ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
кого войлока. Для задержания ворсинок войлока и дру гих механических примесей на стакан надевается че хол 15 из шелковой ткани или батиста.^ В штуцере 1 установлен перепускной клапан, который при создании давления выше 0,5 /сас/сл2 начинает перепускать ^избы точное топливо по трубопроводу во всасывающим шту цер топливоподкачивающего насоса.
Рис. 2.18. Топливный фильтр дизелей |
Ч |
^ |
||||
1 - корпус- 2 - стержень; 3 - |
стакан; |
4 — вой |
||||
лочные кольца: 5 и 12 - штуцеры; |
' “ Уплот“Д |
|||||
тельная пробковая -прокладка; |
7 - |
крышка |
8 |
|||
шарик; 9 —штифт; /0 — упор; |
11 |
н |
13 — пружи |
|||
ны- 14 — верхний диск; |
15 — чехол: |
15 — войлоч |
||||
ное |
кольцо |
|
|
|
|
|
138
Фильтрующими элементами фильтра тонкой очистки дизеля Д40А являются три'цилиндрические катушки из хлопчатобумажной пряжи, намотанной крестообразно в несколько 'слоев на сетчатую трубку, обернутую предва рительно ленточкой из фильтровальной бумаги. У дизеля ЯАЗ-М204Г фильтрующий элемент состоит, из перфори рованного каркаса, обмотанного ситцевой оберткой, бу мажных фланцев и фильтрующей массы, пропитанной клеящим веществом.
Дизели 1Д6 и 1Д12В оборудованы двумя топливными фильтрами, фильтрующий элемент которых состоит из металлической сетки, шелкового или замшевого чехла, восьми тонких и семи толстых пластин из войлока. Па раллельное включение фильтров и наличие клапанов вы ключения позволяют промывать один фильтр во время работы двигателя.
Топливоподкачивающие насосы дизелей подают топ ливо из топливного бака к топливному насосу высокого давления. Дизели Ч-8,5/11 и Д40А имеют топливоподка чивающий насос поршневого типа. У дизелей 1 Дб и 1Д12В установлен насос БНК-12ТН коловратного типа с четырьмя взаимно перпендикулярными лопастями.
Топливные насосы высокого давления служат для по дачи топлива в цилиндры дизеля через форсунки под большим давлением для распыления топлива на мель чайшие частицы.
В дизелях 4-8,5/11, Д40А, 1Д6 и 1Д12 применены плунжерные топливные насосы, которые удовлетворяют следующим требованиям: за каждый ход плунжера на соса в цилиндр дизеля должно подаваться строго опре деленное количество топлива в зависимости от нагрузки; подача топлива плунжерными парами должна быть оди наковой для всех цилиндров дизеля (неравномерность подачи по цилиндрам при полной нагрузке допускается не более 8%); топливо во все цилиндры должно пода ваться с одинаковым углом опережения; уплотнительные поверхности плунжерных пар и нагнетательных клапа нов насоса должны обеспечивать герметичность соедине
ний |
при высоком |
давлении подачи топлива (свыше |
125 |
кгс/см2). На топливную.рейку насосов воздействуют |
|
всережимные центробежные регуляторы оборотов. |
||
В дизеле Д40А |
насос моноблочный, смонтирован в |
одном агрегате с- регулятором и топливоподкачивающим насосом.
139
Дизели 2ч-8,5/11 имеют два одноплунжерных насоса, спаренных на общем фланце; 4ч-8,5/11 — четырехплун жерный блочный; 1Д6 и 1Д12 — шестисекционный с ка тарактом. Регуляторы оборотов в этих дизелях крепятся к корпусу топливных насосов.
Насос двигателей типа 1Д6 состоит из корпуса, шести насосных секций (кулачкового вала и толкателей), меха низма изменения подачи топлива (зубчатой рейки и зубчатых секторов). Корпус отлит из алюминиевого сплава.
Степень неравномерности регулятора топливного на соса двигателя может регулироваться от 1 до 3% пере мещением с помощью гайки специального переводного рычага.
Заводской регулировкой устанавливается степень не равномерности регулятора 2%, изменение степени нерав номерности допускается только при согласовании степе ней неравномерности параллельно работающих агре гатов.
Для обеспечения малой степени неравномерности пружины регулятора подобраны с малой жесткостью, бо лее чувствительными к изменениям центробежных сил шаров и, следовательно, к изменениям скорости враще ния коленчатого вала, двигателя. Поэтому при малых степенях неравномерности регулятора (близких к 2%) возникает неустойчивость оборотов двигателя.
Для обеспечения устойчивой работы двигателя на всех режимах при малых степенях неравномерности при менен подпружиненный пневматический амортизатор рейки топливного насоса, называемый катарактом.
Установка необходимой скорости вращения коленча того вала осуществляется механизмом ручного управле ния, воздействующим на рычаг управления подачи топ лива.
Скорость вращения определяется электрическим тахо метром ТЭ-204, получающим вращение через гибкий вал.
Форсунки дизелей Ч-8,5/11 и Д40А закрытые штифто вые с диаметром соплового отверстия 1,5 мм и углом распыла 15°. Конструкция их аналогична. Топливо, на гнетаемое плунжером топливного насоса, подводится в форсунку по трубке высокого давления, затем проходит сквозь щель с большой скоростью и отражаясь от по верхности нижнего штифта, распиливается на мелкие капли в виде тумана.
140
Форсунки дизелей 1Д6 и 1Д12В имеют фильтрующий элемент.
Топливо поступает из соответствующей секции насоса по топливопроводу высокого давления в канал корпуса форсунки; пройдя щелевой фильтр, топливо под давле нием 500—600 кгс/см2 через семь отверстий в головке распылителя впрыскивается в камеру сгорания. Высокое давление впрыска обеспечивает проникновение струй топлива к самым отдаленным точкам камеры сгорания. Подъем иглы ограничивается торцом фильтрующего эле мента щелевого фильтра (высота подъема иглы 0,4— 0,5 мм).
На дизеле ЯАЗ-М204Г устанавливаются насос-фор сунки АР-20 серии 60, в которых объединены насос высо кого давления, подающий и дозирующий топливо, и фор-
•сунка, распыливающая топливо в камере сгорания. На сос-форсунки имеют два фильтра.
Регулировка подачи топлива осуществляется измене нием положения плунжера, т. е. его поворотом топлив ной рейкой. Во время работы регулировка подачи топ лива осуществляется однорежимным центробежным ре гулятором, воздействующим на рейку топливного насоса.
Электростанции мощностью 30 и более кет снабжены ручным насосом РНА-1А, который используется для заправки топливного бакатопливом из транспортной тары.
Система питания воздухом предназначена для очист ки воздуха от пыли и распределения его по цилиндрам дизеля. Она состоит из воздухоочистителя и воздухопро вода. В двухтактных дизелях ЯАЗ-М204Г система пита ния воздухом (рис. 2.19) обеспечивает продувку цилин дров от отработанных газов и наполнение их свежим воздухом. В процессе продувки дополнительно охла ждаются камеры сгорания и выпускные клапаны. Для
пуска дизеля |
при температурах |
окружающего |
воздуха |
ниже + 5 ° С в |
системе питания |
предусмотрен |
подогрев |
воздуха, поступающего в цилиндры. Состоит система пи тания из воздушного фильтра, впускного трубопровода, нагнетателя и пускового подогревателя воздуха.
Дизели 4-8,5/11 и Д40А имеют воздухоочистители комбинированного типа. Фильтр воздухоочистителя ди зеля 4-8,5/11 укреплен на литом патрубке. В фильтре установлен фильтрующий элемент в виде намотанной в рулон сетки, которая одевается на горловину. Воздух
141
ударяется о поверхность масла и попадает в фильтрую щий элемент снизу.
Воздухоочиститель дизеля Д40А имеет сухой центро бежный пылеулавливатель, состоящий из колпака, обте кателя и стакана пылесборника,
Рис. 2.19. Схема пихания воздухом дизелей ЯАЗ-М204Г:
/ — воздушный фильтр; 2 — впускной трубопровод; 3 — нагнетатель; 4 — воз душная камера блока цилиндра; 5 —выпускной коллектор
Воздух предварительно очищается в центробежном пылеулавливателе и поступает в масляный пылеулавли ватель, состоящий из поддона и чашки. Окончательная очистка воздуха происходит в сетчатом фильтре, состоя-' щем из шести гофрированных стоек, свернутых в кольца,
исеми сетчатых элементов.
Вдизелях 1Д6 применен воздухоочиститель инер ционный с проволочной канителью.
Благодаря значительному разрежению во всасываю щем трубопроводе воздух, направляемый винтовыми ло патками, движется с большой окружной скоростью. При этом пыль, имеющаяся в воздухе, отбрасывается центро бежной силой к стенкам пылесбрасывающих конусов и по ним ссыпается в цилиндрический стакан. Часть пыли
142
отделяется от воздуха при изменении направления дви жения, т. е. при повороте потоков воздуха вверх —
-внутрь трубок. При прохождении воздуха через сетки и проволочную канитель, увлажненные маслом, происхо дит дополнительная очистка воздуха от пыли.
Дизель 1Д12В на каждом впускном коллекторе имеет по два воздухоочистителя таких же, как у двигателя ЯАЗ-М204Г.
Система смазки дизелей комбинированная (под дав лением и разбрызгиванием). Она служит для беспере бойной подачи масла к трущимся деталям с целью
уменьшения их износа Иотвода тепла.
В систему смазки входят: масляный бак (только у 1Д6,1Д12); масляный радиатор (у 4-8,5/11 отсутствует);
масляный |
насос; ручной маслоподкачивающий |
насос |
|
(только у |
1Д6, 1Д 12); масляные |
фильтры (у 4-8,5/11, |
|
Д40А и ЯАЗ-М204Г — грубой и |
тонкой очистки); |
кон |
трольные приборы и маслопроводы, клапан автоматиче ского выключения подачи топлива (для дизелей 1Д6 и 1Д12) и датчики контроля параметров системы (для ди зелей автоматизированных электростанций).
У дизелей 4-8,5/11, Д40А и ЯАЗ-М204Г масло масля ным насосом (рис. 2.20) подается из поддона или картера через сетчатый фильтр-приемник к фильтру грубой очистки, масляному радиатору (у 4-8,5/11 радиатора нет) и далее по магистралям к поверхностям трущихся частей кривошипно-шатунного и распределительного ме ханизмов и оттуда через фильтр тонкой очистки масло снова поступает в поддон или картер.
В дизелях 1 Дб и 1Д12В перед пуском масло закачи вается в масляную магистраль двигателя при помощи ручного маслоподкачивающего насоса поршневого типа, двойного действия. Насос устанавливается в маслопро воде между масляным баком и фильтром. Для разгрузки ручного насоса от давления масла в главной магистрали при работе двигателя установлен запорный клапан. Кла-
• пан автоматического |
выключения подачи топлива |
этих |
||
дизелей при |
снижении давления . масла |
до |
2,5— |
|
2,7 кгс/см2 установлен |
между ручным топливоподкачи |
|||
вающим насосом и'масляным фильтром. |
шестеренча |
|||
У дизелей |
4-8,5/11 |
установлены насосы |
того типа. Корпус масляного насоса отлит из алюминие вого сплава.
При вращении шестерни масло через отверстие в
143
днище корпуса засасывается во всасывающую полость насоса, попадает в промежутки (впадины) между зубьями вращающихся шестерен и переносится в нагне тательную полость, где оно выдавливается из впадин входящими в зацепление зубьями шестерен. Шестерни установлены в корпусе насоса с малыми зазорами, что препятствует обратному перетеканию масла вдоль сте нок корпуса и крышки.
Рис. 2.20. Схема системы смазки дизеля ЯАЗ-М204Г:
/ — масляный насос; |
2 — редукционный клапан; |
3 —фильтр грубой |
очистки |
|||||||||
масла; |
-/— масляный |
радиатор; |
5 — перепускной |
клапан |
масляного |
радиа |
||||||
тора; |
б —коленчатый |
вал; |
7 и |
13 — вертикальные |
каналы |
блока |
цилиндров; |
|||||
8 — центральный масляный |
канал блока; |
9 — уравновешивающий |
вал; |
10 — |
||||||||
распределительный |
вал; // — продольный |
канал |
головки |
блока; |
/2 —валик |
|||||||
коромысел |
клапанов |
и |
иасос-форсунок; /-/ — канал |
подвода масла |
к оси про |
|||||||
межуточной |
шестерни |
привода |
механизма |
распределения; |
15 — подвод |
масла |
||||||
к подшипнику вала |
шестерни привода нагнетателя: 16 — фильтр тонкой |
очист |
||||||||||
ки масла; |
17 — маслозаборник; |
18 — предохранительный |
клапан |
(в |
корпусе |
|||||||
|
|
|
|
|
|
насоса) |
|
|
|
|
|
|
Масляный насос дизеля Д40А принципиального отли |
||||||||||||
чия от насоса дизеля 4-8,5/11 |
не имеет, а у насоса ди |
зеля ЯАЗ-М204Г применены косозубые шестерни. В ди зелях 1Д6 и 1Д12В установлен трехсекционный масля ный насос.
Масляный радиатор предназначен для понижения (регулировки) температуры масла в системе смазки дви гателя. В двигателях Д40А, 1Д6 и 1Д 12 охлаждение
144
масла в масляном радиаторе осуществляется воздушным потоком, создаваемым вентилятором двигателя. Эти ра диаторы сварные трубчатые.
Радиатор состоит из нижнего и верхнего коллекто ров, охлаждающих трубок с припаянными к ним пласти нами для увеличения поверхности охлаждения и трубча тых стоек для соединения нижнего коллектора с верх ним. К нижнему коллектору приварен отводящий штуцер. В верхней части к трубчатым стойкам приваре ны ушки для крепления радиатора, к нижнему кол лектору приварено ушко для крепления радиатора снизу.
Масло в масляный радиатор поступает из отстойни ков картера. В дизелях ЯАЗ-М204Г корпус масляного радиатора закреплен на блоке цилиндра, масло в нем охлаждается охлаждающей жидкостью двигателя.
Масляные фильтры служат для очистки масла, по ступающего к трущимся частям дизеля. В дизелях 4-8,5/11, Д40А и ЯАЗ-204Г в системе смазки установ лены отдельно фильтры грубой и тонкой очистки, а в дизелях 1Д6 и 1Д12В они объединены. Фильтры грубой очистки щелевого или сетчатого типа.
Система охлаждения дизелей жидкостная, прину дительная, закрытого типа. В качестве охлаждающей жидкости применяется вода или низкозамерзающая жидкость (при температуре ниже нуля). В систему охла ждения дизелей входят: водяная рубашка, водяной на сос, водяной радиатор, подогреватель, вентилятор, ди станционный термометр и термостат.
Водяные насосы применены центробежного типа. Этот тип насосов имеет большие пролнвочные сечения, вслед ствие чего облегчается достаточно быстрый пролив воды через систему при прогреве дизеля в зимнее время.
■ Водяной насос дизелей 4-8,5/11 имеет чугунный кор пус, в котором на валике установлено рабочее колесо.
Уплотнение насоса осуществляется сальником, со стоящим из текстолитовой шайбы, манжеты и пружины, которая прижимает сальник к корпусу. Валик вращается на двух шарикоподшипниках, на его наружном кон це закрепляется ступица приводного, шкива вентиля тора.
Водяной’насос крепится к корпусу, в котором распо ложен термостат автомобильного типа ТС-6, в корпус ввернут штуцер для датчика указателя температуры.'
6 — 834 |
145 |
У дизеля Д40А водяной насос центробежный, лопаст ной н вентилятор смонтированы в одном агрегате, тер мостат ТС- 6 установлен в отдельном корпусе.
Рабочим органом насоса дизеля ЯАЗ-М204Г является бронзовая крыльчатка, приводимая в движение от вала нижнего ротора нагнетателя.
■ Водянойнасос дизелей 1Д6 и 1Д12В крепится на нижней части картера. Крыльчатка алюминиевая (или стальная) приклепывается к валику, который вращается в двух шарикоподшипниках. Маслоотражатель предохра няет подшипники от попадания на них чрезмерного ко личества масла, разбрызгиваемого внутри картера.
Радиаторы трубчатые автомобильного типа. Для формирования направленного потока воздуха, создавае мого вентилятором, радиаторы имеют диффузор. Они снабжены паровоздушным клапаном, устанавливаемым или отдельно (дизели 1Д6, 1Д12В) пли в пробке налив ного отверстия. Вентиляторы дизелей приводятся во вра щение от коленчатого вала посредством клиноременной передачи. Направление потока воздуха в целях повыше ния интенсивности охлаждения генератора агрегата и улучшения условий обслуживания, как правило, принято от двигателя, т. е. горячий воздух засасывается вентиля тором и нагнетается в радиатор. В электростанциях ку зовного исполнения вентиляция кузова обеспечивается вентилятором дизеля. Воздух, всасываемый в кузов через проточные люки, прогоняется через радиаторы (масля ной и водяной) и выбрасывается наружу через проем в задней стенке кузова. Открытие створок люков происхо дит или автоматически, или вручную с помощью спе циальных рычагов (в зависимости от положения). При дистанционном запуске кнопка «Пуск» сблокирована с механизмом открытия люков.
Система подогрева двигателей предназначена для подготовки двигателя к запуску и поддержания его в со стоянии постоянной готовности к запуску в зимнее время путем подогрева охлаждающей жидкости, масла и топ лива.
Дизели типа 4-8,5/11 снабжены безламповыми подо гревателями, Состоящими из котла, горелки с распыливающим конусом., вентилятором для подачи • воздуха в горелку, редуктора с установленным на нем топливным и водяным насосами.
146