Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Котел подогревателя выполнен в виде двух концен­ трических цилиндров излистовой стали, соединенных в области горелки. Наружный цилиндр приварен к диффу­ зору вентилятора, которым котел присоединяется к кор­ пусу вентилятора.

Редуктор служит для обеспечения требуемой скоро­ сти вращения расплывающего конуса со скоростью 40— 60 об/мин, а также для привода центробежного циркуля­

ционного и топливного

плунжерного

насосов.

' У дизелей Д40А

и

ЯАЗ-М204Г

подогревательное

устройство имеет лампу

подогрева.

Подогревательное

устройство дизеля Д40А подключается параллельно си­ стеме охлаждения. Во время работы подогревателя про­ исходит термосифонная циркуляция воды по замкнутому кольцу от котла подогревателя к головке дизеля. Основ­ ной поток воды, нагретой в котле подогревателя, устрем­ ляется в первую очередь в водяные рубашки головки дизеля и пускового двигателя, и затем остывшая вода через водяной насос и водяные патрубки поступает в нижний бак радиатора и снова в котел подогрева.

Топливо под давлением воздуха, нагнетаемого в топ­ ливный бачок ручным насосом, поступает в корпус рас­ пылителя, проходит фильтр и в парообразном состоянии выходит из распылителя в камеру сгорания, где воспла­ меняется горящим факелом. Воздух в камеру сгорания подается вентилятором, электродвигатель которого пи­ тается от аккумуляторных батарей напряжением 12 в.

В систему подогрева дизелей 1Д6 и 1Д12В входят: подогреватель, змеевик для прогрева масла, располо­ женный в масляном баке, змеевик для подогрева топли­ ва, расположенный в коробке котла подогревателя, на­ греватель всасывающего маслопровода, краны отключе­ ния системы подогрева от системы охлаждения в летнее время.

Подогреватель может быть приведен в действие как ручным приводом, так и электродвигателем МВ-42, уста­ новленным на корпусе подогревателя.

Форсунка подогревателя центробеленого типа распы-

ливает топливо в топке котла

под давлением

1 0 —•

12 кгс/см2: Устанавливается она

в нарезное .отверстие'в

центре конусной крышки котла.

Для зажигания распы­

ленного топлива устанавливается в нижнее боковое

от­

верстие конусной крышки котла свеча накаливания. По-, дбгреватель непосредственно подогревает охлаждающую

6* 1:47



жидкость, которая подогревает масло, двигатель, а так­ же топливо, поступающее к топливному насосу подогре­ вателя.

Жидкость, нагретая в подогревателе, нагнетается центробежным насосом по двум направлениям:

а) в нагреватель масляного бака; б) в двигатель и радиатор.

Топливо для питания топливного насоса подогрева­ теля подогревается в змеевике при ручной прокачке и при работе подогревателя от электродвигателя.

В электростанциях кузовного исполнения для поддер­ жания температуры, обеспечивающей в холодное время года нормальный запуск дизеля и нормальные условия для работы обслуживающего персонала, используются отопительно-вентиляционные установки и электроподо­ греватель масляного бака.

Запуск дизелей осуществляется электрическим стар­ тером (кроме дизеля Д40А, который имеет специаль­ ный пусковой двигатель типа ПД-10М). Дизели 1Д6 и 1Д12, кроме того, могут иметь резервный воздушный за­ пуск. Электрические стартеры, применяемые в дизелях СТ- 8 (4-8,5/11), СТ-26 (ЯАЗ-М204Г), СТ-710 (1Д6) и

СТ-722 (1Д12), приводятся в действие от аккумулятор­ ных стартерных батарей, для чего имеют специальные включающие устройства, кнопки пуска, пусковое реле и др.

Подзарядка аккумуляторных батарей осуществляется от зарядных генераторов: Г-21 (4-8,5/11, Д40А), Г-12К (ЯАЗ-М204Г), Г-73 (1Д6), Г-732 (1Д12).

Система воздушного запуска состоит из баллона со сжатым воздухом, крана-редуктора с манометрами тру­ бопроводов, воздухораспределителя и пусковых кла­ панов.

Баллон с краном-редуктором закрепляется с по­ мощью специальных кронштейнов на верхней части кар­ тера двигателя. Емкость баллона 10 л, давление воздуха

150 кгс/см2.

Кран-редуктор предназначен для регулировки давле-. ния воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Он соединен с баллоном и воздухораспределителем.

Сжатый воздух поступает в один или одновременно в два цилиндра, в которых поршни находятся в положе­ нии, соответствующем такту расширения. Под давлением сжатого воздуха на поршень коленчатый вал начинает

148

вращаться. После запуска дизеля пусковой клапан за­ крывается и подача сжатого воздуха прекращается, за­ тем закрывается кран-редуктор п вентиль баллона.

Приборы управления и контроля за работой устанав­ ливаются на отдельной панели (в некоторых электро­ станциях на общей панели распределительного устрой­ ства агрегатов).

На панелях приборов могут устанавливаться дистан­ ционные манометры, показывающие давление масла в главной магистрали; дистанционные термометры, пока­ зывающие температуру масла, выходящего из картера, и температуру охлаждающей жидкости, выходящей из блока цилиндров; измерители электротахометров, пока­ зывающие число оборотов коленчатого вала в минуту; вольтамперметр, контролирующий работу аккумулятор­ ной батареи и генератора; измерители, показывающие уровень топлива в баке.

На панели управления — рукоятка управления по­ дачи топлива с зубчатым сектором, пусковая кнопка стартера, рукоятка ручного маслозакачивающего насоса или кнопка включения электромаслозакачивающего на­ соса и др. Для предохранения приборов от сотрясений панель крепится на резиновых амортизаторах.

У дизелей автоматизированных электростанций (ку­ зовное исполнение) приборы управления дизелем и кон­ троля за его работой устанавливаются вместе с другими приборами агрегата на пульте дистанционного управле­ ния, который может выноситься на расстояние до 1 0 0 м.

Автоматическое управление и контроль за работой ди­ зеля осуществляются с помощью датчиков, воздей­ ствующих на электромагнитные реле, контакты которых включены в общую схему автоматики электроагрегата.

Всистеме охлаждения дизеля устанавливаются дат­

чики:

а) для контроля температуры слива охлаждающей жидкости из системы— (на +3°С) и включения дизеля на самопрогрев— (на'+35°С);

б) для контроля температур охлаждающей жидкости, при которой производится включение и отключение пред­ варительного подогрева— (на +70 и +90°С); останЪвка дизеля при охлаждении (на +.70° С) и аварийном со­ стоянии (на +105° С).

Всистеме смазки дизеля устанавливаются датчики: а) для контроля температур масла, при которой раз­

149


решается прием нагрузки (на

+40° С) и включение и

отключение предварительного

подогрева

(на +'40° С и

+ 55° С);

 

температуры

б) для контроля аварийного давления

масла (на + 110° С ); в) для контроля давления масла при пуске и работе

дизеля; г) для контроля верхнего и нижнего уровня масла в

расходном баке.

В топливной системе устанавливаются датчики кон­ троля верхнего и нижнего уровня топлива в расходном баке.

Кроме того, на дизеле устанавливаются:

электромагнитный клапан слива воды, срабаты­ вающий при снижении температуры ниже 3°С;

воздушная заслонка с электромагнитным приво­ дом, срабатывающая от своего датчика при аварийном увеличении оборотов (разносе) дизеля.

Г л ав а III

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ГЕНЕРАТОРЫ .

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Генераторы, применяемые в передвижных электро­ станциях, по сравнению с генераторами тепловых и гид­ роэлектростанций являются генераторами небольшой мощности. Основной принцип их действия не отличается от других генераторов, но специфические условия-их при­ менения и требования, предъявляемые к передвижным электростанциям вызвали ряд особенностей в их кон­ струкции и в электрической схеме. Во-первых, эти гене­ раторы, как правило, включают в, основу своей кон­ струкции элементы автоматического регулирования на­ пряжения, они предусматривают возможность их флан­ цевого сочленения с первичным двигателем и другие.

Кроме того, в связи с многочисленными потребите­ лями, требующими электроэнергию необходимого им вида без трансформации собственными средствами, гене­ раторы имеют большую разнотипность по роду тока и частоте.

Генераторы подразделяются:

а)

по роду тока — переменного и постоянного;

б)

по частоте — нормальной (промышленной) часто­

ты 50

гц и повышенной частоты 200 и 400 гц\

в)

по системе возбуждения: с машинным и со стати­

ческим возбудителем.

Генераторы, применяемые в передвижных электро­ станциях, можно разделить на две группы или серии: применяемые с бензиновыми двигателями и — с дизеля­ ми. Такое деление целесообразно, так как первые выпол­ няются все на 3000 об/мин, а вторые на 1500 об/мин. Эта

151


особенность проявляется и на показателях качества элек­ трической энергии.

Каждая из этих серий имеет генераторы переменного и постоянного тока, в свою очередь генераторы перемен­ ного тока разделяются на генераторы частотой 50, 200 и 400 гц. В основном это синхронные генераторы, но гене­ раторы повышенной частоты по принципу их действия часто выделяют в самостоятельную группу индукторных генераторов.

Группа генераторов бензоэлектрических станций яв­ ляется унифицированной серией генераторов ГАБ и ЕСС. В настоящее время эта серия заменила большое количе­ ство мелких разнотипных генераторов. В основе этой се­ рии лежит большая взаимозаменяемость узлов и эле­ ментов, встроенная' система возбуждения и регулирова­ ния, высокое качество вырабатываемой электроэнергии.

Группа генераторов дизельных электростанций более разнотипна, и включает как генераторы современной конструкции типа ДГФ со статической системой возбу­ ждения, так и генераторы с машинной системой воз­ буждения. Эта группа генераторов подлежит также за­ мене в ближайшее время генераторами единой унифи­ цированной серин ОС, разработанной Ереванским инсти­ тутом ВНИИКЭ.

С развитием полупроводниковых выпрямителей при­ менение генераторов постоянного тока уменьшается и, очевидно, со временем передвижные электростанции по­ стоянного тока производиться не будут. В настоящее время выпускаются генераторы постоянного тока напря­ жением 30 и 115 в. Магнитная система генератора рас­ считывается на устойчивое самовозбуждение и относи­ тельно небольшой ОКЗ, обеспечивающий высокую точ­ ность регулирования напряжения при работе генерато­ ров и минимальные колебания напряжения в переходный период.

Синхронными генераторами называются генераторы постоянного тока, скорость вращения ротора которых п находится в строго постоянном отношении к частоте вы­ рабатываемого тока f, а именно:

/

р-п

60f

или п — ---—,

 

60

р

где р — число пар полюсов. Учитывая, что минимальным значением р является единица, то для частоты тока

152