Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
ского рафинирования и др.). Это оборудование изготавливается, как правило, в ремонтных цехах и на заводах цветной металлургии.
Оборудование предприятий тяжелых цветных металлов, за не большим исключением, характеризуется большими габаритными размерами и массой, простотой конструкции, сравнительно неслож ной кинематической схемой, небольшим числом узлов трения. Боль шинство агрегатов вследствие больших габаритов и особенностей конструкции является нетранспортабельным, поэтому их ремонт должен выполняться на месте.
Тяжелые условия эксплуатации обусловливают повышенные тре бования к качеству конструкций и изготовлению технологического оборудования.
Наряду с общими требованиями, предъявляемыми к оборудова нию (высокие производительность и коэффициент полезного действия, простота конструкции, малое число простых в изготовлении и на дежных в работе деталей, возможно меньшая масса, возможность легкой и удобной регулировки параметров, пригодность для работы в автоматическом режиме и др.), особо важное значение приобретают требования к высокой эксплуатационной надежности, герметичности соединений и безопасности в обслуживании.
Высокая эксплуатационная надежность предусматривает макси мально возможную долговечность оборудования, особенно его ра бочих органов, наиболее быстро выходящих из строя вследствие кон такта с перерабатываемым или транспортируемым материалом. Гер метичность оборудования обогатительных и металлургических цехов позволяет предотвратить возможность выброса в окружающую среду пыли, газа, вредных возгонов, металлов (свинца, цинка и др.); оборудование должно иметь плотные корпуса, кожухи и защитные укрытия.
Для увеличения срока службы оборудования, износостойкости, химической и температурной стойкости узлов и деталей истираю щиеся поверхности подвергают гуммированию: рабочие детали пульповых насосов, просеивающие поверхности грохотов и др. Центра лизованное изготовление обрезинепных деталей организовано в спе циализированном цехе Ачнсайского полиметаллического комбината.
Применение титана в качестве конструкционного материала позво лило достигнуть высоких показателей стойкости против воздействия агрессивных сред. Впервые насосы из титана для перекачки агрес сивных растворов разработаны и изготовлены на комбинате «Североникель» в ремонтно-механическом цехе в 1960 г. В настоящее время в гидрометаллургических и сернокислотных цехах работает свыше 2000 титановых насосов и большое число титановой запорной арма туры. На заводах никелевой промышленности успешно внедряются титановые свечевые фильтры и автоклавное оборудование. Темпы применения титана для повышения химической стойкости оборудова ния ежегодно возрастают, а номенклатура изделий значительно рас ширяется.
Для повышения износостойкости рабочих органов (насосов, флотомашин и др.) наряду с гуммированием широко применяют износостой-
Ю
кие легированные чугуны типа ИЧХ (износостойкий чугун высоко хромистый), наплавку рабочих поверхностей износостойкими мате риалами.
Модернизация действующего оборудования проводится также в направлении повышения производительности агрегатов, увеличе ния основных размеров, увеличения прочности и надежности, сни жения трудоемкости обслуживания и ремонта, повышения герметич ности уплотнений и укрытий (улучшения санитарно-гигиенических условий в цехах). Затраты по модернизации действующего оборудо вания окупаются через 1,5—2 года.
На XXIV съезде КПСС дана высокая оценка развитию цветной металлургии. За истекшее пятилетие 1966— 1970 гг. выпуск цветных металлов возрос более чем в 1,5 раза. При этом производство алю миния возросло в 1,7 раза, меди и цинка — в 1,45 раза, титана — почти в 2 раза, никеля — в 1,4 раза, а производительность труда по высилась на 44%.
Достижение таких высоких показателей роста производства в зна чительной мере обусловлено состоянием технологического оборудо вания, его эффективностью и эксплуатационно-технической готов ностью. Для обеспечения последней применяется комплекс мер,: основные из которых следующие:
планово-предупредительные ремонты (ППР) на всех участках производства;
материально-техническая подготовка к выполнению ППР; модернизация действующего оборудования.
Система ППР включает большой комплекс запланированных мер по уходу, обслуживанию, надзору, организации и проведению ре монта оборудования. Все они направлены на предотвращение нара стания прогрессирующего износа, предупреждение возникновения аварий, поддержание оборудования в постоянной готовности и ра ботоспособности. Особенность системы ППР состоит в том, что каж дое предыдущее мероприятие является профилактическим по отно шению к последующему мероприятию. Так, правильная смазка ме ханизма предотвращает преждевременный текущий ремонт, а свое временно и качественно выполненный текущий ремонт исключает частые капитальные ремонты. Текущие ремонты составляют основу ремонтов по системе ППР. Основным руководящим материалом по проведению ППР является утвержденное Министерством цветной металлургии СССР «Положение о ППР».
В директивах XXIV съезда КПСС говорится о быстром повыше нии технического уровня парка технологического оборудования, а также об ускорении модернизации морально устаревших машин и агрегатов или их замене новыми. Модернизация оборудования яв ляется одним из эффективных резервов интенсификации производства и повышения производительности труда.
В цветной металлургии модернизация осуществляется по двум направлениям: замена старого изношенного оборудования новым и совершенствование оборудования в процессе ремонта методами так называемой ремонтной модернизации. Такой модернизации под-
И
вергается главным образом оборудование, рассчитанное на длитель ный срок эксплуатации и связанное с другими аппаратами, меха низмами и транспортирующими машинами в общую технологшческую цепь (дробилки, мельницы, конвейеры, грузоподъемные кроны
идр.).
Всоответствии с ремонтной модернизацией предусматривашэтся
такие меры, которые позволяют повысить долговечность оборудювания и его отдельных узлов и деталей, упростить конструкции дета лей, улучшить герметичность и повысить ремонтопригодность и тем самым повысить коэффициент использования и производительнсость оборудования. В комплекс наиболее часто выполняемых мер по мо дернизации входят: замена подшипников скользящего трения: на подшипники качения, что позволяет повысить к. п. д. механизма; замена открытых зубчатых передач на закрытые редукторы и пршмозубых передач на косозубые (более совершенные и надежные); за мена жестких соединительных муфт на упругие (эластичные); за мена деталей, работающих в условиях интенсивного износа, на бсолее стойкие; упрочнение рабочих поверхностей наплавкой износостгойкими материалами; замена рабочих органов (футеровок дробилок, мельниц, классификаторов и др.) на более экономичные и стойкие профили.
В системе Министерства цветной металлургии СССР создан ряд цехов, специализирующихся на производстве прогрессивных и стой ких видов ремонтной продукции.
Гпава /
ТР А Н С П О Р Т И Р У Ю Щ И Е МАШИНЫ
На современных горно-обогатительных и горно-металлургических предприятиях цветной металлургии технологическое оборудование и транспортирующие машины связаны в общую производственную систему, в единую транспортно-технологическую цепь. Поэтому не исправная работа одного из элементов этой системы неизбежно при водит к нарушению работы всей цепи: к простоям или полным оста новкам производства.
Большое разнообразие технологических процессов на предприя тиях цветной металлургии обусловливает транспортировку твердых и жидких материалов с различными физическими свойствами: дроб леную руду, рудные концентраты, шихтовые материалы для метал лургических переделов (известняк, кварц, кокс и др.), продукты металлургических процессов (огарок, агломерат, жидкие металлы и штейны и пр.), различные суспензии— пульпы (жидкости, содер жащие твердые частицы) и растворы металлов в кислотной среде.
Схема расположения оборудования в транспортно-технологиче ской цепи отделения среднего дробления современной обогатительной фабрики представлена на рис. 3. Технологические переделы (крупное, среднее и мелкое дробление руды) связаны между собой транспорти рующими машинами непрерывного действия, наиболее рациональ ными при перемещении больших масс руды, достигающих 3—6 тыс. т в час. Кроме ленточных конвейеров 1,7 и 9, к машинам непрерывного
транспорта относятся пластинчатые, скребковые, винтовые и вибра ционные конвейеры, а также элеваторы и гидро- и пневмотранспорт.
§ 1. Ленточные конвейеры
Ленточный конвейер представляет собой механизм, перемещаю щий материал на непрерывно движущемсярабочем органе -4- ленте. Основными элементами конвейера (рис. 4) являются гибкая беско нечная лента 2, служащая одновременно тяговым и несущим эле ментом; приводной механизм 4, имеющий один или два приводных барабана 1\ рама 8 конвейера с расположенными на ней верхними
инижними роликами 5 и 6, которые поддерживают ленту; натяжной барабан 10 с устройством для регулирования натяжения ленты И
и12. В состав конвейерной установки входят также разгрузрчная тележка 7, загрузочный лоток 9 и разгрузочная воронка 3.
Взависимости от назначения конвейеры делятся на стационарные
ипередвижные или переносные, горизонтальные, наклонные и ком бинированные (изогнутые в вертикальной плоскости). Наибольшее распространение получили стационарные конструкции, располо женные горизонтально или наклонно. Передвижные конвейеры
13
Рис. 3. Установка оборудования в отделении среднего дробления обогатительной |
фабрики: |
||||||
1 — ленточный конвейер дробленой |
руды; 2 — электродвигатель; 3 — конусная |
дробилка |
|||||
среднего дробления; 4 — загрузочная |
воронка: |
5 — грохот вибрационный; 6 — мостовой |
|||||
грузоподъемный кран; 7 — ленточный |
конвейер; |
Я — электротельфер; |
9 — наклонный лен |
||||
точный конвейер; 10 — воронка для |
уборки |
просыпи; |
11 — натяжная |
станция ленточного |
|||
конвейра; 12 — воронка для подачи |
мелкой |
руды на |
конвейер |
|
|
Рис. 4. Схема ленточного конвейера
14
используются при подаче материала в несколько пунктов, располо женных на одной линии (в отсеки бункеров, воронки отражательных печей). Переносные машины применяют для различных вспомога тельных, погрузо-разгрузочных и ремонтных работ.
В зависимости от конструкции поддерживающих роликов лента может быть плоская или принимать форму желоба. Последнюю при меняют для транспортировки сыпучих материалов.
Лента. Наиболее распространена прорезиненная конвейерная
лента с тканевой основой. Лепты из стальной полосы и проволочного плетения применяют в специальных конвейерах. Прорезиненная лента состоит из каркаса (сердечника) 1 и резиновых обкладок 3.
Каркас воспринимает тягозое усилие, а резиновые обкладки защи-
совая лента; I — тканевая прокладка; 2, 4 — брекер; 3 — обкладки; 5 — стальной трос; 6 — резиновое заполнение
щают его от повреждений и износа. Каркас состоит из нескольких прокладок, связанных между собой резиновыми прослойками (сквиджами) толщиной 0,2—0,3 мм (рис. 5, а). Материалом для прокладок служат хлопчатобумажная ткань — бельтинг или синтетические материалы типа лавсан, капрон и найлон. Для лент повышенной стойкости (для предохранения от пробоев падающими кусками руды) предусматривается дополнительно разреженная ткань (брекер) 2 и
усиление бортов ленты. В лентах, предназначенных для работы в особо тяжелых услозиях, имеется два слоя брекера (рис. 5, б).
Расчетная прочность лент на основе бельтинга Б-820 составляет 610 Н/см (61 кгс/см) ширины одной прокладки, а особо прочного бельтинга ОПБ-115 составляет 1300 Н/см (130 кгс/см). Такие ленты изготовляют шириной от 300 до 1600 мм.
Число прокладок устанавливают в зависимости от необходимой прочности ленты и ее ширины. В лентах на основе бельтинга число прокладок колеблется от 3 до 12 (для лент шириной 2000 мм). Рези новые обкладки с рабочей стороны ленты имеют толщину 3—6 мм и с нерабочей 1,5—2 мм. Ленты, работающие на тяжелых абразив ных рудах, поставляются с рабочими обкладками толщиной до 10 мм.
Ленты с основой из бельтинга имеют малую удельную прочность, недостаточную теплостойкость, подвержены сравнительно быстрому гниению под действием проникающей влаги, так как имеют высокую гигроскопичность. .
15
Ленты бывают общего применения, теплостойкие, огнестойкие, морозостойкие и маслостойкие. Ленты общего назначения рассчитаны на нормальную работоспособность при температурах окружающего воздуха не ниже —25° С и транспортируемого материала не выше 60° С. Морозостойкая лента может работать при температурах до минус 45° С.
Ленты с основой из синтетических материалов имеют прочность до 3000 Н/см (3000 кгс/см) ширины прокладки. Они могут работать при температуре до 250° С; эти ленты устойчивы против гниения.
Рис. 6. Поперечные сечения ленточного конвейера:
а — в средней части конвейера: б — в месте загрузки; 1 — лента; 2 — трехролнковая опора;
3 — рама; 4 — плоский ролик; 5 — кронштейн; б — защитный лист; 7, 8 — уплотнители ленты; 9 — загрузочный лоток
В конвейерах большой мощности и длины используются резино тросовые ленты (рис. 5, в), имеющие основу из стальных тросов 5
диаметром 2,1— 11,6 мм, свитых из высокопрочных стальных прово лок. Наружные обкладки 3 изготовляют из износостойкой резины.
Эти ленты имеют предел прочности от 7 до 60 кН/см (700—6000 кгс/см) ширины ленты, отличаются высокой долговечностью, большой гиб костью в продольном и поперечном направлениях и малым относи тельным удлинением, не превышающим 0,5%.
Роликоопоры. Для конвейеров с плоскими лентами применяют
однороликовые опоры; для конвейеров с желобчатыми лентами, наи более распространенными в цветной металлургии, устанавливают опоры с двумя, тремя и пятью одинаковыми роликами в зависимости от ширины ленты. Нерабочая ветвь ленты поддерживается плоскими роликами (рис. 6). Угол наклона боковых роликов (трехроликовых опор) составляет 20, 30 и 35°. Угол 35° устанавливают для очень ши роких лент с каркасом из бельтинга и для лент с синтетическим кар касом. Увеличение угла до 35° создает возможность повышения про изводительности конвейера примерно на 15% и лучшего центриро вания хода ленты.
В зависимости от ширины ленты и физико-механических свойств
•Перемещаемого материала диаметр роликов колеблется в пределах
1 6 '
83— 194 мм, а расстояние между, роликами — от 800 до 1200 мм на рабочей ветви и от 2400 до 3000 мм на холостой ветви конвейера. Ролики изготовляют преимущественно из стальных труб, иногда отливают чугунными. Распространенная конструкция роликов при ведена на рис. 7. Каждый ролик устанавливают на двух подшипни ках качения 1 на неподвижной сквозной оси 2 или на двух полуосях. Полуоси и ступицы 3 штампуют и соединяют с трубой 4 сваркой.
От проникновения пыли и грязи подшипники защищены лабиринт ным уплотнением 5 и фетровым кольцом 6. Конструкция с полуосями
имеет меньшую массу, более удобна в обслуживании, но недоста
точно чувствительна к перекосам, возникающим в процессе сборки конвейера, или возможным деформациям в роликоопорах.
В некоторых конструкциях современных конвейеров применяют подвесные (гирляндные) роликоопоры, которые подвешивают на раме конвейера или на продольных канатах. Опоры имеют диски из износо стойких пластмасс, установленные на графитированных вкладышах, не требующих смазки, что очень важно при огромном количестве роликоопор в конвейерах. Диски вращаются на гибком валу или оси. Эластичная подвеска значительно смягчает толчки, передающиеся на ролики при движении материала, особенно крупнокускового, и по вышает их долговечность.
Привод. Конвейеры имеют привод, состоящий обычно из электро
двигателя, закрытого редуктора и приводного барабана (см. рис. 4). Сверхтяжелые конвейеры выполняют с двумя одновременно дей ствующими приводами. В последних конструкциях барабаны делают сварными цилиндрическими.
Величина движущей силы, которую приводной барабан может передать на тяговый орган — ленту, зависит от величины натяжения ленты, угла обхвата лентой барабана и коэффициента 'сцепления между лентой и барабаном, который в свою очередь зависит от..коц~,;- струкции ленты и состояния поверхности барабана.. • ' _
2 А. И. Басов |
■ ■ С* |