Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
з в а н н ые натягом, постепенно снижаются, так |
как |
упру |
||||||||||
гая |
деформация |
переходит |
в пластическую. Практически |
|||||||||
ощутимая релаксация развивается |
в |
сталях |
при тех |
ж е |
||||||||
температурах, что п ползучесть. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Кривую снижения напряжений в процессе |
|
релаксации |
||||||||||
можно разделить на два участка, а процесс |
|
релаксации |
||||||||||
на два периода: первый, характеризующийся |
|
резким |
па |
|||||||||
дением н а п р я ж е н и я (/ на |
рис. 10), и второй — замедлен |
|||||||||||
ным |
( / / ) . В зависимости |
от |
уровня |
напряжений |
меха |
|||||||
|
|
|
|
низм |
пластической деформа |
|||||||
|
|
|
|
ции |
в |
процессе |
|
релаксации |
||||
|
|
|
|
может |
изменяться. |
|
|
|||||
|
|
|
|
Из-за |
снижения |
напря |
||||||
|
|
|
|
жений в шпильках уменьша |
||||||||
|
|
|
|
ется |
удельное |
давление |
на |
|||||
|
|
|
|
прокладку |
фланцевого |
со |
||||||
|
|
|
|
единения |
и |
возникает |
опас |
|||||
|
|
|
|
ность |
нарушения |
плотности. |
||||||
|
Время |
|
Чтобы |
|
избежать |
этого, |
||||||
|
|
шпильки |
после |
определенно |
||||||||
Рис. 10. Схема кривой релак |
|
го срока |
работы |
подтягива |
||||||||
|
сации напряжений. |
|
ют. |
После |
к а ж д о г о |
после |
||||||
|
|
|
|
дующего |
подтягивания |
ре |
||||||
лаксационная |
кривая идет |
более |
полого и |
|
н а п р я ж е н и я |
в шпильках снижаются не так быстро. Время до после
дующего |
подтягивания |
может быть |
значительно |
боль |
шим, чем до предыдущего. |
|
|
||
Чем |
выше рабочая |
температура, |
тем ниже релакса |
|
ционная |
стойкость стали. Колебания |
температуры |
резко |
снижают релаксационную стойкость. Ее снижение зави
сит от марки стали, |
величины колебания |
температуры |
и продолжительности |
цикла. При расчете |
деталей, ра |
ботающих в условиях релаксации напряжений при из меняющихся температурах, следует ориентироваться на верхнюю температуру цикла.
Д л я |
повышения релаксационной стойкости в сталь |
вводят |
молибден, ванадий и хром. Релаксацнонностойкие |
стали содержат больше углерода, чем стали дл я труб,
поковок и |
литья |
(0,20—0,40%). Это |
возможно, |
так |
как |
|
крепежные |
детали не подвергаются |
сварке. Ж е л а т е л ь |
||||
но, чтобы материал крепежных деталей обладал |
хоро |
|||||
шей обрабатываемостью при резании. |
|
|
|
|||
Р е л а к с а ц и я |
напряжений |
в эксплуатации |
может |
|||
играть и положительную роль |
с точки зрения |
обеспече- |
38
ння эксплуатационной надежности оборудования. Так, напряжения самокомпенсацпн, возникающие в паропро водах при нагревании, снижаются в процессе эксплуа тации.
2-3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЕТАЛЛОМ ТРУБОПРОВОДОВ
И ЭЛЕМЕНТОВ КОТЛОВ НА МОНТАЖЕ И В ЭКСПЛУАТАЦИИ
Д л я обеспечения надежной эксплуатации'наблюдение за металлом п сварными соединениями элементов паро
вых |
котлов |
и трубопроводов необходимо |
начинать |
еще |
||
на |
монтаже |
с контроля подготовки, сборки |
и сварки мон |
|||
т а ж н ы х блоков на укрупнителы-юй площадке и |
непо |
|||||
средственно |
в процессе |
м о н т а ж а |
котлов. |
Это особенно |
||
в а ж н о д л я |
современных |
мощных |
паровых |
котлов |
блоч |
ных установок, включающих десятки тысяч труб и свар ных соединений. При неизменной технологии изготовле ния и монтажа надежность котла с увеличением мощно сти уменьшается, так как увеличивается число труб и
сварных соединений. |
|
|
|
|
|
|
||
|
С увеличением мощности продолжительность просто |
|||||||
ев |
на ремонт т а к ж е |
возрастает. |
Поэтому при |
переходе |
||||
на |
следующую |
ступень |
мощности |
необходимы |
совершен |
|||
ствование технологии |
и более |
тщательный |
контроль. |
|||||
|
Наблюдение |
за |
металлом |
поверхностей |
нагрева и |
трубопроводов д о л ж н о начинаться с ознакомления с сер
тификатами на трубы по данным |
заводов-изготовителей, |
||
что необходимо д л я установления |
соответствия |
материа |
|
ла |
проекту и техническим условиям і ш г с т а н д а р т а м . Д а |
||
лее |
необходимо ознакомиться со |
сварочными |
монтаж |
ными формулярами, техническими условиями и техно логическими инструкциями на сварку и термическую об
работку, а т а к ж е |
заводскими чертежами . После этого |
|
производится осмотр поставленных на монтаж |
блоков. |
|
Все обнаруженные |
при осмотре отступления |
д о л ж н ы |
заноситься в монтажные формуляры . Разностенность и эллипсность прямых участков и гибов не д о л ж н ы пре вышать требований ГОСТ и технических условий.
Стопроцентному стплоскоппческому контролю в усло виях монтажа и эксплуатации подлежат элементы парового котла, паропроводы и паросборники турбин, работающие при температуре пара 450°С и выше; они
проходят стилоскопический |
контроль на |
наличие всех |
легирующих элементов, которые д о л ж н ы |
присутствовать |
|
в соответствующей стали. |
Стопроцентному стилоскопи- |
39
ческому контролю подвергают т а к ж е все вспомогатель ные и временные паропроводы, работающие при тем
пературе пара |
450 °С и |
выше. Контроль обязателен |
так |
||
ж е в |
случае замены деталей паропроводов и паросбор |
||||
ников |
при ремонте. Результаты стилоскопирования |
на |
|||
носят |
на исполнительную схему паропровода, прилагае |
||||
мую к его паспорту. |
|
|
|
||
Паспортные |
данные |
по |
паропроводам, паросборни |
||
кам и |
коллекторам д о л ж н ы |
включать сведения о спосо |
бах выплавки стали, нормах ее раскисления и режимах термической обработки труб и готовых изделий. В пас
порте у к а з ы в а ю т режим термической обработки |
сварных |
|
соединении паропроводов, а |
т а к ж е результаты |
внешнего |
осмотра, стилоскопирования |
металла шва и |
механиче |
ских испытаний. Сварные стыки д о л ж н ы быть подверг нуты ультразвуковому контролю, металлографическим и гидравлическим испытаниям. Процент контролируемых сварных стыков устанавливают в зависимости от тем пературы пара. Результаты всех видов контроля и испы таний заносят в паспорт паропровода .
Если отсутствуют сертификаты на отдельные детали котла или паропровода, то они могут быть либо отправ лены на завод-изготовитель для замены, либо подверг нуты комплексу испытаний, который подтвердил бы их
соответствие проекту и техническим условиям. |
|
||||
В процессе |
эксплуатации |
элементов паровых |
котлов |
||
и трубопроводов, работающих при температуре |
выше |
||||
450°С, |
происходят изменения |
структуры |
и свойств ме |
||
т а л л а . |
Р а з м е р ы |
элементов из-за процесса |
ползучести и |
коррозии не остаются постоянными. В сварных соеди нениях, крепежных деталях и б а р а б а н а х в ряде случаев наблюдается образование трещин, которые могут разви ваться и привести к разрушению . Поэтому д л я повыше ния эксплуатационной надежности в процессе эксплуа тации за состоянием металла энергооборудования осу ществляется систематический контроль, объем которого определяется «Инструкцией по наблюдению и контролю за металлом трубопроводов и котлов» и эксплуатацион ными циркулярами .
Рассмотрим сначала, какие изменения структуры и свойств происходят при эксплуатации в перлитных ста лях. Структура этих сталей до эксплуатации состоит из феррита и перлита. Феррит — твердый раствор углерода и легирующих элементов в железе . Перлит — механиче-
40
з а но изменение содержания молибдена в карбидах ста лей 12МХ и 15ХМ в процессе эксплуатации. При пере ходе легирующих элементов в карбиды феррит разупрочняется. Наличие хрома в стали затрудняет миграцию молибдена из твердого раствора в карбиды .
Переход молибдена туры стали в процессе нению механических свойств при рабочих температурах . На рис. 13,//,а показана зави симость временного со противления стали 15ХМ при температуре 510 °С от содержания молибдена в карбидах,
а на рис. 13, II,б—
аналогичная зависи мость для стали 12МХ. Механические свойства при комнатной темпе ратуре изменяются не значительно. Наиболь шие изменения претер певает у д а р н а я вяз кость.
лГ/ммг
в карбиды и изменение струк эксплуатации приводят к изме
'
vàs-s SO]—
|
Время |
|
эксплуатации, |
тыс. ч |
|
||
и |
|
|
Y//. |
-ѵ/ - |
'уУА |
|
|
|
|
У/, |
|
||||
0 ,W, |
'//£ |
о |
|
|
|||
|
|
|
|
||||
§4, |
M w |
|
|
|
|
|
|
|
30 |
|
50 |
70 |
90 |
110 |
|
|
Время |
эксплуатации, |
тыс. ѵ |
|
J)
Д
лГ/мм2
|
щ |
Щ |
|
|
щ |
О |
|
|
20 |
- |
щ шО |
20 |
|
|
щ |
У//у |
|
|
|
|
|
|||||
20 |
W |
60 |
20 |
|
W |
ВО |
||
О |
О |
|
||||||
|
Содержание молибдена |
Содержание |
молибдена |
|||||
|
В карбидах, |
% |
в |
карбидах, |
% |
|||
|
|
а) |
|
|
|
ю |
|
|
Рис. 13. Влияние эксплуатации при 500—510 °С на содержание мо либдена щ карбидах и свойства стали (данные К'рптасовоп Е. И.
УралВТИ).
/• — изменение |
содержания |
молибдена в карбидном осадке стали 15XM |
(о) и |
|
стали 12МХ (б) |
в зависимости от срока эксплуатации; |
/ / — изменение времен |
||
ного сопротивления стали |
15ХМ (о) и стали 12МХ (б) |
в зависимости от |
содер |
|
|
жания молибдена в карбидах . |
|
|
43