Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕЧЬ — В СТРОЮ

Сляло девяносто тысяч человек. 27 марта 1932 года ВЦ ИК постановил переименовать Щегловок в город1927 по 1931 год население города утроилось и состав­

Кемерово.

Чтобы ускорить строительство Кемеровского комби­ ната и других предприятий химии, Народный Комисса­ риат тяжелой ‘промышленности в ноябре 1932 года упразднил объединение Востокококс, а на его базе организовал монтажно-строительный трест Востокостройкокс. Действующий Кемеровский коксохимический завод этим же приказом наркома С. Орджоникидзе пе­ редавался в ведение Востокостали.

Парторганизация, профсоюзный и комсомольский ко­ митеты завода посылали на стройку лучших своих пред­ ставителей, ввод новых мощностей считали о б о и м кров­

ным делом. Готовились кадры. Строительная площадка одновременно стала и учебной аудиторией будущих кок­ сохимиков, работали различные курсы, школы повыше­ ния квалификации

Коксострой имел свой небольшой клуб, здесь рабо­ тала техническая станция. Для изучения новой техники был создан постоянно действующий семинар, в котором выступали инженеры и техники, а также рабочие высокой квалификации. Здесь читались лекции по технике безо­ пасности, созывались производственные совещания. В кружке самообразования, открытом при клубе, инжене­ ры завода, стройки и преподаватели коксохимического техникума читали лекции по вопросам химической обра­ ботки угля, о значении химии в народном хозяйстве.

Для подготовки квалифицированных рабочих в 1931 году была создана школа ФЗУ. Учащимся двенадцатой школы предложили пойти в нее. Желающих набралось 70 человек. Там ребят обучали профессиям слесарей, камен­ щиков, аппаратчиков, лаборантов. Занятия проводились по школьной программе и, кроме того, преподавались основы производства. Практику проходили на рабочих местах и в ремонтных мастерских.

Выпускник этой школы А. Ф. Гаак в апреле 1934 года пришел на завод в механический цех слесарем четвертого разряда. Работая то этой специальности около сорока лет, стал настоящим мастером.

Наиболее способных посылали в техникумы и инсти­ туты. Лозунг 'партии: «Кадры решают все!» — стал глав­ ным в деятельности парторганизации. Теперь уже нельзя было ограничиваться выдвиженцами. Для управления сложной техникой нужны были образованные специа­ листы.

Партийные активисты заботились о политической уче­ бе рабочих, всего коллектива. Действовали политкружки, лекции читали видные большевики. Партком строго сле­ дил за тем, чтобы коммунисты и комсомольцы выписыва­ ли газеты и журналы, были читателями библиотек. На ■собраниях они отчитывались о повышении своего полити­ ческого кругозора. О том, как велось политическое обу­ чение, говорят отчеты парткома в 1935 году: 250 комму­ нистов изучали марксизм-ленинизм, повышали свой общеобразовательный кругозор. 67 сочувствующих также были охвачены различными формами учебы. Партком ввел еженедельный политчас.

Лучшие пропагандисты тт. Фридрикс, Белкин, Аргентов, а также слушатели тт. Черных, Власова, Поршеико, Авдеева и другие на конференции премированы литера­ турой.

Новый завод рос с каждым днем. Рядом с первой воз­ водилась вторая батарея. При сооружении тепляка были достигнуты значительные успехи. Если раньше на его

•строительство затрачивалось не менее трех месяцев, то

•сейчас .плотники решили внести поправки в график и построили тепляк за тридцать дней.

Ударные бригады показывали образцы в труде. Иногда приходилось вести работы без документации.

Шли на риск, но все же не останавливали стройку.

При закладке фундамента первой батареи не оказа-

.лось цемента. Приняли решение: вести кладку на извест­ ковом растворе. Это был большой риск, потому что толь­ ко в сухом грунте такой раствор может быть устойчивым, -а завод строился на болоте. Впоследствии фундамент дал осадку. Но в те дни руководители стройки вынужде­ ны были рисковать, чтобы социалистическая промышлен­ ность своевременно получила коксохимическую про­ дукцию.


Пришлось столкнуться я с другими трудностями. При испытании прибывшего с юга огнеупорного кирпича выяс­ нилось, что многие его марки непригодны. Остановили кладку. Ожидали новые огнеупоры ровно год. Но и после этого 1кирп1ича на две батареи не хватило. Что делать?

Разобрали кладку второй батареи и закончили монтаж первой!

Как и прежде, монтажные работы выполнялись вруч­ ную, а ответственные металлические конструкции про­ должали клепать. Все это усложняло выполнение зада­ ний. В те годы на стройке появились сварочные аппара­ ты, но их было слишком мало, да и многие относились к ним с недоверием.

Видя трудности, 'специалисты старой школы ликова­ ли. Они на разные лады кричали о провале планов строи­ тельства, доказывали, что молодые 'инженеры не смогут справиться с ответственной задачей. Но их пророчества не сбылись.

Расскажем об одном инженере. Это был молодой прораб коммунист Николай Джигурда. Бывший красно­ гвардеец, после окончания Днепропетровского горного института прибыл в Щегловск. Через некоторое время Джигурда едет на Магнитку, на стройку коксохима. Здесь для него начинается новый курс учебы у старых специалистов — он назначается начальником участка.

После окончания строительства партия направляет его в Кемерово на первую советскую батарею заведую­ щим отделом организации работ. Но ему не нравится кан­ целярщина, п он переходит на батарею сменим инжене­ ром. За месяц работы Джигурда сдружился, сработался с коллективом.

Его, как хорошего технического руководителя, хозяй­ ственника и организатора управление строительством на­ значило прорабом первого участка.

За дело Джигурда взялся с энтузиазмом, ликвидиро­ вал отставание участка, вывел его в передовые.

Трудно было строить батарею. Не хватало огнеупоров нужных марок. Джигурда предлагает комбинировать кладку из огнеупоров других марок, но без ущерба для качества батареи. Предложение принимается.

Беспощадно выкорчевывал Джигурда расхлябанность, безответственность в работе шамотчиков. Когда задер­ живалось выполнение заказов первого участка, он шел в цехи и добивался своего.

91

Вот яркий факт: 23 марта выяснилось, что для сборки транспортера на дробильное отделение не хватает 12 ро­ ликов. 24 марта — выходной день. Утром Джнгурда при­ шел в механический цех и, увидев, что рабочих там нет,, взял лошадь и поехал в город собирать токарей. Собрал, рассказал для чего нужны ролики. Транспортер был со­ бран вовремя.

Пришел как-то к Джигурде бригадир

плотников

т. Сушкевич и заявил:

 

— Николай

Яковлевич, у меня нет гвоздей для об­

шивки моста на турму.

ему отве­

Джигурда позвонил в отдел снабжения,

тили:

 

 

— Гвоздей

нет.

 

Тогда прораб вместе с «бригадиром «поехал «на «оклад Кемком'бпнатстрая «и там отыскал гвозди. Обшивку «моста закончили на пять дней раньше срока.

Таких случаев было много. Джигурда не только бо­ ролся за выполнение производственной программы, но и учил людей работать, совещался с ними, как лучше вы­ полнить задание и чутко прислушивался к советам рабо­ чих. Он помогал ударникам получить квартиры, продо­ вольственные карточки, мебель. Его знали хорошим общественником. Несмотря на большую занятость, он успевал руководить кружком истории партии.

В августе 1933 года закончили кладку печей, а деся­ того сентября поставили первую батарею на сушку.

Построив мощную батарею, созданную в отечествен­ ных институтах, молодые советские специалисты лишний раз доказали, что люди Страны Советов могут творить чудеса, побеждая все лишения и невзгоды.

Наступил 1934 год. Страна готовилась к XVII съезду Коммунистической партии. Кемеровские коксохимики ре­ шили отметить открытие съезда трудовыми успехами. Люди работали в горячие предпусковые дни, пе считаясь со временем. Широко развернулось соревнование за своевременный пуск завода.

Приближался час выдачи большого кокса. Уже при­ ступила к «работе государственная |Ком«восия. 15 мая «в 7 часов 30 минут утра пусковая комиссия Наркомтяжпрома в составе тт. Генштеля, Филиппончука, Кизбера, Воло­ шина, в присутствии начальника Кемкомбинатстроя тов. Норкина после продолжительного и тщательного осмотра

92


иприемки всех механизмов и агрегатов вынесла решение

опуске первой батареи.

Через тридцать минут приступили к ломке временных топок па батарее и установке лапортов. В первую оче­ редь вводятся в эксплуатацию четырнадцать камер, остальные по мере загрузки первых.

Загрузка печей углем началась в девять часов вечера. Общее руководство пуском первой очереди осуществляет главный технолог Коксостроя И. И. Лоханский.

На пуске первой батареи работала смена инженера тов. Лукьянова и обермастера тов. Ломаченко.

«Новый Кемеровский коксохимический комбинат, — сказал инженер тов. 'Трофименко,— представляет собой совершенную во всех отношениях хозяйственную систему. Коксовый цех состоит из двух блоков по 55 печей системы Мосгипрококс в каждом.

Период коксования равен семнадцати часам. Химический блок Кемеровского коксохимического

комбината будет давать чрезвычайно высокие, даже для современного уровня техники, показатели».

Решение труднейшей задачи — проектирования и строительства предприятия по последнему слову техни­ ки — было связано с рядом трудностей.

Заказ коксохимического комбината заводам юга стра­ ны на 23 тысячи тонн огнеупора был первым заказом на­ шей советской керамической промышленности на изго­ товление коксового огнеупора по специальным, сложным фасонам с исключительно высокими техническими усло­ виями. Только в 1932 году отечественные заводы освоили массовое производство динаса и шамота, отвечающих техническим условиям.

Таким образом, проектирование и строительство Пер­ вого коксохимического комбината без участия иностран­ ной помощи открыло еще одну блестящую главу в обла­ сти промышленной техники Советского Союза — произ­ водство огнеупорных материалов.

...Разбираются временные тапки. В печи загружают последние порции дров. Машинист выталкивателя приме­ ряет пресс. Навешиваются двери. Рампа и коксосортировка готовы к приему кокса.

Сигнал электровоза переплетается с шумом воды под башней тушения, с командой руководителей, с мерным говором и четкими движениями рабочих. Напряженная, но деловая атмосфера.

93

комбината». Такой телеграммой поздравили кемеровчаи первый секретарь Сибкрайкома Р. Эйхе и председатель Спбкрайпсполкома Ф. Грядннский.

Рядом с котлова-иами коксовых вечей развернулось сооружение химического блока. После закладки первого камня начали возводить машинно-сульфатный, смолопе­ рерабатывающий и бензольно-ректификационный цехи. Быстро поднимались промышленные корпуса. Начало прибывать оборудование. И здесь показали свое мастер­ ство, умение и смекалку монтажники. Без всякой механи­ зации они ‘устанавливали огромные емкости и тяжелую аппаратуру. В те дни основным подъемным механизмом была большая металлическая мачта и ручная лебедка. А основным видом транспорта для доставки оборудования с площадки-хранилища в цехи были простые бревна. Сваи углеподготовки и для коксового блока забивали паровы­ ми бабами.

Невозможно было создать центральный растворный узел. Поэтому возле каждого корпуса устанавливали бе­ тономешалки. Здесь же готовили опалубку щ арматуру для изготовления бетоноконструкций. На конных повоз­ ках доставляли кирпичи и цемент, лес и оборудование.

К открытию XVII съезда партии строители химическо­ го блока свою работу завершили. Поднялись скрубберы отделения улавливания, был построен машинный зал и установлены бензольные колонны. Строители и монтаж­ ники закончили кладку корпуса и установили оборудова­ ние в смолоперерабататывающем цехе. К пуску печей бы­ ло закончено строительство склада промежуточных про­ дуктов ректификационного цеха. Как обелиски трудовой славы, взметнулись высоко в небо заводские трубы.

Когда выдали кокс на четвертой батарее, ожили хи­ мические цехи. Вздрогнули стрелки манометров, зарабо­ тали аппараты химического блока. С первыми эшелона­ ми кокса ушли первые цистерны и (вагоны химической продукции, выработанной на новом Кемеровском коксо­ химическом заводе.


НОВАЯ ПОБЕДА КОКСОСТРОЯ

Оских специалистов и на отечественном оборудовании, давала продукции в полтора раза больше, чем тридна коксовая батарея, построенная по проектам совет­

■батдреи пиастраиного 'образца 'старого коксового завода. Новая батарея отвечала всем требованиям .техники того времени.

А завод продолжал расширяться. Уже поднимался каркас пятой батареи. Коллектив Коксостроя решил воздвигнуть ее в рекордно короткий срок.

Французские инженеры потребовали на кладку одной батареи подобного типа на Кузнецком металлургическом комбинате минимум 120— 130 дней. Ударники Коксостроя взялись закончить кладку за 70 дней. Слов своих они не бросали на ветер. В январе 1935 года пятая батарея вы­ дала кокс.

Сколько мужества и геройства проявили строители и эксплуатационники! Сколько рабочей смекалки, инже­ нерных поисков и смелых решений было здесь! Если раньше на монтаж тепляка затрачивалось более трех ме­ сяцев, то при строительстве пятой батареи он был постав­ лен за 30 дней. Бетонщики давали рекордное число заме­ сов, бригады огнеупорщиков тт. Смирнова, Журавлева, Ротеико, Петренко за смену укладывали до двух с поло­ виной тонн огнеупоров. В бригадах плотников тт. Латыпо­ ва, Халимова, монтажников тт. Орлова, Жданова, Учватова, Большакова каждый работал за троих. Рабочиеиностранцы, ветераны Автономной индустриальной коло­ нии «Кузбасс» поражались стойкостью, трудолюбием, хваткой и энтузиазмом коксостроевцев. Ни пурга и моро­ зы, ни летний зной и осенняя слякоть не останавливали сибиряков.

Иностранные рабочие восхищались молодыми специа­ листами тт. Джигурдой, Волошиным, Симачевым, Корабановым, Лукьяновым, которые заткнули за пояс хвале­ ных буржуазных спецов. Мастера-практики тт. Житков, Ломаченко, Сулимов целиком отдавали себя социалисти­ ческой стройке, воспитывали у рабочих чувства экономии

7 Кемеровский коксохнм

97

 

и бережливости, прививали любовь к профессии. Загружать печи пятой батареи шихтой начали 22 января — в день памяти В. И. Ленина. Заправили 18 пе­ чей. Тщательно осмотрела все механизмы приемная ко­ миссия. Тут были начальник строительства Норкин, ди­ ректор коксохимзавода Гора, секретарь порткома Кома­ ров. Едва приступили к загрузке второй печи, как прибыл секретарь Западно-Сибирского крайкома партии Роберт Индрикович Эйхе. Он обошел батарею, спустился в тон­ нель, поинтересовался работой машин и сердечно побла­ годарил строителей и монтажников за высокое качество работ. К одиннадцати часам следующего дня эксплуата­ ционники начали подготовку к приему кокса пятой ба­

тареи.

Воодушевленные победой, коксохимики отправили в Новосибирск телеграмму:

«Крайком ВКП (б) — Эйхе, Крайисполком — Грядинскому, Крайсовпроф — Гордиенко, Крайком комсомола — Кокорину,

Редакция «Советская Сибирь» — Ляшенко.

23 января в восемь часов вечера пятая батарея Кеме­ ровского коксохимического завода выдала первый кокс. Выдача кокса показала хорошее качество кладки бата­ реи, монтажа механизмов, подготовленность рабочих п инженерно-технических работников к работе на батарее. Розжиг батареи проходил на газе, что дало громадную экономию средств. Пятая батарея, как и четвертая, по­ строена по советскому проекту, из советских материалов и оборудования. Батарея в год будет давать 260 тысяч тонн металлургического кокса. Настойчиво будем бороть­ ся за освоение проектной мощности в кратчайший срок.

Директор завода — Г ора, Секретарь парткома — К о м а р о в, Председатель завкома — Д ов р д г и н».

В сложное и трудное для страны время строилась шестая батарея. Часто менялось руководство Коксостроя и коксохимзавода, много было неразберихи с чертежами, московские проектные организации переделывали их по нескольку раз.

Бавали такие дни и недели, когда замирала строй­ ка — не хватало кирпича и цемента, с перебоями поступа­ ло оборудование. Но и в такие моменты коммунисты не

98