Файл: Фабрикант, В. Л. Элементы устройств релейной защиты и автоматики энергосистем и их проектирование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Члены, стоящие в квадратных скобках, изменяются по синусо­ идальному закону с двойной частотой. Их среднее значение равно нулю. Поэтому среднее значение вращающего электромагнитного момента определяется первыми тремя членами и равно

м вр.э.ср = - 5 - / « - r i - + - T / » - T a- + V , c o s t o

da

( 7 -2 0 )

2

act

2

da

 

Учитывая зависимость собственных Li и L2 и взаимной М ин­

дуктивностей от чисел витков катушек:

 

 

 

 

 

 

 

Lx =

kLXw\,

 

 

 

 

(7.21)

 

 

L2=

kL2m%,

 

 

 

 

(7.22)

 

 

M = kMWxW2,

 

 

 

(7.23)

находим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М,вр.э.ср

1

/2

2 d k L l ,

1

f2 2

,

 

— I\Wi ---- (- —

hW2 -----h

 

 

2

 

 

da

2

 

 

da

 

 

 

 

 

dkм

 

 

 

 

 

 

COS (aH — r|)2)

P 2

^ L i

+

 

 

 

 

d a

 

2

1

da

 

dkL2

+

F-JF2 cos (гр! — г|з2)

dK

(7.24)

 

da

 

 

 

 

 

 

da

 

где Fx = IjWx и F, = I2w2— магнитодвижущие силы катушек. Выражение (7.24) является общим для всех реле с двумя ка­

тушками или, вообще, с двумя магнитодвижущими силами. Мощность, потребляемая реле с двумя катушками, равна сумме

мощностей, потребляемых катушками:

s n0TPH / V ' Vl + / V ' 4

где 21e,’Vi и z2eJV*— сопротивления катушек.

Предполагая для упрощения y i« y 2»:y, можно отбросить мно­

житель

как не изменяющий абсолютного значения потребления.

Учитывая

также пропорциональность

сопротивлений

катушек

квадратам чисел их витков:

 

 

 

гх = kz\w2 и z2 =

kZ2

(7.25)

получаем

 

 

 

 

SnoTp = kz\l\w \ + kZ2llwi =

kz\F\ + kzlF\-

(7.26)


§7.5. Электромагнитное реле

сдвумя катушками

Вэлектромагнитных реле с двумя катушками (или во­ обще двумя магнитодвижущими силами) взаимная индуктивность

между

катушками

практически не изменяется

при перемещении

• подвижной части, dkM/da&0 и последний член в

(7.24)

исчезает.

Некоторые конструкции таких

 

 

 

 

реле

показаны

на

рис. 7.2. На

 

 

 

 

рис. 7.2, а показана так называе­

 

 

 

 

мая балансная электромагнитная

 

 

 

 

система. Магнитные потоки кату­

 

 

 

 

шек замыкаются почти полно­

 

 

 

 

стью через средний стержень, не

 

 

 

 

имеющий зазора. Поэтому взаим­

 

 

 

 

ная индуктивность катушек очень

 

 

 

 

мала и практически не изменяет­

 

 

 

 

ся при

перемещении

коромысла

 

 

 

 

реле.

 

При

этом

перемещении

 

 

 

 

один из зазоров

уменьшается и

 

 

 

 

индуктивность

соответствующей

 

 

 

 

катушки возрастает, а другой

 

 

 

 

зазор

увеличивается,

уменьшая

 

 

 

 

индуктивность

второй

катушки.

 

 

 

 

Благодаря

этому

знаки

величин

 

 

 

 

dkL\/da и dkbilda противополож­

Рис. 7.2. Конструкции электромаг­

ны. Соответственно противопо­

нитных

реле

с двумя

катушками

ложны

и знаки

соответствующих

(двумя

магнитодвижущими сила­

составляющих электромагнитного

 

 

ми) :

 

а—реле со встречным направлением мо­

вращающего момента

в выраже­

катушка; 5—удерживающая пружина;

 

 

 

 

 

 

 

 

ментов: 1—рабочая катушка; 2—тормозная

нии

(7.24).

 

 

 

 

 

4—контактная система;

б—коромысло;

На рис. 7.2, б показано элек­

б—реле с одной катушкой и короткозам­

кнутым

витком:

/ — рабочая катушка;

тромагнитное

реле

с

коротко-

2—короткозамкнутый виток; 3—якорь

замкнутым витком. Одна из маг­

проходящий

нитодвижущих сил, создающая магнитный поток, не

через короткозамкнутый виток, определяется только

главной

ка­

тушкой и равна произведению тока в этой катушке

на число

ее

витков. Вторая магнитодвижущая сила, создающая магнитный поток, проходящий через короткозамкнутый виток, определяется суммой магнитодвижущих сил главной катушки и короткозамкну­ того витка. Так как ток в короткозамкнутом витке сдвинут по фазе относительно тока в главной катушке, то две рассмотренные маг­ нитодвижущие силы сдвинуты по фазе и ф ^ ф г . Благодаря этому переменные слагающие Л4вр [см. (7.19)] складываются под углом и амплитуда суммарного вектора переменной слагающей меньше арифметической суммы амплитуд двух его слагаемых и, следо­ вательно, меньше постоянной части электромагнитного момента. Поэтому электромагнитный момент не проходит через нулевые

327


значения, что при достаточно низком коэффициенте возврата спо­ собствует уменьшению вибраций реле.

На реле рис. 7.2,6 обе составляющие электромагнитного вра­ щающего момента действуют в одну сторону. Действительно, при перемещении подвижной части реле в направлении срабатывания

воздушные зазоры для обеих составляющих потока

(проходящей

и не проходящей через короткозамкнутый виток) уменьшаются

и

индуктивности, соответственно, возрастают. Таким

образом,

и

dkLl/da>0 и dkL2/da>0.

 

 

Суммарный момент для электромагнитного реле с двумя катуш­ ками, как и для реле с одной катушкой, состоит из электромагнит­

ного и механического моментов:

 

 

 

Мвр.ср = MBV., ср - м мех = \

аа

Ft + -i- •

F l - Ммех. (7.27)

2

2

аа

Потребление реле определяется выражением (7.26). В данном случае отношение МВр.э.ср/5Потр не является величиной постоянной, а -зависит от /д и F2. Однако отношения отдельных членов этих выражений постоянны и называются коэффициентами добротности реле:

dkLl/da

dkL2lda

(7.28)

2kzi

2kz2

 

Эти коэффициенты добротности могут отличаться как по абсо­ лютному значению, так и по знаку. Знак каждой из составляющих момента не может быть изменен (иногда можно изменить одно­ временно оба знака на обратные перестановкой контактной систе­ мы) . Поэтому система может быть использована лишь в том слу­ чае, если знаки составляющих момента совпадают с требуемыми. Если знаки обеих составляющих одинаковы и требуется лишь одна составляющая, то желательно использовать ту катушку, для кото­ рой коэффициент добротности больше. Если же требуются обе со­ ставляющие, то катушку с большим коэффициентом добротности следует использовать для создания магнитодвижущей силы, боль­ шей в том режиме, в котором нас интересует потребление.

§ 7.6. Электродинамическое реле

Простейшее электродинамическое реле показано на рис. 7.3. Рамка, обтекаемая током и создающая магнитодвижущую

силу

F2, может поворачиваться в поле неподвижной

катушки с

магнитодвижущей силой Fx. При повороте рамки

собственные

индуктивности катушек L\ и L2 практически не изменяются. Поэто­

му в

(7.24) первые два члена равны нулю и

 

 

Мвр.э.ср = FXF%cos (фх ф2) (dkjda).

(7.29)

328


Взаимная индуктивность катушек зависит от угла а между осью магнитопровода и осью рамки примерно по закону

K = kMOcosa.

(7.30)

При угле а = —п/2, соответствующем положению рамки, пока­ занному на рис. 7.3, £м=0, a dkM/da имеет максимальное значе­ ние:

\ da

= ( — £MOsliia)a=_*/2 = fc„o-

(7-31)

/<х=—л/2

 

Обычно рамка электродинамического реле устанавливается именно в такое положение.

Потребление реле определяется выраже­ нием (7.26). По выражениям (7.29) и (7.26)

в том виде, как они написаны, нельзя опре­ делить коэффициенты добротности электро­ динамического реле. Однако вместо магни­ тодвижущих сил F1 и F2 м о ж н о ввести ли­ нейно зависящие от них F' и F":

F' =

V K J 2

F , +

V k j 2

Р 2

,

(7.32)

F" =

V k ~ J 2

F1-

V k ^ j T

Р 2 .

 

(7.33)

Рнс. 7.3. Электроди­ намическое реле с по­ воротной рамкой:

1— неподвижная катушка;

2— магннтопровод; 3—рам­ ка

Определяя Р i и Р % из (7.32) и (7.33) через Р ' и F" и подстав­ ляя их значения в (7.29) и (7.26), получим выражения для вра­

щающего момента и потребления

в виде [FiF2cos (фц—фг) полу­

чается как скалярное произведение F \ P 2]

 

 

Мвр.э.ср

1

dkH

_________ 1_____

dkM p„i

(7.34)

Y kzl kz2

da

 

2 У kzi kZ2

da

2

 

 

 

о

 

— F'

 

 

(7.35)

 

°потр

1

 

 

В этих выражениях, как и для электромагнитного реле, отно­ шение первых членов и отношение вторых членов не зависят от магнитодвижущих сил. Эти отношения и есть коэффициенты доб­ ротности электродинамического реле. В данном случае оба коэф­ фициента добротности равны по абсолютному значению и противо­ положны по знаку:

 

k д.> '

.

I —

dk„

(7.36)

£ Д 1 ‘

da'i

 

д“

2 у

kzl kz

 

Отношение суммарного вращающего момента к потреблению равно или меньше коэффициента добротности, поскольку две со­ ставляющие момента направлены встречно, а потребления скла­ дываются.

329


Если необходимо получить электромагнитный момент, пропор­ циональный квадрату одной магнитодвижущей силы, желательно использовать лишь ту составляющую, которая создает момент нужного знака. Вторая составляющая будет лишь уменьшать мо­ мент и увеличивать потребление. Так, для получения положитель­ ного момента целесообразно принять F" = 0. Тогда из (7.33)

К \ = К г F 2 ,

т. е. следует выбирать соотношение витков катушек таким, чтобы их потребление было одинаковым.

Подставив d k jd a из (7.36) в (7.29), найдем

МвР.э.ср = 2£д1 V kzl kz2 FtF2cos (г|5х — ф2).

(7.37)

Значение коэффициента добротности определяется обычно из

(7.37) по замерам вращающего момента при известных Fi и F^. Как и для электромагнитного реле, вращающий момент электро­ динамического реле содержит переменную слагающую [см. (7.19)] и механический момент.

 

§ 7.7. Индукционно-динамическое реле

 

 

 

 

 

 

Схематически

конструкция

 

простейшего

индукционно­

динамического реле показана на рис. 7.4.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

Индукционно-динамическое реле от­

 

 

 

личается от электродинамического тем,

 

 

 

что

ток

не

подводится

непосредственно

 

 

 

к подвижной рамке 3, а индуцируется в

 

 

 

ней

неподвижной

катушкой

2.

Этим

 

 

 

устраняются

конструктивные

осложне­

 

 

 

ния, связанные с подведением тока к не­

 

 

 

подвижной рамке

(гибкие

токоподводы,

 

 

 

создающие дополнительный момент; тру­

 

 

 

щиеся щетки и т. п.).

 

 

 

 

 

Рис. 7.4.

Индукционно­

 

В положении, показанном на рис. 7.4,

динамическое реле:

взаимная индукция рамки 3 и катушки 1

/ —катушка,

воздающая

вра­

отсутствует.

 

Электродвижущая

сила

в

щающий момент; 2—катушка,

 

наводящая

э. д. с. в рамке;

рамке

создается

только

катушкой 2

и

3—рамка

 

равна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/соЛ423 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ёа — 1

 

 

 

Эта э. д. с. создает

в рамке ток

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/, = .A . e-iv,

a.

^

, е—/(JT/24-Y3)

 

 

 

 

 

 

*

z3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Л423 — взаимная

индуктивность

катушки 2 и

рамки

3\

z3e^« —

сопротивление рамки.