Файл: Алексеев, А. П. Передвижные электростанции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пределы автоматического регулирования напряжения; проверяются и устраняются неисправности коммута­ ционной аппаратуры; проверяется состояние ходовой части и подвесок; производится смазка всех точек со­ гласно карте смазки.

Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматри­ вает выполнение всех операции технического обслужи­ вания № 1. Дополнительно производятся следующие ра­ боты: проверяются и при необходимости регулируются приборы системы питания (карбюратор, форсунки), про­ мывается топливный бак и топливопроводы; осматри­ вается зарядный генератор и очищается его коллектор; заменяется масло в топливном насосе; очищаются спи­ рали свечей накаливания от нагара; заменяется смазка в подшипниках статера; промывается картер маловяз­ ким маслом и заливается свежее масло; продувается ге­ нератор и возбудитель сухим сжатым воздухом; добав­ ляется смазка в подшипники генератора; проверяются точность показаний электроизмерительных приборов, состояние аккумуляторных батарей, состояние подшип­ ников н сальников ступиц колес, регулируется осевой зазор в подшипниках ступиц колес и производится за­ мена смазки; проверяется крепление агрегата на транс­ портном средстве; проверяется состояние и комплект­ ность ЗИП.

Периодичность и трудоемкость работ технического обслуживания приведены в табл. 5.1.

Сезонное техническое обслуживание производится при подготовке электростанции к осенне-зимнему и ве­ сенне-летнему периодам эксплуатации. При этом вы­ полняются работы очередного технического обслужива­ ния ТО-1 и ТО-2. Кроме того, проводится ряд ра­ бот, определяемых соответствующим сезоном - эксплуа­ тации.

При п е р е в о д е на о с е н н е - з и м н и й п е р и о д

эк с п л у а т а ц и и :

сливаются топливо, масло и вода. Промываются системы и заполняются топливом и маслом зимних сор­ тов. В систему охлаждения вводится жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз);

снимается с консервации подогревающее устрой­ ство, проверяется его работа и работа термостата;

проводится контрольно-тренировочный цикл ак­ кумуляторной батареи.

И

307

Т а б л и ц а 5.1

НОРМЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

i

Типы электроагрегатов.

о

2 •

 

^

з» ч

Передвижные

2

-г- а»

Ч

Ч *

электростанции

о

МV О)

M-gS

Эл е к т р о а г р е г а т ы

Сбензиновыми двига­ телями

Мощностью 0.5 кет

0 ,5

Мощностью 1,2 и 4 кет

0 ,5

Мощностью 8 н 12 кет

1

С дизельными двига­ телями

то -I

периодич­ трудоем­ ность, кость, моточас чел.-час.

50 4

50 5

50 6

 

Мощностью

5

кет

1

100

6

 

Мощностью

10

кет

1

100

6

 

Мощностью

20

н

1

 

8

30

кет

 

и

100

 

Мощностью

50

 

 

 

75

кет

 

и

1.5

100

10

 

Мощностью

100

 

 

 

200 кет

 

 

1 .5

100

10

ТО-2

периодичность, моточас

трудоем­ кость, чел.-час.

200

6

200

8

200

,12

500

10

500

12

500

16

500

20

500

20

Пе р е д в н ж и ы е

эл е к т р о с т а и ц и и

Сбензиновыми двига­ телями

Мощностью

1.2.4

кет

0 ,5

50

1

200

10

 

Мощностью

12

кет

1

50

8

200

14

 

С дизельными двига­

 

 

 

 

 

телями

 

 

 

 

 

 

 

 

Мощностью

10

кет

1

100

8

500

14

 

Мощностью

20

и

 

 

 

 

 

30

кет

 

п

1

100

10

500

18

 

Мощностью

.50

 

 

 

500

24

75

кет

100 и

1,5

100

12

 

Мощностью

 

100

12

500

24

200 кет

 

 

1,5

308


При п е р е в о д е на в е с е н н е - л е т н и й пе­

ри о д э к с п л у а т а ц и и:

заменяются зимние сорта масла и топлива на летние; сливается из системы антифриз, и она заправ­ ляется «мягкой» водой;

отключается подогреватель от системы охлажде­ ния и консервируется;

производится контрольно-тренировочный цикл ак­ кумуляторов;

удаляют ржавчину с ходовой части электростан­ ции н вмазывают ее графитовой смазкой. При необхо­ димости восстанавливают окраску станции.

Техническое обслуживание выполняется расчетом электростанции. Для наиболее сложных ответственных работ привлекаются специалисты и оборудование по­ движных ремонтных мастерских. Выявленные при этом неисправности устраняются немедленно. Сокращение объема ТО, а также уменьшение отведенного для этого времени в ущерб качеству обслуживания не допускает­ ся. Отклонение времени проведения номерного обслу­ живания от утвержденных норм разрешается в преде­ лах ±10 ч. При работе электротехнических средств в неблагоприятных условиях (повышение запыленности воздуха, большая влажность, низкая температура) ТО-1

иТО-2 проводятся чаще.

Техническое состояние электростанций принято оце­ нивать с помощью категорий. Категория устанавливает­ ся в зависимости от общего числа проработанных часов

с начала

эксплуатации

и его технического

состояния.

Обычно

устанавливают

5 категорий для

техники и

средств

вооружения:

 

 

Пе р в а я к а т е г о р и я — новые, исправные, не быв­ шие в эксплуатации, а также проходящие обкатку сред­ ства;

В т о р а я к а т е г о р и я — новые, находящиеся в эксплуатации, а также прошедшие капитальный ремонт,

технически

исправные средства;

 

среднего ре­

Тре т ья

к а т е г о р и я — требующие

монта (для

электротехнических

средств

эта

категория

не устанавливается);

^

 

 

Ч е т в е р т а я к а т е г о р и я — требующие

капиталь­

ного ремонта;

 

 

 

Пя т а я

к а т е г о р и я — неисправные,

подлежащие

списанию.

 

 

 

 

309


Перевод электростанции из одной категории в дру­ гую производится комиссией по мере изменения техни­ ческого состояния и отражается в акте технического со­ стояния.

В зависимости от характера и обстоятельств, повре­ ждения электростанций подразделяются на следую­ щие виды:

а)

н е и с п р а в н о с т ь — ненормальная

работа

или

простейшее

повреждение

без

разрушения деталей,

устранимое

силами расчета

при

помощи

индивидуаль­

ного

комплекса

ЗИП;

 

 

 

 

б)

п о л о м к а

— повреждение

электростанции,

для

устранения которого требуется выполнить текущий ре­ монт без замены или капитального ремонта основных узлов;

1$) а в а р и я — повреждение электростанции, для устранения которого требуется ремонт с заменой или

капитальный ремонт не менее одного

основного узла,

или списание электростанции;

 

г) к а т а с т р о ф а — повреждение

электростанции,

требующее ремонта для ее восстановления и повлекшее за собой человеческие жертвы или тяжелые увечья.

Особенности ухода за генератором и возбудителем

При получении новой электростанции, не бывшей в эксплуатации, необходимо:

1. Очистить от пыли и масла. Внутренние части ге­ нератора (коллектор, контактные кольца, лобовые части обмоток) чистить щетинной щеткой, сняв предохрани­ тельные сетки. Продуть генератор сухим сжатым возду­ хом при помощи ручных мехов или шланга с деревян­ ным наконечником. Коллектор и контактные кольца про­ тереть чистой ветошью, смоченной спиртом и бен­ зином, вручную проворачивая коленчатый вал двига­

теля.

2. Произвести тщательный осмотр генератора (нет ли трещин в станине и щитах, крепление щитов, болтов фланцевого сочленения, затяжку пальцев амортизато­

ров,

состояние щеток, коллектора и.контактных колец

и т.

д.).

310


3. При осмотре щеточного механизма следует:

— проверить положение траверсы; черта на травер­ се должна находиться против соответствующей черты на корпусе возбудителя;

— проверить положение оси щеткодержателей; она должна быть расположена параллельно коллекторным пластинам;

— проверить, хорошо ли ходят щетки в гнездах щет­ кодержателей; щетки должны двигаться без заеданий и нажимать на коллектор с усилием ПО—200 г/см2; силу нажатия можно проверить при помощи пружинных ве­ сов-динамометра, для чего под щетку подложить кусок тонкой папиросной бумаги, а крючок динамометра за­ цепить за щеку (показание динамометра в тот момент, когда бумага может быть свободно удалена из-под щет­ ки, будет примерно соответствовать силе нажатия щет­ ки на коллектор);

— притереть щетки на возбудителе и генераторе (если они не притерты) тонкой стеклянной бумагой № 00, протягивая ее в направлении вращения машины при нормальном нажиме щеткодержателя; притертые щетки должны касаться коллектора всей контактной поверхностью.

4- Проверить воздушные зазоры машины при помо­ щи щупов. Отклонение величин зазоров под разными полюсами должно составлять не более ±10% от сред­ ней величины зазоров под всеми полюсами.

5.Проверить сопротивление изоляции обмоток с по­ мощью мегомметра и, если оно окажется ниже 0,25 Мои,- просушить генератор.

6.Проверить при работе генератора на холостом ходу, нет ли шума в подшипниках и не нагреваются ли они.

Впроцессе эксплуатации генератора необходимо:

1. Периодически в зависимости от условий работы, но не реже одного раза в месяц очищать генератор и возбудитель от пыли и грязи, попавшей внутрь, проду­ ванием сухим чистым воздухом. После длительных оста­ новок и ремонта генератора рекомендуется проверять сопротивление изоляции обмоток.

Проверять затяжку гаек, крепящих генератор на раме.

311

2.Следить за тем, чтобы щетки на контактных коль­ цах генератора были расположены по середине и не выходили за края колец.

3.Осматривать шариковые и роликовые подшипни­

ки через 600—700 часов работы. Стук и скрежет в под­ шипниках свидетельствует о поломке или чрезмерном износе вращающихся частей подшипника, а свист об отсутствии смазки,

4. Постоянно содержать в исправном состоянии ще­ точный аппарат, коллектор и контактные кольца, для чего:

коллектор, загрязненный угольной пылью, проте­ реть мягкой ветошыо, смоченной в бензине;

чистить полированную поверхность коллектора (буро-голубой оттенок) стеклянной бумагой в том слу­

чае, если щетки не искрят, запрещается, так как поли­ ровка предохраняет его от износа;

— выступающие миканитовые прокладки между пла­ стинами коллектора (при большой выработки меди) вы­ брать (продорожить) на глубину 0,8— 1,0 мм\

— проверять, чтобы щетки сидели в щеткодержате­ лях плотно и могли свободно перемещаться;

— регулировать правильность положения курков, прижимающих щетки к коллектору; при сильном нажи­ ме на контактные кольца и коллектор щетки быстро срабатываются, а при слабом нажиме — подпрыгивают на коллекторе и искрят, что приводит к подгару коллек­ тора;

— слабое искрение щеток должно быть устранено во время перерыва в работе; в случае сильного искрения

станцию немедленно остановить

во избежание пор­

чи ' колец и коллектора и

устранить неисправ­

ность.

 

Если следы подгара на коллекторе не смываются бензином, зачистить коллектор стеклянной бумагой № 00, наложенной на деревянную колодку, пригнанную по поверхности коллектора.

Зачистка должна проводиться при работающем на холостом ходу агрегате и пониженной скорости враще­ ния двигателя.

Для удаления подгара можно использовать пемзу, которая безвредна для коллектора. Во время зачистки щетки снять.

312