Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жаетсм к схеме генератора с последовательным или с параллельным возбуждением (холостой ход).

Генераторы постоянного тока параллельного возбу­

ждения

могут работать параллельно друг с другом или

с сетью

постоянного тока. Для параллельной работы

.-'тих генераторов необходимо обеспечить следующие ус­ ловия:

а) зажимы, одноименных полюсов генераторов под­ ключить к одноименным зажимам сети или другого ге­ нератора;

б) электродвижущая сила включаемого генератора должна быть практически равной напряжению сети. Со­ блюдение полярности можно проверить с помощью вольтметра.

Распределение нагрузки генераторов производится увеличением скорости вращения одного из генераторов или увеличением тока возбуждения. При этом увеличи­ вается э- д. с. генератора и он начинает нагружаться. Распределение нагрузки между параллельно работаю­ щими генераторами должно производиться одновремен­ ным изменением возбуждения (или скорости вращения) обоих генераторов, т. е. у одного генератора следует увеличить число оборотов ротора или ток возбуждения, а у другого — уменьшить.

Распределение нагрузки между параллельно рабо­ тающими генераторами при неизменных оборотах и воз­ буждении определяется их внешними характеристи­ ками.

Генератор, имеющий более крутую падающую внеш­ нюю характеристику, будет нагружаться меньше при увеличении нагрузки, а генератор с*более пологой внеш­ ней характеристикой — больше.

При параллельной работе генераторов равной мощ­ ности нагрузка должна автоматически распределяться пропорционально их номинальным мощностям, для'чего необходимо, чтобы внешние характеристики генерато­ ров и скоростные характеристики двигателей имели оди­ наковый сгатизм.

При включении на параллельную работу генерато­ ровсмешанного возбуждения необходимо. соединить одинаковые зажимы якорей со стороны обмотки после­ довательного возбуждения. Распределение нагрузки ме­ жду параллельно работающими генераторами, произво­

202

дится как и между генераторами'с параллельным, воз­ буждением.

Генераторы постоянного тока часто называют кол­ лекторными машинами. Это название’ подчеркивает главное принципиальное отличие их от синхронных ма­ шин. Принцип индуктирования э. д. с. в генераторах по­ стоянного тока не отличается от генераторов перемен­ ного тока. Однако в этих генераторах для выпрямления э. д. с. переменного тока применяются механические вы­ прямители — коллекторы.

Принцип коммутации — выпрямления заключается в том, что вращающиеся пластины коллектора в любой взятый момент находятся под щетками соответственно постоянной полярности (+ или —).

Г е н е р а т о р ГАБ-0,5-П/30 напряжением 30 в флан­ цевого исполнения (рис. 3.14). Направление вращения якоря генератора — левое, если смотреть со стороны коллектораОхлаждение обмоток генератора осуще­ ствляется вентилятором двигателя.

Индуктор генератора состоит из ярма 15, шихтован­ ных полюсов 16 и. катушек' возбуждения 14. Полюс с насаженными на них катушками крепится к ярму винта­ ми 18. Ярмо заливается в подшипниковый щит 20, ко­ торый одновременно является и корпусом генератора. Корпус выполнен в виде моноблока из алюминиевого сплава.

В нижней части щита-корпуса имеется прилив с резь­ бовым отверстием для крепления к опоре агрегата; в

верхней части — два

симметричных прилива, к одному

из которых крепится

винтами • изоляционная панель с

зажимами для присоединения выводов, а к другому — юстировочное сопротивление 35, закрытое литой крыш­ кой 3.4.

Якорь 32 генератора состоит из шихтованного паке­ та 19 с обмотками и коллектора 12. На валу 2 якоря размещаются шарикоподшипники 6 и 30 и уплотнитель­ ные шайбы 3 и 31. На конце вала со стороны привода, для соединения генератора с двигателем - установлена полумуфта 26, которая закрепляется на валу с помощью гайки 27, стопорной шайбы 28 и шпонки 29.

На подшипниковом щите 9 со стороны коллектора установлен щеточный -аппарат и два конденсатора про­ ходного типа напряжением ПО в, емкостью 0,25 мкф для снижения уровня радиопомех. Щеточный аппарат

203 '


/ 2 /? М 15 /6

/7 /в /Э

о

.f*

 

 

34

3 5

Рис. 3.14. Общин вид генератора ГАБ-0.5-П/30:

. у I о о I o j 94 ч я _винт' ^ __взл" 3, 31 шайба уплотнительная. 4

«=>д-яг« s3E;:Hi

г=г» ”-— — *

состоит из суппорта со щеткодержателями, щеток 37, нажимных пальцев со спиральными пружинами.

На внешней стороне щита, на скобе, установлены конденсаторы. Щит закрыт колпаком 10, который кре­ пится винтами 1.

Подшипниковый щит 20 со стороны привода имеет три окна для прохождения воздуха. К приливам щита крепится диафрагма 22 для направления потока возду­ ха. С внешних сторон подшипники закрыты крышка­ ми 7 и 23 с фетровым уплотнением 25 и сальником 4.

Выводы, идущие из генератора, подсоединены к за­ жимам изоляционной панели.

Для зарядки аккумуляторных батарей необходимо иметь отдельное зарядное устройство, в котором были бы размещены необходимые измерительные приборы, реле обратного тока и балластное сопротивление, через ко­

торое и производится зарядка

аккумуляторных бата­

рей от агрегата с генератором ГАБ-0.5-П/30.

Стартерный пуск двигателя

агрегата производится

от аккумуляторных батарей, которые подключены к нему для зарядки. В этом случае аккумуляторная бата­ рея подключается к зажимам через пусковую кнопку. Генератор при пуске работает как сериесный двигатель, используя сериесную обмотку — ОС.

Г е н е р а т о р ГАБ-1-П/30 с номинальным напряже­ нием 30 в применяется для заряда кислотных аккуму­ ляторных батарей и для питания других потребителей постоянного тока. Конструктивно генератор практически не отличается от генератора ГАБ-0,5-Г1/30-

При работе генератора в режиме стартера магнит­ ные потоки, создаваемые шунтовой и сериесной обмот­ ками, складываются и при работе в режиме генератора вычитаются. При этом, вследствие того, что поток, соз­

даваемый

сериесной обмоткой,

очень мал, его влияние

на общий

поток возбуждения

сказывается несущест­

венно.

 

 

В цепь возбуждения включен шунтовой реостат СР, предназначенный для ручного регулирования напряже­ ния в пределах 24—36 в.

Для автоматического регулирования напряжения к

генератору может

присоединиться регуляторная короб­

ка с вибрационным или другим регулятором.

сме­

Г е н е р а т о р ы

ГАБ-2-П/115 и ГЛБ-4-П/115

шанного возбуждения, предназначены для заряда

свин­

205


цовых и щелочных аккумуляторов. Могут также исполь­ зоваться в знергоагрегатах для питания осветительной нагрузки. Эти генераторы в агрегатах обеспечивают по­ лучение номинальной мощности соответственно 2,3 и 4,6 кет, так как их к. п. д. выше, чем у генераторов пе­ ременного тока.

В генераторах проведена максимальная унификация узлов и деталей как с другими генераторами агрегатов постоянного тока, так и с генераторами переменного тока той же мощности.

Станина генератора выполняется из стальной тру­ бы с приваренными лапами из равнобоких уголков- В станине установлены четыре главных и четыре доба­ вочных полюса с обмотками возбуждения. Главные по­ люса набираются из листов холоднокатаной электротех­ нической стали, имеющей высокую магнитную прони­ цаемость, и стягиваются специальными шпильками.

Дополнительные полюса изготовляются из стали спе­ циального профиля. Сердечники полюсов изолированы миканитовой прокладкой. Для обмотки главных, доба­ вочных полюсов и якоря применяются провода ПЭВ-2.

По остальным элементам конструкции и принципу работы генераторы ГАБ-2-П/115 и ГАБ-4-П/П5 не от­ личаются от ГАБ-0,5.

Г е н е р а т о р п о с т о я н н о г о тока ГАБ-4-П/30. В конструкции много заимствовано унифицированных узлов и деталей из генераторов единой серии машин по­

стоянного тока и генератора ГАБ-4-П/115.

Генератор

Возбуждение

генератора — шунтовое.

обеспечивает возможность изменения напряжения от 24 до 36 в при холостом ходе и нагрузках, не превышаю­ щих номинальную. Генератор может использоваться в стартерном' режиме , для пуска двигателя от аккумуля­ торной батареи с минимальным напряжением 1-8 в. Для генератора предусмотрена статорная обмотка (9 вин­ тов на каждом полюсе), которая после запуска двига­ теля отключаетсяГенератор брызгозащищенного испол­

нения; по

способу монтажа — фланцевый

со станиной

на лапах.

Направление вращения — правое

(по часовой

стрелке,

если смотреть со стороны

приводного конца

вала).

 

..

..

Система вентиляции генератора аксиальная. Охлаж­

дающий.

воздух засасывается через

генератор

цент-ро-

205


бежным вентилятором. Вентилятор вместе со специаль­ ной полумуфтой насажен на приводной конец вала за подшипниковым щитом. В генераторе применена изоля­ ция класса В. Все установочные размеры соответствуют установочным размерам генераторов ГАБ-2-П/115 и ГАБ-4-Ц/115. Габаритные размеры генератора ГАБ-4-П/30 несколько больше габаритных размеров ГАБ-2 и ГАБ-4-П/115.

Генератор ГАБ-4-П/30 включает в себя следующие основные узлы: магнитную систему, якорь, подшипнико­ вые щиты, щеточную траверсу, переходный щит и вен­ тилятор с полумуфтой.

Магнитная система состоит из станины, четырех глав­ ных полюсов и четырех добавочных полюсов. Станина 'изготовлена из стальной трубы. К станине приварены лапы для крепления генератора на раме агрегата.

Сердечники главных полюсов набраны из листовой электротехнической стали толщиной 0,5 мм, а сердеч­ ники добавочных полюсов — из электротехнической ста­ ли толщиной 1 мм. Между полюсами и станиной уста­ новлены стальные прокладки. Сердечники полюсов опрессованы асбестовой бумагой. Шунтовые катушки намотаны из кругового провода. Стартерные катушки выполнены из прямоугольного провода.

Катушки добавочных полюсов изготовлены из голого провода с последующей изоляцией его стекломикалентой. Катушки пропитаны электроизоляционным лаком МЛ-92 и покрыты эмалыо СПД.

Сбоку на станине размещена, чугунная коробка вы­ водов, которая закрывается крышкой, изготовленной из алюминиевого сплава. Внутри коробки установлены па­ нель зажимов и конденсаторы, служащие для подавле­ ния помех радиоприему.

Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки, коллек­ тора и двух шариковых подшипников. Вал изготовлен из стали 45. Сердечник якоря набирается из листов электротехнической стали Э12 толщиной 0,5 мм на вал между двумя штампованными обмоткодержателями и закреплен на нем кольцом, надетым в горячем состоя­ нии. В открытые пазы сердечника уложена петлевая шаблонная двухслойная обмотка.

Катушки обмотки якоря изготовлены из прямоуголь­ ной меди ПС-Д. Каждая катушка состоит из двух однбвитковых секций.

207

Крепление обмотки в пазу осуществлено четырьмя стальными проволочными бандажами. Якорь пропитан лаком МЛ-92 и покрыт эмалью СПД.

Коллектор изготовлен на пластмассе АГ-4В и для увеличения прочности армирован двумя кольцами из стальной проволоки. Посадочное место коллектора на валу образовано стальной втулкой. К пластинам кол­ лектора припаяны медно-фосфористым припоем петуш­ ки. Выводные кольца катушек якоря припаяны к кол­

лектору.

Якорь

устанавливается

в подшипниковые

щиты на

двух шарикоподшипниках.

Г е н е р а т о р ы

ПД-52, ПД-62

применяются в ди­

зельных'передвижных электростанциях.

Генератор ПД-52 и ренератор ПД-62 имеют такую же конструкцию, как и генераторы ГАБ. Они выполнены с фланцем для крепления к двигателю. Основная обмотка расположена на роторе (якоре). Обмотка возбуждения расположена на 4-х главных полюсах, которые прикреп­ лены к станине.

Магнитная система генератора состоит из станины, четырех главных полюсов, четырех добавочных полюсов и катушек. Станина изготовлена из листовой стали мар­ ки Ст-3. Сбоку на станине крепится литая чугунная ко­ робка выводов.

Сердечник главных полюсов набран из листовой электротехнической стали ЭЗЗО толщиной 0,5 мм. Сер­ дечники добавочных полюсов изготовлены из тонко­ листовой стали марки 20 толщиной 1 мм. Между полю­ сами и станиной имеются стальные прокладки, которые служат для увеличения остаточного магнетизма. Шунтовые катушки выполнены из круглого провода ПЭВ-2,

сериесные

катушки и катушки добавочных

полюсов —

из провода

прямоугольного сечения — ПБД.

 

Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки якоря, коллектора, вентилятораВал изготовлен из стали 45. Пазы сердечника якоря скошены на одно пазовое деле­ ние для улучшения условий коммутации. Коллектор вы­ полнен на пластмассовой втулке, которая для увеличе­ ния прочности армирована двумя стальными кольцами. Вентилятор литой из сплава АЛ9.