Файл: Технология металлов и конструкционные материалы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
Раздел седьмой
ХОЛОДНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
Г л а в а XXII
ДОПУСКИ И ПОСАДКИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ
§ 88. Общие принципы и экономическая эффективность взаимозаменяемости
Современное конструирование, производство и ремонт машин основываются на использовании принципа взаи мозаменяемости деталей, узлов и агрегатов.
Взаимозаменяемостью называют совокупность свойств деталей (узлов, агрегатов), обеспечивающих воз можность их использования при сборке или ремонте без дополнительной обработки и подгонки при условии вы полнения ими функции в соответствии с заданными тех ническими условиями.
Взаимозаменяемость, при которой любую деталь ма шины можно заменить другой одноименной деталью без дополнительной обработки и подгонки, называется пол ной (например, пальцы и звенья гусениц тракторов). При ограниченной взаимозаменяемости для улучшения каче ства соединения сопрягаемые детали предварительно сортируют на несколько групп (обычно на три группы) и после этого собирают узел машины (например, порш ни и гильзы тракторного двигателя).
Впервые в мире взаимозаменяемость была использо вана в России на Тульском оружейном заводе в 1761 г. при производстве стрелкового вооружения, но только после Великой Октябрьской социалистической револю ции этот метод получил распространение в общем ма шиностроении.
В настоящее .время принцип взаимозаменяемости внедрен по всему технологическому циклу, начиная от
•исходного сырья и кончая готовыми .машинами, и исполь зуется при проектировании новых машин, что позволяет в широких масштабах осуществлять специализацию и кооперирование предприятий. Например, Харьковский тракторный завод снабжают комплектующими изделия
235
ми к трактору свыше 60 заводов. Это дает огромную эко номию труда и средств 'благодаря применению более производительного специализированного оборудования, комплексной механизации и автоматизации производст
венных процессов.
В условиях сельскохозяйственного производства взаи мозаменяемость деталей и узлов приобретает особо важ ное значение при эксплуатации и ремонте машин, та« как позволяет быстро заменить деталь, вышедшую из строя у работающих в поле машин, вдали от ремонтных мастерских. Ремонт сельскохозяйственной техники в ста ционарных условиях таклее экономически эффективен только при использовании взаимозаменяемых запасных частей, изготовленных на специализированных заводах или восстановленных в централизованном порядке. Про водимая в настоящее время специализация ремонтных предприятий и организация централизованного восста новления изношенных деталей, узлов и агрегатов позво ляют в еще большей мере использовать преимущества взаимозаменяемости при ремонте машин.
Использование принципа взаимозаменяемости осно вывается на системе допусков и .посадок, которая уста навливает степень точности изготовления деталей.
§ 89. Основные понятия теории допусков
Поверхности двух деталей (охватывающая и охватывае мая), по которым происходит их соединение при сборке, называют сопрягаемыми. У гладких цилиндрических и конических сопряжений охватывающую поверхность на зывают отверстием (А), а охватываемую — валом (В). Сопряженные детали (вал и отверстие) имеют общий номинальный размер (d) соединения.
Номинальный размер устанавливают расчетами или выбирают по конструктивным соображениям и округля ют до ближайшего размера из рядов нормальных диа метров и длин, предусмотренных ГОСТ 6636—69.
Использование номинальных размеров, округленных до нормальных, имеет большое народнохозяйственное значение — оно ведет к снижению себестоимости продук ции, так как сокращаются разновидности применяемого режущего и измерительного инструмента.
В процессе изготовления детали любой размер ее мо жет быть выполнен с различной точностью
236
Действительный размер dA— это размер обработай-
ной детали, полученный в результате измерения с допу
стимой (погрешностью. Действительный размер |
обычно |
|||||||
отличается от 'номинального из-за неизбежных |
'погреш |
|||||||
ностей изготовления |
и |
измерения |
детали. |
Он |
бывает |
|||
больше или меньше номинального размера. |
действитель |
|||||||
Для обеспечения |
взаимозаменяемости |
|||||||
ные размеры деталей |
ограничивают |
предельными |
раз |
|||||
мерами. |
|
|
|
|
два |
размера, |
||
Предельными размерами называются |
||||||||
между которыми должен |
находиться |
действительный |
||||||
размер. Больший из них |
называется наибольшим |
пре |
||||||
дельным размером dmax, а меньший — наименьшим |
пре |
дельным размером dmin.
Предельные размеры в таблицах стандартов заданы величинами отклонений (верхним и нижним) от .номи нального размера.
Верхним предельным отклонением (ВО) называется алгебраическая разность между наибольшим предель ным dmах и номинальным d размерами:
в о =
Нижним предельным отклонением (НО) называется алгебраическая разность между наименьшим предель ным d m in и номинальным d размерами: HO = d m in — d.
237
Отклонение будет положительным, если размер боль ше номинального, если размер меньше номинального — отрицательным.
Допуском размера б называется разность между на ибольшим и наименьшим предельными размерами (или между верхним и нижним предельными отклонени ями) I б =:::^шах — ^min= ВО — НО.
Допуск размера — всегда положительная величина. При графическом изображении допусков отклонения размеров откладывают от нулевой линии, которая соот ветствует номинальному размеру, положительные откло
нения — вверх, а отрицательные — вниз.
Интервал значений размеров, ограниченный предель ными размерами, называется полем допуска.
На рис. 100 приведена схема полного и упрощенного графического изображения полей допусков отверстия и вала с обозначением всех элементов .по ГОСТ 7713—62.
На схеме (рис. 100,6) поля допусков отверстия и .ва ла показаны зонами между линиями, которые соответст вуют верхним и нижним отклонениям отверстия и вала.
Годными являются все детали, размеры которых ук ладываются в поле допуска.
§ 90. Точность обработки
Одной из характерных особенностей современного ма шиностроения является точность обработки, под кото рой понимают степень приближения размеров, формы и взаимного расположения обработанных поверхностей детали к номинальным значениям, заданным в рабочем чертеже. Невозможно абсолютно точно изготовить де таль, так как в процессе обработки возникают те или иные погрешности в размерах поверхностей, в их форме и взаимном расположении поверхностей.
Отклонения от правильной геометрической |
формы |
||
(рис. 101) 'могут быть: |
в поперечном |
(овальность, ог |
|
ранка, некруглость) и |
в продольном |
сечении |
(конус |
ность, бочкообразность, седлообразность, изогнутость). Взаимное расположение поверхностей деталей может быть: непараллельным, с радиальным и торцовым бие
нием, со смещением осей (несоосность) и др. 'Погрешности размеров (обычно и формы поверхно
стей) деталей после их обработки должны быть в пре делах допуска на размер. В случае необходимости в
238
технических требованиях чертежа даются специальные указания .на допустимые отклонения во взаимном рас положении поверхностей, а иногда >и их формы.
Для обеспечения требуемой точности обработки, не
обходимо знать источники возникновения погрешностей. Погрешности обработки могут возникать из-за .не точного изготовления или износа инструмента, приепо-
А<5оw ^тах d/nin
г
Рис. 101. Отклонения формы цилиндра:
а — овалыносгь; б — огранка; в — некруглость; г — конусность; д — бочкообразность; е —седлообразность; ж — изогнутость
соблений и других причин. Они носят |
постоянный ха |
рактер или постоянно и закономерно |
изменяются, по |
этому называются систематическими |
(постоянными или |
переменными). Например, при обработке отверстия не точно изготовленной разверткой неизбежна постоянная
339
систематическая погрешность, а |
ее |
постепенный износ |
|
вызывает систематическую |
переменную погрешность. |
||
На точность обработки 'большое влияние оказывает |
|||
деформация упругой системы |
станок — приспособле |
||
ние— инструмент — деталь |
(СПИД), |
возникающая под |
действием усилия резания. В процессе измерения дета лей возникают погрешности, которые вызываются де формацией измерительного инструмента и ошибками при измерении.
При установке режущих инструментов и настройке станка на заданный размер возникают погрешности, не избежные но всех случаях механической обработки.
Неизбежные в производственных условиях колеба ния размеров заготовок, механических свойств их и ра нее перечисленные факторы в процессе механической обработки вызывают случайные погрешности.
Допустимые погрешности изготовления детали ха рактеризуются классом точности в системе ГОСТа.
§ 91. Единица допуска и классы точности
Точность обработки зависит от размеров обрабатывае мой детали, поэтому в общесоюзной системе допусков и посадок величина допуска б определяется как произве
дение единицы допуска i |
на число единиц допуска к, т. е. |
|||
8= ki. |
|
|
|
|
Таким образом, единица допуска i используется как |
||||
сравнительный масштаб, |
характеризующий |
сложность |
||
изготовления детали в зависимости от |
ее |
диаметра. |
||
А число единиц допуска |
k, постоянное |
для |
каждого |
|
класса точности, имеет смысл |
коэффициента |
точности. |
||
'Величину допуска определять для каждого диамет |
||||
ра нецелесообразно, так |
как |
это потребовало бы сос |
тавления громоздких таблиц. Поскольку величина еди ницы допуска лишь приближенно отражает зависимость точности обработки от диаметра, величина допуска подсчитывается для интервала диаметров. Для наибо лее распространенных диаметров свыше 1 до 500 мм ОСТ предусматривает 12 интервалов диаметров.
В этом диапазоне диаметров единица допуска опре
деляется по формуле i='0‘5}/~dcp мкм, где dcp— среднее арифметическое значение интервала диаметров, мм.
Значения единицы допуска для каждого интервала диаметров, вычисленные по этой формуле, получаются
240