней поверх ности инструмента [19].
70
Интегрируя уравнение (5.16) в пределах от 0 до х = 0 - С г и приняв при этом Р(х) — const == р, получим значение касатель ной силы FB, действующей на участке внешнего трения,
F ^ b i C - C J |
н |
Р ' Ртах (^ |
*)п |
(5.25) |
|
Л + 1 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
где b ■— ширина |
среза. |
|
|
|
|
Касательная |
сила, действующая на участке внутренних плас |
||||
тических сдвигов, |
|
|
|
|
|
|
F3 к Ь • |
С, • т8. |
|
(5.26) |
|
Учитывая уравнение (5.21), |
|
|
|
||
FB= b - С, [т0 |
+ f>pmax (1 - |
■/)»]. |
(5.27) |
Касательная сила F, действующая на всей площади контакта, равна сумме сил FB и FB, т. е.
Г = 6 - С [т. + ^ > " (5.J8)
Интегрируя уравнение (5.18) в пределах от 0 до х==С1, получаем
нормальную |
силу |
N, действующую |
на передней |
поверхности, |
|||
|
|
|
_ Ь • С |
• Ртах |
|
|
(5.29) |
|
|
|
/I-fl |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Отсюда средний |
коэффициент |
трения |
на |
передней |
поверхности |
||
р |
== L |
* |
2> C «±iI + |
р (1 — х)п (i |
— л *). |
(5.30) |
|
|
** |
|
Ртах |
|
|
|
|
С учетом уравнения (5.24) |
|
|
|
|
|||
|
^(л-Н)— (т3 |
|
Р' Рпчач |
|
|||
IJ, |
= -------------- |
|
(5.31) |
||||
|
|
|
Ртах |
|
|
|
В работе [15] получена зависимость коэффициента р. от характе ристик процессов, происходящих в зоне стружкообразования,
cos 2 (ф — У) ~Ь ~ \f 1 — 4т(/г-f- 1)• sin 2(Ф •7)
’ |
Ртах (rt-b2) |
|
s i n 2 ( j — -у) |
где ф — условный угол |
сдвига; |
т — среднее касательное напряжение в |
|
ной плоскости |
сдвига). |
(5.32)
зоне сдвига (в услов
П