Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
работ», землесос выходит на этот пикет и начинает грунтозабор движением в ту же сторону, что и в предыдущем цикле; трасса движения землесоса представляет собою прямоугольник или трапецию (рис. 138, б).
Для второго случая применяются следующие схемы движения зем лесоса:
при возможности загружать трюм в процессе движения по одной
траншее грунтоизвлечение начинают с участка, наиболее |
удаленного |
||||||||||
г. |
от свалки; двигаясь |
к выходу |
|||||||||
w |
на |
свалку, |
землесос |
полно |
|||||||
|
стью загружает трюм, а затем |
||||||||||
|
поднимает |
сосуны |
и |
следует |
|||||||
|
к месту разгрузки. Такая схе |
||||||||||
|
ма соблюдается и в последу |
||||||||||
|
ющих |
циклах, |
при |
этом |
ис |
||||||
|
ключается |
необходимость де |
|||||||||
|
лать разворот в грузу на ка |
||||||||||
|
нале (рис. |
138, в); |
|
|
|
|
|||||
|
|
если длина участка не по |
|||||||||
|
зволяет |
загрузить |
трюм |
за |
|||||||
|
один проход, |
загрузку трюма |
|||||||||
|
начинают таким образом, что |
||||||||||
|
бы последняя |
траншея |
созда |
||||||||
|
валась |
|
движением |
в сторону |
|||||||
|
выхода к свалке. Для соблю |
||||||||||
|
дения |
этого |
условия |
необхо |
|||||||
|
димо при четном числе тран |
||||||||||
|
шей |
начинать |
грунтозабор |
||||||||
|
движением |
в |
сторону |
|
более |
||||||
|
отдаленного от свалки |
начала |
|||||||||
|
участка, |
а |
при |
нечетном — |
|||||||
|
с |
противоположного |
конца, |
||||||||
|
делая |
развороты |
после |
про |
|||||||
|
ходки |
каждой |
траншеи |
(рис. |
Рис. 138. Схема движения |
землесоса |
в за |
138, |
г); |
|
|
|
|
||
висимости от протяженности углубляемого |
если у канала имеются две |
|||||||||
участка и от расположения свалок |
||||||||||
свалки, |
расположенные |
по |
||||||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
его |
концам, |
то |
расстояние |
|||
между |
свалками делят |
пополам |
и в районе |
этой точки |
участок |
ка |
||||
нала |
разрабатывается |
транзитом |
на |
всю длину |
траншеи с ходом по |
|||||
очередно на обе свалки. Оставшиеся участки |
вырабатываются так |
же, |
||||||||
как и при одной свалке (рис. 139); |
|
|
|
|
|
|
||||
на участках небольшой длины при |
благоприятных |
метеорологиче |
ских условиях и хорошей управляемости землесоса на заднем ходу следует применять челночный способ движения землесоса в процессе грунтозабора. При этом грунтозабор начинают с пикета, наиболее удаленного от свалки. После прохода каждой траншеи землесос под нимает сосуны и задним ходом возвращается к пикету начала работ, повторяя такие заходы столько раз, сколько необходимо для полной 276
загрузки трюма (рис. 140). Челночный способ исключает необходи мость разворота груженого землесоса в узкости на канале.
Челночный способ следует применять в том случае, если на углуб ляемом канале землесос в груженом состоянии не может развернуться или время, затрачиваемое на холостой ход, меньше, чем на разворот груженого землесоса.
Ш |
Свалка грунта |
|
|
|
1 |
|
I |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
— |
— * " |
|
|
i |
|
|
|
— • -ж. |
|
|
|
|
|
|
— 1 — ' |
|
Рис. |
139. Схема |
движения |
землесоса |
при расположении |
||
|
|
свалок с |
обоих |
концов |
|
|
Р а ц и о н а л ь н а я |
д л и н а |
т р а н ш е й . |
Для наиболее |
эффективного использования землесоса на заданном участке дноуглу бительных работ необходимо определить рациональную длину траншеи (рабочего хода), при которой грунтовой трюм наполняется с полным
Свалка грунта |
Свалка грунта |
|
Е |
I |
_ ВА |
1 1 |
|
|
Рис. 140. Схема работы землесоса |
челночным |
способом |
использованием грузоподъемности землесоса. При этом может учиты ваться необходимость дифференцированного увеличения габаритов ка
нала |
(участка). |
|
|
|
Длина |
траншеи определяется |
по формуле |
|
|
|
|
'рац^раб^загр КМ, |
(114) |
|
где |
с р а б |
— скорость рабочего хода землесоса, |
км/ч; |
|
|
t3arp |
— рациональное время |
загрузки трюма, ч. |
Некоторые типы землесосов при различии глубин до начала работ не имеют возможности поддерживать постоянный контакт грунтопри емника с грунтом по всей длине участка. Длину траншеи в таких усло виях назначают, сообразуясь с рельефом дна, а по мере углубления участка длину постепенно доводят до рациональной величины.
Расчет рациональной длины траншеи с учетом дифференцирован ного увеличения габаритов поясним примером.
277
На участке канала (рис. 141) протяженностью 5 км необходимо выполнить дноуглубительные работы до проектной отметки 9,2 м. Гарантированные габа
риты канала: глубина 8,2 м, ширина |
100 м. К началу дноуглубительных работ |
|||
эти габариты частично утрачены (заштрихованная |
часть канала на рисунке) — |
|||
глубина 8,2 м обеспечивается только на ширине 80 м. |
|
|||
В первую |
очередь необходимо |
восстановить |
гарантированные |
габариты, |
а затем углубить канал до проектной |
отметки. |
|
|
|
Как видно из схемы участка работ, в первую |
очередь требуется |
удалить |
||
образовавшиеся |
наносы у бровок до восстановления габаритной глубины, а за |
тем продолжать углубление до создания проектной глубины 9,2 м по всей шири не канала. Протяженность участка работ первой очереди у левой бровки состав
ляет 5 км, у правой —два |
участка по 2 км каждый. |
|
|
|||||
Окм |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3 |
Рис. 141. Схема участка дноуглубительных |
работ |
В рассматриваемом примере грунт — крупный песок |
II I группы по труд |
ности разработки, наиболее высокая производительность землесоса по грунто-
забору 2200 м?/ч достигается при скорости |
у р а б = |
2 км/ч, а |
норма |
загрузки |
|
трюма крупным песком по трудности разработки |
составляет |
2600 м3, |
процент |
||
сброса грунта за борт за счет перелива составляет 11%. |
|
|
|||
Рациональное время загрузки трюма будет равно |
|
|
|||
2600-1,11 |
|
|
|
||
Гзагр- |
2 2 0 0 |
- 1 . 3 ч. |
|
|
|
По формуле (И4) |
|
2,60 км. |
|
|
|
/рац = |
2-1,3 = |
|
|
||
Очевидно, что в указанных на схеме условиях |
при выполнении работ пер |
вой очереди у левой бровки следует загружать трюм за время рабочего хода по длине траншеи, равной половине длины углубляемого участка — 2,5 км у правой бровки работать на двух участках длиной по 2 км. При выполнении ра бот второй очереди рациональная длина каждой траншеи будет 2,5 км.
|
В |
рассмотренном |
примере имелось |
в виду, что неравномерность |
отметок |
|
дна |
по |
длине участка |
незначительная |
и не лимитирует выбора рациональной |
||
длины/траншеи. |
|
|
|
|
||
|
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь |
р а з р а б о т к и |
п р о р е з и |
|||
п о |
ш и р и н е . |
На судоходных |
каналах заносимость |
у |
бровок |
всегда больше, чем по оси канала. Это объясняется оседанием у бровок влекомых наносов, а также тем, что проходящие по оси канала суда
278
струями воды от винтов приводят во взвешенное состояние донные на
носы, которые |
оседают у бровок канала или частично выносятся за |
его габариты. |
|
Назначение последовательных трасс движения землесоса с одним сосуном в указанных выше условиях не представляет трудностей. В процессе производства дноуглубительных работ осуществляется по стоянный контроль за изменениями рельефа дна углубляемой прорези с помощью приборов — эхографов. При отсутствии таких приборов увеличение глубин канала можно установить с определенной степенью точности по глубине опускания сосунов и проверять эти данные путем
SJ
15 |
15 |
1 5 , |
I R I
I
|
I |
Ш |
|
I |
ш |
J _ |
л |
ж |
^ |
Нпр=10,дм |
|
|
ж |
ж |
|
||||||
Рис. 142. Расположение |
траншей |
при |
работе |
землесоса с |
двумя бортовыми |
|||||
|
|
сосунами |
при |
неравномерном |
слое |
грунта: |
||||
а — снимаемый |
слой |
по парам |
траншей |
до |
начала |
работ; |
б — слой, оставшийся после |
|||
работы |
одновременно |
двумя сосунами |
(подлежит разработке |
одним сосуном) |
промеров имеющимися на судне средствами и периодическим контро лем за изменением глубин, осуществляемым промерной партией.
При работе землесосами с двумя бортовыми всасывающими устрой ствами, когда толщина снимаемого]слоя по ширине прорези различна, обоими сосунами снимается одинаковый слой грунта по всей ширине прорези и, как следствие, у оси получается перебор глубин. Во избе жание этого подчистку грунта у бровок временами производят одним сосуном, что, естественно, снижает производительность землесоса.
Работа самоотвозного землесоса у бровок всегда сложна и сопряже на с опасностью повреждений грунтозаборных устройств, поэтому выполнять эту работу рекомендуется в светлое время суток.
Организацию работы самоотвозного землесоса" с двумя бортовыми сосунами при ширине рабочей прорези 120 м можно пояснить следующим примером.
Последовательность разработки прорези по ширине в указанных условиях установлена четырьмя парами траншей. Расстояние между траншеями в каждой паре соответствует расстоянию между грунтоприемниками сосунов и условно при нимается равным 30 м. Каждая пара траншей на схеме обозначена соответственно
I — I , I I — I I , I I I — I I I и I V — I V . В указанном на рис. 142 размещении траншей
279
зона действия каждого сосуна принята по 7,5 м в каждую сторону от намеченных осей траншей, хотя ширина каждой траншеи значительно меньше. Такое рас пространение действия каждого сосуна в практике имеет место вследствие мно гократности проходок по осям траншей и невозможности точного удержания землесоса на курсе во время грунтозабора.
На приведенной схеме нанесены средние толщины разрабатываемого слоя грунта по всем четырем парам траншей в зоне действия каждого сосуна. Эти тол щины в рассматриваемом примере составляют (с учетом половины допускаемого перебора) табл. 11:
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
11 |
|
Номера |
Толщина |
слоя, м |
Отношение |
Номера |
Толщина |
слоя, м |
Отношение |
|
|
|
|
|
|||||
по левой |
по правой |
большей |
по левой |
по правой |
большей |
|||
парных |
толщины |
парных |
ТОЛЩИНЫ |
|||||
траншей |
траншее |
траншее |
к меньшей |
тр аншей |
траншее |
траншее |
к меньшей |
|
I — i |
1,40 |
1,00 |
1,40 |
I I I — III |
1,10 |
0,70 |
1,57 |
|
п — п |
0,85 |
1,60 |
1,80 |
I V — IV |
0,60 |
1,0 |
1,67 |
|
Для достижения заданных глубин и равномерной чистоты выработки дна необходимо при разработке каждой пары траншей только частично работать двумя сосунами. После достижения глубин в зоне действия одного сосуна про должают работу вторым сосуном до получения заданных глубин в зоне его дей ствия.
На рисунке видно, что одна из траншей первой пары расположена посреди не между траншеями третьей пары, а одна из траншей второй пары — между траншеями четвертой пары, что позволило расположить их равномерно по всей ширине рабочей прорези. Очевидно, такой принцип расположения смежных пар траншей приемлем и для самоотвозных землесосов, у которых расстояние между грунтоприемниками в положении грунтозабора иное.
Штанговые земснаряды. Для перемещения земснаряда в пределах разрабатываемой прорези завозят один авантовый (становой) и четыре боковых якоря.
Переставлять земснаряд можно и с помощью черпака. Для этого последний отдают по направлению требуемого перемещения земснаря да, затем поднимают сваи, и земснаряд под влиянием течения идет в сторону. После такого перемещения сваи опять отдают и повторяют процесс до тех пор, пока земснаряд не окажется в требуемом положе нии. Для перемещения против течения черпак отдают впереди земсна ряда на возможно большее расстояние, затем поднимают сваи и пово рачивают поворотную платформу; в результате этого происходит пере мещение земснаряда. После поворота платформы отдают сваи; если требуется дальнейшее перемещение земснаряда, описанные операции повторяются.
Ширина траншеи, разработанная при одном положении земснаряда, (рис. 143), зависит от величины вылета стрелы и длины штанги.
После того как грунт будет удален |
по всей ширине траншеи, |
сваи поднимают, земснаряд спускают по |
течению на величину подачи |
и вновь осаживают сваи; затем удаляют вторую полосу грунта и т. д. По мере продвижения земснаряда перекладывают боковые и аванто вый якоря.
После прохода земснарядом по длине траншеи наибольшего возмож ного расстояния при имеющемся положении боковых якорей подни-
280