Файл: Субботина, Н. П. Водный режим и химический контроль на тепловых электростанциях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
ной коррозии. Являясь центрами концентрирования ме ханических напряжений, местные 'повреждения металла, образовавшиеся при стояночной коррозии, в условиях эксплуатации облегчают развитие коррозии под напря жением. Продукты стояночной коррозии при пуске обо рудования в работу частично смываются потоком рабо чей среды.
Из опыта работы ТЭС известно, что концентра ции продуктов коррозии в питательной воде парогене
раторов при пусках оборудования |
после |
остановов мо |
гут увеличиваться в десятки и даже |
сотни |
раз. Ыаруше- |
Рис. 3-1. Схема консервации турбины горячим воздухом.
1 — вентилятор; 2 — нагреватель.
ние норм питательной воды по этому показателю ведет к усилению железоокисного накипеобразования в пароге нераторах и увеличению заноса проточной части турбин окислами железа и меди. Чтобы устранить опасные по следствия стояночной коррозии, нужно своевременно принимать меры по ее предотвращению. Специальные меры или способы уменьшения повреждаемости и порчи оборудования в результате его коррозии во время про
стоев объединяются |
общим понятием — к о н с е р в а ц и я |
о б о р у д о в а н и я . |
Существуют и применяются различ |
ные методы консервации основного и вспомогательного оборудования.
Для защиты проточной части турбин в большинстве случаев используются «сухие» методы консервации. На блочных установках 'применяют способ консервации тур бин газообразным азотом. Предупреждение присосов воздуха обеспечивается поддержанием в турбине избы точного давления азота около 0,1—0,2 кгс\смг. В период
98
кальция, негашеной извести или силикагеля. Благодаря гигроскопичности влагопоглотителей воздух в турбине осушается и остается сухим. При остановах турбины на капитальный ремонт в процессе охлаждения обычно осу ществляют промывку турбины влажным паром с тем. чтобы удалить с поверхности металла соли и другие загрязнения, облегчающие протекание атмосферной кор розии после разгерметизации и вскрытия турбины. Во время капитального ремонта производят тщательный осмотр внутренних поверхностей турбины, фиксируют места скопления отложений, отбирают их пробы на ана лиз. Затем производят механическую очистку поверхно стей от отложений, не удаленных при промывке влаж ным паром. Окалину и продукты коррозии удаляют за чисткой коррозионных язвин до чистого металла.
При остановах парогенераторов стояночной коррозии могут подвергаться любые участки внутренних поверх ностей. Если при работе парогенератора от кислородной коррозии страдают в основном входные участки водяных экономайзеров, то при простоях кислородная коррозия протекает не только в водяном экономайзере, барабане, опускных и подъемных трубах, коллекторах, но и в зме евиках пароперегревателей. Коррозионные повреждения в виде отдельных язвин располагаются в пароперегрева телях преимущественно в нижних петлях, где скаплива ется конденсат пара. В барабанах коррозионные язвины встречаются вдоль нижней образующей, обычно ближе к концам барабана, где бывает больше шлама. Равно мерное разрушение металла при простоях в отличие от коррозии в рабочих условиях характеризуется образова нием большого количества продуктов коррозии, содержа щих гидроокись железа.
Продукты коррозии с высоким содержанием Fe(OH)a из-за оранжевой окраски гидроокиси железа имеют рыже-коричневый цвет. В обыденной жизни лх называют ржавчиной.
Для энергетических парогенераторов методы «сухой» консервации в настоящее время применяются весьма редко. Осушить внутренние поверхности парогенератора, дренируя неостывший агрегат и впуская туда воздух, можно лишь временно. Когда парогенератор остывает, при поступлении в него атмосферного воздуха вновь про исходит увлажнение поверхностей вследствие конденса ции водяных паров, содержащихся в воздухе. Примене ние специальных влагопоглотителей с организацией при100
нудителы-юй циркуляции горячего воздуха в мощных па рогенераторах по конструктивным и экономическим со ображениям затруднительно.
Для защиты металла от стояночной коррозии, в слу чаях когда парогенератор заполнен водой или когда на его поверхностях имеется пленка влаги, используют ме тоды консервации, основанные на понижении коррозион- но-агрессивных свойств среды. Как уже указывалось ранее, при простоях оборудования увеличение агрессив ности среды связано с проникновением в аппаратуру атмосферного воздуха и повышением в воде концентра ции растворенного кислорода. В остановленном парогене раторе даже при 'полностью закрытой арматуре насыще ние воды кислородом воздуха происходит довольно быстро. Максимальные концентрации кислорода наблюда ются в местах присоса воздуха. Через несколько суток простоя кислород обнаруживается во всех точках паро генератора, несмотря на относительно малую скорость диффузии молекул кислорода в спокойной жидкости.
При кратковременных остановах находит применение
простой |
и не требующий каких-либо |
реагентов с п о с о б |
||
к о н с е р в а ц и и |
п а р о г е н е р а т о р о в |
д е а э р и р о |
||
в а н н о й |
в о д о й . |
В этом способе предусматривается за |
||
полнение |
парогенератора, включая |
пароперегреватель, |
питательной водой и поддержание в агрегате избыточно го давления с тем, чтобы предотвратить присосы воздуха. Так как при заполнении парогенератора водой из змееви ков пароперегревателя и других участков тракта воздух может удалиться не полностью, а также в связи с тем, что в питательной воде могут быть небольшие остаточные концентрации кислорода, консервация парогенераторов питательной водой, существенно уменьшая стояночную коррозию, не обеспечивает полного ее предотвращения. Более надежна консервация парогенераторов с примене нием ингибиторов коррозии, которые способствуют обра зованию на поверхности металла защитных пленок, пре пятствующих дальнейшему протеканию коррозионных процессов.
При низких температурах роль ингибиторов коррозии могут выполнять различные щелочные соединения. В растворах гидроокисей NaOH, NH 4 OH на поверхности металла образуются кроющие пленки гидратов окислов железа; в растворах фосфатов на анодных участках об разуются нерастворимые фосфаты железа. Несмотря на
101
эффективность защиты металла, метод консервации па рогенераторов растворами едкого натра и фосфата на трия не получил большого распространения. Применение концентрированных растворов реагентов создает неудоб ства при пуске парогенератора, так как требуется дрени ровать защитный раствор и отмыть поверхности. Если в пароперегревателе останется щелочной раствор, весьма агрессивно действующий на металл при высоких темпе ратурах, то после пуска парогенератора будет наблю даться усиление коррозии труб.
При консервации парогенераторов, которые останав ливаются на неопределенное время и пуск которых дол жен производиться возможно быстрее, преимущества имеют ингибиторы, которые не вызывают необходимости вытеснения защитного раствора перед растопкой. К та ким ингибиторам относятся аммиак и гндразингидрат. При растопке парогенератора концентрации этих инги биторов в воде постепенно снижаются. Будучи летучим, аммиак переходит из жидкой фазы в пар и вместе с па ром удаляется из парогенератора. Гндразингидрат по мере повышения температуры подвергается термическо
му разложению |
с образованием |
летучих продуктов NH.i, |
N 2 , Нг, которые |
также уносятся |
с паром. Установлено, |
что при низких температурах растворы аммиака и гидра зина оказывают пассивирующее действие на сталь, если
их концентрация превышает 200 мг/л. В качестве |
защит |
||
ных растворов для парогенераторов |
высоких параметров |
||
рекомендуется ifЛ. |
3-1] применять |
растворы |
аммиака |
с концентрацией, |
обеспечивающей |
повышение |
рН до |
10.5—11,0 и гидразина с концентрацией не ниже 300— 500 мг/л N2H/,. Защитное действие раствора гидразина основано ня восстановительных и пассивирующих его свойствах. Поскольку скорость взаимодействия гидрази
на с кислородом зависит от температуры |
и рН |
раствора, |
|
в целях быстрого связывания |
кислорода, |
ппоникающего |
|
с присосами, целесообразно |
увеличивать |
рН |
заполняю |
щего раствора и его температуру. По указанным выше соображениям для повышения рН защитного раствора лучше использовать летучие основания; обычно приме няют аммиак. В настоящее время м е т о д к о н с е р в а ц и и с м е ш а н н ы м г и д р а з и н н о - а м м и а ч н ы м П Я С Т В О Р О М (концентрация N9H4 300—500 мкг/л; рН 10,5—11.0: температура 150—200°С) широко применяет ся на ТЭС. Этот метод позволяет надежно консервиро-
102
вать энергетические парогенераторы как барабанного, так и прямоточного типа, однако применять его можно лишь при простоях, не связанных с разгерметизацией оборудования.
На блочных ТЭС, где требуется повышенная эксплу атационная надежность мощного энергооборудования, при остановах необходимо осуществлять консервацию не
только парогенераторов, ио и всего пароводяного |
тракта |
ТЭС. В этих условиях преимуществами обладает |
м е т о д |
к о н с е р в а ц и и а з о т о м . Вытесняя из оборудования
воду и пар и заполняя его газообразным азотом, |
пресле- |
к |
ивд |
В конден сатор
От ЦВД
От ПВД |
Поддод |
азота |
. |
от |
стационарной |
||
азотной |
установки |
Рис. 3-3. Схема азотной консервации парогенератора ПК-33.
1 — тракт парогенератора; 2— промежуточный пароперегреватель; 3 — растопочный сепаратор; 4 — РОУ; 5 — о б щ и й станционный коллектор,
азота.
103
Дуют цель lie |
только воспрепятствовать |
поступлений |
|
в аппаратуру |
атмосферного |
воздуха, но |
и добиться |
уменьшения концентрации в воде растворенного кисло рода, если при останове не удалось избежать его попа дания. Так как скорость коррозии с кислородной депо ляризацией в основном зависит от концентрации кисло рода, снижение последней ведет к уменьшению скорости
~~7$- ПГТ$ [Г~7^
От питатель IIых насасов
В конденсатор |
Под"од азота |
к ПВД |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
J—txl—-|_ |
|
Чм м мнмпмнм i |
||||
От канденсатных |
б) |
В деаэратор |
||
насосов |
|
|
||
Рис. 3-4. |
Схемы азотной консервации |
регенеративных |
||
подогревателей. |
|
|
||
а — д л я |
П В Д ; |
б — для |
П Н Д ; / — трубопроводы отборного |
|
пара к |
П В Д ; |
2 — трубопроводы отсоса |
парогазовой смеси |
|
из П Н Д . |
|
|
|
|
стояночной коррозии. Чтобы исключить присосы воздуха, необходимо на все время простоя поддерживать в обо рудовании избыточное давление азота. Чтобы умень шить концентрацию кислорода в воде путем его десорб ции из воды в газовую фазу, необходимо пользоваться азотом высокой чистоты в отношении содержания в нем кислорода. Рекомендуется пользоваться азотом с содер жанием не более 0,5% 02 .
Для быстрого заполнения оборудования азотом на электростанции необходимо иметь определенный запас
10*
газа. На крупных ТЭС сооружаются стационарные уста новки для получения азота; резервными емкостями слу жат баллоны или ресиверы. Обычно азот вводят в не скольких точках пароводяного тракта. Места ввода азо та выбирают с учетом особенностей как парогенератора, так и тепловой схемы энергоблока. На рис. 3-3 показана схема азотной консервации прямоточного парогенератора ПК.-33. Ввод азота производится в сбросные трубопрово ды из растопочных сепараторов, в трубопровод после ре- дукционно-охладительной установки (РОУ), в холодные нитки промежуточного пароперегревателя, а также через воздушники после водяного экономайзера и пароперегре вателя первой ступени.
Варианты схем азотной консервации регенеративных подогревателей показаны на рис. 3-4. Так как внутрен ние поверхности регенеративных подогревателей омыва ются рабочей средой с паровой и водяной сторон, запол нение .азотом предусматривается как парового, так и во дяного пространств. В паровую часть подогревателей вы сокого давления азот подводится по трубопроводам от борного пара. Подвод азота по водяной стороне ПВД осуществляется через воздушники, имеющиеся на трубо проводе перед ПВД.
Технология азотной консервации парогенераторов несколько ви доизменяется в зависимости от условий, в которых производится останов. Когда парогенератор оставливают аварийно из-за разрыва какой-либо трубы, азот сначала подают к участку поврежденной по верхности, чтобы предотвратить попадание воздуха, а затем запол няют азотом остальные участки парогенератора. На время выпол нения сварочных 1 работ подачу азота в поврежденную поверхность парогенератора прекращают. При плановых остановах подачу азота в парогенератор начинают при снижении давления пара в проме
жуточном пароперегревателе до 5 кг/см2. |
Когда в процессе |
останова |
из парогенератора была полностью или |
частично спущена |
вода, пе |
ред подачей азота парогенератор заполняют деаэрированной водой, а затем воду вытесняют азотом, так как при непосредственном вы теснении воздуха азотом расход последнего увеличивается в 4—5 раз. По окончании периода консервации азот из пароводяного трак та выпускают з атмосферу.
Во время капитальных ремонтов, когда оборудование подвергается полной разгерметизации, методы защиты от стояночной коррозии путем заполнения аппаратуры
1 Азот может вызвать удушье ремонтного персонала. Для того, чтобы немедленно обнаружить его поступление к месту выполне ния •ремонтных работ, в азот добавляют аммиак. Появление запаха аммиака является сигналом для принятия мер предосторожности.
(Прим. ред.)
105