Файл: Технология металлов и конструкционные материалы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
Сэ, численное значение которого |
определяют по эмпи |
|||||||
рической формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сэ == С + Мп |
Ni |
, Cr + Mo + V |
|
|
|
|
|
|
20 |
15 |
10 |
|
|
|
|
|
|
Для расчетов по приведенной формуле вместо симво |
||||||||
ла элемента |
подставляется |
его |
процентное |
содержание |
||||
в металле. |
|
|
|
|
|
|
сваривается |
|
Принимают, что при Сэ<0,45% сталь |
|
|||||||
удовлетворительно, |
при больших же значениях |
Сэ сле |
||||||
дует применять предварительный |
подогрев |
до |
600°С, |
|||||
чтобы предотвратить возникновение трещин. |
|
|
||||||
Свариваемость |
чугуна. Сварка |
чугуна |
используется |
|||||
при ремонте |
(трещины, поломки деталей и др.). |
Качест |
||||||
венно выполненное |
сварное |
соединение |
должно обла |
дать механической прочностью, плотностью и легко об рабатываться режущим инструментом. Сварка чугуна затруднена по причинам: 1) образования цементита при быстром охлаждении шва; 2) поя!влением значительных собственных напряжений в металле шва и околошовной зоне, вызывающих появление трещин, ввиду малой прочности и пластичности чугунов; 3) появлением пор в шве из-за интенсивного газовыделеиия.
Повышенная жидкотекучесть чугунов позволяет сва ривать его только в нижнем положении.
Наиболее эффективно предотвращает появление от беленных участков металла, трещиц и пористости подог рев чугуна и замедленное охлаждение его после сварки. К металлургическим средствам воздействия относят: 1) получение в сварном шве феррито-перлитной струк туры, характерной для малоуглеродистой стали; 2) свя зывание углерода в дисперсные и более прочные карби ды, чем цементит, равномерно распределяющиеся в ме талле; 3) окисление избыточного углерода и его «выжи гание» при помощи кислородсодержащих компонентов сварочных материалов; 4) получение в сварном шве структуры серого чугуна путем насыщения металла уг леродом и другими графитообразующими элементами;
5)получение в сварном шве различных сплавов железа
сцветными металлами, отличающихся высокой пластич
ностью (медножелезных, медноникелевых, железонике левых) .
Применяют горячую (с подогревом до 500—800°С) и холодную (без подогрева) сварку чугуна. В качестве
221
присадочного 'Металла при газовой сварке используют малоуглеродистую проволоку, латунь, чугунные прутки. Для удаления окислов из сварочной ванны применяют флюс, состоящий из 50% буры, 22% углекислого натрия, 28% поташа.
При холодной электродуговой сварке чугуна важным является предупреждение чрезмерного местного перег рева металла. С этой целью сварку ведут вразброс, нак ладывая короткие участки шва в разных местах завари ваемого дефектного участка. Широкое распространение
получила сварка методом |
«отжигающего шва» |
(рис. |
91) стальным электродом. |
Этот метод применяют |
при |
заварке трещин. Прерывистый шов накладывают в сто роне от трещины, далее вторым или третьим швом приб лижаются к трещине и заваривают ее. Окончательный «отжигающий шов» кладут для снижения закалочных напряжений и отбела чугуна.
При сварке чугуна используют медные электроды, монель-металл (30% меди, 70% никеля), железо-медные
электроды марки ОЗЧ-1, аустенито-медные |
электроды |
||||||
марки АНЧ-1 |
(состоят |
из |
стального |
стержня |
|||
Св-04Х18Н9, |
медной |
оболочки и фтористо-кальциевого |
|||||
покрытия). |
При горячей |
сварке |
чугуна, как правило, |
||||
используются чугунные электродные стержни. |
|
||||||
Свариваемость меди и ее сплавов. Трудность сварки |
|||||||
меди заключается в ее высокой теплопроводности |
(почти |
||||||
в шесть раз |
больше, |
чем у стали), |
что требует |
более |
концентрированного нагрева, при этом значительное теп ловое расширение меди приводит к существенным тепло вым деформациям и напряжениям. Медь имеет понижен ную стойкость к образованию кристаллизационных тре щин и пор, что объясняется окислением меди при сварке, наличием в свариваемом металле растворенных газов (кислорода и водорода) и других примесей.
Для улучшения свариваемости меди следует: 1) эф фективно защищать зону сварки откислорода и водорода
с помощью флюсов; 2) раскислять жидкий металл раскислителями— фосфором, цинком, марганцем, крем нием; 3) применять некоторые технологические приемы для уменьшения вредного действия окисных пленок, нап ример проковка сварного соединения (при температуре ниже 200 или выше 600°С) для разрушения сплош ности залегания окисных пленок. К основным нежелате льным явлениям при сварке латуней относится значи-
222
Рис. 91. Заварка трещины в чугунном кратере методом наложения отжигаю щих валиков:
а — разделка кромок |
трещины |
абразивным |
кругом; б — очистка |
поверхности |
|||||
кромок; |
в —разметка |
трещины |
на участки |
I—V н обварка |
ее |
кондов; г — |
|||
наплавка |
валиков подготовительных |
швов |
короткими участками |
вразброс; |
|||||
д — заварка трещины |
по |
участкам; |
/ н 3 — первые валики; |
2 |
н |
4 — вторые |
|||
валики; 5 — третий валик; |
стрелками |
указаны направления сварки |
на каждом |
||||||
из участков |
|
|
|
|
|
|
|
s |
223
тельная 'потеря цинка ■вследствие его испарения и пог лощения газов жидким металлом. Испарение цинка свя зано с низкой температурой его кипения 906°С (темпе ратура плавления 417°С). Потери цинка при газовой сварке достигают 25%, при дуговой 40%• Уменьшение цинка в сварном шве может привести к пористости и понижению прочности, кроме того, выделяющиеся пары ядовиты. При сварке латуни необходимо через приса дочный материал уравновесить содержание цинка в шве и основном металле
Свариваемость бронз в значительной степени зависит от их состава. Особые трудности вызывает сварка ли тейных оловянистых бронз, в которых при перегреве на границах зерен расплавляется избыточное олово, т. е. снижается прочность, что может привести к разрушению изделия даже под действием собственного веса.
Медь при газовой сварке сваривают горелкой увели ченной мощности. Процесс ведут быстро и в один про ход. В качестве присадочного металла используют элек тролитическую медь. Для меди и ее сплавов используют флюс следующего состава: 60—70% буры, 10—20% бор ной кислоты, 20—30% хлористого натрия.
Латунь сваривают окислительным пламенем. В этом случае на поверхности образуется пленка окисла цинка, которая предохраняет цинк от дальнейшего окисления и испарения.
При электродуговой сварке медь и ее сплавы свари вают угольными или металлическими электродами. При сварке угольными электродами присадочный металл применяют того же состава, что и основной. Флюс со стоит из буры и борной кислоты. Сварку ведут постоян ным током прямой полярности и длинной дугой. При сварке металлическим электродом стержни покрывают специальной обмазкой. Сварку необходимо вести без перерыва, быстро и короткой дугой.
Свариваемость алюминия и его сплавов. Основные трудности при сварке алюминия и его сплавов заключа ются:
1)в появлении тугоплавкой и плотной окисной плен ки, которая препятствует сплавлению частиц металла и трудно удаляется из ванны;
2)в повышенной склонности металла к образованию
пор;
3)в появлении кристаллизационных трещин.
224
Потеря прочности и вязкости алюминия и его спла вов при температурах, близких к плавлению, может при вести к разрушению металла в зоне нагрева под дейст вием собственного веса.
Удаление образовавшихся окислов с поверхности ме талла и защита от окисления жидкого металла — одна из важнейших задач при сварке алюминия и его сплавов. Это достигается особыми покрытиями и флюсами. При расплавлении таких покрытий и флюсов создается шлак, в котором происходит растворение окисной плен ки и ее химическое связывание.
Для предотвращения пористости следует не до пускать попадания влаги в область сварки. Для повы шения стойкости алюминия и его сплавов к образова нию кристаллизационных трещин необходимо стремить ся к получению мелкозернистой структуры шва.
При газовой сварке следует стальным крючком пери одически сдвигать пленку окиси алюминия со шва или использовать флюс следующего состава: 28% хлористо го натрия, 50% хлористого калия, 8% фтористого нат рия, 14% хлористого лития.
При дуговой сварке алюминий и его сплавы сварива ют угольными или металлическими электродами. При садочный металл и электродный стержень применяют того лее состава, что и основной металл. Флюс и обмазка состоят из хлористого натрия, хлористого калия, хло ристого лития, фтористого натрия. При сварке угольным электродом полярность тока выбирают прямую.
Г л а в а X X
КОНТАКТНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СВАРКА
Контактная сварка основана на использовании тепла, выделяющегося при прохождении электрического тока через свариваемые места соединения деталей.
Количество тепла при этом определяют по закону Джоуля — Ленца:
Q = I 2R t Дж (кал),
где / — величина тока, А;
R — сопротивление цепи в местах контакта сварива емых деталей, Ом;
t — продолжительность действия тока, с.
8 Зак. 342 |
225 |
Контактная сварка отличается .высокой производи тельностью и получила широкое применение в серийном и массовом производстве.
Существует несколько разновидностей контактной сварки: стыковая, точечная, роликовая.
§ 83. Стыковая сварка
Стыковая сварка разделяется на три вида: 1) сварка со противлением; 2) сварка непрерывным оплавлением;
3)сварка прерывистым оплавлением.
При сварке сопротивлением ток пропускают, когда
концы детали плотно соприкасаются. Как только концы нагреваются до пластического состояния, ток выключа ют и под давлением соединяют свариваемые детали. Та кая сварка применяется для соединения деталей из ма лоуглеродистой стали и цветных металлов с чистой по верхностью.
При сварке непрерывным оплавлением сначала вклю чают ток, затем при слабом давлении соединяют свари ваемые концы. Образовавшийся на стыке жидкий металл и окислы выдавливаются под действием приложенного внешнего усилия, и стыкуемый металл надежно свари вается. Таким образом сваривают тонкостенные трубы, рельсы, цепи, инструмент, разнородные металлы и т. д.
При сварке прерывистым оплавлением чередуют плотное и неплотное сжатие соединяемых частей в про цессе сварки. После достижения определенной величи ны оплавления концов их резко сжимают.
Поперечное сечение свариваемых деталей при стыко вой сварке должно быть одинаковым. Максимальная плотность тока, при которой возможна сварка сталей, составляет 20 А/мм2. Напряжение при сварке сопротив лением должно составлять 5—6 В, при сварке оплавле нием 12—15 В. Давление от 15 до 50 МН/м2 (от 1,5 до
5\кгс/мм2).
§84. Точечная и роликовая сварка
Точечная сварка представляет собой разновидность кон тактной сварки. Здесь металлические изделия сварива ются в отдельных точках (рис. 92,а). Изделия, .наложен ные друг на друга (внахлестку), сжимаются двумя эле ктродами, по иоторым в течение короткого отрезка
226
времени пропускают ток большой силы. Соединяемые
листы в данной точке оплавляются.
При роликовой сварке свариваемый металл сжима ется роликовыми электродами, по которым пропускают ток. Металл сваривается по линии перемещения роли
ков (рис. 92,6).
Рнс. 92. Контактная электрическая сварка:
а — точечная; б — роликовая; /, 2 — свариваемые детали; 5 — электроды; 4 — трансформатор
Г л а в а XXI
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СВАРКИ
§ 85. Автоматическая электродуговая сварка под флюсом
Автоматическая электродуговая сварка под флюсом яв ляется высокопроизводительным методом сварки и дает качественный однородный шов. Внедрение автоматичес кой сварки под флюсом позволяет механизировать и ав томатизировать тяжелый труд еварщика-ручника и изме нить технологию ъ ряде отраслей промышленности.
При автоматической сварке под флюсом дуга горит не на открытом воздухе, а под слоем флюса невидимо для глаз сварщика. Эластичная оболочка расплавленно го флюса препятствует разбрызгиванию жидкого метал ла и надежно защищает его от кислорода и азота возду ха. Кроме того, флюс, выполняя роль электродного по крытия может легировать металл шва и повышать его механические свойства. Схема сварки под флюсом изо бражена на рис. 93.
8* Зак. 342 |
■227 |
В качестве электрода в промышленности применя ется сварочная проволока марок Св-08, Св-08ГА, Св-15Г диаметром 1,6; 2,0; 3,0 мм и выше.
Флюс для сварки применяют марок АН-348 и ОСЦ-45
и др.
Для автоматической дуговой сварки под флюсом ис пользуют сварочные тракторы марки ТС-17М, свароч-
Направление перемещения дуги
Рис. 93. Сварка под флюсом: |
3 — шлаковая |
корка; |
Л — |
|
I — электродная проволока; 2 — флюс; |
||||
сварной шов; |
5 — свариваемый металл; |
6 — жидкий |
металл; |
7 — |
жидкий шлак; |
8 — дуга |
|
|
|
ные 'полуавтоматы ПШ-54 и другое оборудование, кото рое обеспечивает соответствующую подачу электродной проволоки в место сварки и перемещение ее вдоль шва.
§ 86. Специальные методы сварки
Электрошлаковая сварка. При электрошлаковой сварке для расплавления кромок свариваемых деталей и элект родного материала используют тепло, выделяющееся при прохождении электрического тока через расплавленный шлак. Дуга п,ри этом способе сварки отсутстл^т. Элект рошлаковая сварка применяется для сварки крупных деталей. Схема процесса электрошлаковой сварки изо бражена на рис. 94.
При электрошлаковой сварке расход электроэнергии по сравнению с автоматической сваркой под флюсом снижается в 1,5—2 раза, расход флюса — в 20—30 раз.
228