Файл: Бородулин, Я. Ф. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затворы грунтового трюма устанавливают в положение, соответ­ ствующее загрузке;

при работе на илах откачивают воду из трюма; переключают клинкеты судовых грунтопроводов в положение,

соответствующее началу загрузки; завершают неоконченные работы.

Перед выходом на траншею снижают ход землесоса до малого, опу­ скают грунтоприемники и включают грунтовые насосы с выбросом воды за борт. Когда грунтоприемники коснутся грунта (этот момент

можно определить по штоку

пневмогидрокомпенсатора

или по изме­

нению цвета воды), частоту

вращения рабочих колес

грунтовых на­

сосов и ходовых двигателей

увеличивают до оптимальных.

§ 104. Условия и способы разгрузки грунтового трюма

Способы разгрузки грунтового трюма зависят от конструктивных особенностей землесосов, условий грунтоудаления и рода грунта.

К техническому заданию на производство дноуглубительных работ прилагается план места свалки грунта и подходов к нему с указанием глубин. На плане наносятся знаки судоходной обстановки.

Если предусматривается разгрузка трюма регулированием грунта на берег или на мелководную свалку, то эта территория на плане раз­ бивается на отдельные карты намыва с указанием последовательности работ, высотных отметок до и после регулирования, а также грунтовместимости карт намыва.

Характеристика грунта и категория по трудности разгрузки могут оказать существенное влияние на продолжительность разгрузки (осо­ бенно рефулированием), поэтому для ее ускорения следует использо­ вать наличные судовые средства, размывочные устройства. Если раз­ грузка трудноразгружаемых грунтов осуществляется через днищевые закрытия трюма, для ее ускорения грунтовыми насосами подают в трюм воду через ту же систему, что и при загрузке. Рекомендуется также перед разгрузкой заполнить трюм забортной водой в пределах допускаемой осадки, что при отдаче дверец улучшит разгружаемость. При необходимости после частичной разгрузки воду накачивают не­ сколько раз.

Разгрузка на подводную свалку осуществляется на малом ходу

землесоса, что также

ускоряет процесс вываливания грунта из

трюма и способствует

равномерному рассеиванию его по всей площади

свалки.

 

При выгрузке на подводную свалку ограниченной емкости с неболь­ шим запасом глубины под килем необходимо выполнять следующие условия:

разгрузку производить по линии выставленных створов или обвехования, начиная с участков, наиболее удаленных от пути подхода (во избежание посадок на мель и повреждений); 322


если запас глубин под килем недостаточен и может вызвать касание дна дверцами при их открытии, разгрузку полностью или частично следует выполнять регулированием грунта за борт, рассеивая грунт по акватории свалки на ходу землесоса;

на землесосах, трюмы которых оборудованы цилиндрическими за­ творами или дверцами в нише, разгрузка должна производиться на ходу путем постепенного открытия затворов и рассеивания грунта, начиная от дальней границы свалки с постепенным приближением к ближней ее границе по отношению к путям подхода;

разгрузка трюма без движения допускается только в том случае, если запас глубины под килем является достаточным и не создается угрозы посадки судна на только что выгруженный грунт;

если движение землесоса на свалке в полном грузу может вызвать касание корпусом ранее выгруженного грунта, то при заходе на аква­ торию свалки следует сбросить часть грунта вместе с отстоявшейся водой через сливные отверстия нижерасположенного уровня слива и этим уменьшить осадку.

При разгрузке рефулированием необходимо выполнять следующие условия:

место установки землесоса для разгрузки подготовить для удобной и надежной швартовки;

территория намыва, магистральный и разливной грунтопроводы также должны быть заранее подготовлены, карты намыва оборудованы водосбросными колодцами или водосливами и устроить первичное обвалование;

для подсоединения корпусного грунтопровода к береговому реко­ мендуется применять быстроразъемные соединения;

береговые грунтопроводы наращивать во время пребывания земле­ соса в рейсе.

§ 105. Составление технологических карт

Технологическая карта является основным рабочим

документом

и составляется на каждый землесос с целью оптимизации

технологии

дноуглубления путем назначения параметров наиболее эффективного режима работы для конкретных производственных условий.

Заполнение бланков технологических

карт возможно при деталь­

ном знании и всестороннем учете производственных

условий.

 

Режим работы землесоса назначается с учетом:

 

 

конкретных условий работы каждого

дня или

каждого

конкрет­

ного участка, судовых инструкций по эксплуатации

судовых

механиз­

мов и устройств, а также указаний

«Технической инструкции по про­

изводству морских дноуглубительных работ» (1970).

 

Технологическая карта включает в себя общие сведения по усло­

виям производства работ, которые

располагаются под заголовком

карты.

 

 

 

 

В табл. 14 приведена форма типовой карты технологического про­

цесса для самоотвозного землесоса.

 

 

 

 

11*

 

 

 

323


СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

14

«о

 

 

 

 

 

ТИПОВАЯ

КАРТА

 

 

 

 

 

 

 

Название

землесоса

 

технологического процесса для самоотвозного землесоса

 

 

 

 

 

 

Грунтовые

условия

на участке

работ .

 

 

Название

объекта

дноуглубительных работ . . . .

 

 

 

 

Наименование

грунта

 

 

 

 

Плановая

среднемесячная часовая

производительность

м3

 

 

 

 

Проектная

глубина

(без допускаемого перебора) . . .

м

Группа грунта

по трудности разработки

 

Допускаемый

перебор

 

м

 

Гранулометрический

класс

 

 

 

Предварительные глубины на продольных профилях:

 

 

 

 

на

правой

бровке — макс.

. м;

миним. . м; средн. . м

Категория

по трудности

разгрузки . .

 

 

на

левой

бровке — макс.

. м;

миним. . м\ средн.

. м

Включения,

размеры

. см;

процентное содержание

 

на

оси

 

—макс.

. м;

миним. . м; средн. . м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата и

Учас-

 

 

 

Режим грунтозабора

 

 

 

 

Режим грунтоудаления

Часо­

ток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

часы

Затраты

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

 

вая

работ

 

 

Положение устройств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем

 

Затрата

произ-

 

 

 

времени,

 

и систем,

регулирующих

 

на

 

 

 

 

мин

 

 

грунтозабор

 

извлека­

 

свалку

Б р е м е н и ,

води-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емого

 

и об­

мин

тель-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грунта

 

ратно

 

ность

за один

цикл

в том числе

са са

0J <и

сс

кк

е;

•е •е

оо

сс

F- о

О ч

СО

f-

сао

>.

саИ Н

о,н

^ CJ к 2 S Z

 

 

 

 

 

су

 

 

 

 

2 н

 

s

са

 

то S.

 

-

*

 

 

 

щ К

 

 

1)Р со^

£ ее

 

9 S

Е- с

 

О ct

4

s

с2&

н s

 

 

§ 5

О я

 

 

3

4

5

7

8

10

11

12

13 114115 16 17

18

19

20

21

22

23

24

25 |26127

2

29

30

31

32

33

34

35

36

37

3


Г л а в а XXIII

ЯКОРНЫЕ ЗЕМЛЕСОСЫ

§106. Применение, эксплуатационные особенности

Вдноуглубительной практике в морских и речных условиях якор­ ные землесосы применяются для строительства новых и углубления существующих судоходных каналов и портов, при строительстве гид­ ротехнических сооружений, для образования новых или поднятия су­ ществующих территорий, для добычи строительных материалов. Од­ нако в эксплуатационном отношении столь широкие возможности ис­ пользования якорных землесосов ограничиваются гидрометеорологи­ ческими условиями.

Ветер и волнение наибольшее влияние оказывают на землесосы, удаляющие грунт по плавучему грунтопроводу. Наличие умеренного волнения может вызвать повреждение понтонов или разрыв соеди­ нений плавучего грунтопровода.

Взвешенно-потопляемый грунтопровод позволяет работать земле­ сосу при несколько большем волнении, чем обычный. Подобная кон­ струкция грунтопровода особенно эффективна при работе на незащи­ щенных от волнения участках.

Использование грунтоотвозных шаланд при высоте волны 0,6— 0,8 м также вызывает значительные трудности. На волнении шаланда и землесос ударяются друг о друга, рвутся швартовные концы, иногда ломаются кипы и кнехты, затрудняется выполнение рабочих операций на землесосе и на шаланде.

В

настоящее время

наибольшее применение находят землесосы

с механическими разрыхлителями

грунта, имеющими мощный привод.

Они

используются на

различных

участках дноуглубительных

работ,

в том числе и на участках, где раньше использовались только

одно-

или

многочерпаковые земснаряды.

 

Самые мощные землесосы с механическими разрыхлителями грунтов построе­ ны в США и Японии. Например, землесос «Гайдро-Квебек», построенный в 1952 г. в США, рассчитан на разработку глинистых грунтов, засоренных валунами раз­ мером до 0,7 м и весом до 450 кг. Землесос оборудован механическим разрыхли­ телем фрезерного типа весом 40 т, приводимым во вращение электродвигателем мощностью 1000 л. с.

Мощность привода разрыхлительного устройства у некоторых современных американских землесосов достигает 2500 л. с.

Следует отметить, что совершенствование идет не только по пути строительства мощных землесосов. Например, землесосы, применяемые в мелиорации, имеют небольшие габариты и производительность, но обладают высокими эксплуатационно-экономическими показателями.

Землесосы без разрыхлителей или с гидравлическим разрыхлителем грунта в гидротехническом строительстве имеют ограниченное приме­ нение по грунтовым условиям.

325