Файл: Субботина, Н. П. Водный режим и химический контроль на тепловых электростанциях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной коррозии. Являясь центрами концентрирования ме­ ханических напряжений, местные 'повреждения металла, образовавшиеся при стояночной коррозии, в условиях эксплуатации облегчают развитие коррозии под напря­ жением. Продукты стояночной коррозии при пуске обо­ рудования в работу частично смываются потоком рабо­ чей среды.

Из опыта работы ТЭС известно, что концентра­ ции продуктов коррозии в питательной воде парогене­

раторов при пусках оборудования

после

остановов мо­

гут увеличиваться в десятки и даже

сотни

раз. Ыаруше-

Рис. 3-1. Схема консервации турбины горячим воздухом.

1 — вентилятор; 2 — нагреватель.

ние норм питательной воды по этому показателю ведет к усилению железоокисного накипеобразования в пароге­ нераторах и увеличению заноса проточной части турбин окислами железа и меди. Чтобы устранить опасные по­ следствия стояночной коррозии, нужно своевременно принимать меры по ее предотвращению. Специальные меры или способы уменьшения повреждаемости и порчи оборудования в результате его коррозии во время про­

стоев объединяются

общим понятием — к о н с е р в а ц и я

о б о р у д о в а н и я .

Существуют и применяются различ­

ные методы консервации основного и вспомогательного оборудования.

Для защиты проточной части турбин в большинстве случаев используются «сухие» методы консервации. На блочных установках 'применяют способ консервации тур­ бин газообразным азотом. Предупреждение присосов воздуха обеспечивается поддержанием в турбине избы­ точного давления азота около 0,1—0,2 кгс\смг. В период

98


кальция, негашеной извести или силикагеля. Благодаря гигроскопичности влагопоглотителей воздух в турбине осушается и остается сухим. При остановах турбины на капитальный ремонт в процессе охлаждения обычно осу­ ществляют промывку турбины влажным паром с тем. чтобы удалить с поверхности металла соли и другие загрязнения, облегчающие протекание атмосферной кор­ розии после разгерметизации и вскрытия турбины. Во время капитального ремонта производят тщательный осмотр внутренних поверхностей турбины, фиксируют места скопления отложений, отбирают их пробы на ана­ лиз. Затем производят механическую очистку поверхно­ стей от отложений, не удаленных при промывке влаж­ ным паром. Окалину и продукты коррозии удаляют за­ чисткой коррозионных язвин до чистого металла.

При остановах парогенераторов стояночной коррозии могут подвергаться любые участки внутренних поверх­ ностей. Если при работе парогенератора от кислородной коррозии страдают в основном входные участки водяных экономайзеров, то при простоях кислородная коррозия протекает не только в водяном экономайзере, барабане, опускных и подъемных трубах, коллекторах, но и в зме­ евиках пароперегревателей. Коррозионные повреждения в виде отдельных язвин располагаются в пароперегрева­ телях преимущественно в нижних петлях, где скаплива­ ется конденсат пара. В барабанах коррозионные язвины встречаются вдоль нижней образующей, обычно ближе к концам барабана, где бывает больше шлама. Равно­ мерное разрушение металла при простоях в отличие от коррозии в рабочих условиях характеризуется образова­ нием большого количества продуктов коррозии, содержа­ щих гидроокись железа.

Продукты коррозии с высоким содержанием Fe(OH)a из-за оранжевой окраски гидроокиси железа имеют рыже-коричневый цвет. В обыденной жизни лх называют ржавчиной.

Для энергетических парогенераторов методы «сухой» консервации в настоящее время применяются весьма редко. Осушить внутренние поверхности парогенератора, дренируя неостывший агрегат и впуская туда воздух, можно лишь временно. Когда парогенератор остывает, при поступлении в него атмосферного воздуха вновь про­ исходит увлажнение поверхностей вследствие конденса­ ции водяных паров, содержащихся в воздухе. Примене­ ние специальных влагопоглотителей с организацией при100

нудителы-юй циркуляции горячего воздуха в мощных па­ рогенераторах по конструктивным и экономическим со­ ображениям затруднительно.

Для защиты металла от стояночной коррозии, в слу­ чаях когда парогенератор заполнен водой или когда на его поверхностях имеется пленка влаги, используют ме­ тоды консервации, основанные на понижении коррозион- но-агрессивных свойств среды. Как уже указывалось ранее, при простоях оборудования увеличение агрессив­ ности среды связано с проникновением в аппаратуру атмосферного воздуха и повышением в воде концентра­ ции растворенного кислорода. В остановленном парогене­ раторе даже при 'полностью закрытой арматуре насыще­ ние воды кислородом воздуха происходит довольно быстро. Максимальные концентрации кислорода наблюда­ ются в местах присоса воздуха. Через несколько суток простоя кислород обнаруживается во всех точках паро­ генератора, несмотря на относительно малую скорость диффузии молекул кислорода в спокойной жидкости.

При кратковременных остановах находит применение

простой

и не требующий каких-либо

реагентов с п о с о б

к о н с е р в а ц и и

п а р о г е н е р а т о р о в

д е а э р и р о ­

в а н н о й

в о д о й .

В этом способе предусматривается за­

полнение

парогенератора, включая

пароперегреватель,

питательной водой и поддержание в агрегате избыточно­ го давления с тем, чтобы предотвратить присосы воздуха. Так как при заполнении парогенератора водой из змееви­ ков пароперегревателя и других участков тракта воздух может удалиться не полностью, а также в связи с тем, что в питательной воде могут быть небольшие остаточные концентрации кислорода, консервация парогенераторов питательной водой, существенно уменьшая стояночную коррозию, не обеспечивает полного ее предотвращения. Более надежна консервация парогенераторов с примене­ нием ингибиторов коррозии, которые способствуют обра­ зованию на поверхности металла защитных пленок, пре­ пятствующих дальнейшему протеканию коррозионных процессов.

При низких температурах роль ингибиторов коррозии могут выполнять различные щелочные соединения. В растворах гидроокисей NaOH, NH 4 OH на поверхности металла образуются кроющие пленки гидратов окислов железа; в растворах фосфатов на анодных участках об­ разуются нерастворимые фосфаты железа. Несмотря на

101


эффективность защиты металла, метод консервации па­ рогенераторов растворами едкого натра и фосфата на­ трия не получил большого распространения. Применение концентрированных растворов реагентов создает неудоб­ ства при пуске парогенератора, так как требуется дрени­ ровать защитный раствор и отмыть поверхности. Если в пароперегревателе останется щелочной раствор, весьма агрессивно действующий на металл при высоких темпе­ ратурах, то после пуска парогенератора будет наблю­ даться усиление коррозии труб.

При консервации парогенераторов, которые останав­ ливаются на неопределенное время и пуск которых дол­ жен производиться возможно быстрее, преимущества имеют ингибиторы, которые не вызывают необходимости вытеснения защитного раствора перед растопкой. К та­ ким ингибиторам относятся аммиак и гндразингидрат. При растопке парогенератора концентрации этих инги­ биторов в воде постепенно снижаются. Будучи летучим, аммиак переходит из жидкой фазы в пар и вместе с па­ ром удаляется из парогенератора. Гндразингидрат по мере повышения температуры подвергается термическо­

му разложению

с образованием

летучих продуктов NH.i,

N 2 , Нг, которые

также уносятся

с паром. Установлено,

что при низких температурах растворы аммиака и гидра­ зина оказывают пассивирующее действие на сталь, если

их концентрация превышает 200 мг/л. В качестве

защит­

ных растворов для парогенераторов

высоких параметров

рекомендуется ifЛ.

3-1] применять

растворы

аммиака

с концентрацией,

обеспечивающей

повышение

рН до

10.5—11,0 и гидразина с концентрацией не ниже 300— 500 мг/л N2H/,. Защитное действие раствора гидразина основано ня восстановительных и пассивирующих его свойствах. Поскольку скорость взаимодействия гидрази­

на с кислородом зависит от температуры

и рН

раствора,

в целях быстрого связывания

кислорода,

ппоникающего

с присосами, целесообразно

увеличивать

рН

заполняю­

щего раствора и его температуру. По указанным выше соображениям для повышения рН защитного раствора лучше использовать летучие основания; обычно приме­ няют аммиак. В настоящее время м е т о д к о н с е р в а ­ ц и и с м е ш а н н ы м г и д р а з и н н о - а м м и а ч н ы м П Я С Т В О Р О М (концентрация N9H4 300—500 мкг/л; рН 10,5—11.0: температура 150—200°С) широко применяет­ ся на ТЭС. Этот метод позволяет надежно консервиро-

102


вать энергетические парогенераторы как барабанного, так и прямоточного типа, однако применять его можно лишь при простоях, не связанных с разгерметизацией оборудования.

На блочных ТЭС, где требуется повышенная эксплу­ атационная надежность мощного энергооборудования, при остановах необходимо осуществлять консервацию не

только парогенераторов, ио и всего пароводяного

тракта

ТЭС. В этих условиях преимуществами обладает

м е т о д

к о н с е р в а ц и и а з о т о м . Вытесняя из оборудования

воду и пар и заполняя его газообразным азотом,

пресле-

к

ивд

В конден­ сатор

От ЦВД

От ПВД

Поддод

азота

.

от

стационарной

азотной

установки

Рис. 3-3. Схема азотной консервации парогенератора ПК-33.

1 — тракт парогенератора; 2— промежуточный пароперегреватель; 3 — растопочный сепаратор; 4 РОУ; 5 — о б щ и й станционный коллектор,

азота.

103

Дуют цель lie

только воспрепятствовать

поступлений

в аппаратуру

атмосферного

воздуха, но

и добиться

уменьшения концентрации в воде растворенного кисло­ рода, если при останове не удалось избежать его попа­ дания. Так как скорость коррозии с кислородной депо­ ляризацией в основном зависит от концентрации кисло­ рода, снижение последней ведет к уменьшению скорости

~~7$- ПГТ$ [Г~7^

От питатель IIых насасов

В конденсатор

Под"од азота

к ПВД

 

 

 

 

 

 

 

J—txl—-|_

 

Чм м мнмпмнм i

От канденсатных

б)

В деаэратор

насосов

 

 

Рис. 3-4.

Схемы азотной консервации

регенеративных

подогревателей.

 

 

а д л я

П В Д ;

б — для

П Н Д ; / трубопроводы отборного

пара к

П В Д ;

2 — трубопроводы отсоса

парогазовой смеси

из П Н Д .

 

 

 

 

стояночной коррозии. Чтобы исключить присосы воздуха, необходимо на все время простоя поддерживать в обо­ рудовании избыточное давление азота. Чтобы умень­ шить концентрацию кислорода в воде путем его десорб­ ции из воды в газовую фазу, необходимо пользоваться азотом высокой чистоты в отношении содержания в нем кислорода. Рекомендуется пользоваться азотом с содер­ жанием не более 0,5% 02 .

Для быстрого заполнения оборудования азотом на электростанции необходимо иметь определенный запас

10*


газа. На крупных ТЭС сооружаются стационарные уста­ новки для получения азота; резервными емкостями слу­ жат баллоны или ресиверы. Обычно азот вводят в не­ скольких точках пароводяного тракта. Места ввода азо­ та выбирают с учетом особенностей как парогенератора, так и тепловой схемы энергоблока. На рис. 3-3 показана схема азотной консервации прямоточного парогенератора ПК.-33. Ввод азота производится в сбросные трубопрово­ ды из растопочных сепараторов, в трубопровод после ре- дукционно-охладительной установки (РОУ), в холодные нитки промежуточного пароперегревателя, а также через воздушники после водяного экономайзера и пароперегре­ вателя первой ступени.

Варианты схем азотной консервации регенеративных подогревателей показаны на рис. 3-4. Так как внутрен­ ние поверхности регенеративных подогревателей омыва­ ются рабочей средой с паровой и водяной сторон, запол­ нение .азотом предусматривается как парового, так и во­ дяного пространств. В паровую часть подогревателей вы­ сокого давления азот подводится по трубопроводам от­ борного пара. Подвод азота по водяной стороне ПВД осуществляется через воздушники, имеющиеся на трубо­ проводе перед ПВД.

Технология азотной консервации парогенераторов несколько ви­ доизменяется в зависимости от условий, в которых производится останов. Когда парогенератор оставливают аварийно из-за разрыва какой-либо трубы, азот сначала подают к участку поврежденной по­ верхности, чтобы предотвратить попадание воздуха, а затем запол­ няют азотом остальные участки парогенератора. На время выпол­ нения сварочных 1 работ подачу азота в поврежденную поверхность парогенератора прекращают. При плановых остановах подачу азота в парогенератор начинают при снижении давления пара в проме­

жуточном пароперегревателе до 5 кг/см2.

Когда в процессе

останова

из парогенератора была полностью или

частично спущена

вода, пе­

ред подачей азота парогенератор заполняют деаэрированной водой, а затем воду вытесняют азотом, так как при непосредственном вы­ теснении воздуха азотом расход последнего увеличивается в 4—5 раз. По окончании периода консервации азот из пароводяного трак­ та выпускают з атмосферу.

Во время капитальных ремонтов, когда оборудование подвергается полной разгерметизации, методы защиты от стояночной коррозии путем заполнения аппаратуры

1 Азот может вызвать удушье ремонтного персонала. Для того, чтобы немедленно обнаружить его поступление к месту выполне­ ния •ремонтных работ, в азот добавляют аммиак. Появление запаха аммиака является сигналом для принятия мер предосторожности.

(Прим. ред.)

105