ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
пределы автоматического регулирования напряжения; проверяются и устраняются неисправности коммута ционной аппаратуры; проверяется состояние ходовой части и подвесок; производится смазка всех точек со гласно карте смазки.
Техническое обслуживание № 2 (ТО-2) предусматри вает выполнение всех операции технического обслужи вания № 1. Дополнительно производятся следующие ра боты: проверяются и при необходимости регулируются приборы системы питания (карбюратор, форсунки), про мывается топливный бак и топливопроводы; осматри вается зарядный генератор и очищается его коллектор; заменяется масло в топливном насосе; очищаются спи рали свечей накаливания от нагара; заменяется смазка в подшипниках статера; промывается картер маловяз ким маслом и заливается свежее масло; продувается ге нератор и возбудитель сухим сжатым воздухом; добав ляется смазка в подшипники генератора; проверяются точность показаний электроизмерительных приборов, состояние аккумуляторных батарей, состояние подшип ников н сальников ступиц колес, регулируется осевой зазор в подшипниках ступиц колес и производится за мена смазки; проверяется крепление агрегата на транс портном средстве; проверяется состояние и комплект ность ЗИП.
Периодичность и трудоемкость работ технического обслуживания приведены в табл. 5.1.
Сезонное техническое обслуживание производится при подготовке электростанции к осенне-зимнему и ве сенне-летнему периодам эксплуатации. При этом вы полняются работы очередного технического обслужива ния ТО-1 и ТО-2. Кроме того, проводится ряд ра бот, определяемых соответствующим сезоном - эксплуа тации.
При п е р е в о д е на о с е н н е - з и м н и й п е р и о д
эк с п л у а т а ц и и :
—сливаются топливо, масло и вода. Промываются системы и заполняются топливом и маслом зимних сор тов. В систему охлаждения вводится жидкость с низкой температурой замерзания (антифриз);
—снимается с консервации подогревающее устрой ство, проверяется его работа и работа термостата;
—проводится контрольно-тренировочный цикл ак кумуляторной батареи.
И |
307 |
Т а б л и ц а 5.1
НОРМЫ ПЕРИОДИЧНОСТИ И ТРУДОЕМКОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
<и i
Типы электроагрегатов. |
о |
2 • |
|
^ |
з» ч |
Передвижные |
2 |
-г- а» |
Ч |
Ч * |
|
электростанции |
о |
|
МV О) |
M-gS
Эл е к т р о а г р е г а т ы
Сбензиновыми двига телями
Мощностью 0.5 кет |
0 ,5 |
Мощностью 1,2 и 4 кет |
0 ,5 |
Мощностью 8 н 12 кет |
1 |
С дизельными двига телями
то -I
периодич трудоем ность, кость, моточас чел.-час.
50 4
50 5
50 6
|
Мощностью |
5 |
кет |
1 |
100 |
6 |
|
Мощностью |
10 |
кет |
1 |
100 |
6 |
|
Мощностью |
20 |
н |
1 |
|
8 |
30 |
кет |
|
и |
100 |
||
|
Мощностью |
50 |
|
|
|
|
75 |
кет |
|
и |
1.5 |
100 |
10 |
|
Мощностью |
100 |
|
|
|
|
200 кет |
|
|
1 .5 |
100 |
10 |
ТО-2
периодичность, моточас
трудоем кость, чел.-час.
200 |
6 |
200 |
8 |
200 |
,12 |
500 |
10 |
500 |
12 |
500 |
16 |
500 |
20 |
500 |
20 |
Пе р е д в н ж и ы е
эл е к т р о с т а и ц и и
Сбензиновыми двига телями
Мощностью |
1.2.4 |
кет |
0 ,5 |
50 |
1 |
200 |
10 |
|
|
Мощностью |
12 |
кет |
1 |
50 |
8 |
200 |
14 |
|
С дизельными двига |
|
|
|
|
|
||
телями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощностью |
10 |
кет |
1 |
100 |
8 |
500 |
14 |
|
Мощностью |
20 |
и |
|
|
|
|
|
30 |
кет |
|
п |
1 |
100 |
10 |
500 |
18 |
|
Мощностью |
.50 |
|
|
|
500 |
24 |
|
75 |
кет |
100 и |
1,5 |
100 |
12 |
|||
|
Мощностью |
|
100 |
12 |
500 |
24 |
||
200 кет |
|
|
1,5 |
308
При п е р е в о д е на в е с е н н е - л е т н и й пе
ри о д э к с п л у а т а ц и и:
—заменяются зимние сорта масла и топлива на летние; сливается из системы антифриз, и она заправ ляется «мягкой» водой;
—отключается подогреватель от системы охлажде ния и консервируется;
—производится контрольно-тренировочный цикл ак кумуляторов;
—удаляют ржавчину с ходовой части электростан ции н вмазывают ее графитовой смазкой. При необхо димости восстанавливают окраску станции.
Техническое обслуживание выполняется расчетом электростанции. Для наиболее сложных ответственных работ привлекаются специалисты и оборудование по движных ремонтных мастерских. Выявленные при этом неисправности устраняются немедленно. Сокращение объема ТО, а также уменьшение отведенного для этого времени в ущерб качеству обслуживания не допускает ся. Отклонение времени проведения номерного обслу живания от утвержденных норм разрешается в преде лах ±10 ч. При работе электротехнических средств в неблагоприятных условиях (повышение запыленности воздуха, большая влажность, низкая температура) ТО-1
иТО-2 проводятся чаще.
Техническое состояние электростанций принято оце нивать с помощью категорий. Категория устанавливает ся в зависимости от общего числа проработанных часов
с начала |
эксплуатации |
и его технического |
состояния. |
Обычно |
устанавливают |
5 категорий для |
техники и |
средств |
вооружения: |
|
|
Пе р в а я к а т е г о р и я — новые, исправные, не быв шие в эксплуатации, а также проходящие обкатку сред ства;
В т о р а я к а т е г о р и я — новые, находящиеся в эксплуатации, а также прошедшие капитальный ремонт,
технически |
исправные средства; |
|
среднего ре |
|
Тре т ья |
к а т е г о р и я — требующие |
|||
монта (для |
электротехнических |
средств |
эта |
категория |
не устанавливается); |
^ |
|
|
|
Ч е т в е р т а я к а т е г о р и я — требующие |
капиталь |
|||
ного ремонта; |
|
|
|
|
Пя т а я |
к а т е г о р и я — неисправные, |
подлежащие |
||
списанию. |
|
|
|
|
309
Перевод электростанции из одной категории в дру гую производится комиссией по мере изменения техни ческого состояния и отражается в акте технического со стояния.
В зависимости от характера и обстоятельств, повре ждения электростанций подразделяются на следую щие виды:
а) |
н е и с п р а в н о с т ь — ненормальная |
работа |
или |
||||
простейшее |
повреждение |
без |
разрушения деталей, |
||||
устранимое |
силами расчета |
при |
помощи |
индивидуаль |
|||
ного |
комплекса |
ЗИП; |
|
|
|
|
|
б) |
п о л о м к а |
— повреждение |
электростанции, |
для |
устранения которого требуется выполнить текущий ре монт без замены или капитального ремонта основных узлов;
1$) а в а р и я — повреждение электростанции, для устранения которого требуется ремонт с заменой или
капитальный ремонт не менее одного |
основного узла, |
или списание электростанции; |
|
г) к а т а с т р о ф а — повреждение |
электростанции, |
требующее ремонта для ее восстановления и повлекшее за собой человеческие жертвы или тяжелые увечья.
Особенности ухода за генератором и возбудителем
При получении новой электростанции, не бывшей в эксплуатации, необходимо:
1. Очистить от пыли и масла. Внутренние части ге нератора (коллектор, контактные кольца, лобовые части обмоток) чистить щетинной щеткой, сняв предохрани тельные сетки. Продуть генератор сухим сжатым возду хом при помощи ручных мехов или шланга с деревян ным наконечником. Коллектор и контактные кольца про тереть чистой ветошью, смоченной спиртом и бен зином, вручную проворачивая коленчатый вал двига
теля.
2. Произвести тщательный осмотр генератора (нет ли трещин в станине и щитах, крепление щитов, болтов фланцевого сочленения, затяжку пальцев амортизато
ров, |
состояние щеток, коллектора и.контактных колец |
и т. |
д.). |
310
3. При осмотре щеточного механизма следует:
— проверить положение траверсы; черта на травер се должна находиться против соответствующей черты на корпусе возбудителя;
— проверить положение оси щеткодержателей; она должна быть расположена параллельно коллекторным пластинам;
— проверить, хорошо ли ходят щетки в гнездах щет кодержателей; щетки должны двигаться без заеданий и нажимать на коллектор с усилием ПО—200 г/см2; силу нажатия можно проверить при помощи пружинных ве сов-динамометра, для чего под щетку подложить кусок тонкой папиросной бумаги, а крючок динамометра за цепить за щеку (показание динамометра в тот момент, когда бумага может быть свободно удалена из-под щет ки, будет примерно соответствовать силе нажатия щет ки на коллектор);
— притереть щетки на возбудителе и генераторе (если они не притерты) тонкой стеклянной бумагой № 00, протягивая ее в направлении вращения машины при нормальном нажиме щеткодержателя; притертые щетки должны касаться коллектора всей контактной поверхностью.
4- Проверить воздушные зазоры машины при помо щи щупов. Отклонение величин зазоров под разными полюсами должно составлять не более ±10% от сред ней величины зазоров под всеми полюсами.
5.Проверить сопротивление изоляции обмоток с по мощью мегомметра и, если оно окажется ниже 0,25 Мои,- просушить генератор.
6.Проверить при работе генератора на холостом ходу, нет ли шума в подшипниках и не нагреваются ли они.
Впроцессе эксплуатации генератора необходимо:
1. Периодически в зависимости от условий работы, но не реже одного раза в месяц очищать генератор и возбудитель от пыли и грязи, попавшей внутрь, проду ванием сухим чистым воздухом. После длительных оста новок и ремонта генератора рекомендуется проверять сопротивление изоляции обмоток.
Проверять затяжку гаек, крепящих генератор на раме.
311
2.Следить за тем, чтобы щетки на контактных коль цах генератора были расположены по середине и не выходили за края колец.
3.Осматривать шариковые и роликовые подшипни
ки через 600—700 часов работы. Стук и скрежет в под шипниках свидетельствует о поломке или чрезмерном износе вращающихся частей подшипника, а свист об отсутствии смазки,
4. Постоянно содержать в исправном состоянии ще точный аппарат, коллектор и контактные кольца, для чего:
—коллектор, загрязненный угольной пылью, проте реть мягкой ветошыо, смоченной в бензине;
—чистить полированную поверхность коллектора (буро-голубой оттенок) стеклянной бумагой в том слу
чае, если щетки не искрят, запрещается, так как поли ровка предохраняет его от износа;
— выступающие миканитовые прокладки между пла стинами коллектора (при большой выработки меди) вы брать (продорожить) на глубину 0,8— 1,0 мм\
— проверять, чтобы щетки сидели в щеткодержате лях плотно и могли свободно перемещаться;
— регулировать правильность положения курков, прижимающих щетки к коллектору; при сильном нажи ме на контактные кольца и коллектор щетки быстро срабатываются, а при слабом нажиме — подпрыгивают на коллекторе и искрят, что приводит к подгару коллек тора;
— слабое искрение щеток должно быть устранено во время перерыва в работе; в случае сильного искрения
станцию немедленно остановить |
во избежание пор |
чи ' колец и коллектора и |
устранить неисправ |
ность. |
|
Если следы подгара на коллекторе не смываются бензином, зачистить коллектор стеклянной бумагой № 00, наложенной на деревянную колодку, пригнанную по поверхности коллектора.
Зачистка должна проводиться при работающем на холостом ходу агрегате и пониженной скорости враще ния двигателя.
Для удаления подгара можно использовать пемзу, которая безвредна для коллектора. Во время зачистки щетки снять.
312