Файл: Игнатов, А. А. Кривошипные горячештамповочные прессы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
затратам металла, идущего на их изготовление, без учета после дующих расходов металла на ремонт по причине пониженного срока службы деталей, без учета точности получаемых поковок и затрат на их механическую обработку. Более выгодно устанав ливать на пресс детали с оптимальным запасом прочности, же сткости и износоустойчивости.
Ремонтникам часто приходится изготовлять детали по образ цам из-за отсутствия технической документации на узлы и детали
Рис. 161. Ремонтная |
площадка для |
обслуживания тормоза |
пресса ЗИЛ (Рн = |
||
|
|
|
= |
2500 тс): |
|
1 — металлическая |
сетка; 2 — опорная |
балка из швеллера № 10; |
3 —4 — опорные де |
||
тали; 5 , 6 — балки |
из |
швеллера |
№ 10; |
7 — деталь лестницы — угольник; 5 — стойка |
|
|
|
из |
прутка диаметром 20 мм |
|
прессов, которая может быть не приложена к продаваемым прессам. Такие детали снижают срок службы пресса, так как они изготов лены без знания необходимого материала, вида термообработки и нужных допусков в сопрягающихся деталях.
Большое значение в повышении надежности работы прессов имеют экспериментальные исследования типового образца пресса при последующей длительной проверке в работе в различных производственных условиях.
263
2100 . , , 1200
Рис. 163. Ремонтная площадка для обслуживания электродви гателя и других деталей пресса, расположенных на верху пресса ЗИЛ (Р„ = 2500 тс)
Обычно при последующей модернизации пресса устраняются замеченные недостатки. Кривошипные горячештамповочные прессы по сложности их ремонта следует отнести к наиболее тру доемкому оборудованию. Узлы и детали прессов, которые прихо дится монтировать или демонтировать с прессов, имеют значитель ную массу. На основании данных по массе типовых прессов зака зывают необходимое крановое оборудование. Особое внимание
Рис. 164. Ремонтная площадка для обслуживания муфты пресса НКМЗ (Рн = = 6300 тс)
конструкторы по прессам должны обратить на необходимость изготовления отверстий с нарезкой под рым-болты для подъема деталей прессов при ремонтных операциях.
Ремонтнику приходится работать в небезопасных условиях (большая высота, скользкие поверхности и т. д.). В кузнечном цехе ЗИЛа силами ремонтных бригад изготовлены и установлены на прессах стационарные специальные ремонтные площадки для обслуживания и ремонта прессов (рис. 160— 163).
Площадка для обслуживания муфты пресса НКМЗ (Рн = = 6300 тс) сконструирована и изготовлена по тому же принципу, что и в прессах ЗИЛ (Рн = 2500 тс), но с учетом его размеров (рис. 164). Площадки по обслуживанию прессов необходимо поставлять вместе с ними. Это значительно облегчит труд ремонт ников и будет способствовать снижению травматизма.
ГЛАВА X
ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕДОХРАНЕНИЯ ПРЕССОВ ОТ ПЕРЕГРУЗОК
Как отмечалось ранее, кривошипные горячештамповочные прессы работают в сложных условиях при возможных перегруз ках, поэтому могут наблюдаться разрушения или быстрый износ деталей, требующий внепланового ремонта и повышенных эксплу атационных расходов. Путем рациональной эксплуатации прес сов, предохранения их от аварий и поломок, при нормальном нагружении ползуна и электродвигателя можно добиться надеж ной долговечной работы прессов. В прессах необходимо иметь устройства: контролирующие нагружение по усилию на ползуне; предупреждающие возможную перегрузку (предохранители); кон тролирующие нагружение электродвигателя и маховых масс по их энергетическим возможностям (работе).
Контроль усилия и предупреждение прессов от перегрузок могут решаться раздельно или совместно. Во многих конструк циях прессов на станинах предусмотрены устройства контроля усилий (силомеры), а также устройства, контролирующие исполь зование маховых масс привода пресса (тахогенераторы). Наиболее рациональным средством контроля усилий на ползуне является прибор ЭНИКМАША типа СУ-1М. Силомеры с индикатором часового типа работают неустойчиво по причине дрейфа нуля.
Предохранение кривошипных горячештамповочных прессов от перегрузок можно осуществлять за счет изменения (периоди чески при перегрузках) податливости кривошипно-шатунного механизма, расположенного в замкнутой раме пресса. При этом, учитывая быстротечность увеличения усилия на ползуне, при перегрузках необходимо отключать маховые массы привода.
При проектировании средств контроля и предохранения прес сов нужно также учитывать их вибрацию, вызванную не вполне уравновешенными вращающимися и движущимися массами, изме нение направления перемещения ползуна, температурный фактор. Все это способствует разладке устройств и снижению их надеж ности в работе.
266
ж
Рис. 166. Гидронагружатель в сборе
Ш'///
/^
у |
0 750 |
Рис. 167. Гидропневмонагружатель
газообразного азота под поршень-шток 6 цилиндра 11. Контроль ный болт 9 служит для выпуска газообразного азота. Изменяя положение поршня гидронагружателя, поднимая или опуская его за счет жидкости, накачиваемой или выпускаемой из цилиндра гидронагружателя, а также давления азота под поршнем-штоком б пневмонагружателя, можно регулировать в широких пределах момент начала нагружения ползуна и усилие в нем.
Как известно, в кривошипных горячештамповочных прессах детали штампуются в открытых штампах с образованием заусенца
Рис. 168. Графики изменения усилия Р по ходу ползуна S при угле поворота а кривошипа вала:
а) / — п р и о т к р ы т о й о с а д к е ; I I — п р и ш т а м п о в к е и ст е ч е н и е м ; I I I — у п р у г а я д е ф о р м а ц и я п р е с с а в к о н ц е х о д а п о л з у н а ; б) п р и у д а р е п о ги - д р о н а г р у ж а т е л ю
или в закрытых штампах со специальными компенсаторами без образования заусенца. Графики изменения усилия Р по пути 5 перемещения ползуна при штамповке в этих штампах отличаются друг от друга, но во всех случаях начальное усилие деформиро вания Р невелико, а к концу деформации оно значительно возра стает.
Силовой график Р—S штамповки поковок в открытых штампах можно упрощенно представить в виде двух прямых: на участке деформации заготовки и на участке обратного хода ползуна при упругой деформации системы пресс — инструмент (рис. 168, а). Значительное влияние на характер изменения графика Р—S и его площади, а следовательно, и необходимой работы маховых масс и электродвигателя, затраченной при выполнении техно логической операции, оказывает также упругая деформация пресса и штампов, особенно штампов при неправильной их на ладке (установке).
Для проверки прессов при нагружении ползуна усилием Р можно применять гидронагружатель, при помощи которого полу
269
чают график изменения усилия на небольшом ходе ползуна, соответствующем последнему этапу нагружения пресса при штам повке (рис. 168, б). Рассматривая в общем виде нагружение пресса гидронагружателем усилием Р, будем считать, что
Р = kj)Fn,
где k 1— коэффициент, учитывающий потери на трение в цилин дре гидронагружателя; р — давление жидкости в гидронагружа-
теле, кгс/см2; |
Fn — площадь |
поршня гидронагружателя, см2. |
Принимаем, что перемещение Sp поршня гидронагружателя |
||
при нагружении |
его усилием |
Рн [20 J |
с _ Р *У*
где Уд — объем деформировавшейся жидкости в цилиндре гидро нагружателя в см3 при нагружении поршня силой Рп . кгс; Е— объемный модуль упругости жидкости, Е = 13 000 кгс/см2.
Тангенс Р — угла наклона кривой определится из соотношения
|
Р»УА |
_ |
Кд |
|
|
р Л еь1 |
p\Ph • |
||
откуда |
|
|
|
|
s p = p m = |
pF д |
РУд |
= Р2У Л |
|
F \E k i |
FnE |
PHE |
||
|
т. e. перемещение (осадка) поршня гидронагружателя при нагру жении пресса прямо пропорционально давлению р, объему жид кости Уд в гидронагружателе и обратно пропорционально пло щади Fn его поршня, модулю упругости жидкости Е. Величина Sp перемещения поршня гидронагружателя обычно незначительна, что приводит к появлению жесткого удара, следовательно, при нагружении пресса гидронагружателем нельзя получить кривую / работы (см. рис. 168, а), а тем более кривую II.
Для определения кривых l u l l нагружения пресса предназна чен гидропневмонагружатель. С ним можно работать, только впу ская под поршень пневмонагружателя газообразный азот из баллона под давлением до 150 ат. Газ проходит редукционный вентиль, применяемый в кислородных баллонах при газовой
сварке, и редуцируется до любого давления. |
При эксперименте |
|||||
работа гидропневмонагружателя |
происходила при изменении |
|||||
в пневмонагружателе |
давления |
азота с 5 до |
15 ат. В цилиндр |
|||
гидронагружателя впускалось машинное масло. |
||||||
Рассматриваемый |
гидропневмонагружатель |
допускает работу |
||||
при |
максимальном |
давлении |
в |
цилиндре |
гидронагружателя |
|
р = 1500 |
ат, что обеспечивает на поршне гидронагружателя уси |
|||||
лие |
Р = |
2500 тс. |
Минимальную |
высоту |
гидронагружателя |
|
(поршня и цилиндра) |
принимали |
Нтп = 270 мм (подъем поршня |
270