Файл: Силенок, С. Г. Механическое оборудование предприятий строительной индустрии учеб. для студентов вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
§ 1. Контактная |
сварка |
229 |
Мощные станки для гнутья арматуры диаметром соответственно до 70 и 90 мм имеют автоматизированное управление, обеспечиваю щее остановку рабочего диска по достижении требуемого угла за гиба. При снятии готового изделия рабочий диск автоматически возвращается в исходное положение.
Закладные и накладные детали в зависимости от конструкции необходимо подвергать механической обработке, например нарезке пластин или стержней, сверлению или пробиванию отверстий в пла стинах, гнутью стержней, приварке. Эти детали должны иметь ан тикоррозионное покрытие, которое наносят распылением (метал лизацией) расплавленного цинка и алюминия, горячим цинкова нием и гальванизацией.
Г л а в а 2
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРКЕ АРМАТУРЫ
Существуют три основных способа сварки: контактная, сварка плавлением и сварка трением.
Электрическая сварка позволяет механизировать и автоматизи ровать процессы, связанные с подготовкой арматуры, а повышенная прочность сварных соединений арматуры, не уступающих прочно сти основного металла, значительно повышает надежность работы арматуры в железобетонных изделиях. При помощи электросварки стыкуют стержни, а также сваривают арматурные каркасы и сетки.
Наибольшее |
распространение в производстве железобетона полу |
||||
чила контактная сварка |
(стыковая |
и точечная). |
|||
|
§ |
1. |
Контактная |
сварка |
|
Стыковую |
сварку |
применяют |
для |
соединения (стыкования) |
стержней между собой для увеличения их длины. Электрический ток (до 50 ООО а и выше) подключают к свариваемым стержням, при этом образуется замкнутая электрическая цепь, а место стыка при интенсивном выделении тепла разогреется до пластического и частично до жидкого состояния. При сдавливании стержни свари ваются.
Стыковая (контактная) сварка позволяет сваривать стержни сечением до 50 ООО мм2, производительна и дает возможность меха низировать и автоматизировать процесс сварки арматуры (стерж ней). К недостаткам следует отнести относительно большой вес применяемого сварочного оборудования и потребление большой электрической мощности, что ограничивает применение этого вида сварки.
Машины для стыковой сварки разделяют на неавтоматические и автоматические.
230 Глава 2; Основные сведения о сварке арматуры и ее механической обработке
Существуют три способа стыковой сварки: сопротивлением, оп лавлением непрерывным и оплавлением прерывистым (с предвари тельным подогревом).
Принципиальная схема машины для стыковой сварки дана на рис. ІѴ-4. Свариваемые стержни / надежно закрепляются в зажи мах (губках) 2, которые смонтированы на токоподводящих плитах 3, изолированных от станины 4 машины. К токоподводящим плитам присоединены медные шины 5. Левая токопроводящая плита 3 закреплена неподвижно, а правая находится на подвижной ка
ретке 6, которая |
перемещается на станине с помощью рычага 7 |
||||||||
|
|
|
подающе-осадочного |
уст |
|||||
|
|
|
ройства. |
|
|
|
|
имеет |
|
|
|
|
Трансформатор 9 |
||||||
|
|
|
витки первичной обмотки 8. |
||||||
|
|
|
Витки |
первичной |
обмотки |
||||
|
|
|
присоединены |
к |
прерыва |
||||
|
|
|
телю |
10, |
переключающему |
||||
|
|
|
витки для изменения |
вели |
|||||
|
|
|
чины |
тока |
во |
вторичной |
|||
|
|
|
обмотке |
11. Сварка произ |
|||||
|
|
|
водится |
при |
сближении |
||||
|
|
|
стержней / с помощью ры |
||||||
|
|
|
чага 7 подающе-осадочного |
||||||
|
|
|
устройства. Обычно приме |
||||||
|
|
|
няют |
автоматические |
пре- |
||||
Рис. ІѴ-4. |
Принципиальная схема машины рыватели, |
которые сблоки- |
|||||||
для |
контактной |
стыковой сварки |
рованы с пневмоцилиндром |
||||||
|
|
|
|||||||
|
|
|
подающе-осадочного |
уст- |
ройства и включены в цепь первичной обмотки трансформатора. Современные мощные машины для стыковой (контактной) сварки оснащены пневмогидравлическими зажимами и подающе-осадоч- ными устройствами, а также электронными прерывателями.
Мощные машины для стыковой сварки позволяют сваривать стержни диаметром до 90 мм.
Точечную сварку применяют для сварки пересекающихся стерж ней в сетках и каркасах и приварки стержней к плоскостям про ката (уголок, полоса и т. д.). Схемы подвода тока в контактных точечных машинах представлены на рис. ІѴ-5.
Этот вид сварки основан на пропускании тока большой силы от вторичного витка сварочного трансформатора / через хоботы 2, электрододержатели 3 и медные электроды 4, имеющие водяное ох лаждение, на пересечение свариваемых стержней 5. В месте сопри косновения стержней благодаря большому сопротивлению металл интенсивно разогревается (до пластичного состояния) и под усилием сжатия медных электродов 4 сваривается. Началу точечной сварки предшествует сжатие электродов 4. Когда переключатель 6 замы-
§ 1. Контактная |
сварка |
231 |
кает цепь первичного тока трансформатора, во вторичном контуре появляется сварочный ток, продолжительность действия которого устанавливается регулятором времени (прерывателем), отключаю щим переключатель 6. При сварке стержни 5 располагают между, электродами 4 или между электродами и токораспределительными плитами 7.
По способу подвода тока к сварочному соединению различают машины с односторонним и двусторонним подводом.
В зависимости от длительности прохождения тока, силы и плот ности его режимы сварки разделяют на жесткие и мягкие.
Рис. ІѴ-5. Подвод тока к контактным точечным машинам
а — д в у с т о р о н н и й к одноточечной машине; |
б |
— д в у с т о р о н н и й |
к д в у х т о ч е ч н о й |
|
машине; в — о д н о с т о р о н н и й к двухточечной |
машине; г — д в у с т о р о н н и й к много |
|||
точечным машинам с одним трансформатором; |
д |
— о д н о с т о р о н н и й к многоточеч |
||
ным машинам; е — о д н о с т о р о н н и й к машинам |
с |
несколькими |
т р а н с ф о р м а т о р а м и |
Жесткий режим сварки отличается коротким по времени разо гревом — от 0,01 до 0,50 сек, но требует большей мощности свароч ного тока. Плотность тока должна быть в интервале 120—300 а/мм2. Мягкий режим сварки — длительность прохождения тока от 0,5 до нескольких секунд при меньшей мощности сварочного тока. Плотность тока 80—120 а/мм2.
На рис. ІѴ-6 представлена машина для одноточечной сварки МТП-75-6 (МТП — машина точечная пневматическая), способная работать на неавтоматическом и автоматическом режимах.
В корпусе / машины смонтированы сварочный трансформатор 2, переключатель 3 ступеней трансформатора и электромагнитный или игнитронный контактор 4. Спереди машины на кронштейнах за креплены хоботы 5, несущие электроды 6. К хоботам 5 подключены медные токоподводящие шины 7.
232 Глава 2. Основные сведения о сварке арматуры и ее механической обработке
На верхнем кронштейне установлен пневмоцилиндр 8, имеющий два поршня: один для подъема и опускания верхнего электрода 6, а другой — для регулирования хода электрода изменением положе ния верхнего поршня, фиксируемого гайками 9. Усилие нажима электродов регулируется редуктором 10 давления сжатого воздуха. Подача воздуха в пневмоцилиндр осуществляется электропневма тическим клапаном 11, а дополнительный ход подъема верхнего хобота — ручным краном 12. Для амортизации возможных ударов
верхнего электрода о сваривае мую арматуру служит регули рующий клапан 13. Сила нажа тия электродов контролируется по манометру 14. Кран 15 пред назначен для подачи воды на охлаждение трансформатора, электродов и игнитронных кон такторов. Машина снабжена лубрикатором 16 для смазки и спускным воздушным венти лем 17.
Управление сварочной маши ной осуществляется с помощью переносной педали 18, связан ной с электронным регулятором времени (прерывателем), обеспе чивающим включение электро пневматического клапана для опускания и подъема верхнего электрода, включение свароч ного тока, а также точную дози ровку продолжительности про текания тока в цепи.
При сварке крупногабаритных и пространственных арматур ных каркасов колонн, балок, прогонов применяют подвесные то чечные машины со сварочными клещами: МТПП-75 (машины точечные пневматические подвесные) и МТПГ-75 (машины точечные пневмогидравлические).
Для точечной, сварки плоских арматурных сеток применяют полуавтоматические и автоматические многоэлектродные машины. На рис. ІѴ-7 представлена машина АТМС-14 X 75-7 для сварки сеток шириной до 3800 мм. Машина представляет собой станину /, на которой смонтированы сварочные трансформаторы 14 и пневма тические цилиндры 8 механизма сжатия электродов. Количество трансформаторов и пневмоцилиндров зависит от ширины сваривае мой сетки, т. е. количества свариваемых точек; в данной машине их четырнадцать. На каждом штоке пневмоцилиндра имеется по
Рис. ІѴ-7. Машина для сварки арматурных сеток АТМС-14 X 75-7 (поперечный разрез)
I |
— станина; |
2 — пакетные п е р е к л ю ч а т е л и ступеней сварочных |
трансформаторов; 3 |
— пневматический |
ц и л и н д р |
|||||||||
каретки; 4 |
— |
каретка д л я |
п е р е м е щ е н и я |
сетки; 5 |
— электропневматический |
клапан; |
6 |
— э л е к т р о д в и г а т е л ь |
меха |
|||||
низма подачи |
поперечной |
п р о в о л о к и в приемное |
устройство; |
7 — м е х а н и з м |
подачи |
п о п е р е ч н о й п р о в о л о к и |
под |
|||||||
электроды; |
8 |
— пневматический ц и л и н д р |
привода |
электродов; |
9 |
— н и ж н и е |
электроды; |
10 — пульт |
у п р а в л е н и я ; |
|||||
II |
я 12 — |
подвод с ж а т о г о |
в о з д у х а ; 13 — |
коробка д л я слива воды; |
14 — сварочный трансформатор; |
15 — |
в е р х н и е |
|||||||
|
|
|
|
|
|
электроды |
|
|
|
|
|
|
|
|