Файл: Антикайн, П. А. Надежность металла паровых котлов и трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
При |
работе некоторых перлитных сталей в интервале темпера |
||||||
тур 400—500 X |
наблюдается |
тепловая |
хрупкость: после |
длительной |
|||
выдержки ъ этом 'Интервале резко снижается ударная |
івяшсость, опре |
||||||
деляемая |
при |
комнатной температуре. |
В |
результате |
детали плохо |
||
переносят |
ударные нагрузки |
при ремонте. |
С тепловой |
хрупкостью |
приходится особенно считаться в таких деталях, как болты и шпиль ки, имеющих острые надрезы и выточки — концентраторы напряже ний, и поэтому дополнительно снижающих сопротивляемость удар ным нагрузкам.
При возникновении тепловой хрупкости ударная вязкость при рабочих температурах остается на достаточно высоком уровне н относительное сужение и относительное удлинение ме изменяются.
Развитие тепловой хрупкости зависит от химического состава стали, температуры и времени выдержки. Процесс ускоряется при работе деталей под напряжением или после пластической деформа ции. Присадка молибдена задерживает ого развитие, но не устра няет полностью. Особенно склонны к теплопой хрупкости низколеги
рованные |
хромоникелевые |
стали (0,5—1,0% |
Cr. 1—4% Ni), марган |
||
цовистые |
(1—2% Мп) и |
медистые (более |
0.4%- |
Си). Эти |
Стали |
непригодны для -работы |
в интервале температур |
тепловой |
хруп |
||
кости. |
|
|
|
|
|
Тепловой хрупкости подвержены также высоколегированные ста ли аустенитного класса. Наименее чувствительны к тепловой хруп кости хромомолибденовые и хромомолпбденовападневые стали.
В последнее время для изготовления поверхностей нагрева и паропроводов мощных энергетических блоков применяют 12%-иую хромистую безникелевую сталь ЭИ756. В исходном состоянии ее структура состоит из сорбита отпуска и S-феррита. Эта сталь обладает хоро шей коррозионной стойкостью в продуктах сгорания ма зута, существенно превышающей стойкость аустенитпых сталей. Хромистые 12%-ные стали — термически упроч няемые . Они могут работать при температуре не выше 620°С; при более высокой температуре очень быстро разупрочняются.
Н а рис. 14 показано, как изменяются средние меха нические свойства металла большого количества кон трольных участков, установленных в конвективном и ширмовом пароперегревателях котла ТТК-41 блока мощ ностью 300 Мет. Из - за дисперсионного твердения наблю дается некоторое упрочнение металла при снижении
характеристик |
пластичности. Свойства металла оста |
|
ются на уровне, |
обеспечивающем надежную |
эксплуа |
тацию. |
|
|
Аустенитные |
стали т а к ж е претерпевают |
изменения |
структуры и свойств в процессе эксплуатации. Трубы из стали аустенитного класса поставляются в аустеиизированном состоянии. Д о эксплуатации структура болыпин-
44
ства аустенитных сталей, применяе мых в котлостроении, состоит из аустенита и карбонитридов. В ходе экс плуатации при аустенизации из пересы щенного твердого раствора углерода и легирующих элемен тов в а - железе по границам зерен вы падают хрупкие вто ричные фазы, кото рые приводят к сни-
. жению ударной вяз кости, но несмотря на это, у д а р н а я вяз кость все-таки оста
ется |
на |
достаточно |
высоком |
уровне |
|
(рис. |
15). |
|
Перегрев до тем |
||
пературы |
выше рас |
четной приводит к |
1 |
ускоренному распа |
|
ду аустеннта с выде лением вторичных фаз (рис. 16).
В процессе пол зучести по границам зерен образуются с н а ч а л а очень мел кие, а потом разра стающиеся пустоты; их развитие посте пенно подготавлива ет разрушение при исчерпании длитель ной прочности.
На prie. 17,а пока зан участок паропрово да горячей нитки лром-
^шпп-г
исх. 7000 |
17000 Z45114 |
а)
исх. 7000 |
17000 24511ч |
Рис. 14. Механические свойства при ком натной температуре (а) и химический со став карбидного осадка (б) стали ЭИ756 труб конвективного (КПП) и ширмового пароперегревателей (ШОП) котла ПК-41 в исходном состоянии и по сле различных сроков эксплуатации (средине результаты по многим трубам).
45
перегрева из стали 12X1МФ (блок мощності.ю 300 Мет), в которыіі попала короткая обечайка из углеродистой стали 20. Паропровод
эксплуатировался |
при 540—560 "С. Обечайка |
была |
обнаружена |
через |
||||||||||||||||
20 тыс. ч эксплуатации |
при снятии |
изоляции, так как из-за ползуче |
||||||||||||||||||
сти |
|
она приняла |
форму |
«бочки». На |
наружной |
поверхности |
наблю |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
далась |
трещиноватость. |
Обе |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чайка |
(Находилась |
и а грани |
раз |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рушения. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
80\! Г |
|
|
|
|
|
|
|
Па |
рис. 17,6 |
показана |
ми |
|||||||||
|
о-ЭИ 7Z 6 |
|
|
кроструктура |
трубы |
из стали |
||||||||||||||
I |
|
|
|
|
|
|
20 до |
эксплуатации, |
а |
на рис. |
||||||||||
|
|
|
|
0-ЭИ 694P |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
17,s — после |
20 тыс. ч эксплуа |
|||||||||||||
|
|
|
|
ь-эп |
mf |
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
тации. |
Микропоры |
располага |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ются |
<по границам |
зерен |
преи |
|||||||
^ го |
|
|
|
|
|
|
|
мущественно |
|
перпендикулярно |
||||||||||
|
|
*-ЭЛі7 |
|
|
максимальным |
растягивающим |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
напряжениям. |
Перлит |
пол |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ностью |
сфероизнровап. |
|
|
|||||||
|
|
|
а) |
10000 |
20000 50000 |
|
WOOD |
П од |
действием |
высо |
||||||||||
|
|
|
Г, Ч |
|
|
|
|
ких температур и напря |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
„ |
во. |
|
|
|
|
|
|
|
жений в процессе экс |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
плуатации |
|
происходит |
|||||||||||
! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
увеличение |
диаметра |
па |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
-0 |
ропроводов, |
паросборни |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ков, коллекторов и змее- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зиков |
|
пароперегревате |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лей. |
На |
электростанции |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
0 |
H |
составляется |
схема |
паро |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
— * |
V |
проводов |
с указанием |
ме |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ста |
измерения |
|
остаточ |
|||||||
Рис. |
15. |
Изменение |
механических |
ных |
деформаций . |
Места |
||||||||||||||
измерения |
|
д е ф о р м а цн п |
||||||||||||||||||
свойств при комнатной |
температу |
должн ы |
располагаться |
па |
||||||||||||||||
ре |
|
перспективных |
аустепптпы.х |
|||||||||||||||||
|
прямых |
участках |
длиной |
|||||||||||||||||
сталей |
в |
процессе |
эксплуатации |
|||||||||||||||||
при |
|
рекомендованном |
для |
каж |
более |
1,5 |
м |
посередине |
||||||||||||
дой |
марки стали уровне темпе |
между |
сварными |
соедине |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ратур. |
|
|
|
|
ниями |
|
или |
|
фланцами . |
|||||||
а — прочностные свойства; |
б — относи |
|
|
|||||||||||||||||
|
Расстояние |
|
от |
охватыва |
||||||||||||||||
тельное |
удлиненно |
и |
ударная |
вяз |
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
кость. |
|
|
|
|
ющего пояса подвески или |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опоры |
паропровода |
дол |
жно быть не менее 0,7 м, так как сварные соединения с усилением сварного шва, охватывающие пояса и флан цы, препятствуют свободному развитию ползучести.
Все места измерения должны иметь надежную съемную тепло вую изоляцию с такой же теплопроводностью, какую имеет н тепло вая изоляция на остальных участках паропровода. Если съемная изоляция значительно менее теплопроводна, то в месте измерения
46
разцах, изготовленных из вырезанного куска трубы, ис следуют микроструктуру и механические свойства стали и производят карбидный анализ, который позволяет определить количество карбидообразующих легирующих элементов, перешедших в карбиды .
Рис. |
18. |
Бобышки и |
скоба для замера |
ползучести паропроводов. |
|||||||
а — бобышка |
для непосредственной приварки |
к трубе; |
б — бобышка |
с резь |
|||||||
бовой втулкой для установки первоначального |
размера; |
в — скоба |
для |
измере |
|||||||
ния |
остаточных деформаций |
паропроводных труб; |
г — схема |
расположения |
|||||||
бобышек |
на |
паропроводе; |
/ — бобышка |
со втулкой; |
2 — бобышка без |
втулки; |
|||||
|
|
|
3— корпус; |
4 |
H 5 — г у б к и ; |
6 — м е с т о |
маркировки. |
|
|
Вопрос о возможности эксплуатации паропровода, на копившего остаточную д е ф о р м а ц и ю 1% или более, реша ется комиссией районного энергетического управления с включением представителя областной организации Госгортехнадзора и научно-исследовательских организаций.
Если трубы признали непригодными д л я дальнейшей эксплуатации из-за того, что они накопили остаточную
4—89 |
49 |
д е ф о р м а ц ию около 1%, или из-за сильного изменения механических свойств, то возможна либо их замена, ли бо восстановительная термическая обработка. Часто экономически выгоднее провести нормализацию или нор мализацию с отпуском перлитных паропроводных труб. При этом происходит восстановление структуры и меха нических свойств, легирующие элементы возвращаются в твердый раствор в феррите и трубы могут эксплуати роваться в дальнейшем как новые.
Н е следует забывать о контроле сварных соединений и металла элементов паровых котлов и паропроводов, работающих при температуре ниже 450°С. В этих эле ментах не наблюдается ползучесть и отсутствуют струк турные измерения. Н о в сварных соединениях в процес се эксплуатации могут развиваться трещины, а стенки труб утоняться от коррозии и эрозии потоком воды, ис текающей с большой скоростью.
Д л и т е л ь н а я безаварийная работа сварных соединений при температуре ниже 450 °С еще не является гарантией их надежной работы в дальнейшем . Поэтому в процессе эксплуатации лаборатория металлов станции или район ного энергетического управления д о л ж н ы осуществлять периодический контроль сварных соединений трубопро водов с н а р у ж н ы м диаметром более 100 мм. Контроль включает внешний осмотр и ультразвуковую дефектоско пию. Этот контроль при давлении 100 кгс/смг и выше производится в первый капитальный ремонт и через к а ж дые 30—35 тыс. ч эксплуатации . Н а трубопроводах с дав
лением 15 KecjcM2 и более при температуре среды |
250°С |
и выше из углеродистой стали контроль сварных |
соеди |
нений осуществляют через к а ж д ы е 100 тыс. ч. |
|
Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я |
|
И З М Е Н Е Н ИЯ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ СТАЛИ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И МОНТАЖА
3-1. ЭЛЕКТРОДУГОВАЯ СВАРКА
Сварку поверхностей нагрева трубопроводов в завод ских, монтажных и ремонтных условиях осуществляют электродуговым способом. Н а монтаже блоков 300 Мет и более широко применяют аргоно-дуговую сварку. Пр и ремонте труднодоступных стыков поверхностей нагрева иногда используют газовую сварку.
50