Файл: Технология металлов и конструкционные материалы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
различные: с увеличением afCp |
возрастает |
и величина |
|
единицы допуска. Так, например, для интервала |
диа |
||
метров от 1 до 3 мм единица |
допуска |
будет |
равна |
0. 63 мкм, а для интервала диаметров от 360 до 500 мм
3,78 мим.
Для характеристики сложности изготовления детали
системой допусков предусмотрено 10 классов |
точности: |
|||||||||
1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, |
8, 9, каждому из которых соответ |
|||||||||
ствует определенное число |
единиц |
допуска k. • |
Напри |
|||||||
мер, при обработке вала по |
1-му классу точности число |
|||||||||
единиц допуска k = 7, а по 7-му классу 6= |
400. |
|
|
|
||||||
Таким образом, с возрастанием класса точности уве |
||||||||||
личивается допуск размера. Например, для |
интервала |
|||||||||
диаметров от 6 до 10 мм единица допуска i = l , |
а число |
|||||||||
единиц допуска было указано в предыдущем |
примере, |
|||||||||
и тогда |
числовое значение |
допуска |
будет: |
для |
1-то |
|||||
класса |
8—6т= 7 -1 = 7 |
кмм, |
а для 7-го класса |
б— Ы— |
||||||
= 400 -1= 400 |
мкм. |
Следовательно, |
по |
1-му |
классу |
|||||
точности вал |
будет изготовлен точнее, |
чем |
по |
7-му |
||||||
классу. |
|
|
|
|
|
зная диаметр и |
||||
Можно решать и обратные задачи: |
предельные отклонения, по этой дке формуле определить класс точности. Например, шейки коленчатого вала шли-
фуют под диаметр оо_о,о95 мм, тогда величина долуска б будет равна: 6= 84,920—84,905=15 мкм, а для. ин тервала диаметров свыше 80 до 120 мм единица допуска
i= 2,32. Тогда число единиц допуска fe = |
6 /t= 15/2,32= |
|
= 6,5^7. |
|
|
Следовательно, шейки коленчатого вала шлифуют по |
||
1-му классу точности, которому соответствует |
6 = 7 . |
|
Класс точности определяет технологический |
процесс |
|
обработки детали и режимы обработки. |
Самым точным |
классом является 1-й, применяемый в точном машиност роении (приборы, некоторые детали дизельных двигате лей). Основной класс точности современного машиност роения — 2-й, по которому изготавливаются ответствен ные детали двигателей тракторов и автомобилей, метал лорежущих станков; 3-й класс распространен в автотракторостровнии и в общем машиностроении; 4-й и 5-й клас сы применяются в сельскохозяйственном машинострое нии, тепловозе-и вагоностроении.
По остальным классам точности устанавливают до пуски для несопрягаемых размеров, а также для поковок и отливок.
241
§ 92. Посадки
При сборке деталей их соединение может быть подвиж ным или неподвижным.
Посадкой называется характер соединения деталей, определяемый величиной получающихся в нем зазоров или натягов. По ГОСТ 7713—62 установлены три группы посадок: посадки с зазором (для подвижных сопряже ний), посадки с натягом (для неподвижных, неразбор ных соединений) и переходные посадки, в которых могут быть как зазоры, так и натяги.
В посадках с зазором (рис. 102) относительная под вижность сопрягаемых деталей обеспечивается зазором, т. е. положительной разностью между размерами отвер стия и вала (размер отверстия больше размера вала).
Рис. |
102. Графическое |
изображс- |
Рис. |
103. Графическое |
изображе |
ние |
подвижной посадки |
(с зазо- |
пне неподвижной посадки (с натя- |
||
ром) |
вала во втулке |
|
гом) |
до сборки вала и втулки |
Предельные значения зазоров Smax и Smin определя ются по формулам:
Smax — dmax — ^m lnl S m l n — dm\n |
d max, |
|
йте d max и dmin— наибольший |
и наименьший |
предель |
ные размеры отверстия; |
|
|
dmax и dmin— наибольший |
и наименьший |
предель |
ные размеры вала. |
|
|
Средний зазор |
|
|
SCp = (S max + 5 т1п)/2.
242
'Поле допуска отверстия у посадок с зазором буДёТ расположено' надполем допуска вала.
Посадки с натягом обеспечивают неподвижное соеди нение деталей.
Натягом называется (рис. 103) положительная раз ность между размерами вала и отверстия до сборки де талей (размер вала больше размера отверстия). Пре дельные значения натягов А/т ах и Nmш определяются по формулам
ЛАпах = ^max |
^mini AAnin = ^min |
^тах- |
'Средний натяг |
, |
|
^ Cp = ( ^ max + |
^ m ln) / 2 . |
|
Поле допуска вала у посадок с натягом расположено над полем допуска отверстия.
Допуском посадки называется разность между наи большим и наименьшим зазором или натягом, т. е.
*^шах ‘^ m ln ’ ^ N |
^ m a x |
^ m i n ’ |
где бs и 6n — допуски |
посадок |
с зазором и натягом со |
ответственно. |
|
При переходных посадках после сборки могут -быть как натяги, так и зазоры — поля допусков отверстия и вала перекрываются.
В современном машиностроении в каждом классе точ
ности имеется несколько различных посадок, |
отличаю |
||
щихся друг от друга величинами зазора |
или натягов. |
||
Во втором классе точности |
применяется |
наиболее |
|
полный набор посадок всех трех |
групп: |
подвижные — |
тепловая ходовая (ТХ), широкоходовая (Ш), легкоходо-
вая (Л), ходовая (X), |
движения (Д), скользящая |
(С); |
переходные— плотная |
(П), напряженная (Н), |
тугая |
(Т); глухая (Г); неподвижные — легкопрессовая |
(Пл), |
прессовая (Пр), горячая (Гр).
ГОСТом установлены два ряда допусков и посадок предпочтительного применения: Н, С, X — I ряда, а Гр, Г, П, Д, Л — II ряда. При назначении посадки стремят ся в первую очередь подобрать ее из числа посадок пер вого ряда. Если это не удалось сделать, то используют второй ряд посадок, остальные посадки, предусмотрен ные стандартами, попользуют в том случае, если ни одна из посадок предпочтительных первого и второго рядов не подходит.
243
§93. Система допусков и посадок по ГОСТу
имеждународная система допусков И СО
Различают две системы допусков и посадок в зави симости от того, что считается в соединении основным — вал или отверстие: в системе отверстия основной деталью
.служит отверстие, оно обозначается буквой А, а в систе ме вала основной деталью является вал, который обоз начается 'буквой В.
Система отверстия (рис. 104) характеризуется тем, что в ней различные’посадки данного класса точности
Рис. 104. |
Графическое изображс- |
Рис. 105. Графическое изображение |
пне посадок в системе отверстия: |
посадок в системе вала: |
|
/ — поле |
допуска отверстия; 2 — |
1 — поле допуока отверстия; 2 — |
поле допуска вала |
поле допуска вала |
осуществляются в результате изменения предельных размеров вала, а предельные размеры отверстия остают ся постоянными.
В этой системе наименьшим предельным размером
отверстия является номинальный, а допуск направлен в сторону увеличения отверстия.
Система вала (рис. 105) характеризуется тем, что в ней различные посадки данного класса точности осуще ствляются в результате изменения предельных размеров отверстия, а предельные размеры вала остаются посто янными. В этой системе наибольшим предельным разме ром вала является номинальный, а допуск направлен в сторону уменьшения вала.
244
Наибольшее распространение в машиностроении по лучила система .отверстия, так как при работе по допу скам этой системы требуется меньше различных разме ров отверстий, что сокращает расходы на изготовление сложного и дорогостоящего инструмента, необходимого для обработки и контроля отверстий. При использовании цельнотянутого калиброванного материала в виде прут ка без последующей механической обработки выгоднее применять систему вала. При монтаже подшипников ка
г
Рис. 106. Обозначение допусков и посадок на чертежах
чения целесообразно применять одновременно обе сис темы: при посадке подшипников на вал — систему от верстия, а при посадке подшипника в корпус — систему вала.
'На чертежах за буквами, обозначающими систему (вал или отверстие) и посадку, пишется классточности, за исключением второго класса, который не указывается. На рис. 106,а показан вал в системе вала с номинальным диаметром 130 мм второго класса точности. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначают бук вами и цифрами соответствующих им посадок и классов точности. На рис. 106,6 показан вал третьего класса точ ности с номинальным диаметром 160 мм и скользящей посадкой в системе отверстия. На сборочных чертежах в местах сопряжений проставляют номинальный размер, основание системы (отверстия— вверху, вала — внизу) и тип посадки с индексом, указывающим класс точности (рис. 106,в). Допускается проставлять на чертежах пре дельныеютклонения числовыми величинами (рис. 106, г), указывая верхнее отклонение над нижним. Если одно из отклонений равно нулю, то его не проставляют.
В международной системе допусков ИСО также при няты две системы: система отверстия и система вала; расположение поля допуска основной детали — односто роннее, направлено в тело детали.
245
Ё ИСО установлено 20 квалитетов, которые опреде ляют степень точности обработки. Каждый квалитет ха рактеризуется количеством единиц допуска. Градация интервалов диаметров и величина единицы допуска бли зки к ГОСТу.
В ИСО вне зависимости от допусков установлено 28 основных отклонений, ближайших от нулевой линии, для валов и отверстий. Они обозначаются буквами латинско го алфавита — прописными— для отверстий и строчны ми для валов. Вторые предельные отклонения определя ются по основному отклонению и допуску, зависящему от квалитета. На чертежах после номинального .размера проставляется ближайшее отклонение и номер квали тета.
Посадки в ИСО образуются произвольным сочетани ем полей допусков отверстий и валов разных квалитетов. Поэтому в ИСО возможно получить большое количество посадок, необходимости в которых практически нет. В связи с этим национальные стандарты ограничивают ко личество рекомендуемых к применению полей допусков и посадок.
Посадки обозначают проставлением в числителе поля допуска отверстия, а в знаменателе — .поле допуска ва ла. Система ИСО способствует укреплению технических связей между странами.
§94. Допуски на резьбы, зубчатые зацепления
иподшипники качения
Система допусков и посадок разработана и на более сложные сопрягаемые поверхности. Так, для резьбовых соединений системой допусков регламентируются сред ний диаметр, шаг и угол профиля резьбы.
По ГОСТ 9253—59 для метрических резьб в интерва ле диаметров от 1—600 мм с крупным шагом установле но три класса точности (1,2 и 3), для резьб с мелким ша гом— 4 класса (1, 2, 2а и 3), для метрических резьб с
зазором— шесть классов |
(1, 2, 2а и 3 и дополнительные |
классы— 26, За по ГОСТ |
10191—62), для дюймовой |
резьбы — два класса.
Для зубчатых передач с модулем больше 1 мм ГОСТ 1643-56 устанавливает 12 степеней точности: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Нормы точности для зубчатых колес регламентируются следующие: показатели кинематичес
246
кой точности (допуск на радиальное биение зубчатого венца, на колебание длины общей нормали, допуск на погрешность обкатки и т. д.); показатели плавности ра боты колеса (допуск на разность окружных шагов, на число зубьев колес в передаче, пятно контакта и др.). Помимо этого, регламентируют нормы бокового за зора.
Для подшипников качения по ГОСТ 550—55 установ лены пять основных классов точности: Н— нормальный, П — повышенный, В — высокий, А — особо высокий, С — сверхвысокий и три промежуточных (ВП, АВ, СА).
Точность размеров подшипника определяется пре дельными отклонениями по внутреннему d и наружному D диаметрам и .ширине колец.
Вследствие погрешности формы (овальность, конус ность и другие отклонения от точной цилиндрической по верхности) при измерении могут быть получены различ ные значения величины диаметра в одном или разных се чениях. Поэтому стандартом устанавливаются допусти мые отклонения среднего (dcp; Dcv), наибольшего (dma.x; Dj„ах) и наименьшего (dm\n; b min) значений диаметра, а также нормируется радиальное и торцовое биение, непараллельность торцов, боковое биение по дорожкам ка чения.
§ 95. Качество поверхности
Качество поверхности определяется физико-механичес кими свойствами поверхностного слоя и его шероховато стью. В процессе механической обработки в поверхност ном слое деталей происходят физико-механические изме нения и свойства его отличаются от свойств остальной массы металла. Помимо этого, поверхность детали после обработки имеет микронеровности, обусловливающие ее шероховатость. Различают продольную шероховатость
внаправлении главного движения и поперечную в нап равлении подачи. Шероховатость поверхности оценивают
внаправлении наибольшей микронеровности, которая для большинства способов обработки будет в попереч
ном направлении.
Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789—59 оцени вают на участке базовой длины 7=0,08-4-8 мм, двумя па раметрами: средним арифметическим отклонением про филя Rn и высотой неровностей Rz■Среднее арифметиче ское отклонение профиля есть среднее значение расстоя
247
ний |
(у 1, |
г/2,..., |
уп) |
точек |
измеренного профиля до его |
средней линии т, т. е. |
|
||||
Я. = |
(& + |
02 + |
••• + |
У пУ п |
М1Ш- |
Эти .расстояния суммируют без учета их алгебраиче ских знаков. Положение средней линии профиля шерохо ватости определяют из условия равенства площадей по обеим сторонам от этой линии до контура профиля ше роховатости.
Рис. 107. Профилограмма обработанной поверхности
Высота неровностей Rz есть среднее расстояние между пятью высшими точками выступов и пятью низшими точ ками впадин, измеренное от линии, параллельной оредней линии т (рис. 107), т. ,е.
D |
__+ h 3 + . . . + /г0) — (Л2 + Л4 + • • • + Лю) |
^ 2 |
----------------—------мкм. |
|
5 |
Стандартом установлено 14 классов шероховатости поверхности, низший класс 1-й, а высший 14-й. Кроме то
го, каждый класс начиная с 6-го делится на три разряда
(а, б, в).
От шероховатости обработанной поверхности зависят эксплуатационные характеристики деталей: износостой кость, усталостная прочность, антикоррозионность и др. Эксплуатационные свойства деталей повышаются с воз растанием класса шероховатости.
Шероховатость поверхности оценивают качественным методом, сопоставляя ее с эталоном визуально, и коли чественным методом, пользуясь приборами В. П. Линникаи др.
248
При различных методах обработки получают тот или иной класс шероховатости поверхности.. Например, при черновом точении получают классы 1—3, а при чисто вом — классы 4—7.
§ 96. Методы технических измерений
Взаимозаменяемость деталей, узлов, агрегатов немысли ма без достижения соответствующего уровня развития измерительной техники. Технические измерения в маши ностроении и в ремонтном производстве являются орга нической частью всего технологического процесса. ‘Сос тояние измерительной техники оказывает значительное влияние на всю экономику производства: себестоимость, процент брака, трудоемкость сборочных операций, дол говечность и надежность машин.
К техническим измерениям предъявляются следую щие требования: точность, производительность и воз можность заранее .предупреждать появление брака.
Специфичность ремонтного производства (измерения с целью дефектовки, сборка новых деталей с частично из ношенными и др.) диктует необходимость особого подхо да к выбору средств измерения и к конструкции измери тельных приборов и инструментов.
Существуют четыре метода технических измерений:
1)абсолютный, при котором измерительными прибо рами определяют величину измеряемого размера в еди ницах измерения;
2)относительный (сравнительный) — измерительный прибор показывает.лишь разность между величиной из меряемого размера и соответствующего эталона;
3)предельный — с помощью калибров устанавлива ют соответствие измеряемого размера интервалу допус тимого отклонения размеров;'
4)комплексный (разновидность предельного) — одно временно проверяется несколько размеров, чаще всего с помощью калибра, являющегося прообразом сопрягае мой детали.
Каждый из этих методов в свою очередь может быть
прямым — измеряется непосредственно интересующий нас размер и косвенным — при котором величина разме ра вычисляется по результатам измерения других ве личин.
'Вид измерительного инструмента выбирается в зави симости от принятого метода измерений, размеров и кон-
249