Файл: Басов, А. И. Механическое оборудование обогатительных фабрик и заводов тяжелых цветных металлов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

—70 до +400° С. Используется дисульфат молибдена в смеси с ми­ неральным маслом или констистентной смазкой; кроме того, его порошок можно втирать в трущиеся поверхности.

Смазочные материалы должны храниться и доставляться в закры­ той посуде. Не допускается смазка трущихся поверхностей загряз­ ненными маслом или мазью.

Для обслуживания конвейеров, расположенных в длинных га­ лереях, вдоль конвейера устанавливают монорельс, по которому при помощи лебедки и бесконечного каната передвигается «кошка» сталью. Таким способом можно перемещать ролики и роликоопоры, передвижную смазочную станцию, вулканизационные аппараты и др.

Над приводными и натяжными станциями в местах перегрузки должны устанавливаться соответствующие грузоподъемные устрой­ ства: кран-балки, тельферы, «кошки», лебедки. Для затаскивания на конвейеры лент устанавливают специальные лебедки и предусматри­ вают проемы в перекрытиях здания.

Все современные конвейерные установки, а также другие машины и механизмы, рассматриваемые в книге (питатели, смесители, мель­ ницы, классификаторы, трубчатые печи и др.), оснащают редукто­ рами. Редуктор (рис. 11) представляет собой зубчатые (или червяч­ ные) передачи, работающие в масляной ванне в плотно закрытом корпусе.

На рис. 11, а показан редуктор с тремя зубчатыми цилиндриче­ скими передачами (трехступенчатый), а на рис. 11, б — двухступен­ чатый, причем первая быстроходная передача 2 — коническая. Как

известно, коническая передача имеет меньший к. п. д., но позволяет компоновать входной вал 1, соединяющийся обычно с электродви­ гателем, и выходной вал 4 под углом 90°. Две первые зубчатые пере­ дачи трехступенчатого редуктора 2 и 3 — сдвоенные и косозубые,

последняя пара — шевронная. Это позволяет улучшить качество зацепления, уменьшить модуль и размеры передач и повысить их прочность. Зубчатые колеса редукторов выполняют из конструкцион­ ных высоколегированных сталей, очень точно обрабатывают (наре­ зают), подвергают термической обработке и шлифуют.

Валы устанавливают с высокой степенью точности на подшип­ никах качения в специальных съемных стаканах или в гнездах кор­ пуса 5. Последние обычно изготовляют литыми, достаточно проч­

ными и жесткими. Деформации, появляющиеся в корпусах в резуль­ тате остаточных литейных или сварочных напряжений, а также вслед­ ствие недостаточной жесткости конструкции, неизбежно приводят

кнарушению зацеплений, перекосам, чрезмерному нагреву и шуму

вредукторе — ив результате к снижению его к. п. д. и долговечности.

Редукторы характеризуются мощностью, передаточным числом и скоростью вращения входного вала. Двухступенчатый редуктор (рис. 11, б) применяют в конвейерных установках (мощность 20 кВт, передаточное число равно 21), а трехступенчатый (рис. 11, а) —-в при­

воде металлургических трубчатых печей. Редукторы широкого при­ менения типизированы, изготовляются специализированными за­ водами.

25


нениях параметров и конструкции машины и др. Для обеспечения нормальной работы необходим постоянный неснижаемый запас ос­ новных и быстроизнашиваемых деталей и узлов. Запас роликов для ленточных конвейеров должен составлять 5— 10% от общего их ко­ личества; также необходим запас очистителей ленты, и нескольких редукторов в зависимости от их числа и типоразмеров. Ремонт обо­ рудования должен осуществляться строго по графику планово­ предупредительных ремонтов (ППР). В цветной металлургии дей­ ствует единое Положение о планово-предупредительных ремонтах, предусматривающее организацию обслуживания и ремонта и регла­ ментирующее межремонтные сроки и продолжительность ремонта.

Охрана труда является одним из важнейших факторов улучше­ ния условий работы трудящихся и повышения их производительности. Рабочие должны хорошо знать конструкцию оборудования и правила безопасности и правильно их применять. Каждый рабочий проходит не реже двух раз в год инструктаж по технике безопасности. Лица, ие знающие устройства и правила работы оборудования и непрошед­ шие инструктаж по технике безопасности, не допускаются к обслуживаиию оборудования.

Для предотвращения несчастных случаев необходимо строго со­ блюдать основные общие правила безопасности: работать в исправ­ ной спецодежде, при хождении пользоваться специальными про­ ходами и переходными мостиками, не допускать работу двигающихся частей (муфт, шкивов, шестерней и др.) без надежного ограждения, не смазывать механизмы на ходу, если масленки не выведены в без­ опасное место, не осуществлять какой-либо ремонт и чистку во время работы механизма, не надевать приводные ремни на ходу, не пере­ двигаться и не перевозить грузы на ленточных конвейерах, поль­ зоваться переносным освещением, имеющим напряжение не свыше 12—36 В, не работать неисправным инструментом.

Площадка расположения машины должна быть хорошо освещена, ие захламлена посторонними предметами и чиста. Оборудование после смены должно сдаваться в соответствии с инструкцией, т. е. быть очищенным от грязи и пыли, находиться в исправном состоянии. Инструкцию вывешивают около обслуживаемого оборудования на видном месте.

§2. Канатно-ленточные конвейеры (КЛК)

Вотличие от обычного ленточного конвейера лента этого конвейера является только несущим груз элементом. Тяговое усилие создается двумя стальными канатами. Принцип действия КЛК следующий.

Лента 1 (рис. 12) покоится свободно по всей длине на канатах 8. Канаты поддерживаются системой линейных роликоопор 14 и 15

иприводятся в движение шкивами 5.. При помощи блоков 4 канаты

перед разгрузочной станцией разводятся в стороны и, пройдя через приводные шкивы, возвращаются на нижнюю ветвь. При этом на них ложится лента, которая прошла между разведенными канатами

иобогнула барабаны 2 и 8. В хвостовом конце канаты вновь разво-

27


дятся наклонными шкивами 6 и направляющими блоками 7 и 13, а затем сводятся в рабочее положение при помощи роликов 9. Лента

снимается с нижней ветви канатов дисковыми роликами, огибает барабаны 11 к 12 и снова ложится на верхние ветви канатов.

Лента КЛК представляет собой специальную конструкцию. Между бельтинговыми прокладками завулканизированы пружиня­ щие пластины сечением 12 X 5 мм, расположенные поперек ленты с шагом 100 мм. Вдоль верхних и нижних бортов ленты предусмотрены литые резиновые выступы желобчатого трапецеидального профиля. Этими выступами лента ложится на канаты. Ширина ленты КЛК равна 900 мм, концы ее соединяют вулканизацией. Известны кон­ струкции таких конвейеров с лентой шириной до 1,5 м.

Для КЛК применяют канаты только односторонней свивки диа­ метром от 20 до 37 мм из высококачественной проволоки с пределом

прочности

1,6— 1,8

кН/мм2

(160— 180 кгс/мм2). Длину счалки

при­

нимают

в

пределах

1000 диаметров каната. Малый срок службы

каната,

особенно в

местах

счалки — основной недостаток

КЛК.

Канаты служат 6—7 месяцев, в конвейерах лучших образцов — до 2 лет. Причинами быстрого износа канатов являются: преждевре­ менный усталостный излом и износ проволочек вследствие часто повторяющихся многократных изгибов и смятий (а также вибраций и ударов) при прохождении каната по многочисленным роликам и шкивам.

Опорные ролики устанавливают с шагом 5—7 м по всей длине трассы. Диаметр роликов равен 200—320 мм. Для уменьшения износа обод футеруют сменными стальными сегментами или износостойкой резиной. Применяют нефутерованные термически обработанные ролики с широко разведенным ручьем обода.

Привод КЛК должен сохранять постоянную синхронность движе­ ния обоих канатов, иначе не избежать перекосов и сброса ленты с канатов. Для этого устанавливают раздельный привод для каждого каната или общий привод с симметричным дифференциалом, на полу­ осях которого закрепляют приводные шкивы, которые футеруют стальными сегментами. Не допускается попадание на обод масла с канатов, так как резко снижаются коэффициент сцепления (при­ мерно с 0,16 до 0,11) и тяговый фактор (с 2,72 до 1,99). Во время пуска конвейера это вызывает пробуксовку канатов. Повышение тягового фактора достигается, футеровкой шкивов пластинами из конвейерной ленты, плотно уложенными на торец.

Натяжные станции КЛК— раздельные: для натяжения канатов и ленты. Натяжное устройство для канатов действует автоматически от электродвигателя через редуктор в зависимости от натяжения канатов при установившейся работе и пуске, когда необходимо со­ здать повышенное натяжение. Натяжение ленты осуществляется грузовым устройством, так как величина натяжения лент незначи­ тельная (2—5 кН, или 200—500 кгс) по сравнению с величиной натя­ жения канатов (более 180 кН, или 18 тс). Натяжное устройство должно постоянно обеспечивать хорошее прилегание ленты к кана­ там, а также к сбрасывающему и оборотному барабанам.

29



Канатно-ленточные конвейеры имеют сравнительно сложную в из­ готовлении и эксплуатации приводную и натяжную станции. Угол их наклона не превышает 12— 14°. Ограниченная ширина и малая ско­ рость движения ленты не позволяют повысить производительность более 1000— 1200 т/ч. Эти конвейеры успешно применяют как маги­ стральные для транспорта руды (дробленой) и угля на большие рас­ стояния, до 6 км в одном ставе. Наибольшая длина отечественных КЛК достигает 7 км в двух ставах. Они служат для доставки дробле­ ной руды (Алмалыкский комбинат) с рудника на обогатительную фабрику. Трасса конвейера проходит по штольне, туннелю, пере­ секает несколько глубоких слоев.

Наряду с недостатками КЛК имеют ряд преимуществ перед обыч­ ными ленточными конвейерами: большая протяженность (до 6 км) в одном ставе, меньшие удельный расход электроэнергии и металло­ емкость конструкции, больший срок службы ленты, что и опреде­ ляет экономичность их применения в соответствующих производствен­ ных условиях. Долговечность ленты достигает 6— 10 лет, что в 4— 5 раз превышает долговечность ее в ленточных конвейерах.

§3. Пластинчатые конвейеры

Впластинчатом конвейере тяговым органом служит одна или (чаще) две цепи, а грузонесущим являются пластины, жестко за­

крепленные на звеньях цепи. Пластины

применяют плоские или

с бортами 4 (рис. 13). Последние используются для перемещения сы­

пучих материалов. Цепи — пластинчатые

втулочно-катковые 5

изготовляют с шагом от 100 до 630 мм. Ролики бывают преимуще­

ственно с ребордами, которые центрируют

и направляют движение

конвейерного полотна (настила), как это показано на рис. 13, б.

В крупных конвейерах и в конвейерах, работающих на пылящих материалах, ролики устанавливают на подшипниках качения. Цепь приводится в движение от электродвигателя через редуктор, проме­ жуточную зубчатую передачу 3 и ведущие звездочки 2. Ролики

цепи передвигаются по направляющим рельсам или угольникам, за­ крепленным на раме конвейера.

Конвейер загружают через воронку 7, а разгружают через во­ ронку 1 в конце конвейера. Возможна загрузка в нескольких точ­

ках по длине конвейера. Прочная и жесткая конструкция полотна допускает установку ко'нвейера под бункерами, без питателей. В этом случае давление материала, находящегося в бункере, вос­ принимается полотном конвейера.

Ширину полотна принимают в пределах 400— 1600 мм при высоте бортов от 100 до 320 мм. Скорость движения в этих конвейерах со­ ставляет 0,05 до 0,65 м/с. Тихоходность полотна вызвана необходи­ мостью снизить динамическую нагрузку на цепь, которая возрастает, в результате неравномерного движения цепей с неравномерно изно­ шенными многочисленными шарнирами. Для регулирования натя­ жения цепей служит натяжное винтовое устройство 8. Поворачивая

винты, перемещают в направляющих подшипники и вал натяжных звездочек. При регулировании не допускаются перекосы цепей.

30