Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кран; введена ручная регулировка количества подавае­ мого насос-форсункамп топлива для установки различ­ ного скоростного режима; ручка регулировки подачи топлива тягами и рычагами связана с рычагом управле­ ния, расположенным на крышке регулятора оборотов

дизеля. Постоянство скорости

вращения коленчатого

вала на заданном скоростном

режиме поддерживается

однорежимным центробежным

регулятором; изменена

конструкция крыльчатки вентилятора для обеспечения изменения направления потока охлаждающего воздуха: воздух засасывается со стороны дизеля и выбрасывается через радиатор, имеющий для этой цели специальный кожух; пробка масляного картера заменена штуцером с трубкой и краном для удобства слива масла из картера; выхлопной коллектор повернут вверх; предусмотрено подогревательное устройство для запуска при темпера­ туре от + 5 до —40°С (лампа подогрева с дутьем); при­ менен картер маховика дизеля с посадочными центри­ рующими поверхностями для соединения с фланцевым щитом генератора, благодаря чему достигается соосность коленчатого вала дизеля с валом генератора, которые соединяются муфтой; текстолитовая зубчатая шестерня муфты соединена с зубчатым венцом маховика; имеется щит управления.

В блоке цилиндров, отлитом из серого чугуна, расто­ чены четыре отверстия для гильз цилиндров. Гильзы окружены водяной рубашкой, которая в средней части разделена продувочными окнами на две полости, соеди­ ненные вертикальными каналами. В верхней плоскости блока водяная рубашка соединяется отверстиями с во­ дяной рубашкой головки блока. Водяную рубашку окру­ жает воздушная камера, сообщающаяся с внутренней полостью цилиндров через продувочные окна блока и гильз. В нижней части блока отлиты перегородки с гнез­ дами, в которых устанавливаются вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Нижняя плоскость кар­ тера расположена ниже оси коренных подшипников. В отсеках верхней части блока размещены подшипники распределительного и уравновешивающего валов. Блок цилиндров выполнен с системой каналов для подачи масла к деталям двигателя. С торцов блок закрыт стальными плитами, к которым присоединяются картер маховика и распределительных шестерен, привод нагне­ тателя и передние крышки.


Головка блока представляет собой цельную отливку Из легированного чугуна. В пей размещены выпускные клапаны, насос форсунки, коромысло привода клапанов и насос-форсунок, толкатели с пружинами и шлангами и механизм управления насос-форсунками.

Коленчатый вал штампованный из марганцевистой стали 50Г, имеет пять коренных шеек и четыре шатун­ ные, расположенные под углом 90° в соответствии с по­ рядком работы цилиндров 1—3—4—2. К щекам первого и последнего колен прикреплены противовесы. Шатун­ ные и коренные шейки сообщаются масляными кана­ лами.

На переднем конце коленчатого вала установлены шестерни привода масляного насоса и шкив для клино­ видных ремней привода масляного насоса и зарядного генератора.

На заднем конце вала имеются фланец и цапфа, на которую устанавливается распределительная шестерня. Отверстия во фланце и шестерне расположены так, что шестерню можно установить только в одном определен­ ном положении.

Маховик прикреплен к коленчатому валу шестью болтами, изготовленными из хромоникелевой стали. К задней торцевой поверхности маховика прикреплен зубчатый текстолитовый венец муфты, соединяющий дви­ гатель с синхронным генератором.

Шатуны изготавливаются из стали 40Х; в нижней го­ ловке шатуна установлен вкладыш, состоящий из двух половин; в верхнюю головку запрессованы втулки из бронзы Бр.ОЦС5-5-5. Вдоль стержня просверлен канал для поступления масла. В этом канале около нижней головки запрессована втулка, дозирующая поступление масла в верхнюю головку, а в верхней головке установ­ лена форсунка, через которую масло попадает на днище поршня.

Поршень отлит из специального чугуна большой прочности. В его днище имеется камера, конфигурация которой соответствует форме распыленной струи топ­ лива.

Наружная цилиндрическая поверхность имеет четыре верхние канавки для компрессионных и две нижние — для маслосъемных колец. (Каждое маслосъемное кольцо состоит из двух чугунных колец и расширителя, изготов­ ленного из стальной ленты, верхнее компрессионное

131

Кольцо хромировано, а шокние имеют по три кольцевое канавки, покрытые тонким слоем олова.) Юбка поршня покрыта слоем олова толщиной 0,025 мм, который пре­ дохраняет поршень от задиров и увеличивает надежность его работы.

Распределительный вал полый, штампованный из углеродистой стали. Он осуществляет привод выпускных клапанов и плунжеров насос-форсунок.

Масло к подшипникам распределительного вала по­ дается по продольному каналу и радиальным каналам каждой шейки вала. В продольный канал со стороны крепления шестерни запрессован штифт привода тахо­ метра.

Параллельно распределительному валу в верхней ча­ сти блока установлен на двух подшипниках уравновеши­ вающий вал. В отличие от распределительного вала он не имеет кулачков и промежуточных опор. На задних концах распределительного и уравновешивающего валов установлены распределительные шестерни, а на перед­ них — противовесы.

Дизели типа 1Д6 (рис. 2.16) применяются в электро­ станциях мощностью 50, 75 и 100 кет, они относятся к группе стационарно-передвижных дизелей и имеют соот­ ветственно модификации: 1Д6-100АД (У1Д6-100АД), 1Д6-150АД (У 1Д6-150АД), 1Д6Б и 1Д6В.

Дизели У1Д6 отличаются от 1Д6 разным расположе­ нием топливного и масляного насосов.

Все дизели указанных модификаций в отличие от ди­ зелей 1Д6 имеют кожух маховика с центрирующей про­ точкой и отверстиями на фланце для крепления генера­ тора агрегата, специальный регулятор оборотов и жест­ кую зубчатую муфту для соединения валов двигателя н генератора агрегата.

Между собой они имеют следующие различия: дизель

1Д6-100АД отрегулирован на

номинальную

мощность

100 л. с. при 1500 об/мин, а

у дизелей

1Д6-150АД,

1Д6Б и 1Д6В упоры максимальной подачи топлива от­ регулированы соответственно на максимальные мощно­

сти 200, 240

и 210 л. с. при 1500 об/мин (эксплуатация

этих дизелей

на максимальной

мощности допускается

кратковременная, в течение не более 3 сек).

Кроме того, дизели 1Д6Б и 1Д6В имеют охлаждаемый

выпускной коллектор, а дизель

1Д6Б — тяжелый махо­

вик.

 

 

132


На наружную цилиндрическую часть корпуса венти­ лятора, служащую передней опорной точкой двигателя, надевается передняя балка, которая лапами через амор­ тизаторы устанавливается на опорные стойки агрегата.

Блок цилиндров состоит из рубашки цилиндров, вы­ полненной из чугуна Сч 15—32, шести гильз «мокрых» из стали 38ХМЮА и головки блока, отлитой из алюми­ ниевого сплава АЛ9.

В головке блока для каждого цилиндра установлено по два впускных и по два выпускных клапана, форсунка и клапан воздушного пуска дизеля. На головке блока размещены два распределительных вала: один — для впускных, другой — для выпускных клапанов. Шесть ци­ линдрических выточек на нижней поверхности головки образуют с днищами поршней камеры сгорания. Все на­ гревающиеся части головки охлаждаются жидкостью, поступающей по соответствующим каналам из рубашки блока.

Коленчатый вал кованый из стали 18ХНВА. Он имеет щесть колен, расположенных попарно в трех плоскостях под углом 120° одна к другой с шестью шатунными и семью коренными пустотелыми шейками.

В первую коренную шейку вала запрессован хвосто­ вик, на наружных шлицах которого устанавливается ко­ ническая шестерня передач. Со стороны седьмой корен­ ной шейки напрессован фланец для крепления маховика. Полости коренных и шатунных шеек вместе с отверстия­ ми в щеках вала образуют общую полость, которая при работе двигателя заполняется маслом. В первой щеке со стороны хвостовика имеются отверстия для подвода масла и отверстие с запрессованной трубкой, отводящей центрифугированное масло к рабочей поверхности пер­ вой коренной шейки. К остальным щиткам масло подво­ дится из-внутренней полости вала.

Поршни из алюминиевого сплава. Они соединяются с шатунами посредством поршневых пальцев плавающего типа. Нижние головки шатуна разъемные с плоскостью разъема под углом 30°. Они имеют стальныезалитые свинцовистой бронзой или изготовленные из сталеалюминиевой ленты вкладыши. Поршни имеют два цилин­ дрических кольца — уплотняющих и три конических — маслосъемных.

Дизель 1Д12В максимально унифицирован с дизеля­ ми типа 1Д6. Общий вид двигателя 1Д12В приведен на

134

Рис. 2.17. Внешний вид дизеля 1Д12В:

/ — ц и л и н д р : 2 — т р у б о п р о в о д

с и с тем ы о х л а ж д е н и я :

3 — о п о р н ы е

л а п ы ;

4 — с о е д и н и т е л ь н ы й

ф л а н е ц ; 5 — в е н т и л я то р : в —

б л о к р а с п р е д е л и т е л ь н о г о

м е х а н и з м а ; 7 — к а р т е р

M ax o av u ta; 8

— п р о б к а

д л я с л и в а м а с л а ;

9 — ф и л ь т р си с те м ы с м а з к и

•Со

СЛ


рис. 2.17. Два блока цилиндров дизеля 1Д6 установлены на верхней части картера V-образно под углом 60° друг к другу. Такая конструкция повлекла за собой некото­ рые изменения в отличие от однорядных двигателей типа

1Д6:

коленчатый вал снабжен антивибраторами маят­ никового типа, установленными на двух правых щеках картера;

шатунно-поршневая группа имеет прицепные ша­ туны, укрепленные с помощью пальца в проушинах на нижней головке главного шатуна; выпускные коллекто­ ры, как и у дизелей 1Д6, охлаждаемые (охлаждающая жидкость из головок блока через патрубки, установлен­ ные на задних концах головок, поступает в охлаждаю­

щие полости выпускных коллекторов и затем отводится в радиатор; в механизме передач привода механизма и приборов предусмотрен привод распределительного вала головки второго блока цилиндров; установлен более мощный восьмилопастный вентилятор). Остальные узлы и элементы конструкции дизеля 1Д12В аналогичны соот­ ветствующим элементам и узлам дизеля 1Д6.

Системы дизелей

Система питания топливом предназначена для по­ дачи топлива из.топливных баков к топливному насо­ су и для впрыскивания точно дозированных, но раз­ личных для разных режимов работы порций топлива в камеры сгорания цилиндров двигателя в определенной последовательности и регулярности. Система питания со­ стоит из топливных баков, топлпвоподкачпвающих насо­ сов, топливных фильтров, топливных насосов, форсунок, топливопроводов, регуляторов подачи топлива (скоро­ сти вращения) элементов питания подогревательного устройства и приборов контроля.

Система питания топливом дизеля 1Д6-150АД вклю­ чает основной топливный бак, запасной топливный бак, топливоподкачивающий насос БНК-12ТК, два топливных фильтра, топливный насос высокого давления, шесть форсунок, ручной топливоподкачивающий насос, топлив­ ный односекционный насос подогревателя, кран включе­ ния топливного насоса подогревателя, змеевик и форсун­ ку подогревателя и трубопроводы.

Топливная система имеет две ветви, одна из которых

136

обеспечивает питание двигателя, а другая— питание насоса форсунки подогревателя.

В ветви питания двигателя установлен трехходовой кран для подключения запасного топливного бака. Для определения положения трехходового крана под его ру­ кояткой установлена табличка с указателями положения.

Фильтры предварительной и грубой очистки у двига­ телей Д40А и грубой очистки у двигателей ЯАЗ-М204Г устанавливаются после топливного бака.

Топливные баки изготовлены из листовой стали. Вну­ тренняя часть баков разделена перегородками, которые увеличивают прочность корпуса и смягчают удары топ­ лива о стенки во время движения. Каждый дизель имеет бак своей конфигурации, а в дизеле ЯАЗ-М204Г приме­ нен бак автомобильного типа.

Топливные фильтры установлены для повышения на­ дежности работы дизеля.

Топливо в фильтре частично отстаивается, крупные механические примеси выпадают и оседают на дно, а после отстаивания фильтруется через специальные филь­ трующие элементы. Фильтры разделяются на фильтры грубой и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки применяются в двигателях Д40А и ЯАЗ-М204Г. В двигателе Д40А установлен фильтр щелевого типа: в чугунном корпусе фильтра размещаются две фильтрую­ щие секции, каждая из которых представляет собой на­ бор латунных пластин двух видов. Все механические частицы размером более 0,07 мм, оставшиеся после от­ стоя в топливе, задерживаются на поверхности этих пла­ стинок.

В двигателе ЯАЗ-М204Г установлен фильтр со смеж­ ным фильтрующим элементом, изготовленным путем на­ вивки ворсистого хлопкового шнура на сетчатый каркас.

Фильтры тонкой очистки применены во всех дизелях. Они выполнены в виде металлических стаканов с штуце­ рами для подвода и отвода топлива. Внутри стакана размещается фильтрующий элемент. Для ограничения давления, создаваемого топливоподкачивающим насо­ сом, некоторые фильтры имеют перепускной клапан.

На рис. 2.18 приведен наиболее распространенный тип фильтра, примененный в двигателях 4-8,5/11.

Корпус фильтра чугунный. Фильтрующий элемент со­ стоит из войлочных колец 4, набранных на перфориро­ ванный стакан 3. Кольца изготавливаются из авиацион-

137