Файл: Элияшевский, И. В. Типовые задачи и расчеты в бурении учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По условию

предыдущей

задачи

Р г = 30 140

кгс; Р 2 =

= 28 400 кгс; Р в = 26 800 кгс;

Р 4 = 25 200 кгс;

Р5 =

23 650 кгс;

Рв = 22 300 кгс;

ЯА = 43 500 кгс; RB =

41 840

кгс.

 

Так как на средней продольной двутавровой балке рамы крон­ блока находится опора двух осей, то эта балка нагружена макси­ мальным изгибающим моментом.

Определяем усилие, действующее на среднюю двутавровую балку

P = RB + R C.

Для определения R c необходимо рассмотреть вторую ось крон­ блока, нагруженную силами /*4, Рь и Рй и, взяв сумму моментов всех сил относительно опоры А, определить реакцию R c . Для этого используем схему, приведенную на рис. 9.

Rc • (130,5 +130,5 +130,5 +130,5) - Pi (130,5 +130,5 +130,5) -

 

-

Ръ(130,5 + 130,5) — Р 6 ■130,5 = 0;

Отсюда

R c • 522 -

Р4 • 391,5 - Рь•261 - Рв• 130,5 = 0.

 

 

P i •3 9 1 , 5 + Р Ъ-2 6 1 + ^ 6 - 1 3 0 , 5

 

 

о

_

 

=

25 200 • 391,5 + 23 650 • 261 + 22 300 • 130,5

ор олл

----------------------------------

 

Г7ГГ-----------------------------------

= Зо 2UU кгс.

 

 

 

522

 

R d —Р 4 + б + Р 6Rc-

Rd = 25 200 + 23 650 + 22 300 - 36 200 = 34 950 кгс.

Р = 41 840 + 36 200 = 78 040 кгс.

Определив усилие, действующее на среднюю балку, найдем максимальный изгибающий момент. Согласно схеме, приведенной на рис. 11, максимальный изгибающий момент возникает в середине продольной двутавровой балки и при ее длине, которая составляет 2000 мм, равен

Р

2000

78 040 • 2000

 

поп ллл

о оло

 

Л/T

— =

« л

020 000 кгс • мм =

а л а

 

М нз = — •

--------------- = 39

3 902 000 кгс •см,

&

£

 

 

 

 

 

Определяем напряжение изгиба

 

 

где Wx — момент

сопротивления

относительно

оси х х.

Для

определения Wx используем рис.

 

12, на котором изображено

сред­

нее сечение двутавровой балки с усиливающими пластинами. На рис. 12 Ъ — ширина усиливающей пластины; h — ее высота.

191


Для определения

Wx находим момент инерции

относительно

оси х х, учитывая

усиливающие

пластины.

 

 

 

Ix= Ix + 2It + 2Fa\

 

где 1

г — момент инерции

двутавра.

 

Для двутавра

№ 55А I —

= 62

870 см4; / 2 — момент инерции усиливающей пластины.

 

/« =

bhз

13,5 • 1,53

= 3,8 см4;

 

 

12

12

 

 

а — расстояние от центра тяжести прямоугольника до оси х х.

а = 0,75 + ~ 28,25 см;

Рис. И . Схема нагружения усилиями сред­ ней двутавровой балки кронблока.

Рис. 12. Среднее сечение двутавровой балки.

F — площадь поперечного сечения прямоугольника.

F = 1,5-13,5 = 20,25 см2.

= 62 870 + 2 •3,8 + 2 • 20,25 • 28,252 = 62 870 + 7,6 + 32 400 = *

= 95 278 см4.

Момент сопротивления относительно оси х х

Wx

 

95 278

3280 см3.

29

29

 

 

Таким образом,

3 902 000

1190 кгс/см2.

3280

 

К =

Ори

 

Оиз

 

стои =

0,6сгв.

Для стали

Ст. 3, из которой

изготовлена двутавровая балка,

ав = 38 4- 47

кгс/мм2; аои = 0,6-45 = 27 кгс/мм2.

К= 11,927 = 2,62.

К^ [Ао], так как 2,62 > -1,8 -г- 2,5.

192


Задача 113. Рассчитать подшипники канатных шкивов крон­ блока на прочность. Известно, что шкивы монтируются на двух радиальных роликовых подшипниках № 42 234, в которых коэффи­ циент работоспособности Сф = 600 000. Максимальное натяжение ходового конца каната при подъеме равно 15,3 тс.

Решение. Наиболее высокую нагрузку несут подшипники пер­ вого от барабана лебедки канатного шкива. Их и будем рассчитывать на прочность. Первый канатный шкив несет нагрузку

P = P X. K+ SV

где Рх- к — максимальное натяжение ходового конца каната-, Рх к =

=15,3 тс.

натяжение первой рабочей струны.

.?1 = Рх.кЛ,

где ц — к. п. д. подшипников шкивов, ц = 0,97.

S± = 15,3-0,97 = 14,84 тс.

Таким образом, первый шкив несет нагрузку

Р = 15,3 +14,84 = 30,14 тс.

Так как шкив смонтирован на двух подшипниках, то каждый из них несет нагрузку

^ 1 =

^ = ^ ^

= 15,07 тс.

 

 

Определим коэффициент работоспособности

 

 

 

 

С = Н1КкКьКтКъ,

 

 

где Кк — коэффициент,

который

учитывает, какое

кольцо под­

шипника вращается.

Значения

коэффициента Кк

приведены

в

табл. 35.

 

 

 

 

 

 

Значения коэффициента К к

Т а б л и ц а

35

 

 

 

Вращающееся кольцо

 

Тип подшипника

Кк

 

Внутреннее

Все типы

 

1

 

Наружное

Сферический

 

1,1

 

Наружное

Все типы кроме сферического

1,35

 

Принимаем Кк =

1,35;

 

 

 

Кб — динамический коэффициент. Берется из табл. 36.

13 Заказ 484

193


Т а б л и ц а 36

Значения коэффициента К

Х а р а к т е р н а г р у з к и

* 5

П р и м е р ы у з л о в

Умеренные толчки

1,3—1,5

Кратковременная перегрузка

Вибрационная нагрузка

1,5-1,8

Нагрузка со значительными

1,8 -2

толчками и вибрациями

 

Кратковременная перегрузка

2 -2 ,5

до 250%

 

Коробочки передач буровых установок, трансмиссии силовых приводов, трансмиссионные и йромежуточные валы лебедок

Шкивы талевой системы, трансмиссион­ ные валы буровых насосов, приводы роторов

Подшипники вертлюгов, коренных ва­ лов буровых насосов

Опоры роторов

Принимаем К g =

1,5;

К т— температурный коэффициент. При t 80° G Kr — 1;

Кэ — коэффициент

эквивалентности, учитывающий изменение на­

грузки на крюке в процессе бурения. Кэ определяется по формуле

3 ,3 3 /"

IANCTZ

* __г/4>33

К,

У

\

«а - (1 + Р3-33} ,

где N c — среднесуточное

число

подъемов. Принимаем N c = 100;

Т — число лет работы подшипника. Принимаем Т = 1,5; Z — число

оборотов подшипника

за один подъем свечи.

 

 

 

V

 

 

 

 

 

Ю Г *

где 1СВ— длина свечи в

м.

1СВ = 24 м; п — количество рабочих

струн талевой системы. Принимаем п = 10; D — диаметр канатного

шкива. D — 900 мм.

 

 

24-10

 

 

 

Z =

= 85;

 

 

 

3,14 • 0,9

 

а — отношение минимальной нагрузки на крюке к максимальной нагрузке, а = 0,2; Р — отношение нагрузки при операциях спуска к нагрузкам при операциях подъема, р = 0,7.

3 ,3 3/~

л__ П 94»33

Кэ = у 1,4.100 -1,5 -85

(1 + ° .73’33) •

Обозначим через а член 0,24>33 и через Ъ— член 0,73>33. Тогда lg а =

=

4,33 lg 0,2 = 4,33-Г,ЗОЮ = -4,33-0,6990 = -3 ,0 3 = Г97. а =

=

0,24-33 = 0,0009333.

194


lg b = 3,33

lg 0,7

= 3,33-1,8451 =

-3,33-0,1549

- -0 ,5 1 5 = 1,485

b = 0,73-33 = 0,3055.

 

 

K 3

= Y

1,4 -100 • 1,5 - 85

•(1 +

0,3055) -

= sT l ,4 • 100 -1,5 - 85 • 1,25 • 1,3055 = 3,y^29 400.

Логарифмируя, определяем значение Кэ

lg Кэ = - Д - lg 29 400 = -gjjg- •4,4 683 = 1,34.

K3 — 2i,%.

Определяем теперь коэффициент работоспособности подшипника.

С = 15 070 -1,35-1,5-1-21,9 = 670 000.

Фактический коэффициент работоспособности подшипника не­ сколько ниже требуемого, следовательно, гарантируемая длитель­

ность его работы

будет меньше 1,5 года:

 

Тф= Т (

Сф Y ’3S _

л к ( 600 000

= 1,05 года.

\

С )

1,0 V 670 000

 

РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ ТАЛЕВОГО БЛОКА НА ПРОЧНОСТЬ

Задача 114. Определить коэффициент запаса прочности оси тале­ вого блока, если по условию задачи 110 известны натяжение ходо­ вого и неподвижного концов каната, усилия в рабочих струнах. Диаметр оси d = 170 мм.

Материал — сталь 40ХН. Все необходимые размеры даны на схеме действия сил (рис. 13).

Решение. Рассмотрим схему,, изображенную на рис. 13. Здесь А и В — опоры оси талевого бло­

ке!

Рц

Pit Р з1

Р 4:?

Р ь

 

усилия,

 

действующие

на

 

канатные

шкивы талевого

 

блока; I — расстояние

ме­

 

жду

опорами;

— рас­

 

стояние между вертикаль­

 

ными

осями

симметрии

Рис. 13. Схема действия усилий на ось

канатных

шкивов;

1Х =

талевого блока.

= 130,5 мм; 12 — расстоя­ ние между опорой и вертикальной осью симметрии канатного

шкива; 12 = 106,5 мм; R A и R B — реакции, возникающие в опорах.

13*

193