ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
,дры по всей их высоте, что улучшает температурный ре жим двигателя.
Удвигателя М-407 блок цилиндров отлит из серого чугуна. В верхней части цилиндров запрессованы сухие гильзы (длиной 40 мм), изготовленные из высоколегиро ванного кислотоупорного чугуна.
Рис. 2.7. Цилиндр двигателя УД:
У— отверстие, соединяющее коллектор |
с впускным клапаном: |
2 — отверстие, |
|||||||||||||
соединяющее коллектор с выпускным клапаном; |
3 — отверстия для |
шпилек |
|||||||||||||
крепления' коллектора; |
4 — отверстие |
(гнездо) |
выпускного клапана; |
5 — зер |
|||||||||||
кало цилиндра; |
6 — отверстия |
для |
шпилек |
крепления |
головки; 7 — отверстия |
||||||||||
для |
шпилек |
крепления |
цилиндра |
и |
головки к |
верхнему |
картеру; 8 — ребра; |
||||||||
9 — отверстие |
(грездо) |
впускного |
клапана; |
10 — отверстие |
для |
шпильки креп |
|||||||||
ления цилиндра; |
У/— установочный |
венец |
цилиндра; |
/2 —клапанная |
короб |
||||||||||
ка; |
УЗ —прокладка цилиндра; |
14 — прокладка |
коллектора; |
15— прокладка |
|||||||||||
|
крышки клапанной коробки; |
16 — крышка |
клапанной |
коробки |
|
Цилиндры двигателей УД-15, УД-25 отливаются из специального чугуна. По диаметру, как и поршни, они делятся на 3 группы и обозначаются буквами А, Б, В, выбитыми на верхнем ребре цилиндра и на днище поршня. Следует подбирать цилиндры и поршни одина ковых групп. Разрез блока цилиндров и верхней головки УД-15 и УД-25 приведен на рис. 2.8.
99
Для обеспечения равномерного прилегания всей по верхности прокладки между головкой и блоком, а также для предупреждения возможных деформаций блока, болты крепления головки к блоку затягиваются в опре деленной последовательности.
Рис. 2.8. Блок цилиндров и система газораспределения УД-15, УД-25:
/ — шестерня распределительного |
вала; 2 — распределительный вал; |
3 — |
втулка толкателя; 4 — клапан; 5 —штанга; 6 — коромысло; 7 — головка |
ци |
|
линдров; 8 — толкатель |
|
|
Впускные каналы расположены с левой и выпускные |
||
с правой стороны. Они |
выполнены отдельно для каж |
|
дого цилиндра. |
блок цилиндров отлит из алю |
|
У двигателя ГАЗ-322 |
миниевого сплава. Цилиндры выполнены в виде отдель
ных мокрых вставных гильз, |
изготовленных из |
чугуна. |
|
В верхнюю часть гильз запрессованы короткие |
вставки |
||
из антикоррозийного |
чугуна. |
От осевого перемещения |
|
гильзы удерживаются |
верхним буртом, который прижи |
100
мается головкой блока. Центровка гильз обеспечивается поясками, расположенными в верхней и нижней ее части.
Головка жесткая-, отлита из алюминиевого сплава, крепится к блоку через прокладку десятью шпильками. В ней расположены камеры сгорания, установлены кла паны, отлиты водяная рубашка и кандлы впускных и вы пускных клапанов.
Поршень непосредственно воспринимает давление га зов во время рабочего хода и через шатун передает его на коленчатый вал, следовательно он должен обладать большой прочностью. Вместе с тем поршень должен обладать минимальным весом, чтобы уменьшить силу инерции. Поэтому бобышки и днище поршня усиливают ребрами жесткости, которые увеличивают прочность поршня и улучшают отвод тепла от днища, соприкасаю щегося с горячими газами. Чаще порТини отливают из чугуна или из алюминиевого сплава. Чугунные поршни имеют большую износоустойчивость и дешевле в изготов лении, по имеют большой вес, в связи с чем они приме няются в основном в тихоходных двигателях. Конструк ция поршней бензиновых стационарных двигателей ана логична поршням автомобильных двигателей.
Поршневыд кольца обладают пружинящими свойства ми, их диаметр больше диаметра цилиндра. Компрес сионные кольца препятствуют прорыву газов между зеркалом цилиндра и поршнем, а маслосъемные — про никновению масла в камеру сгорания. В целях повыше ния износоустойчивости п улучшения приработки к зеркалу цилиндра кольца подвергаются специальной об работке-хромированию или лужению.
Во избежание заклинивания в цилиндре при нагрева нии кольца в замке имеют зазор. В двухтактных двига телях для предотвращения задевания замков колец за окна цилиндра кольца стопорятся специальными штиф тами. Сечение колец может быть различным: прямо угольное (УД), конусообразное, с внутренней пли внеш ней проточкой прямоугольной формы (М-407, ГАЗ-322) с сквозными щелями по кольцу•(маслосъемные) и т. п. Кольца, имеющие проточку, при установке в цилиндр получают некоторый перекос (скручиваются) и прира батываются быстрее прямоугольных.
Поршневой палец (плавающего типа) шарнирно со единяет поршень с шатуном. Он выполняется из стали,
101
пустотелым. Поверхность пальцев подвергается спе циальной обработке.
При работе двигателя поршневые пальцы испыты вают большую нагрузку, поэтому во избежание возник новения ударных нагрузок зазоры между пальцами и от верстиями в бобышках поршня и во втулке верхней головки шатуна должны быть минимальными.
Коленчатые валы выполняются из стали цельноко ваными или составными. Противовесы могут быть съем ными или откованными вместе с валом. В щеках обычно просверлены каналы для подвода смазки от коренных подшипников к шатунным. Шейки вала для повышения износоустойчивости термически обрабатываются, шли фуются и полируются. Для предотвращения вибраций коленчатые валы подвергаются динамической и статиче ской балансировке.
В двигателе 2СДВ щеки являются противовесамимаховиками, они накапливают кинетическую энергию во время рабочего хода и расходуют ее на вращение колен чатого вала во время вспомогательных тактов. Кроме этого они увеличивают равномерность вращения колен чатого вала и обеспечивают плавную работу двигателя на различных оборотах его.
Коленчатый вал двигателя СД-60 имеет аналогичное устройство за исключением того, что цапфы выполнены поковкой совместно со щекой и противовесом.
Коленчатый вал четырехтактного двигателя УД уста навливается в картере на шариковые подшипники.
Коленчатый вал двигателей УД-15, УД-25 — стальной, цельноштампованный; вращается на двух шарикоподшип никах, из которых задний запрессован непосредственно в картер, а передний — в опору, устанавливаемую в рас точке картера. Для обеспечения равномерного чередова ния вспышек двухцилиндрового двигателя УД-25 колен чатый вал имеет одноколенную форму (т. е. обе шатун ные шейки расположены на одной оси).
Особенностью коленчатого вала двигателя М-407 яв ляется наличие у него центробежных грязеуловителей масла в полости шатунных шеек, а у двигателя ГАЗ-322, кроме того, и в кореннйх шейках..
Картер служит основанием для монтажа деталей кри вошипношатунного механизма, распределительного меха низма, регулятора числа оборотов, зарядного генератора и других элементов двигателя.
102
Картер двухтактных двигателей изготовлен литьем под давлением из алюминиевого сплава и состоит из двух несимметричных половин с разъемом в плоскости оси цилиндра.
Пространство картера, в котором вращаются щеки коленчатого вала и шатун, называется кривошипной камерой. Обе половины картера соединяются между собой.
Картер двигателей УД разъемный, состоит из двух половин: верхнего картера и нижнего картера, отлитых из чугуна. К обработанным плоскостям верхнего картера крепятся: нижний картер, цилиндр, крышка распредели тельного механизма, сальниковая крышка и переходный фланец к генератору.
Картер двигателей УД-15, УД-25 отливается из алю миниевого сплава. Остальные элементы картера имеют аналогичные конструктивные особенности, как у двигате лей УД-1, УД-2.
В двигателях М-407 и ГАЗ-322 верхняя половина кар тера отлита вместе с блоком цилиндров (блок-картер), а нижняя часть (масляный картер) выполнена штампов кой из листовой стали.
Распределительный механизм осуществляет функции газораспределителя (впуск в цилиндр рабочей смеси и выпуск из него продуктов сгорания). У двухтактных дви гателей агрегатов газораспределение осуществляет пор шень, который в нужные моменты открывает и закры вает окна впускного, продувочного и выпускного кана лов. У четырехтактных двигателей газораспределение осуществляется клапанным газораспределительным ме ханизмом. Обычно распределительный механизм состоит из распределительного вала с приводом (распредели тельной шестерни, толкателей, клапанов и других де талей).
Так как в четырехтактном двигателе рабочий процесс в цилиндре происходит за два оборота коленчатого вала и за это время каждый из клапанов открывается только один раз, то число оборотов распределительного вала должно быть в два раза меньше числа оборотов колен чатого вала. Для этого число зубьев на шестерне рас пределительного вала в два раза больше, чем на шестер не коленчатого вала.
Число зубьев на шестерне привода регулятора и маг нето в два раза меньше числа зубьев на шестерне рас
103
пределительного вала, вследствие чего скорость враще ния магнето и регулятора равна скорости вращения ко ленчатого вала.
Распределительный вал двигателей стальной штампо ванный имеет по два кулачка на каждый цилиндр: кула чок для открытия выпускного клапана и для открытия впускного клапана. Наружная поверхность кулачков и опорных шеек распределительного вала термически об работана и отшлифована. На опорные шейки напрессо ваны до упора в заплечики шариковые подшипники.
Толкатели служат для передачи усилия от кулачков распределительного вала на стержни соответствующих клапанов. Толкатель представляет собой стальной стер жень с тарелыо на конце. Поверхность толкателя цемен тирована и шлифована. В торец верхней части стержня ввинчен регулировочный болт, которым измеряют длину толкателя при регулировке зазора между стержнем кла пана и толкателем. Болт стопорится контргайкой. Лыскп под гаечный ключ в верхней части стержня толкателя служат для удержания его от проворачивания при регу лировке зазора клапана. Толкатели перемещаются в на правляющих чугунных втулках,' установленных в спе циальных гнездах верхнего картера.
Клапаны закрывают и открывают отверстия каналов, соединяющих внутреннюю полость цилиндра с впускной
ивыпускной трубами.
Вдвигателе установлены два клапана: впускной и выпускной. Клапаны изготовлены из специальной стали, хорошо противостоящей высокой температуре отработан ных газов. Так как клапаны во время работы от нагрева удлиняются (что может привести к неплотному прилега нию клапанов к гнездам), между нижними торцами
стержней клапанов и верхними торцами регулировочных болтов толкателей оставляются зазоры. У двигателей УД-15, УД-25, ГАЗ-322 расположение клапанов — верх нее.
Маховик уменьшает неравномерность вращения ко ленчатого вала и выводит детали кривошипно-шатунного механизма из мертвых положений. У двигателей воздуш ного охлаждения СД-60, 2СДВ и типа УД маховик одно временно является и- вентилятором. У двигателей М-407 и ГАЗ-322, запуск которых осуществляется электростар тером, на маховик надевается зубчатый венец, в зацеп ление с которым при запуске входит шестерня якоря
104
стартера. При наличии фланцевого сочленения этих дви гателей с генератором вращающий момент передается непосредственно через маховик.
Системы бензиновых двигателей
Система смазки обеспечивает подачу масла к тру щимся поверхностям двигателя с целью уменьшения их
трения, |
охлаждения |
и удаления продуктов износа. H^i |
рис. 2.9 |
приведена |
наиболее распространенная схема |
смазки |
бензиновых |
двигателей. |
Подвод масла к |
трущимся поверхностям в двухтакт |
ных деталях осуществляется смесыо масла с топливом. Масло для смазки двигателя примешивается к топливу в пропорции 1 :25 и заливается в топливный бак. Эта смесь через карбюратор попадает в картер. Масло осе дает на поверхностях деталей и образует на них масля ную пленку, обеспечивая тем самым их смазку. Смазка шестерен привода магнето, пускового механизма и дета лей регулятора скорости вращения производится раз брызгиванием отдельно от остальных деталей двигателя.
Четырехтактные двигатели имеют систему смазки комбинированную, которая снабжена фильтрами, очи щающими масло во время работы двигателя от загряз нения. У двигателей типа УД к шатунным подшипникам коленчатого вала смазка подводится под давлением под действием шестеренчатого насоса. Смазка поршня, поршневых колец и других двигающихся частей произво дится маслом, выдавливаемым в зазор между шейкой коленчатого вала и шатунным подшипником и разбрыз гиваемым вращающимися деталями шатунно-кривошип ного механизма.
Редукционный клапан отрегулирован так, что при из менении зазоров в подшипниках вследствие износа дав ления в системе смазки остается постоянным. При уве личении зазоров в подшипниках редукционный клапан прикрывает перепускное .отверстие, уменьшая количество масла, перепускаемого в картер.
Си с т е м а с м а з к и д в и г а т е л я М-407 обеспечи вает смазку под давлением коренных и шатунных под шипников, подшипников распределительного вала, оси, на которой качается коромысло клапанов, и распредели тельных шестерен. Разбрызгиванием (мелко распылен ным маслом) смазываются стенки (зеркала) цилиндров,
105
V