Файл: Силенок, С. Г. Механическое оборудование предприятий строительной индустрии учеб. для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 1. Контактная

сварка

229

Мощные станки для гнутья арматуры диаметром соответственно до 70 и 90 мм имеют автоматизированное управление, обеспечиваю­ щее остановку рабочего диска по достижении требуемого угла за­ гиба. При снятии готового изделия рабочий диск автоматически возвращается в исходное положение.

Закладные и накладные детали в зависимости от конструкции необходимо подвергать механической обработке, например нарезке пластин или стержней, сверлению или пробиванию отверстий в пла­ стинах, гнутью стержней, приварке. Эти детали должны иметь ан­ тикоррозионное покрытие, которое наносят распылением (метал­ лизацией) расплавленного цинка и алюминия, горячим цинкова­ нием и гальванизацией.

Г л а в а 2

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРКЕ АРМАТУРЫ

Существуют три основных способа сварки: контактная, сварка плавлением и сварка трением.

Электрическая сварка позволяет механизировать и автоматизи­ ровать процессы, связанные с подготовкой арматуры, а повышенная прочность сварных соединений арматуры, не уступающих прочно­ сти основного металла, значительно повышает надежность работы арматуры в железобетонных изделиях. При помощи электросварки стыкуют стержни, а также сваривают арматурные каркасы и сетки.

Наибольшее

распространение в производстве железобетона полу­

чила контактная сварка

(стыковая

и точечная).

 

§

1.

Контактная

сварка

Стыковую

сварку

применяют

для

соединения (стыкования)

стержней между собой для увеличения их длины. Электрический ток (до 50 ООО а и выше) подключают к свариваемым стержням, при этом образуется замкнутая электрическая цепь, а место стыка при интенсивном выделении тепла разогреется до пластического и частично до жидкого состояния. При сдавливании стержни свари­ ваются.

Стыковая (контактная) сварка позволяет сваривать стержни сечением до 50 ООО мм2, производительна и дает возможность меха­ низировать и автоматизировать процесс сварки арматуры (стерж­ ней). К недостаткам следует отнести относительно большой вес применяемого сварочного оборудования и потребление большой электрической мощности, что ограничивает применение этого вида сварки.

Машины для стыковой сварки разделяют на неавтоматические и автоматические.



230 Глава 2; Основные сведения о сварке арматуры и ее механической обработке

Существуют три способа стыковой сварки: сопротивлением, оп­ лавлением непрерывным и оплавлением прерывистым (с предвари­ тельным подогревом).

Принципиальная схема машины для стыковой сварки дана на рис. ІѴ-4. Свариваемые стержни / надежно закрепляются в зажи­ мах (губках) 2, которые смонтированы на токоподводящих плитах 3, изолированных от станины 4 машины. К токоподводящим плитам присоединены медные шины 5. Левая токопроводящая плита 3 закреплена неподвижно, а правая находится на подвижной ка­

ретке 6, которая

перемещается на станине с помощью рычага 7

 

 

 

подающе-осадочного

уст­

 

 

 

ройства.

 

 

 

 

имеет

 

 

 

Трансформатор 9

 

 

 

витки первичной обмотки 8.

 

 

 

Витки

первичной

обмотки

 

 

 

присоединены

к

прерыва­

 

 

 

телю

10,

переключающему

 

 

 

витки для изменения

вели­

 

 

 

чины

тока

во

вторичной

 

 

 

обмотке

11. Сварка произ­

 

 

 

водится

при

сближении

 

 

 

стержней / с помощью ры­

 

 

 

чага 7 подающе-осадочного

 

 

 

устройства. Обычно приме­

 

 

 

няют

автоматические

пре-

Рис. ІѴ-4.

Принципиальная схема машины рыватели,

которые сблоки-

для

контактной

стыковой сварки

рованы с пневмоцилиндром

 

 

 

 

 

 

подающе-осадочного

уст-

ройства и включены в цепь первичной обмотки трансформатора. Современные мощные машины для стыковой (контактной) сварки оснащены пневмогидравлическими зажимами и подающе-осадоч- ными устройствами, а также электронными прерывателями.

Мощные машины для стыковой сварки позволяют сваривать стержни диаметром до 90 мм.

Точечную сварку применяют для сварки пересекающихся стерж­ ней в сетках и каркасах и приварки стержней к плоскостям про­ ката (уголок, полоса и т. д.). Схемы подвода тока в контактных точечных машинах представлены на рис. ІѴ-5.

Этот вид сварки основан на пропускании тока большой силы от вторичного витка сварочного трансформатора / через хоботы 2, электрододержатели 3 и медные электроды 4, имеющие водяное ох­ лаждение, на пересечение свариваемых стержней 5. В месте сопри­ косновения стержней благодаря большому сопротивлению металл интенсивно разогревается (до пластичного состояния) и под усилием сжатия медных электродов 4 сваривается. Началу точечной сварки предшествует сжатие электродов 4. Когда переключатель 6 замы-


§ 1. Контактная

сварка

231

кает цепь первичного тока трансформатора, во вторичном контуре появляется сварочный ток, продолжительность действия которого устанавливается регулятором времени (прерывателем), отключаю­ щим переключатель 6. При сварке стержни 5 располагают между, электродами 4 или между электродами и токораспределительными плитами 7.

По способу подвода тока к сварочному соединению различают машины с односторонним и двусторонним подводом.

В зависимости от длительности прохождения тока, силы и плот­ ности его режимы сварки разделяют на жесткие и мягкие.

Рис. ІѴ-5. Подвод тока к контактным точечным машинам

а — д в у с т о р о н н и й к одноточечной машине;

б

— д в у с т о р о н н и й

к д в у х т о ч е ч н о й

машине; в — о д н о с т о р о н н и й к двухточечной

машине; г — д в у с т о р о н н и й к много­

точечным машинам с одним трансформатором;

д

— о д н о с т о р о н н и й к многоточеч­

ным машинам; е — о д н о с т о р о н н и й к машинам

с

несколькими

т р а н с ф о р м а т о р а м и

Жесткий режим сварки отличается коротким по времени разо­ гревом — от 0,01 до 0,50 сек, но требует большей мощности свароч­ ного тока. Плотность тока должна быть в интервале 120—300 а/мм2. Мягкий режим сварки — длительность прохождения тока от 0,5 до нескольких секунд при меньшей мощности сварочного тока. Плотность тока 80—120 а/мм2.

На рис. ІѴ-6 представлена машина для одноточечной сварки МТП-75-6 (МТП — машина точечная пневматическая), способная работать на неавтоматическом и автоматическом режимах.

В корпусе / машины смонтированы сварочный трансформатор 2, переключатель 3 ступеней трансформатора и электромагнитный или игнитронный контактор 4. Спереди машины на кронштейнах за­ креплены хоботы 5, несущие электроды 6. К хоботам 5 подключены медные токоподводящие шины 7.


Рис. ІѴ-6. Машина для одноточечной сварки МТП-75-6

232 Глава 2. Основные сведения о сварке арматуры и ее механической обработке

На верхнем кронштейне установлен пневмоцилиндр 8, имеющий два поршня: один для подъема и опускания верхнего электрода 6, а другой — для регулирования хода электрода изменением положе­ ния верхнего поршня, фиксируемого гайками 9. Усилие нажима электродов регулируется редуктором 10 давления сжатого воздуха. Подача воздуха в пневмоцилиндр осуществляется электропневма­ тическим клапаном 11, а дополнительный ход подъема верхнего хобота — ручным краном 12. Для амортизации возможных ударов

верхнего электрода о сваривае­ мую арматуру служит регули­ рующий клапан 13. Сила нажа­ тия электродов контролируется по манометру 14. Кран 15 пред­ назначен для подачи воды на охлаждение трансформатора, электродов и игнитронных кон­ такторов. Машина снабжена лубрикатором 16 для смазки и спускным воздушным венти­ лем 17.

Управление сварочной маши­ ной осуществляется с помощью переносной педали 18, связан­ ной с электронным регулятором времени (прерывателем), обеспе­ чивающим включение электро­ пневматического клапана для опускания и подъема верхнего электрода, включение свароч­ ного тока, а также точную дози­ ровку продолжительности про­ текания тока в цепи.

При сварке крупногабаритных и пространственных арматур­ ных каркасов колонн, балок, прогонов применяют подвесные то­ чечные машины со сварочными клещами: МТПП-75 (машины точечные пневматические подвесные) и МТПГ-75 (машины точечные пневмогидравлические).

Для точечной, сварки плоских арматурных сеток применяют полуавтоматические и автоматические многоэлектродные машины. На рис. ІѴ-7 представлена машина АТМС-14 X 75-7 для сварки сеток шириной до 3800 мм. Машина представляет собой станину /, на которой смонтированы сварочные трансформаторы 14 и пневма­ тические цилиндры 8 механизма сжатия электродов. Количество трансформаторов и пневмоцилиндров зависит от ширины сваривае­ мой сетки, т. е. количества свариваемых точек; в данной машине их четырнадцать. На каждом штоке пневмоцилиндра имеется по

Рис. ІѴ-7. Машина для сварки арматурных сеток АТМС-14 X 75-7 (поперечный разрез)

I

— станина;

2 — пакетные п е р е к л ю ч а т е л и ступеней сварочных

трансформаторов; 3

— пневматический

ц и л и н д р

каретки; 4

каретка д л я

п е р е м е щ е н и я

сетки; 5

— электропневматический

клапан;

6

— э л е к т р о д в и г а т е л ь

меха ­

низма подачи

поперечной

п р о в о л о к и в приемное

устройство;

7 — м е х а н и з м

подачи

п о п е р е ч н о й п р о в о л о к и

под

электроды;

8

— пневматический ц и л и н д р

привода

электродов;

9

— н и ж н и е

электроды;

10 — пульт

у п р а в л е н и я ;

II

я 12

подвод с ж а т о г о

в о з д у х а ; 13

коробка д л я слива воды;

14 — сварочный трансформатор;

15

в е р х н и е

 

 

 

 

 

 

электроды