Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
Рис. 81. Штырь черпаковой цепи
вается и срабатывается с одной стороны. При большом износе его пово рачивают на 180° в гнезде, после чего он работает противоположной несработанной стороной.
Штырь с прямоугольной или квадратной головкой предохраняется от произвольного вращения в гнезде с помощью планок, устанавли ваемых на промежуточных звеньях; при срабатывании одной стороны штыря его можно повернуть не только на 180, но и на 90°.
На некоторых снарядах штыри с круглой головкой не имеют квад ратного подголовка, благодаря чему они могут вроде бы свободно по
50 |
ворачиваться |
во время работы, что ве |
|
дет к более равномерному |
износу по |
||
|
верхности штырей. Однако такая кон |
||
25 |
струкция штырей, получившая назва |
||
|
ние плавающей, не находит широкого |
||
|
распространения, так как штырь при |
||
|
рабатывается |
к втулкам |
отдельными |
35местами и не поворачивается.
Впрямоугольное отверстие штыря вставляется чека, которая предохра няет штырь от выпадания.
|
|
|
Ч е к а |
для |
штырей (рис. |
82) из |
|||||
|
|
готавливается |
из |
полосовой |
|
стали |
|||||
|
|
марки Ст. |
3 толщиной 6—10 |
мм. |
|||||||
|
|
|
При сборке черпаковой цепи после |
||||||||
|
|
установки |
штыря |
на |
место |
на |
него |
||||
|
|
надевают |
шайбу |
и |
в |
отверстие заво |
|||||
|
|
дят чеку выступом в головке |
в |
сторо |
|||||||
W |
|
ну |
конца |
штыря. |
|
|
|
|
|||
|
|
Для |
облегчения |
заводки чеки в от |
|||||||
|
25 |
|
|||||||||
|
верстие штыря |
на |
конце чеки сделан |
||||||||
Рис. |
82. Чека |
скос. |
Концы |
чеки |
разводят |
в сторо |
|||||
ны, |
чтобы избежать |
ее выпадения в |
|||||||||
|
|
процессе работы черпаковой цепи. |
|||||||||
В т у л к и ч е р п а к о в ы е |
и в т у л к и |
|
п р о м е ж у |
||||||||
т о ч н ы х |
з в е н ь е в |
(см. рис. |
75) |
устанавливаются в отверстиях |
черпаков и звеньев для предохранения их от износа. Втулки, как и
штыри, |
изготавливаются ковкой |
из |
высокомарганцовистой |
стали |
|||
марки |
ЭИ-256 (Г 13). Заготовку втулки |
загибают и без механической |
|||||
обработки |
вставляют |
в отверстие, |
где она удерживается трением, воз |
||||
никающим |
вследствие |
того, |
что втулку устанавливают в отверстие |
||||
с натягом. Иногда для закрепления втулки ее расклинивают, |
забивая |
||||||
клин в |
зазор. |
|
|
|
|
|
|
Ч е р п а к о в а я |
р а м а |
(рис. |
83) предназначена для несения ра |
||||
бочей части черпаковой цепи, |
черпаковых роульсов с подшипниками |
и нижнего черпакового барабана. Она состоит из двух продольных параллельно расположенных балок 7, имеющих двутавровое попереч ное сечение и соединенных между собой поперечными диафрагмами 6 и раскосами 5. На верхних полках балки устанавливаются подшипники роульсов.
140
Верхний конец рамы заканчивается отверстиями 4, через которые проходит и закрепляется ось подвеса рамы. На оси рама подвешивается в подшипниках, установленных на наклонных передних раскосах черпаковой башни.
На некоторых снарядах ось подвеса черпаковой рамы состоит из двух частей. В этом случае каждая полуось имеет фланец, которым она крепится к стенке рамы.
На нижнем конце черпаковой рамы крепятся подшипники У оси нижнего черпакового барабана. Для прохода черпакового барабана нижний конец рамы выполнен в виде развилки, подкрепленной для
|
|
|
7 |
6 |
5 |
и |
|
|
|
|
|||
|
|
|
I |
I |
i |
|
г |
* " t =S Й З Й ^ Г Ч » - - * * * |
****?~f t ^ J ^ W |
я — |
~чг4' |
||
Т |
У х |
|
|
|
||
к |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 83. |
Черпаковая |
рама |
|
|
прочности усиленными листами. К нижнему концу черпаковой рамы крепятся нижние блоки подъемного полиспаста.
Черпаковая рама при работе снаряда упирается в продольные стенки прорези. Для этого к ее продольным балкам приварены направ ляющие 3.
Для выполнения монтажных работ при установке рамы на верхних полках балок рамы устанавливают рымы 2.
П о д в е с к а р а м ы . Черпаковая рама к черпаковой башне может быть подвешена в нескольких точках. Это делается для того, чтобы улучшить работу черпакового устройства при увеличении глу бины черпания.
Для увеличения глубины черпания разъединяют черпаковую цепь и в нее включают необходимое количество черпаков и промежуточных звеньев, а раму подвешивают на нижнюю или промежуточные точки.
Подшипники подвеса рамы крепятся к черпаковой башне неподвиж но или имеют возможность некоторого перемещения вдоль раскоса черпаковой башни. Это позволяет компенсировать удлинение черпа ковой цепи, образующееся при износе черпаковых пальцев и втулок.
Для перемещения подшипника рамы по раскосу применяют так называемое натяжное устройство с ручным, электрическим или гидрав лическим приводом.
На рис. 84. показано натяжное устройство с гидравлическим при водом и двумя точками подвеса черпаковой рамы (верхней и нижней).
141
Каждый подшипник подвеса рамы 8 крепится к раскосу черпаковой башни с помощью штыря 7, натяжного клина 6 и чеки 9. Такое крепле ние подшипников позволяет надежно крепить их к раскосу и при необ ходимости быстро отсоеди
нить от него.
Корпус подшипника с помощью оси 5 шарнирно соединен со штоком 4 гид ропрессов 2, устанавлива емых на раскосе башни в подшипниках /.
Чтобы переместить точ ку подвеса, отдают детали крепления подшипников подвеса рамы, и она вместе с подшипниками остается висеть на штоках гидро прессов. Специальным на сосом гидравлическая жид кость подается под давле-
Нижняя точка
'0?
Верхняя почка подвеса рамы *
Рис. 84. Натяжное устройство подвеса черпаковой рамы с гидравлическимприво дом
нием по трубопроводу 12 через золотник управления 11 и резиновые шланги 10 в нижнюю или верхнюю полость гидропресса и давит на поршень 3. Он начинает перемещаться вверх или вниз (в зависимо сти от того, в какую полость подается жидкость) вместе со штоком и соединенным с ним подшипником подвеса рамы. После перемещения на необходимое расстояние подшипник вновь крепят к раскосу черпа ковой башни через отверстия для прохода штырей 7.
При подвеске черпаковой рамы на нижнюю точку натяжное уст ройство переносят вместе с ней.
142
Подвеска черпаковой рамы в подшипниках, установленных на рас косах черпаковой башни, имеет недостаток, заключающийся в том, что при большом угле наклона рамы рабочий участок цепи на верхнем роульсе (ближайшем к верхнему черпаковому барабану) получает пе региб. В результате каждый черпак, проходя через этот роульс, полу чает наклон и сбрасывает некоторое количество грунта в черпаковую прорезь. Кроме того, из-за перегиба верхний роульс испытывает до полнительную нагрузку и быстро изнашивается.
При уменьшении угла наклона рамы этот перегиб постепенно умень шается, но на малых глубинах черпания черпаковая цепь начинает периодически отходить от верхнего роульса и ударять по нему с боль шой силой. Следовательно, обычный способ подвески рамы надо при менять в тех случаях, когда глубина черпания меняется не часто и и не резко.
При большом износе черпаковых пальцев и втулок цепь получает большое удлинение, которое устранить с помощью натяжного устрой ства не всегда удается. В этом случае значительно увеличивается рас стояние между верхним черпаковым барабаном и верхним роульсом, цепь на этом участке провисает и колеблется, в результате чего теря ется часть грунта и возникают дополнительные динамические на грузки.
Для устранения этих недостатков применяют вспомогательную ра му — надрамник (см. рис. 74, поз. 6). При установке надрамника чер паковую раму крепят в подшипниках ниже верхнего барабана на зна чительном расстоянии от него, а надрамник с роульсами подвешивают в подшипниках 7, установленных в непосредственной близости от верх него черпакового барабана.
При применении надрамника перегиб рабочего участка цепи при грунтозаборе с больших глубин полностью не устраняется, но от даляется от верхнего барабана, что увеличивает срок службы верхнего роульса.
Надрамник применяется также при подвеске черпаковой рамы на нижней или промежуточных точках.
Иногда для уменьшения величины шлейфа разработавшейся черпа ковой цепи удаляют один черпак с двумя соединенными с ним промежу точными звеньями (майонами). Таким образом удаляется участок цепи, равный ее шагу. Вместо удаленного черпака и его звеньев в черпаковую цепь вставляют два параллельно расположенных вильчатых звена (вильчатых майонов), имеющих длину, равную половине шага. Следо вательно, общая длина цепи уменьшается на половину ее шага. Вильча
тое звено с одной стороны |
имеет отверстие и размеры, аналогичные |
||||
промежуточному |
звену, а с другой — конструкцию и размеры, анало |
||||
гичные соответствующему участку каретки черпака. |
|
||||
Ч е р п а к о в |
ы е р о у л ь с ы |
(рис. 85), |
установленные |
на |
|
верхнем поясе |
черпаковой |
рамы, |
поддерживают |
и направляют |
ра |
бочий участок черпаковой цепи. Благодаря их наличию уменьшается трение цепи, так как она движется по катушкам, вращающимся в под шипниках роульсов.
143
Катушки 12 роульса, стальные или чугунные, насажены на ось / / таким образом, что образуют между собой неподвижное соединение. При движении черпаковой цепи на катушки опираются полозки чер даков и промежуточных звеньев (майонов), приводя роульс во вращаTdbHoe движение.
Катушки роульсов имеют реборды у внешнего края, которые огра ничивают боковое перемещение черпаковой цепи между нижним и верх ним черпаковыми барабанами, возникающее при наличии крена у сна-
|
|
|
1272 |
|
|
|
|
|
|
_ |
|
/370 |
|
Рис. |
85. Роульс |
|
|
||
ряда. |
Цилиндрическая |
поверхность чугунных |
катушек роульсов |
для |
|||||
увеличения |
износоустойчивости |
отбеливается |
на |
глубину |
4-—5 |
мм. |
|||
Для уменьшения |
веса |
катушки внутри пустотелые, с толщиной стенки |
|||||||
не менее 40 |
мм. |
Для уменьшения износа цилиндрической |
поверхно |
||||||
сти катушки покрывают в^отдельных конструкциях слоем резины, |
что |
||||||||
уменьшает шум, возникающий при движении черпаковой цепи. |
|
||||||||
Ось |
роульса |
опирается на |
два подшипника, |
установленные |
на |
верхних полках продольных балок черпаковой рамы. На роульсах при меняются подшипники скользящего трения или ролико-(шарико) подшипники.
Конструкция подшипников должна быть герметичной для предот вращения попадания внутрь их частичек грунта. При попадании грун та в подшипник роульс останавливается и на его катушке быстро об-
144