Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При

работе некоторых перлитных сталей в интервале темпера­

тур 400—500 X

наблюдается

тепловая

хрупкость: после

длительной

выдержки ъ этом 'Интервале резко снижается ударная

івяшсость, опре­

деляемая

при

комнатной температуре.

В

результате

детали плохо

переносят

ударные нагрузки

при ремонте.

С тепловой

хрупкостью

приходится особенно считаться в таких деталях, как болты и шпиль­ ки, имеющих острые надрезы и выточки — концентраторы напряже­ ний, и поэтому дополнительно снижающих сопротивляемость удар­ ным нагрузкам.

При возникновении тепловой хрупкости ударная вязкость при рабочих температурах остается на достаточно высоком уровне н относительное сужение и относительное удлинение ме изменяются.

Развитие тепловой хрупкости зависит от химического состава стали, температуры и времени выдержки. Процесс ускоряется при работе деталей под напряжением или после пластической деформа­ ции. Присадка молибдена задерживает ого развитие, но не устра­ няет полностью. Особенно склонны к теплопой хрупкости низколеги­

рованные

хромоникелевые

стали (0,5—1,0%

Cr. 1—4% Ni), марган­

цовистые

(1—2% Мп) и

медистые (более

0.4%-

Си). Эти

Стали

непригодны для -работы

в интервале температур

тепловой

хруп­

кости.

 

 

 

 

 

Тепловой хрупкости подвержены также высоколегированные ста­ ли аустенитного класса. Наименее чувствительны к тепловой хруп­ кости хромомолибденовые и хромомолпбденовападневые стали.

В последнее время для изготовления поверхностей нагрева и паропроводов мощных энергетических блоков применяют 12%-иую хромистую безникелевую сталь ЭИ756. В исходном состоянии ее структура состоит из сорбита отпуска и S-феррита. Эта сталь обладает хоро­ шей коррозионной стойкостью в продуктах сгорания ма­ зута, существенно превышающей стойкость аустенитпых сталей. Хромистые 12%-ные стали — термически упроч­ няемые . Они могут работать при температуре не выше 620°С; при более высокой температуре очень быстро разупрочняются.

Н а рис. 14 показано, как изменяются средние меха­ нические свойства металла большого количества кон­ трольных участков, установленных в конвективном и ширмовом пароперегревателях котла ТТК-41 блока мощ­ ностью 300 Мет. Из - за дисперсионного твердения наблю ­ дается некоторое упрочнение металла при снижении

характеристик

пластичности. Свойства металла оста­

ются на уровне,

обеспечивающем надежную

эксплуа­

тацию.

 

 

Аустенитные

стали т а к ж е претерпевают

изменения

структуры и свойств в процессе эксплуатации. Трубы из стали аустенитного класса поставляются в аустеиизированном состоянии. Д о эксплуатации структура болыпин-

44


ства аустенитных сталей, применяе­ мых в котлостроении, состоит из аустенита и карбонитридов. В ходе экс­ плуатации при аустенизации из пересы­ щенного твердого раствора углерода и легирующих элемен­ тов в а - железе по границам зерен вы­ падают хрупкие вто­ ричные фазы, кото­ рые приводят к сни-

. жению ударной вяз­ кости, но несмотря на это, у д а р н а я вяз­ кость все-таки оста­

ется

на

достаточно

высоком

уровне

(рис.

15).

 

Перегрев до тем­

пературы

выше рас­

четной приводит к

1

ускоренному распа­

 

ду аустеннта с выде­ лением вторичных фаз (рис. 16).

В процессе пол­ зучести по границам зерен образуются с н а ч а л а очень мел­ кие, а потом разра ­ стающиеся пустоты; их развитие посте­ пенно подготавлива­ ет разрушение при исчерпании длитель­ ной прочности.

На prie. 17,а пока­ зан участок паропрово­ да горячей нитки лром-

^шпп-г

исх. 7000

17000 Z45114

а)

исх. 7000

17000 24511ч

Рис. 14. Механические свойства при ком­ натной температуре (а) и химический со­ став карбидного осадка (б) стали ЭИ756 труб конвективного (КПП) и ширмового пароперегревателей (ШОП) котла ПК-41 в исходном состоянии и по­ сле различных сроков эксплуатации (средине результаты по многим трубам).

45

перегрева из стали 12X1МФ (блок мощності.ю 300 Мет), в которыіі попала короткая обечайка из углеродистой стали 20. Паропровод

эксплуатировался

при 540—560 "С. Обечайка

была

обнаружена

через

20 тыс. ч эксплуатации

при снятии

изоляции, так как из-за ползуче­

сти

 

она приняла

форму

«бочки». На

наружной

поверхности

наблю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

далась

трещиноватость.

Обе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чайка

(Находилась

и а грани

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рушения.

 

 

 

 

 

 

 

80\! Г

 

 

 

 

 

 

 

Па

рис. 17,6

показана

ми­

 

о-ЭИ 7Z 6

 

 

кроструктура

трубы

из стали

I

 

 

 

 

 

 

20 до

эксплуатации,

а

на рис.

 

 

 

 

0-ЭИ 694P

 

 

 

 

 

 

 

 

17,s — после

20 тыс. ч эксплуа­

 

 

 

 

ь-эп

mf

 

 

 

 

 

 

 

 

тации.

Микропоры

располага­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ются

<по границам

зерен

преи­

^ го

 

 

 

 

 

 

 

мущественно

 

перпендикулярно

 

 

*-ЭЛі7

 

 

максимальным

растягивающим

 

 

 

 

 

 

 

напряжениям.

Перлит

пол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ностью

сфероизнровап.

 

 

 

 

 

а)

10000

20000 50000

 

WOOD

П од

действием

высо­

 

 

 

Г, Ч

 

 

 

 

ких температур и напря­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

во.

 

 

 

 

 

 

 

жений в процессе экс­

 

 

 

 

 

 

 

плуатации

 

происходит

!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

увеличение

диаметра

па­

 

 

 

 

 

 

 

 

-0

ропроводов,

паросборни­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ков, коллекторов и змее-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зиков

 

пароперегревате­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лей.

На

электростанции

 

 

 

 

 

 

 

0

H

составляется

схема

паро­

 

 

 

 

 

 

 

— *

V

проводов

с указанием

ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ста

измерения

 

остаточ­

Рис.

15.

Изменение

механических

ных

деформаций .

Места

измерения

 

д е ф о р м а цн п

свойств при комнатной

температу­

должн ы

располагаться

па

ре

 

перспективных

аустепптпы.х

 

прямых

участках

длиной

сталей

в

процессе

эксплуатации

при

 

рекомендованном

для

каж­

более

1,5

м

посередине

дой

марки стали уровне темпе­

между

сварными

соедине­

 

 

 

 

ратур.

 

 

 

 

ниями

 

или

 

фланцами .

а — прочностные свойства;

б — относи­

 

 

 

Расстояние

 

от

охватыва­

тельное

удлиненно

и

ударная

вяз­

 

 

 

 

 

 

кость.

 

 

 

 

ющего пояса подвески или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опоры

паропровода

дол­

жно быть не менее 0,7 м, так как сварные соединения с усилением сварного шва, охватывающие пояса и флан ­ цы, препятствуют свободному развитию ползучести.

Все места измерения должны иметь надежную съемную тепло­ вую изоляцию с такой же теплопроводностью, какую имеет н тепло­ вая изоляция на остальных участках паропровода. Если съемная изоляция значительно менее теплопроводна, то в месте измерения

46


разцах, изготовленных из вырезанного куска трубы, ис­ следуют микроструктуру и механические свойства стали и производят карбидный анализ, который позволяет определить количество карбидообразующих легирующих элементов, перешедших в карбиды .

Рис.

18.

Бобышки и

скоба для замера

ползучести паропроводов.

а — бобышка

для непосредственной приварки

к трубе;

б — бобышка

с резь­

бовой втулкой для установки первоначального

размера;

в — скоба

для

измере­

ния

остаточных деформаций

паропроводных труб;

г — схема

расположения

бобышек

на

паропроводе;

/ — бобышка

со втулкой;

2 — бобышка без

втулки;

 

 

 

3— корпус;

4

H 5 — г у б к и ;

6 — м е с т о

маркировки.

 

 

Вопрос о возможности эксплуатации паропровода, на­ копившего остаточную д е ф о р м а ц и ю 1% или более, реша­ ется комиссией районного энергетического управления с включением представителя областной организации Госгортехнадзора и научно-исследовательских организаций.

Если трубы признали непригодными д л я дальнейшей эксплуатации из-за того, что они накопили остаточную

4—89

49



д е ф о р м а ц ию около 1%, или из-за сильного изменения механических свойств, то возможна либо их замена, ли­ бо восстановительная термическая обработка. Часто экономически выгоднее провести нормализацию или нор­ мализацию с отпуском перлитных паропроводных труб. При этом происходит восстановление структуры и меха­ нических свойств, легирующие элементы возвращаются в твердый раствор в феррите и трубы могут эксплуати­ роваться в дальнейшем как новые.

Н е следует забывать о контроле сварных соединений и металла элементов паровых котлов и паропроводов, работающих при температуре ниже 450°С. В этих эле­ ментах не наблюдается ползучесть и отсутствуют струк­ турные измерения. Н о в сварных соединениях в процес­ се эксплуатации могут развиваться трещины, а стенки труб утоняться от коррозии и эрозии потоком воды, ис­ текающей с большой скоростью.

Д л и т е л ь н а я безаварийная работа сварных соединений при температуре ниже 450 °С еще не является гарантией их надежной работы в дальнейшем . Поэтому в процессе эксплуатации лаборатория металлов станции или район­ ного энергетического управления д о л ж н ы осуществлять периодический контроль сварных соединений трубопро­ водов с н а р у ж н ы м диаметром более 100 мм. Контроль включает внешний осмотр и ультразвуковую дефектоско­ пию. Этот контроль при давлении 100 кгс/смг и выше производится в первый капитальный ремонт и через к а ж ­ дые 30—35 тыс. ч эксплуатации . Н а трубопроводах с дав ­

лением 15 KecjcM2 и более при температуре среды

250°С

и выше из углеродистой стали контроль сварных

соеди­

нений осуществляют через к а ж д ы е 100 тыс. ч.

 

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

 

И З М Е Н Е Н ИЯ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ СТАЛИ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МОНТАЖА

3-1. ЭЛЕКТРОДУГОВАЯ СВАРКА

Сварку поверхностей нагрева трубопроводов в завод­ ских, монтажных и ремонтных условиях осуществляют электродуговым способом. Н а монтаже блоков 300 Мет и более широко применяют аргоно-дуговую сварку. Пр и ремонте труднодоступных стыков поверхностей нагрева иногда используют газовую сварку.

50