Файл: Тюкина, Ю. П. Общая технология лесопильно-деревообрабатывающего производства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
По высоте различают рамы двухэтажные, полутораэтажные и одноэтажные. По числу шатунов рамы бывают одношатунные и двухшатунные. Двухэтажные рамы строятся одношатунными, одно- и полутораэтажные — двухшатунными.
Выпускают рамы с непрерывной, однотолчковой и двухтолчко вой подачей бревна в раму, а по количеству подающих вальцов различают четырех- и восьмивальцовые рамы. Первые распиливают бревна длиной от 3 ж и более, вторые— от 1 м и более.
Наибольшее распространение в отечественной лесопильно-дере вообрабатывающей промышленности на механизированных лесо пильных заводах имеют вертикальные двухэтажные одношатунные лесопильные рамы с непрерывной подачей моделей РД50-3,
РД75-6, РД75-7, РД 110-2, 2Р80-10 и 2Р80-20.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ
К техническим показателям лесопильной рамы относятся: тип рамы, просвет и высота хода пильной рамки, скорость вращения вала в минуту, мощность привода, система механизма подачи, наи
большая конструктивная величина подачи (посылка) |
за один обо |
рот вала рамы, масса рамы и ее габаритные размеры. |
|
П р о с в е т п и л ь н о й р а м к и — внутреннее расстояние меж |
|
ду вертикальными стойками пильной рамки. Просвет |
определяет |
наибольший диаметр 'бревен, которые можно распиливать на раме.
По ширине просвета лесопильные рамы подразделяются |
на узко |
|
просветные |
(до 500 мм), среднепросветные (до 800 мм) |
и широко- |
просветные (до 1100 мм). |
проходи |
|
В ы с о т а |
х о д а п и л ь н о й р а м к и — расстояние, |
мое пильной рамкой сверху вниз за полный оборот коренного вала.
Одноэтажные |
рамы строятся с высотой хода от |
220 до 410 мм, |
двухэтажные — до 700 мм. |
р а м ы , или |
|
С к о р о с т ь |
в р а щ е н и я к о р е н н о г о в а л а |
число двойных ходов пильной рамки в минуту, колеблется от 210 до 450. Рамы с меньшим просветом имеют более легкую пильную рамку и, соответственно, большую скорость вращения.
М о щ н о с т ь п р и в о д а определяет тип и потребную мощ ность электродвигателя и возможную производительность рамы.
С и с т е м а м е х а н и з м о в п о д а ч и характеризует способ продвижения бревна в процессе распиловки. Есть два вида подачи и две системы механизмов подачи: непрерывная и толчковая. Толч ковая подача делится на однотолчковую и двухтолчковую. При непрерывной подаче бревно продвигается в раму непрерывно во время холостого и рабочего хода пильной рамки; при однотолчко вой подаче — только за рабочий или только за холостой ход; при двухтолчковой — один толчок происходит за рабочий, другой — за холостой ход пильной рамки. Быстроходные лесопильные рамы снабжены механизмами непрерывной подачи бревен.
Большое значение для производительности ра^ы имеет п о с ы л- к а — наибольшая возможная конструктивная величина подачи за
58
один оборот вала рамы, которая определяется конструкцией меха низма подачи.
Станкам присваиваются номера или индексы для различия ти пов и моделей. Первая буква индекса означает тип, а вторая и третья — основной признак. Цифры, стоящие после букв, характе ризуют величину основного параметра станка или иногда очеред ной номер модели, например: РД75-6 — рама двухэтажная с просве том 75 см, шестая модель; ЛС80-4 — ленточнопильный столярный станок с диаметром шкивов 80 см, четвертая модель; Ф-4 — фрезер ный станок,четвертая модель.
КОНСТРУКЦИЯ ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ
На рис. 34 показана лесопильная рама РД75-6. Станина лесо пильной рамы состоит из фундаментной плиты 5 и двух стоек 8 с
Рис. 34. Лесопильная рама РД75-6:
1 —верхняя поперечная связь, 2 — направляющие ножи, 3 — электродви гатель механизма подачи, 4 — коренные подшипники, 5 — фундаментная
плита, 6 — коренной |
(коленчатый) |
вал, 7 — пильная рамка, а — стоики |
станины, 9 — шатун, |
10 — маховики, |
11— шкив, 12 — нижняя поперечная |
|
связь, 13— подающие вальцы |
59
поперечными связями 1 и 12. Стойки с поперечными связями явля ются основой лесопильной рамы и несут все ее главные части.
Механизм привода лесопильной рамы состоит из коренного (ко
ленчатого) вала 6 с двумя маховиками 10 и шкива |
11. Коренной |
вал устанавливают в коренных подшипниках 4 на |
фундаментной |
плите 5. Пильная рамка 7 получает возвратно-поступательное дви жение от коренного вала 6 через шатун 9. Нижний конец шатуна соединен через подшипник с коленом коренного вала, а верхний при помощи пальца с ушами нижней поперечины 12 пильной рамки.
Пильная рамка, в которой устанавливают пилы, состоит из верхней и нижней поперечин и двух вертикальных стоек. Попере чины имеют щели для пропуска концов карабинов, закрепляющих пилы. На концах поперечин имеются четыре ползуна нз прессован ной древесины или текстолита. Ползуны являются опорами сколь жения. Пильная рамка выполнена с автоматическим изменением уклона в зависимости от величины подачи. Верхние направляющие пильной рамки смонтированы на подвижных плитах. Смазка на правляющих централизованная. Нижние направляющие имеют во дяное охлаждение.
Механизм подачи состоит из привода подачи, редуктора и при вода верхних н нижних вальцов. Продвижение бревна осуществля ется двумя парами подающих вальцов 13, получающих вращение от электродвигателя 3 постоянного тока через ременную и зубча тую передачи.
Подающие вальцы смонтированы на воротах рамы. Подъем верхних ворот и вальцов гидравлический. Управлять подъемом вальцов можно с околорамного пульта или с пульта на тележке.
На задних воротах смонтированы навесные направляющие но жи 2, которые удерживают распиленное бревно или брус от разва ла и обеспечивают правильное направление выходящего из рамы распиленного бревна или бруса. Направляющие ножи на нужный размер бруса или пачки досок устанавливают ходовыми винтами, связанными между собой двумя коническими передачами.
У всех рам для затормаживания коренного вала при остановке рамы имеется тормозное устройство, состоящее из стальных лент, охватывающих маховики. Управляют тормозом при помощи рукоят ки, смонтированной на станине рамы.
БЛОКИРОВКА ЛЕСОПИЛЬНЫХ РАМ
Правилами техники безопасности по обслуживанию лесопиль ных рам предусматривается обязательная блокировка ограждения кривошипно-шатунного механизма с пусковым и тормозным уст ройствами рамы. Кривошипно-шатунный механизм рамы располо жен в первом (нижнем) этаже цеха. Как всякий движущийся при водной механизм, кривошипно-шатунный механизм представляет собой опасную зону и должен быть огражден. Ограждение криво шипно-шатунного механизма имеет форму шкафа. Дверцы его мо гут быть раскрывающимися, складывающимися или сдвижными.
60
Схемы блокировки ограждения меняются в зависимости от типа ограждения.
Рассмотрим механическую блокировку ограждения на раме РД75-6 (рис. 35). Дверца ограждения 8 шарнирно соединена черев рычаг 4 с запорной планкой 2, которая может менять свое положе
ние в направляющей 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
На |
рисунке показано |
поло |
|
|
3 |
|
4 |
|||||
жение, когда рама заторможе |
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
на, не работает. Рычаг 1, сое |
|
|
|
|
|
|||||||
диненный |
шарнирно с |
валом |
|
|
|
|
|
|||||
тормоза, опущен и дает воз |
|
|
|
|
|
|||||||
можность |
запорной |
планке |
2 |
|
|
|
|
|
||||
выйти |
из |
направляющей 3 |
и |
|
|
|
|
|
||||
открыть дверцу 8. При откры |
|
|
|
|
|
|||||||
той дверце 8 раму невозможно |
|
|
|
|
|
|||||||
снять |
с тормоза, а следова |
|
|
|
|
|
||||||
тельно, |
пустить |
ее |
в ход, так |
|
|
|
|
|
||||
как рычаг 1 упирается в запор |
|
|
|
|
|
|||||||
ную планку |
2 и препятствует |
|
|
|
|
|
||||||
повороту вала тормоза. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
При |
работающей раме ры |
Рис. 35. Блокировка ограждения кри |
||||||||||
чаг 1 будет находиться против |
||||||||||||
планки 2 и не даст возможно |
вошипно-шатунного механизма на ле |
|||||||||||
сти выйти ей из направляю |
|
сопильной раме РД75-6: |
||||||||||
1 —рычаг тормоза, |
2 — запорная планка* |
|||||||||||
щей 3. |
Дверцу |
ограждения |
8 |
3 — направляющая |
запорной планки, 4 — |
|||||||
невозможно |
будет |
открыть. |
рычаг |
дверцы, |
5 — палец, |
6 — соединитель |
||||||
ная |
планка, |
7 — поводок |
задвижки, 8 — |
|||||||||
Преимущество |
механической |
|
дверца |
ограждения |
||||||||
блокировки — простота |
изго |
|
|
|
|
|
||||||
товления |
и обслуживания. |
|
|
|
|
|
|
§ 12. ОКОЛОРАМНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВПЕРЕДИРАМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Лесопильные рдмы обслуживаются специальными механизмами, которые подают бревна в цех, бревна и брусья в рамы, убирают от рам полученные после распиловки пиломатериалы.
К механизмам перед рамой первого ряда (распиловка бревен) относятся: продольные цепные конвейеры, сбрасыватели бревен, тележки для зажима и поддержания бревен. Перед лесопильной рамой второго ряда (распиловка бруса) устанавливают роликовые конвейеры с манипуляторами для ориентации брусьев по поставу и подачи их в раму, светотеневые аппараты.
Продольные цепные конвейеры. Для подачи бревен из бассейна в лесопильный цех к рамам применяют продольные цепные кон вейеры. Для лесопильных цехов выпускают продольные цепные конвейеры БА-3 и БА-4. По устройству они аналогичны описанно му ранее конвейеру для складов сырья.
6&
На небольших немеханизированных заводах с одноэтажными рамами бревна подают в лесопильный цех на рельсовых вагонет ках. Подача бревен в цех возможна также поперечными цепными конвейерами, расположенными не с торца цеха, а сбоку. В этом случае перед распиловкой можно иметь небольшой накопитель бревен.
В бассейне на продольный цепной конвейер бревна насаживают рабочие при помощи багра. Разработаны механизмы для автома тической насадки бревен на цепь конвейера.
Рис. 36. Сбрасыватель бревен СБР-4-2:
/ — поворотный рычаг-клапан, 2 — толкатель, 3 — сбрасыва
ющий рычаг, 4 — промежуточный |
рычаг, |
5 — редуктор, 6 — |
поворотный |
вал |
|
Устройство для сбрасывания бревен. |
Для сталкивания бревен |
•с цепи бревнотаски на рамные тележки используют механические сбрасыватели СБР-4-2 (рис. 36) и СБР-5.
Сбрасыватель имеет индивидуальный привод с дистанционным выключением с рабочего места рамщика и электромеханический тормоз. Электродвигатель через муфту передает вращение на ре дуктор 5, на выходном валу которого установлен кривошип, шар нирно связанный через промежуточный рычаг 4 со средним сбрасы-
,вающим рычагом 3 вала 6. На валу 6 закреплено три сбрасываю щих рычага 3, которые шарнирно соединены с толкателями 2. Вдоль бруса продольного цепного конвейера крепится четыре по воротных рычага-клапана 1 для поддержания бревна в момент его перемещения с продольного цепного конвейера на рамные тележки.
Приводы сбрасывателя бревен и продольного цепного конвейе ра сблокированы. При движении цепи продольного цепного кон вейера сбрасыватель не включается.
Рамные тележки. Для зажима, разворота и подачи бревна к ле сопильной раме и направления его в процессе распиливания приме няют впередирамные тележки — зажимные и поддерживающие. Зажимная тележка устанавливает бревна по поставу, поворачива ет их, зажимает и подает к раме; поддерживающая служит опорой для свободного конца бревна.
«2