Файл: Тюкина, Ю. П. Общая технология лесопильно-деревообрабатывающего производства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По высоте различают рамы двухэтажные, полутораэтажные и одноэтажные. По числу шатунов рамы бывают одношатунные и двухшатунные. Двухэтажные рамы строятся одношатунными, одно- и полутораэтажные — двухшатунными.

Выпускают рамы с непрерывной, однотолчковой и двухтолчко­ вой подачей бревна в раму, а по количеству подающих вальцов различают четырех- и восьмивальцовые рамы. Первые распиливают бревна длиной от 3 ж и более, вторые— от 1 м и более.

Наибольшее распространение в отечественной лесопильно-дере­ вообрабатывающей промышленности на механизированных лесо­ пильных заводах имеют вертикальные двухэтажные одношатунные лесопильные рамы с непрерывной подачей моделей РД50-3,

РД75-6, РД75-7, РД 110-2, 2Р80-10 и 2Р80-20.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ

К техническим показателям лесопильной рамы относятся: тип рамы, просвет и высота хода пильной рамки, скорость вращения вала в минуту, мощность привода, система механизма подачи, наи­

большая конструктивная величина подачи (посылка)

за один обо­

рот вала рамы, масса рамы и ее габаритные размеры.

 

П р о с в е т п и л ь н о й р а м к и — внутреннее расстояние меж­

ду вертикальными стойками пильной рамки. Просвет

определяет

наибольший диаметр 'бревен, которые можно распиливать на раме.

По ширине просвета лесопильные рамы подразделяются

на узко­

просветные

(до 500 мм), среднепросветные (до 800 мм)

и широко-

просветные (до 1100 мм).

проходи­

В ы с о т а

х о д а п и л ь н о й р а м к и — расстояние,

мое пильной рамкой сверху вниз за полный оборот коренного вала.

Одноэтажные

рамы строятся с высотой хода от

220 до 410 мм,

двухэтажные — до 700 мм.

р а м ы , или

С к о р о с т ь

в р а щ е н и я к о р е н н о г о в а л а

число двойных ходов пильной рамки в минуту, колеблется от 210 до 450. Рамы с меньшим просветом имеют более легкую пильную рамку и, соответственно, большую скорость вращения.

М о щ н о с т ь п р и в о д а определяет тип и потребную мощ­ ность электродвигателя и возможную производительность рамы.

С и с т е м а м е х а н и з м о в п о д а ч и характеризует способ продвижения бревна в процессе распиловки. Есть два вида подачи и две системы механизмов подачи: непрерывная и толчковая. Толч­ ковая подача делится на однотолчковую и двухтолчковую. При непрерывной подаче бревно продвигается в раму непрерывно во время холостого и рабочего хода пильной рамки; при однотолчко­ вой подаче — только за рабочий или только за холостой ход; при двухтолчковой — один толчок происходит за рабочий, другой — за холостой ход пильной рамки. Быстроходные лесопильные рамы снабжены механизмами непрерывной подачи бревен.

Большое значение для производительности ра^ы имеет п о с ы л- к а — наибольшая возможная конструктивная величина подачи за

58


один оборот вала рамы, которая определяется конструкцией меха­ низма подачи.

Станкам присваиваются номера или индексы для различия ти­ пов и моделей. Первая буква индекса означает тип, а вторая и третья — основной признак. Цифры, стоящие после букв, характе­ ризуют величину основного параметра станка или иногда очеред­ ной номер модели, например: РД75-6 — рама двухэтажная с просве­ том 75 см, шестая модель; ЛС80-4 — ленточнопильный столярный станок с диаметром шкивов 80 см, четвертая модель; Ф-4 — фрезер­ ный станок,четвертая модель.

КОНСТРУКЦИЯ ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ

На рис. 34 показана лесопильная рама РД75-6. Станина лесо­ пильной рамы состоит из фундаментной плиты 5 и двух стоек 8 с

Рис. 34. Лесопильная рама РД75-6:

1 —верхняя поперечная связь, 2 — направляющие ножи, 3 — электродви­ гатель механизма подачи, 4 — коренные подшипники, 5 — фундаментная

плита, 6 — коренной

(коленчатый)

вал, 7 — пильная рамка, а — стоики

станины, 9 — шатун,

10 — маховики,

11— шкив, 12 — нижняя поперечная

 

связь, 13— подающие вальцы

59


поперечными связями 1 и 12. Стойки с поперечными связями явля­ ются основой лесопильной рамы и несут все ее главные части.

Механизм привода лесопильной рамы состоит из коренного (ко­

ленчатого) вала 6 с двумя маховиками 10 и шкива

11. Коренной

вал устанавливают в коренных подшипниках 4 на

фундаментной

плите 5. Пильная рамка 7 получает возвратно-поступательное дви­ жение от коренного вала 6 через шатун 9. Нижний конец шатуна соединен через подшипник с коленом коренного вала, а верхний при помощи пальца с ушами нижней поперечины 12 пильной рамки.

Пильная рамка, в которой устанавливают пилы, состоит из верхней и нижней поперечин и двух вертикальных стоек. Попере­ чины имеют щели для пропуска концов карабинов, закрепляющих пилы. На концах поперечин имеются четыре ползуна нз прессован­ ной древесины или текстолита. Ползуны являются опорами сколь­ жения. Пильная рамка выполнена с автоматическим изменением уклона в зависимости от величины подачи. Верхние направляющие пильной рамки смонтированы на подвижных плитах. Смазка на­ правляющих централизованная. Нижние направляющие имеют во­ дяное охлаждение.

Механизм подачи состоит из привода подачи, редуктора и при­ вода верхних н нижних вальцов. Продвижение бревна осуществля­ ется двумя парами подающих вальцов 13, получающих вращение от электродвигателя 3 постоянного тока через ременную и зубча­ тую передачи.

Подающие вальцы смонтированы на воротах рамы. Подъем верхних ворот и вальцов гидравлический. Управлять подъемом вальцов можно с околорамного пульта или с пульта на тележке.

На задних воротах смонтированы навесные направляющие но­ жи 2, которые удерживают распиленное бревно или брус от разва­ ла и обеспечивают правильное направление выходящего из рамы распиленного бревна или бруса. Направляющие ножи на нужный размер бруса или пачки досок устанавливают ходовыми винтами, связанными между собой двумя коническими передачами.

У всех рам для затормаживания коренного вала при остановке рамы имеется тормозное устройство, состоящее из стальных лент, охватывающих маховики. Управляют тормозом при помощи рукоят­ ки, смонтированной на станине рамы.

БЛОКИРОВКА ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ

Правилами техники безопасности по обслуживанию лесопиль­ ных рам предусматривается обязательная блокировка ограждения кривошипно-шатунного механизма с пусковым и тормозным уст­ ройствами рамы. Кривошипно-шатунный механизм рамы располо­ жен в первом (нижнем) этаже цеха. Как всякий движущийся при­ водной механизм, кривошипно-шатунный механизм представляет собой опасную зону и должен быть огражден. Ограждение криво­ шипно-шатунного механизма имеет форму шкафа. Дверцы его мо­ гут быть раскрывающимися, складывающимися или сдвижными.

60


Схемы блокировки ограждения меняются в зависимости от типа ограждения.

Рассмотрим механическую блокировку ограждения на раме РД75-6 (рис. 35). Дверца ограждения 8 шарнирно соединена черев рычаг 4 с запорной планкой 2, которая может менять свое положе­

ние в направляющей 3.

 

 

 

 

 

 

 

На

рисунке показано

поло­

 

 

3

 

4

жение, когда рама заторможе­

 

 

 

 

 

 

 

 

на, не работает. Рычаг 1, сое­

 

 

 

 

 

диненный

шарнирно с

валом

 

 

 

 

 

тормоза, опущен и дает воз­

 

 

 

 

 

можность

запорной

планке

2

 

 

 

 

 

выйти

из

направляющей 3

и

 

 

 

 

 

открыть дверцу 8. При откры­

 

 

 

 

 

той дверце 8 раму невозможно

 

 

 

 

 

снять

с тормоза, а следова­

 

 

 

 

 

тельно,

пустить

ее

в ход, так

 

 

 

 

 

как рычаг 1 упирается в запор­

 

 

 

 

 

ную планку

2 и препятствует

 

 

 

 

 

повороту вала тормоза.

 

 

 

 

 

 

 

При

работающей раме ры­

Рис. 35. Блокировка ограждения кри­

чаг 1 будет находиться против

планки 2 и не даст возможно­

вошипно-шатунного механизма на ле­

сти выйти ей из направляю­

 

сопильной раме РД75-6:

1 —рычаг тормоза,

2 — запорная планка*

щей 3.

Дверцу

ограждения

8

3 — направляющая

запорной планки, 4

невозможно

будет

открыть.

рычаг

дверцы,

5 — палец,

6 — соединитель­

ная

планка,

7 — поводок

задвижки, 8

Преимущество

механической

 

дверца

ограждения

блокировки — простота

изго­

 

 

 

 

 

товления

и обслуживания.

 

 

 

 

 

 

§ 12. ОКОЛОРАМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ВПЕРЕДИРАМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Лесопильные рдмы обслуживаются специальными механизмами, которые подают бревна в цех, бревна и брусья в рамы, убирают от рам полученные после распиловки пиломатериалы.

К механизмам перед рамой первого ряда (распиловка бревен) относятся: продольные цепные конвейеры, сбрасыватели бревен, тележки для зажима и поддержания бревен. Перед лесопильной рамой второго ряда (распиловка бруса) устанавливают роликовые конвейеры с манипуляторами для ориентации брусьев по поставу и подачи их в раму, светотеневые аппараты.

Продольные цепные конвейеры. Для подачи бревен из бассейна в лесопильный цех к рамам применяют продольные цепные кон­ вейеры. Для лесопильных цехов выпускают продольные цепные конвейеры БА-3 и БА-4. По устройству они аналогичны описанно­ му ранее конвейеру для складов сырья.

6&


На небольших немеханизированных заводах с одноэтажными рамами бревна подают в лесопильный цех на рельсовых вагонет­ ках. Подача бревен в цех возможна также поперечными цепными конвейерами, расположенными не с торца цеха, а сбоку. В этом случае перед распиловкой можно иметь небольшой накопитель бревен.

В бассейне на продольный цепной конвейер бревна насаживают рабочие при помощи багра. Разработаны механизмы для автома­ тической насадки бревен на цепь конвейера.

Рис. 36. Сбрасыватель бревен СБР-4-2:

/ — поворотный рычаг-клапан, 2 — толкатель, 3 — сбрасыва­

ющий рычаг, 4 — промежуточный

рычаг,

5 — редуктор, 6

поворотный

вал

 

Устройство для сбрасывания бревен.

Для сталкивания бревен

•с цепи бревнотаски на рамные тележки используют механические сбрасыватели СБР-4-2 (рис. 36) и СБР-5.

Сбрасыватель имеет индивидуальный привод с дистанционным выключением с рабочего места рамщика и электромеханический тормоз. Электродвигатель через муфту передает вращение на ре­ дуктор 5, на выходном валу которого установлен кривошип, шар­ нирно связанный через промежуточный рычаг 4 со средним сбрасы-

,вающим рычагом 3 вала 6. На валу 6 закреплено три сбрасываю­ щих рычага 3, которые шарнирно соединены с толкателями 2. Вдоль бруса продольного цепного конвейера крепится четыре по­ воротных рычага-клапана 1 для поддержания бревна в момент его перемещения с продольного цепного конвейера на рамные тележки.

Приводы сбрасывателя бревен и продольного цепного конвейе­ ра сблокированы. При движении цепи продольного цепного кон­ вейера сбрасыватель не включается.

Рамные тележки. Для зажима, разворота и подачи бревна к ле­ сопильной раме и направления его в процессе распиливания приме­ няют впередирамные тележки — зажимные и поддерживающие. Зажимная тележка устанавливает бревна по поставу, поворачива­ ет их, зажимает и подает к раме; поддерживающая служит опорой для свободного конца бревна.

«2