Файл: Фабрикант, В. Л. Элементы устройств релейной защиты и автоматики энергосистем и их проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

де. Эта зависимость являемся основной характеристикой электро­ механического реле.

Одной из составных частей вращающего момента (усилия) яв­ ляется м е х а н и ч е с к и й м о м е н т Мк (усилие Fм). В реле, вы­ полняющем функции измерительного органа с одной электрической величиной, механический момент является той постоянной, с кото­ рой сравнивается значение электрической величины (см. § 2.4). В этих условиях механический момент препятствует срабатыванию (удерживающий механический момент), обычно относительно ве­ лик и значение его регулируется. Как правило, этот момент соз­ дается пружиной и должен иметь заданное значение с достаточной степенью точности.

В реле, выполняющем функции измерительного органа с двумя или более электрическими величинами, механический момент вре­ ден. Однако полностью исключить его невозможно, так как при движении подвижной части реле проявляются силы трения, кото­ рые устранить нельзя. Обычно желательно, чтобы в обесточенном состоянии реле его подвижная система занимала определенное по­ ложение. Для этой цели создается относительно небольшой удер­ живающий механический момент, способный преодолеть момент сил трения и вернуть подвижную систему обесточенного реле в заданное исходное положение. Сумма этого момента и момента сил трения создает суммарный механический момент в таких реле.

Обычно в современных реле во всех случаях суммарный меха­ нический момент препятствует срабатыванию. При срабатывании реле силы трения также направлены против срабатывания. При возврате реле после срабатывания силы трения направлены против возврата и, следовательно, не совпадают с суммарным механиче­ ским моментом. По этой причине, а также вследствие зависимо­ сти вращающего момента от положения подвижной части (см. § 7.16) значение вращающего момента при срабатывании и воз­ врате различно. Соответственно различны и области значений величин на входе, при которых реле срабатывает и возвращается.

Механический момент не зависит от величин на входе реле. Остальные составляющие вращающего момента называются э л е к ­ т р о м а г н и т н ы м мо ме н т о м и зависят от этих величин. По­ скольку электромагнитный момент создается магнитными полями обмоток, он зависит от магнитодвижущих сил обмоток F. Эта зави­ симость электромагнитного момента от магнитодвижущих сил об­ моток определяется магнитной системой реле. Выполнение обмоток (число витков, диаметр провода и др.) практически не влияет на эту зависимость. Поэтому требуемые для создания определенного вращающего момента магнитодвижущие силы обмоток могут быть определены независимо от выполнения самих обмоток. По значе­ ниям этих магнитодвижущих сил и величин на входе, при которых они должны создаваться, могут быть определены параметры самих обмоток.

И Зак. 216

321


Практика показывает, что новые магнитные системы создаются относительно редко. Создание таких систем требует большой за­ траты средств и времени. Напротив, изменение обмоток является простой операцией, доступной практически любой мастерской или лаборатории. Поэтому умением рассчитывать новые обмотки на заданной магнитной системе должен владеть любой инженер, за­ нимающийся релейной защитой и автоматикой энергосистем. Соот­ ветственно из всех расчетных вопросов, относящихся к электро­ механическим реле, в данном курсе рассматриваются лишь про­ стейшие случаи расчета обмоток.

§7.3. Электромагнитное реле

содной катушкой

Некоторые конструкции электромагнитных реле с одной катушкой показаны на рис. 7.1. Как известно [Л.39], усилие Fh3 (н) в направлении перемещения h (м), создаваемое одной катушкой,

Fhэ

L p J L

(7.1)

 

2

dh

 

где i — ток через катушку, a; L — индуктивность катушки, гн.

Рис. 7.1. Некоторые конструкции однокатушечных электромагнит­ ных реле:

а—клапанное реле; б—реле с поворотным якорем; /—катушка; 2—магнитопро- вод; 3—якорь; ■/—удерживающая пружина; 5-контактная система; 6—упор

Если подвижная система вращается на оси, то вращающий мо­ мент

Мвр.э = Fh3r и h = га,

где г — плечо силы Fh относительно оси вращения.

Подставляя значения Fhэ из (7.1) и h — ra в выражение для Мвр.0, находим (н-м)

322


Мвр.Э --

dL_

(7.2)

da

 

 

Таким образом, вращающий момент создается за счет измене­ ния индуктивности при перемещении подвижной части реле в на­ правлении срабатывания (см. рис. 7.1). При этом уменьшается воздушный зазор и возрастает значение L. Следовательно, dL/da>0, а значит, и Л4Вр .э > 0 -

Если ток i синусоидален, т. е.

i / ] / 2 sin (a>t -4- г|)),

где / — действующее значение тока, то

Л*вр.э = / 2 - I r

sin 2(® f + If) = 4 - /а

da ------

! г 12

- Г - ' 003(2<i)t + W -

da

2

2

da

(7.3)

Первый член (7.3) — постоянен, а второй изменяется с двойной частотой. Среднее значение определяется первым членом, посколь­ ку среднее значение синусоидальной величины равно нулю:

М вр. , с р = 4 - / 4 - 7 Ч

(7 .4 )

2

da

 

Значение L пропорционально квадрату числа витков:

L = ki&.

(7.5)

Подставляя значение L из (7.5) в (7.4), получаем

Мвр.э.ср — ~2~

da

= F2-dkL

(7.6)

2

da

 

где магнитодвижущая сила

 

 

 

 

 

F — Iw.

 

 

(7.7)

Таким образом, среднее значение электромагнитного момента пропорционально квадрату магнитодвижущей силы катушки.

Потребление катушки (ва)

SnoTp = / 2*.

(7.8)

Полное сопротивление z также пропорционально квадрату числа витков при заданном объеме катушки [Л. 13]:

2 = kzw2.

(7.9)

Подставляя значение z из (7.9) в (7.8), находим

Sn0Tp = I2w2kz = kzF2.

(7.10)

И*

323


Таким образом, потребление катушки пропорционально квад­ рату магнитодвижущей силы и при заданной магнитодвижущей силе (например при срабатывании) не зависит от числа витков w.

Отношение же вращающего момента к потреблению не зависит от магнитодвижущей силы и определяется только данными магнит­

ной системы. Эта величина называется

к о э ф ф и ц и е н т о м

д о б ­

р о т н о с т и и измеряется

в секундах:

 

 

*,

=

9 Ъ

(7.11)

д

С

4

 

°потр

~к г

 

Чем больше коэффициент добротности магнитной системы, тем лучше реле, так как оно может создать больший вращающий мо­ мент при том же потреблении или требует меньшего потребления для создания того же вращающего момента.

Суммарный вращающий момент реле состоит из электромагнит­ ного и механического моментов. Поскольку последний является удерживающим, он входит в выражение суммарного момента с отрицательным знаком:

1

dk

(7.12)

Мвр.ср = Л1врэ ср Ммех = —

—-- F2 Миех.

2 da

Если вращающий момент по (7.12) положителен, то срабаты­ вание происходит, если отрицателен, — не происходит. Параметр срабатывания определяет границу между этими двумя случаями. Очевидно при этом вращающий момент должен быть равен нулю:

±

. ^ F2 p _ M ,ex = 0.

(7.13)

2

da

 

Из (7.13) может быть определено значение магнитодвижущей силы при срабатывании Еср.

При возврате положение подвижной части отличается от ее положения при срабатывании. Кроме того, силы трения действуют в противоположную сторону. Поэтому dkLlda и Л4Мех приобретают другие значения. Соответственно и параметр возврата отличается от параметра срабатывания. Очевидно, что, сработав, реле не вер­ нется обратно при той же магнитодвижущей силе, т. е. магнито­ движущая сила при возврате

 

С

о ­

 

отношение

 

 

 

 

K = F J F ^ < \

(7.14)

называется

к о э ф ф и ц и е н т о м

в о з в р а т а .

моменте

Наличие

переменной составляющей во вращающем

[см. формулу (7.3)] приводит к изменению значения вращающего момента в течение периода. Как следует из (7.3), амплитуда пере­

324


менной части электромагнитного момента равна его постоянной ча­ сти. Следовательно, при достижении переменной частью отрица­ тельного максимума со/+ф = (2k+ 1)я электромагнитный вращаю­ щий момент имеет нулевое значение. Наличие переменной слагаю­ щей может вызывать вибрацию контактов реле. Для борьбы с этим явлением применяется ряд мер. Контакты делают гибкими, имею­ щими совместный ход, так, чтобы небольшие колебания подвиж­ ной части не приводили к размыканию контактов. Коэффициент возврата не делается слишком большим (близким' к единице). Иногда на реле создают два вращающих момента, переменные сла­ гающие которых не совпадают по фазе. Но такие реле, строго говоря, нельзя рассматривать как реле с одной катушкой.

§7.4. Вращающий момент и потребление реле

сдвумя катушками

Усилие в направлении перемещения, создаваемое при перемещении в поле двух катушек, определяется изменением соб­ ственных и взаимной индуктивностей катушек. Это усилие, как известно, равно

 

dLy

1 .2

dL2

dM

(7.15)

F

dh

12

dh

hi

 

2

vz dh

 

где i i, /'2— мгновенные значения токов катушек; Lb L2 — собствен­ ные индуктивности этих катушек; М — взаимная индуктивность катушек; h — перемещение.

Для реле, подвижная система которого вращается вокруг не­ которой оси, как и для реле с одной обмоткой, подставляя значе­

ния Muv.a=Fhar

и h = ra, находим

 

 

 

 

 

 

•Мвр.Э ---

.2

dLx

1

/2

dL2

1,1

dM

1(7.16)

 

 

2

da

 

т

12

da

ll2

da

 

Если токи

и i2 синусоидальны,

т.

е.

 

 

 

 

 

 

 

ix =

1/2/ а sin (cat + фх);

 

(7.17)

 

 

»2 =

/ 2

/2 sin (tot + ф2),

 

(7.18)

где l x и /2 — действующие значения токов,

то

 

 

=

т

-й г

+

т

11 i

t -

+ '■ '*

<** -

«

dM

da

 

/?

cos (2о)* +

2^i) +

 

ll

cos {2Ы -f 2ф2) +

 

 

- f V a - — C0S(2wH-'1>i + 1 )2)]’

 

(7.19)

 

 

 

 

da

 

 

 

 

 

 

 

325