ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Двигатель УД-15 полностью унифицирован с двигате лем УД-25.
Отличительной .особенностью конструкции двигателей УД-15, УД-25 от двигателей-УД-1 и УД-2 является ту-- цельный картер без передней крышки (распределитель ные шестерни расположены непосредственно в картере). На переднем конце коленчатого вала, вращающегося в шарикоподшипниках, крепится центробежный вентиля тор воздушной системы охлаждения. Полый распреде лительный вал вращается на оси, укрепленной в кар тере.
Двигатели снабжены регулятором, автоматически поддерживающим число оборотов коленчатого вала в определенных узких пределах при изменении нагрузки от нуля до номинальной величины и глушителями.
Двигатели имеют рычажный пусковой механизм, как у двигателей УД-1 и УД-2, но кроме этого в порядке дополнительного оборудования на двигателях УД-15 и УД-25 установлен электростартер СТ-351Б для запуска двигателя от аккумуляторной батареи.
Двигатель М-407 (силовая установка АБ-8). Двига тель автомобиля «Москвич-407» (рис. 2.5.), переобору дованный для установки на бензоэлектрический агрегат АБ-8, имеет некоторые конструктивные изменения в от личие от транспортного исполнения.
1.Усилена система охлаждения, для чего установлен шестилопастный вентилятор, заключенный в специаль ный кожух; система охлаждения снабжена подогреваю щим устройством для пуска двигателя при низких тем пературах окружающего воздуха.
2.Применен центробежный регулятор числа оборо тов коленчатого вала, установленный с левой стороны двигателя и закрепленный на месте снятого автомобиль ного генератора с помощью специального кронштейна. Привод регулятора осуществляется трапециевидным рем нем от шкива, закрепленного на коленчатом валу.
3.В систему сМазки включен масляный радиатор с кожухом, предназначенным для направления потока охлаждающего воздуха.
4.Изменена конструкция карбюратора К-59 (умень шен диаметр большого диффузора, отсутствуют клапан
ижиклер экономайзера и ускорительный насос).
5.Установлены экранированные провода и приборы зажигания.
91
Цилиндры двигателя расположены вертикально в ряд, отлиты из чугуна в один блок совместно с верхней частью картера. Водяная рубашка блока простирается на всю высоту цилиндра. В верхние части цилиндров запрессованы «сухие» гильзы, изготовленные из антикор розионного износостойкого чугуна.
Рис. 2.5. Общий вид двигателя М-407:
/ —рама; 2 — радиатор; 3 — регулятор |
оборотов; 4 — распределитель зажига |
ния; 5 — свечи зажигания; |
6 — соединительный фланец |
Головка блока цилиндров двигателя отлита из алю миниевого сплава и отличается высокой жесткостью конструкции. Головка крепится к блоку пятнадцатью болтами через железо-асбестовую уплотнительную про кладку.
Камера сгорания цилиндров в сечении, перпендику лярном к продольной оси двигателя, имеет полуклиновую форму, при однорядном наклонном расположении клапанов и при боковом расположении свечи зажигания. Наряду с высокими термодинамическими и антидетона-
92
цпонными качествами, камера сгорания указанной фор мы допускает механическую обработку всей ее рабочей поверхности. Последнее обеспечивает одинаковую факти ческую степень сжатия для каждого из цилиндров дви гателя и, кроме того, в известной мере препятствует от ложению нагара на поверхности камеры.
Впускные и выпускные газовые каналы расположены в головке блока с противоположных сторон (впускные — с левой стороны).
Поршни отлиты из алюминиевого сплава, имеют не разрезную юбку овального сечения. На головке поршня установлены три компрессионных и одно маслосъемное кольца. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца хромирована, а рабочие поверхности второго и третьего компрессионных колец облужены.
Поршневые пальцы плавающие, от осевого переме щения фиксируются двумя пружинными стопорными кольцами круглого сечения.
Шатуны стальные кованые двутаврового сечения, с тонкостенными биметаллическими вкладышами в ниж ней головке и с бронзовой (сварной) втулкой в верхней головке. '
Коленчатый вал стальной кованый трехопорный, с противовесами, с масляными каналами и грязеуловительнымн камерами (закрытыми резьбовыми пробками) в шатунных шейках. Поверхности шеек вала закалены то-" камн «ВЧ». Коленчатый вал вращается в коренных под шипниках, снабженных тонкостенными сменными вкла дышами, изготовленными из специальной ленты, имею щей стальное основание и антифрикционную заливку из свннцово-оловяно-сурмянистого сплава.
Клапаны механизма газораспределения — верхние, расположены в головке блока цилиндров в один ряд; стержни клапанов наклонены к вертикальной оси ци линдра под углом 7°30'. Диаметр головки впускного кла пана (36,5 мм) больше диаметра головки выпускного клапана (31,5 мм), что сделано для улучшения наполне ния цилиндра горючей смесью. Наибольший подъем кла панов составляет 8,9 мм.
Впускной клапан изготовлен из кремнехромистой стали Х902, а выпускной — из жаропрочной хромонике левой стали ЭП48.
Стержни клапанов перемещаются в металлокерами
93
ческих направляющих втулках, запрессованных в голов ку блока цилиндров.
На торцы стержней клапанов надеты легк.осъемные специальные стальные наконечники (колпачки), подверг нутые термообработке и имеющие высокую твердость и износостойкость.
Седла впускных и выпускных клапанов изготовлены из специального жароупорного п антикоррозионного чугуна и запрессованы в головку блока цилин дров.
Привод клапанов осуществляется от распределитель ного вала, расположенного в нижней части блока цилин дров, при помощи толкателей, толкающих штанг и коро мысел.
Распределительный вал — стальной кованый трех опорный. Опорные шейки, кулачки, эксцентрик для при вода бензинового насоса и шестерня привода масляного насоса подвергнуты поверхностной закалке токами «ВЧ». Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала парой цилиндрических шестерен с
косыми |
зубьями; ведомая шестерня — текстолитовая |
|
(что уменьшает шумность работы |
шестеренчатой пере |
|
дачи), |
а ведущая — стальная. Вал |
установлен в гнезда |
блока цилиндров на трех подшипниках, снабженных за прессованными тонкостенными сталебаббптовыми втул ками. Осевое перемещение вала воспринимается и огра ничивается чугунным упорным фланцем, расположенным между торцом ступнцы ведомой распределительной ше стерни и торцом передней опорной шейки вала.
Клапанный механизм двигателя, расположенный на головке блока цилиндров, закрыт стальным штампован ным кожухом. В этом кожухе имеются два люка, закры ваемые крышками (с пробковыми прокладками), пред назначенные для доступа к клапанному механизму при регулировании тепловых зазоров между нажимными болтами коромысел и наконечниками стержней кла панов.
Давление масла контролируется манометром, распо ложенным на щитке приборов. Трубка от манометра под ключена к специальному штуцеру на корпусе фильтра грубой очистки масла. Рабочее давление должно быть не менее 2 кг/см2.
Для охлаждения масла параллельно главной масля ной магистрали включен масляный радиатор. Подвод
94
масла к радиатору производится через тройник, располо женный в передней правой части блока цилиндров, шланг и краник. Слив масла из радиатора производится непосредственно в масляный картер через шланг и шту цер, приваренный к масляному картеру.
Масляный радиатор охлаждается воздухом, выходя щим из генератора агрегата. Поток воздуха направляет ся специальным кожухом.
Вентиляция картера принудительная, с отсосом кар терных газов в цилиндры двигателя через воздухоочи ститель.
В системе охлаждения установлен водянвй насос цен тробежного типа. Валик крыльчатки насоса устанавли вается в корпусе на двух радиальных шариковых под шипниках, снабженных сальниками.
Валик крыльчатки уплотнен в корпусе насоса самоподжимным сальником и приводится во вращение трапе циевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Этот же ремень одновременно приводит и шкив центробежного регулятора оборотов. Натяжение ремня осуществляется перемещением корпуса центробежного регулятора отно сительно пластины, к которой он крепится.
Для облегчения пуска двигателя при низких темпе ратурах окружающего воздуха в систему охлаждения включен пусковой подогреватель, состоящий из котла подогрева и паяльной лампы.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости предусмотрен дистанционный термометр, датчик кото рого подсоединяется к специальному штуцеру, располо женному на головке блока цилиндров.
Поток воздуха для охлаждения радиатора подается в направлении от двигателя шестплопастным вентилято ром, заключенным в специальный кожух. Зажигание ба тарейное (напряжение 12 в). Распределитель зажигания приводится во вращение от валика масляного насоса че рез промежуточный валик.
Двигатель ГАЗ-322 (рис. 2.6.) представляет собой модификацию двигателя ГАЗ-М21 автомобиля «Волга», переоборудованного для работы в стационарных усло виях.
Для обеспечения работы двигателя в стационарных условиях в его конструкцию внесены существенные изме нения.
Система охлаждения двигателя усилена, для чего по
95
ставлен новый радиатор с кожухом для направления по тока воздуха и новый шестилопастный вентилятор.
Оптимальная температура охлаждающей жидкости равна 80—95° С и максимальная 105° С.
Рис. |
2.б.^Общнм виД двигателя Г'АЗ-322: |
|
1 — соединительный |
фланец; |
2 — масляный фильтр; 3 — воздухоочиститель; |
4 — регулятор |
оборотов; |
5 — вентилятор; 0 — зарядный генератор |
Зажигание осуществляется от магнето высокого на пряжения. Для поддержания постоянного числа оборо тов вала в определенных пределах введен центробеж ный регулятор оборотов, который действует на дополни тельную дроссельную заслонку, установленную между карбюратором и впускной трубой.
Масло охлаждается воздушно-масляным радиатором, установленным впереди водяного радиатора. Включается масляный радиатор при температуре 20° С и более. Кон троль за давлением масла осуществляется датчиком ММД. Нормальное давление масла при прогретом двига
96
теле равняется 1,5 кгс]см2, редукционный клапан, распо ложенный в крышке масляного насоса, отрегулирован на давление-2,2 кгс/см2. Масляная система снабжена филь трами грубой и тонкой очистки. Оптимальная темпера тура масла составляет 75—90° С и максимально допу стимая температура 100° С.
Пуск в условиях низких температур осуществляется пусковым подогревателем, обеспечивающим пуск двига теля при температуре минус 30°С в течение не более
30 мин и минус 60° С — 60 мин.
Блок цилиндра двигателя заодно с верхним картером отлит из алюминиевого сплава или чугуна. Гильзы ци линдров выполнены из антикоррозийного чугуна, встав ные, в верхней части «мокрые». Головка блока литая из алюминия. Между блоком цилиндров и головкой проло жена стале-асбестовая прокладка.
Поршни алюминиевые с плоским днищем, с разрез ной юбкой овальной формы и со смещенным поршневым пальцем имеют по три поршневых кольца, выполненных из специального чугуна и луженых.
Коленчатый вал с противовесами, литой из магние вого чугуна, установлен в пяти опорах. Диаметр шатун ных шеек равен 58 мм и коренных — 64 мм. Вкладыши шатунных и коренных подшипников — тонкостенные, взаимозаменяемые, стальные с баббитовой заливкой.
Распределительный вал — пятиопорный, стальной, ко ваный, установлен на подшипниках скольжения, его осе вая фиксация осуществляется упорной шайбой.
Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала шестеренчатой передачей. В свою оче редь, от распределительного вала приводятся в действие приводы топливного насоса (эксцентриком), масляного насоса и распределителя зажигания (шестеренчатой не-: редачеп). Водяной насос, вентилятор и регулятор оборо тов приводятся во вращение от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем. Вентиляция картера принудитель ная, за счет разряжения в воздухоочистителе.
Конструкция основных узлов бензиновых двигателей
Кривошипно-шатунный механизм воспринимает дав ление газов и преобразует прямолинейное поступательно возвратное движение поршня в цилиндре во вращатель ное движение коленчатого вала. В крпвошипно-шатун-
97
ный механизм входят цилиндр, головка цилиндра, пор шень, шатун, коленчатый вал и картер.
Цилиндр обычно отливается из специального чугуна. Его внутренняя поверхность, по которой скользит пор шень, называется зеркалом цилиндра. Цилиндры стацио нарных бензиновых двигателей аналогичны цилиндрам двигателей мотоциклетного и автомобильного типа.
В некоторых двигателях цилиндры имеют вставные гильзы. Гильза, омываемая охлаждающей жидкостью, называется мокрой (ГАЗ-322), а гпЛьза не соприкасаю щаяся с охлаждающей жидкостью, называется сухой. Очень часто вставляется сухая гильза в верхнюю часть цилиндра, подверженную большим нзносам (М-407).
Вставные гильзы облегчают обработку зеркала при изготовлении и ремонте двигателя. Кроме того, цилиндр может быть отлит из дешевого чугуна, а небольшая по весу гильза изготовлена из более дорогого металла по вышенной износоустойчивости (из стали или легирован ного чугуна). Для повышения износоустойчивости зерка ло цилиндра двигателя СД-60 хромировано.
Многоцнлиндровые двигатели могут иметь цилиндры, отлитые отдельно друг от друга или вместе. Группа ци линдров, отлитых в общей отливке, называется блоком цилиндров. Блок, отлитый совместно с верхней частью картера, называется блок-картером.
При наличии вставных гильз цилиндры могут быть отлиты из алюминиевого сплава, а иногда цилиндр отли вается из чугуна, а гильзы цилиндра из алюминия, что позволяет повысить степень сжатия.
Цилиндр двухтактного двигателя 2СДВ полностью унифицирован с цилиндрами мотоциклетных двигателей. Он литой из алюминиевого сплава.
Цилиндры четырехтактных двигателей не имеют про дувочных окон. Роль газораспределителей в них выпол няют клапаны.
Цилиндр четырехтактных двигателей воздушного охлаждения типа УД приведен на рис. 2.7.
Цилиндр, а в двигателе УД-2 — оба цилиндра, уста навливается в верхнем картере.
Вместе с головкой -цилиндр крепится к картеру шпильками.
У четырехтактных двигателей М-407 и ГАЗ-322 блок цилиндров отлит как одно целое с верхней половиной картера. Водяная рубашка в блоке охватывает цилин-
98