Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 81. Штырь черпаковой цепи


вается и срабатывается с одной стороны. При большом износе его пово­ рачивают на 180° в гнезде, после чего он работает противоположной несработанной стороной.

Штырь с прямоугольной или квадратной головкой предохраняется от произвольного вращения в гнезде с помощью планок, устанавли­ ваемых на промежуточных звеньях; при срабатывании одной стороны штыря его можно повернуть не только на 180, но и на 90°.

На некоторых снарядах штыри с круглой головкой не имеют квад­ ратного подголовка, благодаря чему они могут вроде бы свободно по­

50

ворачиваться

во время работы, что ве­

дет к более равномерному

износу по­

 

верхности штырей. Однако такая кон­

25

струкция штырей, получившая назва­

 

ние плавающей, не находит широкого

 

распространения, так как штырь при­

 

рабатывается

к втулкам

отдельными

35местами и не поворачивается.

Впрямоугольное отверстие штыря вставляется чека, которая предохра­ няет штырь от выпадания.

 

 

 

Ч е к а

для

штырей (рис.

82) из­

 

 

готавливается

из

полосовой

 

стали

 

 

марки Ст.

3 толщиной 6—10

мм.

 

 

 

При сборке черпаковой цепи после

 

 

установки

штыря

на

место

на

него

 

 

надевают

шайбу

и

в

отверстие заво­

 

 

дят чеку выступом в головке

в

сторо­

W

 

ну

конца

штыря.

 

 

 

 

 

 

Для

облегчения

заводки чеки в от­

 

25

 

 

верстие штыря

на

конце чеки сделан

Рис.

82. Чека

скос.

Концы

чеки

разводят

в сторо­

ны,

чтобы избежать

ее выпадения в

 

 

процессе работы черпаковой цепи.

В т у л к и ч е р п а к о в ы е

и в т у л к и

 

п р о м е ж у ­

т о ч н ы х

з в е н ь е в

(см. рис.

75)

устанавливаются в отверстиях

черпаков и звеньев для предохранения их от износа. Втулки, как и

штыри,

изготавливаются ковкой

из

высокомарганцовистой

стали

марки

ЭИ-256 (Г 13). Заготовку втулки

загибают и без механической

обработки

вставляют

в отверстие,

где она удерживается трением, воз­

никающим

вследствие

того,

что втулку устанавливают в отверстие

с натягом. Иногда для закрепления втулки ее расклинивают,

забивая

клин в

зазор.

 

 

 

 

 

Ч е р п а к о в а я

р а м а

(рис.

83) предназначена для несения ра­

бочей части черпаковой цепи,

черпаковых роульсов с подшипниками

и нижнего черпакового барабана. Она состоит из двух продольных параллельно расположенных балок 7, имеющих двутавровое попереч­ ное сечение и соединенных между собой поперечными диафрагмами 6 и раскосами 5. На верхних полках балки устанавливаются подшипники роульсов.

140


Верхний конец рамы заканчивается отверстиями 4, через которые проходит и закрепляется ось подвеса рамы. На оси рама подвешивается в подшипниках, установленных на наклонных передних раскосах черпаковой башни.

На некоторых снарядах ось подвеса черпаковой рамы состоит из двух частей. В этом случае каждая полуось имеет фланец, которым она крепится к стенке рамы.

На нижнем конце черпаковой рамы крепятся подшипники У оси нижнего черпакового барабана. Для прохода черпакового барабана нижний конец рамы выполнен в виде развилки, подкрепленной для

 

 

 

7

6

5

и

 

 

 

 

 

 

 

I

I

i

 

г

* " t =S Й З Й ^ Г Ч » - - * * *

****?~f t ^ J ^ W

я —

~чг4'

Т

У х

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 83.

Черпаковая

рама

 

 

прочности усиленными листами. К нижнему концу черпаковой рамы крепятся нижние блоки подъемного полиспаста.

Черпаковая рама при работе снаряда упирается в продольные стенки прорези. Для этого к ее продольным балкам приварены направ­ ляющие 3.

Для выполнения монтажных работ при установке рамы на верхних полках балок рамы устанавливают рымы 2.

П о д в е с к а р а м ы . Черпаковая рама к черпаковой башне может быть подвешена в нескольких точках. Это делается для того, чтобы улучшить работу черпакового устройства при увеличении глу­ бины черпания.

Для увеличения глубины черпания разъединяют черпаковую цепь и в нее включают необходимое количество черпаков и промежуточных звеньев, а раму подвешивают на нижнюю или промежуточные точки.

Подшипники подвеса рамы крепятся к черпаковой башне неподвиж­ но или имеют возможность некоторого перемещения вдоль раскоса черпаковой башни. Это позволяет компенсировать удлинение черпа­ ковой цепи, образующееся при износе черпаковых пальцев и втулок.

Для перемещения подшипника рамы по раскосу применяют так называемое натяжное устройство с ручным, электрическим или гидрав­ лическим приводом.

На рис. 84. показано натяжное устройство с гидравлическим при­ водом и двумя точками подвеса черпаковой рамы (верхней и нижней).

141


Каждый подшипник подвеса рамы 8 крепится к раскосу черпаковой башни с помощью штыря 7, натяжного клина 6 и чеки 9. Такое крепле­ ние подшипников позволяет надежно крепить их к раскосу и при необ­ ходимости быстро отсоеди­

нить от него.

Корпус подшипника с помощью оси 5 шарнирно соединен со штоком 4 гид­ ропрессов 2, устанавлива­ емых на раскосе башни в подшипниках /.

Чтобы переместить точ­ ку подвеса, отдают детали крепления подшипников подвеса рамы, и она вместе с подшипниками остается висеть на штоках гидро­ прессов. Специальным на­ сосом гидравлическая жид­ кость подается под давле-

Нижняя точка

'0?

Верхняя почка подвеса рамы *

Рис. 84. Натяжное устройство подвеса черпаковой рамы с гидравлическимприво­ дом

нием по трубопроводу 12 через золотник управления 11 и резиновые шланги 10 в нижнюю или верхнюю полость гидропресса и давит на поршень 3. Он начинает перемещаться вверх или вниз (в зависимо­ сти от того, в какую полость подается жидкость) вместе со штоком и соединенным с ним подшипником подвеса рамы. После перемещения на необходимое расстояние подшипник вновь крепят к раскосу черпа­ ковой башни через отверстия для прохода штырей 7.

При подвеске черпаковой рамы на нижнюю точку натяжное уст­ ройство переносят вместе с ней.

142

Подвеска черпаковой рамы в подшипниках, установленных на рас­ косах черпаковой башни, имеет недостаток, заключающийся в том, что при большом угле наклона рамы рабочий участок цепи на верхнем роульсе (ближайшем к верхнему черпаковому барабану) получает пе­ региб. В результате каждый черпак, проходя через этот роульс, полу­ чает наклон и сбрасывает некоторое количество грунта в черпаковую прорезь. Кроме того, из-за перегиба верхний роульс испытывает до­ полнительную нагрузку и быстро изнашивается.

При уменьшении угла наклона рамы этот перегиб постепенно умень­ шается, но на малых глубинах черпания черпаковая цепь начинает периодически отходить от верхнего роульса и ударять по нему с боль­ шой силой. Следовательно, обычный способ подвески рамы надо при­ менять в тех случаях, когда глубина черпания меняется не часто и и не резко.

При большом износе черпаковых пальцев и втулок цепь получает большое удлинение, которое устранить с помощью натяжного устрой­ ства не всегда удается. В этом случае значительно увеличивается рас­ стояние между верхним черпаковым барабаном и верхним роульсом, цепь на этом участке провисает и колеблется, в результате чего теря­ ется часть грунта и возникают дополнительные динамические на­ грузки.

Для устранения этих недостатков применяют вспомогательную ра­ му — надрамник (см. рис. 74, поз. 6). При установке надрамника чер­ паковую раму крепят в подшипниках ниже верхнего барабана на зна­ чительном расстоянии от него, а надрамник с роульсами подвешивают в подшипниках 7, установленных в непосредственной близости от верх­ него черпакового барабана.

При применении надрамника перегиб рабочего участка цепи при грунтозаборе с больших глубин полностью не устраняется, но от­ даляется от верхнего барабана, что увеличивает срок службы верхнего роульса.

Надрамник применяется также при подвеске черпаковой рамы на нижней или промежуточных точках.

Иногда для уменьшения величины шлейфа разработавшейся черпа­ ковой цепи удаляют один черпак с двумя соединенными с ним промежу­ точными звеньями (майонами). Таким образом удаляется участок цепи, равный ее шагу. Вместо удаленного черпака и его звеньев в черпаковую цепь вставляют два параллельно расположенных вильчатых звена (вильчатых майонов), имеющих длину, равную половине шага. Следо­ вательно, общая длина цепи уменьшается на половину ее шага. Вильча­

тое звено с одной стороны

имеет отверстие и размеры, аналогичные

промежуточному

звену, а с другой — конструкцию и размеры, анало­

гичные соответствующему участку каретки черпака.

 

Ч е р п а к о в

ы е р о у л ь с ы

(рис. 85),

установленные

на

верхнем поясе

черпаковой

рамы,

поддерживают

и направляют

ра­

бочий участок черпаковой цепи. Благодаря их наличию уменьшается трение цепи, так как она движется по катушкам, вращающимся в под­ шипниках роульсов.

143


Катушки 12 роульса, стальные или чугунные, насажены на ось / / таким образом, что образуют между собой неподвижное соединение. При движении черпаковой цепи на катушки опираются полозки чер­ даков и промежуточных звеньев (майонов), приводя роульс во вращаTdbHoe движение.

Катушки роульсов имеют реборды у внешнего края, которые огра­ ничивают боковое перемещение черпаковой цепи между нижним и верх­ ним черпаковыми барабанами, возникающее при наличии крена у сна-

 

 

 

1272

 

 

 

 

 

 

_

 

/370

 

Рис.

85. Роульс

 

 

ряда.

Цилиндрическая

поверхность чугунных

катушек роульсов

для

увеличения

износоустойчивости

отбеливается

на

глубину

4-—5

мм.

Для уменьшения

веса

катушки внутри пустотелые, с толщиной стенки

не менее 40

мм.

Для уменьшения износа цилиндрической

поверхно­

сти катушки покрывают в^отдельных конструкциях слоем резины,

что

уменьшает шум, возникающий при движении черпаковой цепи.

 

Ось

роульса

опирается на

два подшипника,

установленные

на

верхних полках продольных балок черпаковой рамы. На роульсах при­ меняются подшипники скользящего трения или ролико-(шарико) подшипники.

Конструкция подшипников должна быть герметичной для предот­ вращения попадания внутрь их частичек грунта. При попадании грун­ та в подшипник роульс останавливается и на его катушке быстро об-

144