ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
кран; введена ручная регулировка количества подавае мого насос-форсункамп топлива для установки различ ного скоростного режима; ручка регулировки подачи топлива тягами и рычагами связана с рычагом управле ния, расположенным на крышке регулятора оборотов
дизеля. Постоянство скорости |
вращения коленчатого |
вала на заданном скоростном |
режиме поддерживается |
однорежимным центробежным |
регулятором; изменена |
конструкция крыльчатки вентилятора для обеспечения изменения направления потока охлаждающего воздуха: воздух засасывается со стороны дизеля и выбрасывается через радиатор, имеющий для этой цели специальный кожух; пробка масляного картера заменена штуцером с трубкой и краном для удобства слива масла из картера; выхлопной коллектор повернут вверх; предусмотрено подогревательное устройство для запуска при темпера туре от + 5 до —40°С (лампа подогрева с дутьем); при менен картер маховика дизеля с посадочными центри рующими поверхностями для соединения с фланцевым щитом генератора, благодаря чему достигается соосность коленчатого вала дизеля с валом генератора, которые соединяются муфтой; текстолитовая зубчатая шестерня муфты соединена с зубчатым венцом маховика; имеется щит управления.
В блоке цилиндров, отлитом из серого чугуна, расто чены четыре отверстия для гильз цилиндров. Гильзы окружены водяной рубашкой, которая в средней части разделена продувочными окнами на две полости, соеди ненные вертикальными каналами. В верхней плоскости блока водяная рубашка соединяется отверстиями с во дяной рубашкой головки блока. Водяную рубашку окру жает воздушная камера, сообщающаяся с внутренней полостью цилиндров через продувочные окна блока и гильз. В нижней части блока отлиты перегородки с гнез дами, в которых устанавливаются вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Нижняя плоскость кар тера расположена ниже оси коренных подшипников. В отсеках верхней части блока размещены подшипники распределительного и уравновешивающего валов. Блок цилиндров выполнен с системой каналов для подачи масла к деталям двигателя. С торцов блок закрыт стальными плитами, к которым присоединяются картер маховика и распределительных шестерен, привод нагне тателя и передние крышки.
Головка блока представляет собой цельную отливку Из легированного чугуна. В пей размещены выпускные клапаны, насос форсунки, коромысло привода клапанов и насос-форсунок, толкатели с пружинами и шлангами и механизм управления насос-форсунками.
Коленчатый вал штампованный из марганцевистой стали 50Г, имеет пять коренных шеек и четыре шатун ные, расположенные под углом 90° в соответствии с по рядком работы цилиндров 1—3—4—2. К щекам первого и последнего колен прикреплены противовесы. Шатун ные и коренные шейки сообщаются масляными кана лами.
На переднем конце коленчатого вала установлены шестерни привода масляного насоса и шкив для клино видных ремней привода масляного насоса и зарядного генератора.
На заднем конце вала имеются фланец и цапфа, на которую устанавливается распределительная шестерня. Отверстия во фланце и шестерне расположены так, что шестерню можно установить только в одном определен ном положении.
Маховик прикреплен к коленчатому валу шестью болтами, изготовленными из хромоникелевой стали. К задней торцевой поверхности маховика прикреплен зубчатый текстолитовый венец муфты, соединяющий дви гатель с синхронным генератором.
Шатуны изготавливаются из стали 40Х; в нижней го ловке шатуна установлен вкладыш, состоящий из двух половин; в верхнюю головку запрессованы втулки из бронзы Бр.ОЦС5-5-5. Вдоль стержня просверлен канал для поступления масла. В этом канале около нижней головки запрессована втулка, дозирующая поступление масла в верхнюю головку, а в верхней головке установ лена форсунка, через которую масло попадает на днище поршня.
Поршень отлит из специального чугуна большой прочности. В его днище имеется камера, конфигурация которой соответствует форме распыленной струи топ лива.
Наружная цилиндрическая поверхность имеет четыре верхние канавки для компрессионных и две нижние — для маслосъемных колец. (Каждое маслосъемное кольцо состоит из двух чугунных колец и расширителя, изготов ленного из стальной ленты, верхнее компрессионное
131
Кольцо хромировано, а шокние имеют по три кольцевое канавки, покрытые тонким слоем олова.) Юбка поршня покрыта слоем олова толщиной 0,025 мм, который пре дохраняет поршень от задиров и увеличивает надежность его работы.
Распределительный вал полый, штампованный из углеродистой стали. Он осуществляет привод выпускных клапанов и плунжеров насос-форсунок.
Масло к подшипникам распределительного вала по дается по продольному каналу и радиальным каналам каждой шейки вала. В продольный канал со стороны крепления шестерни запрессован штифт привода тахо метра.
Параллельно распределительному валу в верхней ча сти блока установлен на двух подшипниках уравновеши вающий вал. В отличие от распределительного вала он не имеет кулачков и промежуточных опор. На задних концах распределительного и уравновешивающего валов установлены распределительные шестерни, а на перед них — противовесы.
Дизели типа 1Д6 (рис. 2.16) применяются в электро станциях мощностью 50, 75 и 100 кет, они относятся к группе стационарно-передвижных дизелей и имеют соот ветственно модификации: 1Д6-100АД (У1Д6-100АД), 1Д6-150АД (У 1Д6-150АД), 1Д6Б и 1Д6В.
Дизели У1Д6 отличаются от 1Д6 разным расположе нием топливного и масляного насосов.
Все дизели указанных модификаций в отличие от ди зелей 1Д6 имеют кожух маховика с центрирующей про точкой и отверстиями на фланце для крепления генера тора агрегата, специальный регулятор оборотов и жест кую зубчатую муфту для соединения валов двигателя н генератора агрегата.
Между собой они имеют следующие различия: дизель
1Д6-100АД отрегулирован на |
номинальную |
мощность |
100 л. с. при 1500 об/мин, а |
у дизелей |
1Д6-150АД, |
1Д6Б и 1Д6В упоры максимальной подачи топлива от регулированы соответственно на максимальные мощно
сти 200, 240 |
и 210 л. с. при 1500 об/мин (эксплуатация |
|
этих дизелей |
на максимальной |
мощности допускается |
кратковременная, в течение не более 3 сек). |
||
Кроме того, дизели 1Д6Б и 1Д6В имеют охлаждаемый |
||
выпускной коллектор, а дизель |
1Д6Б — тяжелый махо |
|
вик. |
|
|
132
На наружную цилиндрическую часть корпуса венти лятора, служащую передней опорной точкой двигателя, надевается передняя балка, которая лапами через амор тизаторы устанавливается на опорные стойки агрегата.
Блок цилиндров состоит из рубашки цилиндров, вы полненной из чугуна Сч 15—32, шести гильз «мокрых» из стали 38ХМЮА и головки блока, отлитой из алюми ниевого сплава АЛ9.
В головке блока для каждого цилиндра установлено по два впускных и по два выпускных клапана, форсунка и клапан воздушного пуска дизеля. На головке блока размещены два распределительных вала: один — для впускных, другой — для выпускных клапанов. Шесть ци линдрических выточек на нижней поверхности головки образуют с днищами поршней камеры сгорания. Все на гревающиеся части головки охлаждаются жидкостью, поступающей по соответствующим каналам из рубашки блока.
Коленчатый вал кованый из стали 18ХНВА. Он имеет щесть колен, расположенных попарно в трех плоскостях под углом 120° одна к другой с шестью шатунными и семью коренными пустотелыми шейками.
В первую коренную шейку вала запрессован хвосто вик, на наружных шлицах которого устанавливается ко ническая шестерня передач. Со стороны седьмой корен ной шейки напрессован фланец для крепления маховика. Полости коренных и шатунных шеек вместе с отверстия ми в щеках вала образуют общую полость, которая при работе двигателя заполняется маслом. В первой щеке со стороны хвостовика имеются отверстия для подвода масла и отверстие с запрессованной трубкой, отводящей центрифугированное масло к рабочей поверхности пер вой коренной шейки. К остальным щиткам масло подво дится из-внутренней полости вала.
Поршни из алюминиевого сплава. Они соединяются с шатунами посредством поршневых пальцев плавающего типа. Нижние головки шатуна разъемные с плоскостью разъема под углом 30°. Они имеют стальныезалитые свинцовистой бронзой или изготовленные из сталеалюминиевой ленты вкладыши. Поршни имеют два цилин дрических кольца — уплотняющих и три конических — маслосъемных.
Дизель 1Д12В максимально унифицирован с дизеля ми типа 1Д6. Общий вид двигателя 1Д12В приведен на
134
Рис. 2.17. Внешний вид дизеля 1Д12В:
/ — ц и л и н д р : 2 — т р у б о п р о в о д |
с и с тем ы о х л а ж д е н и я : |
3 — о п о р н ы е |
л а п ы ; |
4 — с о е д и н и т е л ь н ы й |
ф л а н е ц ; 5 — в е н т и л я то р : в — |
б л о к р а с п р е д е л и т е л ь н о г о |
м е х а н и з м а ; 7 — к а р т е р |
M ax o av u ta; 8 |
— п р о б к а |
д л я с л и в а м а с л а ; |
9 — ф и л ь т р си с те м ы с м а з к и |
•Со
СЛ
рис. 2.17. Два блока цилиндров дизеля 1Д6 установлены на верхней части картера V-образно под углом 60° друг к другу. Такая конструкция повлекла за собой некото рые изменения в отличие от однорядных двигателей типа
1Д6:
—коленчатый вал снабжен антивибраторами маят никового типа, установленными на двух правых щеках картера;
—шатунно-поршневая группа имеет прицепные ша туны, укрепленные с помощью пальца в проушинах на нижней головке главного шатуна; выпускные коллекто ры, как и у дизелей 1Д6, охлаждаемые (охлаждающая жидкость из головок блока через патрубки, установлен ные на задних концах головок, поступает в охлаждаю
щие полости выпускных коллекторов и затем отводится в радиатор; в механизме передач привода механизма и приборов предусмотрен привод распределительного вала головки второго блока цилиндров; установлен более мощный восьмилопастный вентилятор). Остальные узлы и элементы конструкции дизеля 1Д12В аналогичны соот ветствующим элементам и узлам дизеля 1Д6.
Системы дизелей
Система питания топливом предназначена для по дачи топлива из.топливных баков к топливному насо су и для впрыскивания точно дозированных, но раз личных для разных режимов работы порций топлива в камеры сгорания цилиндров двигателя в определенной последовательности и регулярности. Система питания со стоит из топливных баков, топлпвоподкачпвающих насо сов, топливных фильтров, топливных насосов, форсунок, топливопроводов, регуляторов подачи топлива (скоро сти вращения) элементов питания подогревательного устройства и приборов контроля.
Система питания топливом дизеля 1Д6-150АД вклю чает основной топливный бак, запасной топливный бак, топливоподкачивающий насос БНК-12ТК, два топливных фильтра, топливный насос высокого давления, шесть форсунок, ручной топливоподкачивающий насос, топлив ный односекционный насос подогревателя, кран включе ния топливного насоса подогревателя, змеевик и форсун ку подогревателя и трубопроводы.
Топливная система имеет две ветви, одна из которых
136
обеспечивает питание двигателя, а другая— питание насоса форсунки подогревателя.
В ветви питания двигателя установлен трехходовой кран для подключения запасного топливного бака. Для определения положения трехходового крана под его ру кояткой установлена табличка с указателями положения.
Фильтры предварительной и грубой очистки у двига телей Д40А и грубой очистки у двигателей ЯАЗ-М204Г устанавливаются после топливного бака.
Топливные баки изготовлены из листовой стали. Вну тренняя часть баков разделена перегородками, которые увеличивают прочность корпуса и смягчают удары топ лива о стенки во время движения. Каждый дизель имеет бак своей конфигурации, а в дизеле ЯАЗ-М204Г приме нен бак автомобильного типа.
Топливные фильтры установлены для повышения на дежности работы дизеля.
Топливо в фильтре частично отстаивается, крупные механические примеси выпадают и оседают на дно, а после отстаивания фильтруется через специальные филь трующие элементы. Фильтры разделяются на фильтры грубой и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки применяются в двигателях Д40А и ЯАЗ-М204Г. В двигателе Д40А установлен фильтр щелевого типа: в чугунном корпусе фильтра размещаются две фильтрую щие секции, каждая из которых представляет собой на бор латунных пластин двух видов. Все механические частицы размером более 0,07 мм, оставшиеся после от стоя в топливе, задерживаются на поверхности этих пла стинок.
В двигателе ЯАЗ-М204Г установлен фильтр со смеж ным фильтрующим элементом, изготовленным путем на вивки ворсистого хлопкового шнура на сетчатый каркас.
Фильтры тонкой очистки применены во всех дизелях. Они выполнены в виде металлических стаканов с штуце рами для подвода и отвода топлива. Внутри стакана размещается фильтрующий элемент. Для ограничения давления, создаваемого топливоподкачивающим насо сом, некоторые фильтры имеют перепускной клапан.
На рис. 2.18 приведен наиболее распространенный тип фильтра, примененный в двигателях 4-8,5/11.
Корпус фильтра чугунный. Фильтрующий элемент со стоит из войлочных колец 4, набранных на перфориро ванный стакан 3. Кольца изготавливаются из авиацион-
137