Файл: Силенок, С. Г. Механическое оборудование предприятий строительной индустрии учеб. для студентов вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

240 Глава 3. Оборудование для закрепления и натяжения арматуры

-напрягаемой арматуры и устройств для ее закрепления и величиной тягового усилия.

Гидродомкраты подразделяют на передвижные и переносные. Они снабжены насосами или насосными станциями.

На рис. IV-13 представлен малогабаритный гидродомкрат с цан­ говым зажимом для натяжения стержневой арматуры диаметром от 16 до 40 мм.

Гидродомкрат состоит из корпуса /, распределительного золот­ ника 2, тянущего зажима 3, поршня 4, упоров 5, удерживающего зажима 6 и упоров 7 стенда или формы.

Натяжение происходит следующим образом. Гидродомкрат надевают на выступающий из упоров 7 стенда стержень с таким расчетом, чтобы конец его вошел в губки тянущего зажима 3, а кор­ пус гидродомкрата своим торцом коснулся упора стенда. Губки тянущего зажима имеют зубчатую поверхность. При перемещении поршня 4 влево зажим 3 своими тремя губками захватывает стер­ жень. В крайнем левом положении правый упор 5 переключает золотник 2 и поршень 4 с зажимом 3 начинает перемещаться вправо (обратно). При этом губки зажима 6, прижатые к натягиваемому стержню пружиной, захватываются им, перемещаются по наклон­ ным пазам корпуса и защемляют стержень, исключая его осевое перемещение. При своем обратном движении (слева направо) губки зажима 3 свободно проходят, не задевая стержень. В крайнем пра­ вом положении левый упор 5 переключит золотник 2, поршень 4 и зажим 3, и цикл повторяется. Зажим 3 захватывает стержень и снова натягивает его; губки зажима 6 в это время несколько разд­ винуты и скользят по нему. Совершая возвратно-поступательные движения, гидродомкрат перехватами может натянуть стержень любой длины.

В системе автоматики переключения подачи масла в гидро­ цилиндр вместо упоров могут быть установлены два реле давления, воздействующие на золотник. По окончании натяжения зажим б остается на стержне, удерживая его в натянутом состоянии, а гид­ родомкрат снимают и в него вставляют новый зажим 6. Макси­ мальное усилие натяжения 80 т.

Для натяжения пучковой арматуры на затвердевший бетон при­ меняют гидродомкрат двойного действия, представленный на рис. ІѴ-14. Он состоит из заглушки /, цилиндра 2, штока 3, обоймы 4, цилиндра 5 для запрессовки пробки, поршня 6, наконечника 7, оголовника 8, пружины 9, штока 10, внутреннего поршня 11, на­ ружного поршня 12 и клиньев 13.

Для натяжения арматуры 14 гидродомкрат 15 (см. рис. IV-14, б) подводят к торцу изделия и каждую из проволок пучка 14 вводят в продольные пазы оголовника 8 и далее по две прово­ локи в обойму 4, где их закрепляют клиньями 13. После этого в полость цилиндра под давлением подается масло и поршень 11


Рис. ІѴ-13. Гидродомкрат для стержневой арматуры

242

Глава 3. Оборудование для закрепления и натяжения

арматуры

со штоком 3 перемещается справа налево до упора в поршень 12, одновременно передвигается также и цилиндр 2 с обоймой 4, в ко­ торой закреплены проволоки, в результате чего они натягиваются. После натяжения проволок в полость цилиндра 5 поступает масло, в результате чего поршень 6 со штоком, двигаясь слева направо, запрессует пробку в коническом анкерном устройстве.

Электротермический способ, применяемый для натяжения стерж­ невой и проволочной арматуры, более прост и не требует сложных

- 15 1000

а)

15

\V - L /

Рис. ІѴ-14. Гидродомкрат для натяжения пучковой арматуры (а) и схема его применения (б)

и дорогих зажимных устройств (цанговых, клиновых и т. д.). При этом способе используют анкерные головки, шайбы, коротыши или петли (см. рис. ІѴ-9).

В качестве преобразователей тока обычно используют трансфор­ маторы, а сам процесс осуществляется на специальных установках, позволяющих одновременно нагревать несколько стержней диамет­ ром 14—28 мм и длиной 6—24 м до температуры 300—400° С. Проволочную арматуру нагревают до температуры 400—500° С; время нагрева должно ограничиваться, так как при перегреве проч­ ность снижается.

Электротермический способ натяжения высокопрочной прово­ локи не рекомендуется вследствие температурных воздействий, ухудшающих ее прочностные свойства.

На рис. IV-15 представлены схемы установки для электротерми­ ческого нагрева стержней.

§ 2. Оборудование для натяжения

арматуры

243

Рис. IV-15. Схемы установок

для электротермического нагрева стерж­

ней (а) и

пакета проволок (б)

244

Глава 3. Оборудование для закрепления и натяжения

арматуры

На двух стойках / (одна из них подвижная) расположены губки 2 (токоподводящие) и 3 (зажимные), которые под действием пневмоцилиндров 4 сходятся и зажимают стержни 5 с высаженными на концах анкерами (головками). На средней стойке 6 имеются ро­ лики 7, предохраняющие стержни от провисания. При включении тока стержни удлиняются и левая стойка / вместе с тележкой 8 отодвигается. С движением стойки и тележки связана стрелка 9, поворачивающаяся вокруг шарнира 10. По шкале 11 устанавливают величину удлинения нагреваемого стержня. При определенном удли­ нении стрелка 9 действует на конечный выключатель 12 и ток от­ ключается. В шкафу 13 размещена электроаппаратура.

Нагретые стержни укладывают в упоры форм или поддонов. При остывании в стержнях возникают напряжения, и эти усилия воспринимает форма или поддон.

Имеется и другая схема, по которой стержни с анкерами укла­ дывают горизонтально в подвижный и неподвижный зажимы, имею­ щие вертикальные пневмоцилиндры, после чего включают ток. По мере нагревания стержни удлиняются, подвижный зажим (кон­ такт) нажимает на микропереключатель и трансформатор выклю­ чается, при этом подается звуковой сигнал, сообщающий об окон­ чании нагрева.

На рис. IV-15, б представлена схема установки для электротер­ мического нагрева проволоки (пакета из 2—6 проволок), состоящей из конечного выключателя 1, пластин 2, контактных устройств 3, кнопки управления 4, шкафа 5 с электроаппаратурой, трансформа­ тора 6 и губок 7.

Контактные устройства 3 состоят из зажимов для закрепления проволок и подвода тока для их нагрева. Контактные устройства устанавливают на расстоянии друг от друга из условий получения прогиба при нагреве проволоки, равного 300—350 мм, а конечный выключатель / с таким расчетом, чтобы его рычаг соприкасался с нагретой проволокой в точке ее максимального прогиба.

Перед нагревом между губками 7 и анкерами (головками) про­ волок устанавливают пластины 2— каждую длиной, равной половине расчетного удлинения проволоки при нагреве. При включении тока проволока нагревается и, удлиняясь, касается средней своей частью конечного выключателя, при этом автоматически разрывается электрическая цепь.

На основе описанной схемы созданы различные конструкции установок для нагрева стержней и проволок.

Электротермомеханический способ натяжения арматуры. На заводах сборного железобетона для изготовления плоских изде­ лий, например панелей, применяют непрерывную навивку и натя­ жение арматуры на передвижные и стационарные формы или на упоры стендов. В современных арматурно-навивочных машинах обычно требуемое усилие в проволоке создается в два этапа: на


§ 2. Оборудование для натяжения

арматуры

245

первом этапе — натяжение с помощью механических устройств (усилие 30—50% требуемого), на втором этапе — охлаждение ар­ матуры, нагретой электрическим током (70—50%).

На рис. IV-16 представлена машина для навивки проволочной арматуры на штыри формы при поточно-конвейерном и поточно-

п р о в о л о к; в — схема

моста, каретки

с п и н о л ь ю

и формы

агрегатном способах производства. Проволочная арматура нави­ вается вдоль изделия и по его контуру в одну или две проволоки; скорость навивки 0,72 м/сек.

Машина состоит из следующих основных узлов: рамы моста 2, каретки 3, пиноли 4, привода 5 каретки, привода 6 передвижения

моста,

двух механизмов 7 подачи проволоки, грузовой

станции 8

и двух

тормозных устройств 9. Проволока в виде бухт

10 устана-

246 Глава 3. Оборудование для закрепления и натяжения арматуры

вливается на специальных устройствах-вертушках. Мост 2 передви­ гается на катках по балкам рамы /. Каретка 3 имеет вертикальный паз А, в который вставлена скалка Б, являющаяся осью звена цеп­ ной передачи В, приводимой в движение от привода 5 каретки. При движении цепной передачи В связанная с ним скалка Б за­ ставляет каретку 3 вместе с пинолью 4 совершать возвратно-посту­ пательные перемещения вдоль моста 2. Пиноль 4 представляет собой пустотелый шпиндель с роликами на концах. Для ее переме­ щения в вертикальной и горизонтальной плоскостях служит спе­ циальный привод / / . При движении пиноль 4, имеющая внизу ро­ лик, выдает навиваемую на штыри формы 12 под соответствующим натяжением проволоку (одну или две). Грузовая станция 8 выпол­ нена в виде клети с грузами, перемещающейся по направляющим рамы. В случае отрыва проволоки клеть удерживается специаль­ ными ловителями.

Машина работает следующим образом. Поступившая по рельсам для навивки арматуры форма 12 автоматически устанавливается и фиксируется в определенном положении. Проволока с бухт 10 через тормозные устройства 9, механизмы подачи 7, блоки грузовой станции 8, систему направляющих блоков поступает в пиноль 4

\ и далее закрепляется на штыре формы 12. Проходя механизм по­ дачи 7, проволока огибает шкив 3—4 раза. В начале работы мост 2 с кареткой 3 устанавливается под первым (продольным) рядом шты­ рей и после включения привода 5 передвижения каретка нижним роликом пиноли 4 навивает проволоку. После навивки первого ряда оператор с пульта управления передвигает мост к следующему ряду

штырей и т. д. По окончании навивки

проволока

автоматически

закрепляется на поддоне и отрезается.

При навивке

поперечной

арматуры каретку 3 останавливают

и приводят

в

движение

мост.

 

 

 

При навивке проволоки на штыри предусматривается автомати­ ческий электротермический нагрев: ток включается и выключается одновременно с приводом каретки.

Применение электронагрева позволяет снижать величину сум­ марного натяжения проволоки. Благодаря совместному действию механического натяжения и электронагрева нагрузки на машину уменьшаются, что допускает одновременную навивку двух прово­ лок диаметром до 5 мм каждая.

На рис. IV-17 представлена схема арматурно-навивочной ма­ шины, предназначенной для навивки арматуры на механизирован­ ных стендах. Машина состоит из собственно передвижной машины,

совершающей

возвратно-поступательные движения вдоль стенда

по уложенным

рельсам, и каретки, совершающей возвратно-посту­

пательные движения перпендикулярно оси машины. Машина и смонтированная на ней каретка имеют индивидуальные при­ воды.


 

§ 2. Оборудование

для натяжения

арматуры

247

На раме машины смонтированы следующие основные механизмы:

механизм

подачи /, механизм

натяжения / / ,

привод продольного

хода III

ц механизм поперечного движения

IV каретки.

 

Проволока / сходит с двух бухт 2, что

обеспечивает

выдачу

одной или двух проволок, и поступает в механизм подачи / через тормозное устройство 3, состоящее из двух верхних и трех нижних роликов. Величина торможения регулируется изменением расстоя­ ния между роликами, т. е. углом охвата роликов проволокой. Да­ лее проволока поступает на диски 4, которые она огибает 3—4 раза,

Рис. ІѴ-17. Схема арматурно-навивочной

благодаря чему достигается необходимое трение. При этом диски вращаются периодически и подают проволоку в механизмы натя­ жения / / . Периодичность вращения дисков 4 достигается подключе­ нием червячного редуктора к электродвигателю при помощи элек­ тромагнитных муфт, управляемых конечными выключателями ме­ ханизма натяжения / / . Каждый привод дисков 4 состоит из чер­ вячного редуктора 5 с электромагнитной муфтой и электродви­ гателя 6.

Механизм натяжения / / включает вертикальную металличе­ скую конструкцию (направляющие), грузовую клеть со сменными грузами 7 и систему блоков 8. Грузовая сеть с грузами и предохра­ нительным устройством через систему блоков подвешивается на движущейся проволоке (или двух проволоках).

248

Глава 3. Оборудование

для закрепления и натяжения

арматуры

 

Каретка 9 и пиноль 10 предназначены для выдачи и поперечной

навивки (укладки) проволоки. Механизм

поперечного

движения

IV

каретки 9 состоит из

электродвигателя,

привода

и

цепной пе­

редачи 11. Пиноль 10 отдельным приводом 12 может перемещаться по высоте. Проволока на выходе из пиноли наматывается на штыри 13 стенда.

Проволока натягивается механическим путем (механизмом по­ дачи / и механизмом натяжения / / ) , а также электротермическим нагревом. Система электротермического нагрева состоит из транс­ форматоров 14, электрошкафов 15, скользящих контактов и системы питания гибким кабелем.

Машина одновременно навивает две проволоки диаметром 3 мм или одну проволоку диаметром 5 мм при соответственно включенных одном или двух трансформаторах.

Агрегат работает следующим образом. Проволока 1, сматываясь с бухты, проходит через все описанные выше механизмы, в том числе пиноль 10, и закрепляется на одном из штырей 13 стенда. В зависимости от схемы навивки проволоки поочередным или одш> временным включением приводов передвижения машины и каретки проволока огибает штыри стенда и натягивается. После укладки и натяжения первого ряда проволоки пиноль 10 поднимается и процесс повторяется.

При выдаче механизмом подачи / проволоки со скоростью, пре­ вышающей скорость навивки на штыри стенда, грузы 7 начинают опускаться вниз и, действуя на конечные выключатели, отключают электромагнитную муфту механизма подачи и включают тормозную электромагнитную муфту. В результате подача проволоки прекра­ щается и грузы 7 начинают подниматься. При подъеме груза через конечный выключатель отключается тормозная электромагнитная муфта и включается муфта механизма подачи. При такой схеме груз висит на проволоке, создавая заданное натяжение.

При электротермическом нагреве требуется электрическая изо­

ляция механизмов от корпуса машины. Контакт для

подводки

тока крепится к оси 16 ролика механизма натяжения / /

или оси

17 ролика пиноли (на рисунке эти места соответственно помечены одним и двумя крестами). Ток также может быть подведен и к осям роликов 8. Ток к нагреваемой проволоке поступает от вторичной обмотки трансформатора. Первичная обмотка трансформатора по­ следовательно соединена с цепью параллельно включенных сило­ вых обмоток четырех магнитных усилителей, что обеспечивает воз­ можность регулирования силы тока.

Питание обмоток магнитных усилителей производится от се­ леновых выпрямителей через обмотки промежуточного магнитного усилителя, подключенные к сети переменного тока 220 в. Питание обмоток управления промежуточного магнитного усилителя про­ изводится от тахогенератора. Цепь катушки магнитного пускателя


§ 1. Основные сведения. Схемы бетоноукладчиков 249

питается от сети переменного тока по схеме фаза-нуль при напряже­ нии 220 в. Пускатель включается через пакетный переключатель, расположенный на пульте управления оператора.

Цепь нагрева проволоки включается при срабатывании маг­ нитного пускателя. Сила тока в цепи нагрева проволоки при постоян­ ной длине нагреваемого участка изменяется в зависимости от ско­ рости подачи проволоки. При небольшой скорости подачи неве­ лико напряжение тахогенератора, приводимого в движение от про­ волоки, и мала сила тока в цепи обмоток управления. Поэтому мала сила тока в обмотках управления в цепи нагрева проволоки. При увеличении скорости подачи проволоки возрастает сила тока в цепи нагреваемой проволоки.

Кроме машин, применяемых для непрерывной навивки прово­ локи (арматуры) на плоские изделия, существуют также конструк­ ции для навивки и натяжения арматуры на изделия, имеющие форму тел вращения (напорные железобетонные трубы, опоры линий электропередач и др.).

Г л а в а 4

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ИУКЛАДКИ БЕТОННОЙ СМЕСИ

§1. Основные сведения. Схемы бетоноукладчиков

Для транспортирования бетонной смеси от места ее приготовле­ ния в цехи формования обычно используют ленточные конвейеры, самоходные бункера, бадьи и т. д. Для пластичных смесей приме­ няют пневматический транспорт.

Укладку бетонной смеси в формы осуществляют с помощью бетонораздатчиков и бетоноукладчиков. Бетонораздатчики пред­ назначены только для выдачи из бункеров бетонной смеси в формы. Их разделяют на наземные и подвесные. Бетоноукладчики не только выдают, но и раскладывают и разравнивают бетонную смесь по форме. Некоторые конструкции бетоноукладчиков осуществляют уплотне­ ние смеси и заглаживание поверхности отформованного изделия. В зависимости от типа изготовляемого изделия, схемы производства и вида укладываемой бетонной смеси применяют различные кон­ струкции бетоноукладчиков.

В большинстве случаев бетоноукладчик представляет собой раму, выполненную в виде портала, имеющего четыре колеса, из которых два приводных. На раме смонтированы привод передвиже­ ния, системы бункеров, узлы выдачи бетонной смеси с соответст­ вующими приводами и управления. Основным механизмом — узлом, определяющим работу всего бетоноукладчика, является его пита­ тель (узел выдачи бетонной смеси).