ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
намагничением. Как было отмечено выше, в области достаточно низких частот аномалии в индуктивно возбужденном поле определяются индукционным намагничением. Таким об разом, результаты, получа емые при этих условиях индуктивными методами, сходны с данными магнит ной съемки, но выгодно отличаются от них отсут ствием влияния остаточ ного намагничения.
На рис. 212 в качестве примера сопоставлен і,і ано
малия |
магнитного |
поля |
40 |
30 |
20 |
10 |
|||
Z над одним из железо |
|
|
|
|
|||||
рудных |
месторождений в |
А 7 а ,гаммы |
|
|
|
||||
Гіриангарье |
и |
аномалия, |
|
|
|
|
|||
полученная над тем же ме |
|
|
|
|
|||||
сторождением методом |
не |
|
|
|
|
||||
заземленной |
петли. |
Оста |
|
|
|
|
|||
точное |
намагничение |
в |
|
|
|
|
|||
данном |
случае |
привело к |
|
|
|
|
|||
инверсии знака |
аномалии |
|
|
|
|
||||
AZa. Аномалия |
Н 2, |
|
как |
|
|
|
|
||
всегда, над |
высокомагнит |
|
|
|
|
||||
ными залежами имеет |
по |
|
|
|
|
ложительный знак.
При геологическом кар тировании основное преи мущество индуктивных методов заключается в простоте и мобильности установок, не имеющих заземленных элементов. Это определяет высокую производительность работ, особенно в районах с тяже лыми условиями заземле ний и в зимнее время.
§6. И Н Д У К Т И В Н Ы Е
МЕ Т О Д Ы
АЭ Р О З Л Е К Т Р О Р А З В Е Д К И
Особенность индуктив ных методов электрораз ведки заключается в том,
22*
на самолете (вертолете) или помещенный в буксируемую гондолу. Измерительный диполь в процессе съемки не изменяет своего поло жения относительно питающего диполя, т. е. перемещается одно временно с ним вдоль профиля.
Существуют различные модификации аэроэлектроразведки мето дом дипольного профилирования. В одной из них источником пер вичного поля служит рамка (магнитный диполь), закрепляемая между центрипланом самолета и его стабилизатором (рис. 214, а).
Измерительный |
диполь помещается в гондоле, |
буксируемой |
на трос-кабеле за |
самолетом, несущим генераторную |
рамку; длина |
Рис. 214. Аэроэлсктроразведочные модификации дипольного индуктивного профилирования. Диполи: 1 — генераторные; 2 — измерительные.
трос-кабеля 150—170 м. В этом же самолете помещена генераторная и измерительная аппаратура.
Комплект аппаратуры, применяемый при работе описываемым способом, позволяет возбуждать и измерять магнитное поле одно временно на двух частотах. В качестве рабочих частот может быть выбрана любая пара из 488, 976, 1956, 3904 и 7808 Гц. В процессе полета фиксируются амплитуда и фаза вертикальной составляющей магнитного поля либо ее мнимая компонента. Для уменьшения влияния первичного поля генераторной рамки на величину сигнала, компенсируют ту его часть, которая связана с прямым полем гене раторной рамки. Таким образом, регистрируется та часть сигнала, которая связана с вторичным полем токов, текущих в земле.
Существенным недостатком описываемого способа аэроэлектро разведки является чувствительность измерительного устройства к взаимным относительным перемещениям самолета и буксируемой гондолы, ведущим к изменению уровня нормального поля и,
следовательно, к осложнению записи. Это обстоятельство снижает точность съемки, и таким образом, ограничивает глубинность метода.
От указанного выше недостатка в значительной мере освобождена другая модификация дипольного профилирования, называемая а э р о э л е к т р о р а з в е д к о й м е т о д о м в р а щ а ю щ е г о с я п о л я . Эта модификация отличается от описанной выше тем, что генераторные и приемные рамки установлены на двух само
летах, летящих |
друг за другом по профилю наблюдений |
(рис. 214, б). Для |
возбуждения поля применяются две соосные |
взаимно перпендикулярные рамки, имеющие равные магнитные моменты, т. е. одинаковые площадь и количество ампер-витков. Рамки питаются токами одинаковой силы и частоты, но взаимно сдвинутыми по фазе на 90°. Вследствие этого магнитное поле в любой точке, лежащей на общей оси рамок, является геометрической сум мой двух взаимно перпендикулярных, равных по амплитуде и сдви нутых на 90° по фазе векторов. Как известно, в этом случае резуль тирующий вектор поляризован по кругу, перпендикулярному к оси рамок (отсюда название — метод вращающегося поля).
Для измерения магнитного поля используют две взаимно пер пендикулярные одинаковые рамки, помещенные в гондоле, букси руемой на трос-кабеле за вторым самолетом. Электродвижущую силу, наведенную в одной из рамок, при помощи фазовращателя поворачивают по фазе на 90° и вычитают из электродвижущей силы, наведенной во второй рамке. Если измерительные рамки располо жить так, чтобы ось их пересечения совпала с осью пересечения генераторных рамок, то в воздухе, т. е. при отсутствии вторичного поля токов, текущих в земле, разность электродвижущих сил в изме рительных рамках будет равна нулю независимо от расстояния между генераторными и приемными рамками. Вторичные поля токов, наведенные в земле, создают в приемных рамках сигналы, разность которых уже не равна 90°. Вследствие этого на измерительное устрой ство поступает сигнал разбалансировки, который используется для характеристики геоэлектрического разреза. Основным преимуще ством метода вращающегося поля является возможность ослабления первичного поля в точке измерения за счет большого разноса между генератором и приемником, а также использования первичного поля с круговой поляризацией. Основной недостаток — сложная система
управления движением самолетов, необходимая для |
того, чтобы |
сохранялась соосность генераторных и приемных рамок. |
|
П р о ф и л и р о в а н и е с ж е с т к о с к р е п л е н н ы м и |
|
г е н е р а т о р н о й и и з м е р и т е л ь н ы м и |
р а м к а м и |
также применяется при аэроэлектроразведке. В этой модификации две измерительные рамки расположены в вертикальной плоскости, а генераторная рамка — горизонтально (рис. 214, в). Взаимное расположение рамок выбрано так, чтобы первичное поле генераторных рамок не наводило сигнала в приемной рамке. Система рамок жестко скреплена между собой и помещена в гондолу, буксируемую вертоле том на трос-кабеле на высоте около 30 м над поверхностью Земли.
Аэроэлектроразведка методом переходных процессов (АМГШ). Б этой модификации аэроэлектроразведки используется нестаци онарное импульсно-периодическое магнитное поле, возбуждаемое при помощи генераторного контура, жестко укрепленного на лета тельном аппарате. Это поле измеряют при помощи измерительной рамки, буксируемой на трос-кабеле на некотором отдалении от лета
тельного |
аппарата. |
преимуществом |
|
|
|
|
|||||
I Іесомненным |
|
|
|
|
|||||||
этой |
модификации |
аэроэлектро |
|
|
|
|
|||||
разведки является то, что отпадает |
|
|
|
|
|||||||
необходимость в компенсации пер |
|
|
|
|
|||||||
вичного |
поля, поскольку измере |
|
|
|
|
||||||
ния |
ведутся |
в |
паузах |
между |
|
|
|
|
|||
импульсами |
тока |
в генераторном |
|
|
|
|
|||||
контуре. |
Наряду |
с |
этим |
появ |
|
|
|
|
|||
ляется необходимость компенсации |
|
|
|
|
|||||||
сигнала |
в измерительной |
рамке, |
|
|
|
|
|||||
наводимого |
вихревыми |
токами |
|
|
|
|
|||||
в корпусе летательного аппарата, |
|
|
|
|
|||||||
возникающими в моменты выклю |
Рис. 215. Вертолетный вариант метода |
||||||||||
чения тока в генераторном кон |
|||||||||||
|
переходных процессов. |
||||||||||
туре. |
|
|
|
|
модификация |
і — генераторная |
рамка; |
2 — гондола |
|||
Описываемая |
в |
|
с измерительной рамкой. |
||||||||
электроразведки |
настоящее |
|
хорошо |
проводящих руд. |
|||||||
время наиболее эффективна при поисках |
|||||||||||
Аэроэлектроразведка методом переходных процессов широко |
|||||||||||
применяется за рубежом (в Канаде) |
в с а м о л е т н о м |
в а р и |
|||||||||
а н т е . |
В Советском Союзе разработан |
в е р т о л е т н ы й в а |
|||||||||
р и а н т |
(рис. 215). Преимущество |
вертолета в |
качестве |
носителя |
аэроэлектроразведочной системы заключается в возможности выпол нения съемок в масштабе 1 : 10 000. Это позволяет надеяться на то, что по мере внедрения АМПП в геологическую практику площадные поисковые наземные съемки будут заменены более производитель ными аэроэлектроразведочными.