Файл: Дыдевич, В. М. Кемеровский коксохим очерк о первенце сибирской химии - Кемеровском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени коксохимическом заводе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
опыты надо было проверить па производстве. Для опро бования нужно было построить опытные печи. Загранич ные фирмы просили за проектирование и строительство’ этих печей колоссальные суммы. Так как это Советскому Союзу было невыгодно, то Уралуголь обратился в Коксо бензол (Харьков).
Я работал в то время заведующим производственнотехническим отделом Коксобензола. Мы взялись спроек тировать эти печи. Постройке печей предшествовал ряд опытов. Автором проекта губахинеких опытных печей являюсь я. При составлении проекта мне помогал тов. Герасимов. После того, как печи были выстроены, мы изучили все их недостатки и начали проектировать ивою советскую батарею..
Вначале проектирование было передано Хнмстрою (Москва). Я с тремя студентами тт. Зыковым, Герасимо вым (оба потом работали ;в Кемерове) и Шумно начал проектировать эту батарею. .К проектированию мы при влекли тов. Суровцева — техника-стекольщика, имевшего многолетний производственный стаж. Дело пошло успеш но. Но все же Химстрой, выделив трех студентов, более ничем нам не помогал. Немного погодя проектирование первой батареи было передано в Моакоксострой. Здесь проектированию уделили больше внимания, чем в Химстрое.
Было выделено двадцать инженеров, чертежников, техников.
Коксобензол не верил в наши способности и уже во Бремя проектирования батареи неоднократно обращался за границу. Узнав об этом, мы твердо заявили, что с проектированием справимся без помощи иностранцев.
Берлинское торгпредство пригласило специалиста Гартмана — американского гражданина, путешествовав шего в то время по Европе. Гартман, рассмотрев наш проект, одобрил его.
После этого было Мосгипрококсом вынесено решение о строительстве отечественной батареи в Кемерове.
Строительство батареи 'было начато. Но сомнения еще оставались. Для проверки нашего проекта решили по строить пять опытных печей в Харькове. Строительство этих печей задерживалось потому, что не было своих огнеупоров. Тогда состоялось новое решение: построить в Москве опытный обогревательный элемент. Его воздвигли за три месяца.
78
На опытном обогревательном элементе мы ясно убе дились, что наш проект реален и что по нему можно уве ренно строить первую советскую батарею.
Опыты задержали строительство первой батареи ров но на год, но они вселили в нас полную уверенность, и мы приступили к строительству смело и энергично.
Наш проект ни на одну сотую, ни на одну йоту не уступал зарубежным.
На опытном обогревательном элементе мы установили возможность достижения равномерного обогрева печей, что является одним из непременных требований, предъяв ляемых к хорошему качеству коксовых печей.
Но несмотря на все наши старания, первая советская коксовая батарея имела ряд недостатков. Их мы потом >чли.
Наша первая советская батарея в Кемерове должна была потреблять ежедневно 1200 тонн угля, столько же,, сколько потреблял весь старый химический завод. Про цесс коксования в новых печах предполагалось вести во семнадцать часов, вместо тридцати часов на первой бата рее старого завода и вместо двадцати четырех часов на второй батарее.
Мне хочется выразить благодарность коллективу шамотчиков, работавшему на строительстве первой совет ской батареи и особенно ветерану строительства коксо вых батарей Советского Союза Андрею Ломаченко аг лучшим шамотчикам Журавлеву, Смирнову, Степачеву.
Я руководил пуском двадцати коксовых батарей,, строил эти батареи, но не видел такой энергичной работы, какая была здесь, в Кемерове. Каждый шамотчик чувст вовал себя соавтором этой батареи, зная о том, что это наша, отечественная!»...
Стройка уже жила. Но не мощные машины и экскава торы, которые видны на каждой стройке сейчас, а про стые лопаты вгрызались в болотистый грунт. В помощь строителям направили повозки с лошадьми. Рядом с ма ленькими вагонетками, на которых вывозили грунт, рабо чие таскали землю вручную.
С утра до позднего вечера, а порой и ночыо, не умол кал гул на стройке. Работать 'было очень трудно—.сапоги заливала вода. Но патриотов это не страшило. Они были ■уверены, что в гакором времени здесь поднимутся корпуса мощного завода, а на 'месте землянок—новые дома для строителей и коксохимиков.
7^
Все глубже и глубже уходил котлован для фундамен та и оборудования углеподготовки. Его глубина должна была достичь пятнадцати метров. Копали котлован гале реями. Так было удобнее поднимать наверх грунт. В то же время началось рытье котлована под коксовые печи. Стройка набирала силы. Появились электрические лебед ки для подъема вагонеток, механизмы для забивки сван,, транспортеры.
Несмотря на сильную заболоченность площадки, зем ляные работы шли успешно. Уже поступили вагоны обо рудования для батарей и химических цехов, привезли и огнеупорный кирпич. К концу осени 1930 года земляные работы на углеподготовке и коксовой батарее в основном были завершены.
Комсомольцы, коммунисты, члены профсоюза чувст вовали себя хозяевами предприятия. Не оставались они безучастными к делам производства. А в 1930 году не все
было ладно на площадке.
22 декабря в красный уголок коксостроя в 12 часов ночи собрались комсомольцы. Их было 24. Это был ноч ной комсомольский слет-тревога.
Позорный прорыв на пороге решающего третьего года
пятилетки |
тревожил комсомолию. |
— Мы |
должны,— говорил секретарь, — претворить, |
сегодняшний ночной слет в практическую работу с завт рашнего дня так, чтобы он был не только сдвигом комсо мольской работы, но чтобы он был залогом овладения темпами третьего года пятилетки...
Комсомол вынес решение: остаток времени с 23 декаб ря по первое января объявить боевой восьмидневной для взятия темпов третьего года пятилетки, организовать, ежемесячный выпуск газеты «Копилка», расставить ком сомольские рабкоровские посты. Через них объявить по ход на сбор рабочих предложений...
В октябре вместе с мелким моросящим дождем полете ли хлопья снега. Слякоть, грязь... Ударили морозы. Необ ходимо было построить тепляк для монтажа коксовой батареи. На сооружение этого огромного здания длиной восемьдесят и высотой пятнадцать метров направили, бригаду плотников и группу опытных каменщиков-огне- упорщиков, знакомых с плотничным делом.
Ощущалась большая потребность в строительных м а-. териалах. Поэтому прямо из реки, без предварительной просушки, лес везли к будущему тепляку. Вскоре вырос
82
каркас и началась его облицовка. С большим старанием работали люди. Между бригадами развернулось соревно вание за досрочное выполнение сменных заданий... Нако нец, была готова крыша. Теперь можно приступать к обо греву тепляка и кладке коксовой батареи.
Огнеупорщики во главе с мастером А. Е. Ломаченко неоднократно предупреждали руководителей стройки, что тепляку необходимо дополнительное крепление. Сла бый каркас под напором сырого леса и снега может не выдержать. Но предупреждения каменщиков остались без внимания.
Наступил 1931 год. Февраль. Как всегда, менялись смены... В вагонетках грунт вывозился на отвал. Камен щики вели кладку фундамента...
В одну из ночей группа людей собралась у раскален ной печи на перекур. Вдруг тишину нарушил оглушитель ный треск. Рухнула кровля тепляка, а следом за ней по валились стены. Многие рабочие попали под обвал. Про тяжный гудок, прозвучавший в ночи, известил строителей о катастрофе.
«Тревога!!!». Это слово молнией облетело землянки и бараки, где жили рабочие завода. Сотни людей бросились
кместу аварии.
Встужу, в темноте люди выручали из беды товари щей. Все, кто мог держать в руках топор или лопату, растаскивали бревна и доски. Работали без устали. К утру завал ликвидировали и спасли многих строителей. Но семерых товарищей .не досчитались. Их похоронили с почестями.
Не обошлось в тот день без паники. Уже утром желез нодорожный вокзал переполнили покидавшие стройку трусы и малодушные. Партийная организация послала на вокзал своих представителей. Они убедили многих вер нуться на площадку.
На восстановлении тепляка с новой силой разверну лось соревнование. За право быть в первых рядах строи телей боролись бригады и отдельные ударники. Уже че рез несколько дней строители ликвидировали февраль скую аварию.
Строительство нового завода явилось большой шко лой для наших инженеров и техников, монтажников и ка менщиков. Оно велось без помощи иностранных специа листов. Молодые технические руководители работали и учились.
6* |
83 |
жил пересмотреть обязательства и давать 150 |
замесов. |
||
«У капиталистов |
на бетономешалках |
получают вдвое |
|
больше, — говорил Мазуров. — А мы чем |
хуже, |
мы же |
|
советские!». На |
собрании приняли решение: «Даешь в |
день 250замесов!». Обязательство бетонщиков Мазуро ва опубликовали газета '«Кузбасс».
Но вышло так, что летом 1932 года рекорд бригады Мазурова перекрыла женская молодежная,, возглавляла которую Базарова. Триста сорок замесов! Такого еще не знала стройка. Мазуровцы решили соревноваться с этим коллективом и сообщили об этом в газете. Рубеж 340 за месов Андрей и его товарищи превзошли. Редакция пре
мировала активного руководителя |
рабкоровского поста |
и бригадира Андрея Мазурова 50 |
рублями. Его портрет |
был на доске Почета Западно-Сибирского краевого сове та строителей.
Петр Васильевич Погуляев — партизан гражданской войны — также отличился на Коксострое. Бетонщики строили шламовые отстойники, турмы, силоса. О их делах слава шла по всему Кузбассу. Меньше полутора норм не давала бригада бетонщиков тов. Бурлина.
Тов. Учватов — коммунист, бригадир монтажников — вместе со своей бригадой в течение трех лет из месяца в месяц, изо дня в день перевыполнял производственные нормы. Он первый организовал взаимопомощь и первый начал борьбу за высокое качество монтажа. Недаром об учватовцах мастера и инженеры отзывались как о лю дях, способных все смонтировать на отлично.
Краснознаменная нацменовская бригада плотников коммуниста тов. Халимова была известна строителям Советского Союза. Она занесена на Красную доску имени XVII партсъезда. Об этой бригаде инженеры-строители отзывались как о хозяйственной бригаде, которая умеет экономить лесоматериалы, каждый обрубок используя надело, а главное, халимовцы — дисциплинированный народ.
Комсомольско-молодежная женская бригада тов. Сот никовой показывала образцы в работе. Она выполняла планы от ста до двухсот процентов. Сотниковцы-универ- еалы работали подносчиками огнеупоров, .бетонщиками и штукатурами.
По-большевистски трудились бригады монтажников тт. Коротченко, Жданова, Матвеева, Большакова и Орло ва и строителей тт. Бодаевского, Петренко. Анищука.
86
Монтажники помнят такой эпизод. На площадку при были элеваторы и силоса. Руководители первого участка рассуждали:
— Работа трудная и громоздкая, хорошо бы собрать за две недели.
Ударники 'бригады коммуниста тов. Орлова взялись
•закончить сборку за три дня. Механик коммунист тов. Ладий, руководя сборкой, не спал три ночи. Элеваторы были собраны досрочно.
Когда «а площадке не хватало фланцев, а бригаде Учватава они нужны были дозарезу, учватовцы целую ночь собирали фланцы на площадке, сами ходили в мехцех я каждый вделанный и найденный фланец тащили на участок и сразу ставили к паропроводу, в результате за дание закончили на три дня раньше срока.
Вместе со стройкой росли люди. На Коксострое хо рошо знали ударников тт. Вострикова, Порошенкова, Пу тилова и других. Вчерашние чернорабочие, колхозники, бедняки, — сегодня квалифицированные бетонщики, плот ники, монтажники.
Ударница тов. Новикова — полуграмотная забитая батрачка в прошлом — стала высококвалифицированной каменщицей, общественницей, грамотной технически и политически. Таких в Коксострое много. Две с лишним тысячи ударников воспитали партийная и профсоюзная организации.
Один из первых выпускников Кемеровского коксохи мического техникума А. К. Маметьев вырос до заместите ля директора завода по труду и быту, награжден за дол голетний и безупречный труд орденами и медалями. Вот так он описывает одну из ярких страниц стройки:
«24 августа закончили .монтаж коксовыталашвателя № 1. Это была первая победа бригады монтажников Теплова. Тепловцы под руководством молодого, но опытного специалиста т. Коломейца проявили трудовой героизм. За три с половиной месяца из груды отдельных разроз ненных конструкций — швелеров, балок, углового железа, заклепок и болтов — вырос на восьмиметровую высоту коксовыталкиватель, гордость бригады Теплова и всех рабочих.
Гордиться было чем. Успешно смонтировать громаду, весящую сто тонн, не имея механизмов, поднять на высо ту детали весом от трех до двенадцати тонн могла не каждая бригада.
87
На строительстве не хватало цемента, заливка фунда ментов прекратилась. Между тем, тепловцам предстояло монтировать коксовыталкиватель № 2, для путей которо го нужен был прочный фундамент из железа и бетона. Все же к моменту окончания монтажа первого коксовы талкивателя на площадку цемент прибыл. Можно бетони ровать! Но тут бетонщиков перевели на другие не менее важные объекты. Что делать, как выйти из положения? Бригада монтажников Теплова пе сдалась-, она сама за бетонировала фундамент для путей коксовыталкива теля».