Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

хосодержания на эрозию неодинаково. Для количественных оце­ нок пока недостаточно экспериментальных данных.

Л. С. Шмугляков в свое время провел кавитационные испыта­ ния энергетическим методом одной из быстроходных поворотно­ лопастных турбин при разных общих воздухосодержаниях [76]. По его данным, кавитационный коэффициент турбины сттурб воз­ рос примерно на 25% при увеличении общего воздухосодержа-

ния а от 0,25 до 1,50%.

Л. С. Шмугляков, используя формулу Л. А. Эпштейна и опыт­ ные данные Ф. Нумачи, предложил даже формулу для определе­ ния поправки на кавитационный коэффициент турбины в зависи­

мости от общего воздухосодержания

 

АД, 2 = ^ (/« 1 - 1/д)-

(III.81)

Здесь напор Н в м.

Следует отметить, однако, что Л. А. Эпштейн и Ф. Нумачи исследовали влияние воздухосодержания на момент возникнове­ ния кавитации, а Л. С. Шмугляков применил их данные для раз­ витой стадии кавитации, соответствующей моменту изменения энер­ гетических параметров. По влиянию воздухосодержания на развитые стадии кавитации известны и другие результаты исследо­ ваний. По опытам, проводившимся на ЛМЗ, влияние тоже обна­ ружено, но значительно меньше. В опытах, описанных в работе [2], замечено влияние воздухосодержания на длину каверны развитой пленочной кавитации. В то же время при испытаниях на кавита­ ционном стенде не обнаружено влияния воздухосодержания на величину кавитационного коэффициента турбины.

8. Наиболее надежным показателем масштабного эффекта яв­ ляется сравнение результатов модельных испытаний с данными эксплуатации и натурных испытаний. Но таких данных пока очень мало. Кроме того, сложность проведения натурных испытаний и весьма низкая их точность и надежность не позволяют на их основе делать уверенные заключения. При выборе высоты отсасывания натурной турбины, по данным модельных испытаний, как уже отмечалось, обязательно берутся запасы. Поэтому турбины рабо­

тают, как правило, при кавитационных коэффициентах установки

Пуст. Н ^ О'турб. м (III.82)

и по тому факту, что в натурных условиях обычно не замечается существенного снижения мощности из-за кавитации, нельзя де­ лать вывод о том, что Птурб. Н ф-урб. м- (III.83)

Тем более, что два случая резкого снижения мощности по сравне­ нию с расчетной из-за кавитации все-таки были зафиксированы на отечественных гидростанциях: на диагональных турбинах Бухтарминской ГЭС и на поворотнолопастных турбинах Иркут­ ской ГЭС.

117


Г Л А В А IV

ИССЛЕДОВАНИЯ

ГИД Р О Д И Н АМ И К И

КА В И Т А Ц И И

17. РАСЧЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основное влияние на характер и параметры гидродинамической кавитации оказывает распределение давления по обтекаемой поверхности и за ней. Причем кавитация при достаточной степени развития сама существенно влияет на распределение давления, что очень ограничивает возможности теоретического, расчетного иссле­ дования кавитационных течений. В практике гидротурбостроения теоретические исследования пока сводятся к анализу влияния на кавитацию расчетного распределения давления бескавитационного потока идеальной жидкости.

Современные методы расчета позволяют прогнозировать рас­ пределение давления в проточной части и, в частности, по лопасти рабочего колеса турбины в зависимости от режима работы. Зная распределение давления по лопасти, можно заранее расчетным путем определить теоретическое значение кавитационного коэф­ фициента турбины ст*урб по формуле (11.14). Таким образом от­

крываются возможности расчетного исследования влияния раз­ личных конструктивных параметров турбины на ее кавитацион­ ные качества, характеризуемые теоретическим кавитационным коэффициентом турбины а*урб. В (II.7) было получено выражение

для кавитационного коэффициента турбины (П.6)

К - ик) - iwt~ul)+4

О'турб —

2gH

 

----- £ к -2 — & 2 - 3 •

Потери на участке лопасти от точки минимального давления до выходной кромки £к-2 малы и ими можно пренебречь. Потери в отсасывающей трубе £2-3 можно выразить через коэффициент восстановления энергии в отсасывающей трубе т]0ТС

(IV.1)

Квадрат абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса осевой турбины можно представить как сумму квадратов ее осевой,

118

окружной и радиальной

составляющих

(IV.2)

d

= 4 + d + сГ2г.

В более общем случае, включающем радиально-осевые и диаго­ нальные турбины, вместо осевой надо брать меридиональную составляющую скорости ст и вместо радиальной — поперечную составляющую, перпендикулярную к ст и расположенную в мери­ диональной плоскости сь

с %— стг -\- сиг "f- c tz

Тогда

 

1 4- г2

 

О^турб — Лоте 2gH

<2+ С0

+

^ Лоте 2gH

Ф - К -

Ф

 

2gH

&1 "Ь а 2 ~Ь °3-

 

(IV.3)

(IV.4)

Таким образом, кавитационный коэффициент турбины можно представить как сумму нескольких частных кавитационных коэф­ фициентов. Сумма

-ЛЩ Лоте

2gH

ct2

(IV.5)

ст2 +

сиг +

 

представляет собой отнесенное к напору динамическое разреже­ ние под рабочим колесом, а третий коэффициент

о, =

(IV.6)

2gH

выражает отнесенное к напору дополнительное разрежение на лопасти. Кавитационный коэффициент

Лоте 2gH

(IV.7)

соответствует части разрежения под рабочим колесом, создаваемой расходной составляющей выходной скорости. Очевидно, что всегда а х > 0 и возрастает с увеличением расхода. Величины коэффи­ циентов о 2 и а 3 зависят от профиля лопастей рабочего колеса и изменяются с изменением режима работы турбины. Коэффициент

с

 

е

(IV.8)

4(2

4- ct2

*-^2 Лоте

2gH

может быть равен нулю, когда с рабочего колеса сходит совершенно равномерный поток — без закрутки и поперечных скоростей. Однако в действительности это никогда не имеет места. Поток за рабочим колесом неизбежно имеет ту или иную, но всегда ярко выраженную неравномерность. Поэтому, если в каких-то

П9


сечениях потока иногда бывает, что си2 = 0 и с(2 = 0, то в других сечениях эти скорости обязательно больше нуля и а 2 > 0.

Опыт проектирования лопастных систем показывает, что соз­ дать чисто конфузорный поток на поверхности лопасти так, чтобы точка k с минимальным давлением совпала с точкой 2 на выходной кромке, для реальных турбин не удается. Поэтому всегда

 

 

рк < р 2.

(IV.9)

Тогда

из уравнения

Бернулли следует, что

 

 

К

u \ ) > ( w \ — t&)

(IV. 10)

и

 

 

 

 

 

СТ3 ?> 0.

 

Если

представить себе гипотетический случай, когда

си2 = 0

и с,2 = 0 во всем потоке за рабочим колесом и точка минимального давления смещена к выходной кромке, то тогда

сг 2 = 0

и

а 3 = 0,

а

 

 

Ойурб =

ОЙ-

Таким образом, коэффициент

может рассматриваться как физи­

чески предельное значение кавитационного коэффициента турбины. Это предельное значение всегда можно оценить по формуле (IV.7), зная среднее значение скорости ст2 и полагая в первом приближе­

нии коэффициент восстановления отсасывающей

трубы г|отс = 1.

Расходная составляющая скорости

 

Ст. = § - ,

(IV.11)

где F —■площадь поперечного сечения проточной части в зоне выхода с рабочего колеса. В осевой поворотнолопастной турбине площадь F практически равна площади проходного сечения в зоне оси поворота лопастей рабочего колеса (рис. 11.2, а)

 

F =

n ( D l - d l )

(IV.12)

 

4

 

 

 

Подставляя ст2 и F по формулам (IV.11) и (IV.12) в формулу (IV.7),

получим

[95]

 

 

 

 

0.0825Q,

 

 

 

 

(IV. 13)

Таким

образом, величина кавитационного

коэффициента

в поворотнолопастной турбине предопределяется втулочным отно­ шением.

120


В радиально-осевых турбинах выходная кромка обычно имеет более криволинейную форму и за характерное поперечное сечение удобно принять сечение горловины отсасывающей трубы (рис. II.2, в). Если диаметр горловины отсасывающей трубы Dr, то аналогично (IV. 13) получим

0.0825Q;

(IV. 14)

DZ

n

Dr

где Dr =

- ^ .

В диагональных турбинах (рис. II.2, б) за площадь F следует принимать площадь конической поверхности, перпендикулярной ст2 в зоне выходной кромки, огра­ ниченной поверхностями камеры и

втулки рабочего колеса (рис. IV. 1)

F — я/ ^D B

+

-)> (IV. 15)

d r

 

 

где / =

sin 0

длина об­

 

 

разующей усеченного конуса; 0 —- угол между осью рабочего колеса

и

осью поворота лопастей; DBb]X

и

dBT. вых — диаметры камеры и

втулки рабочего колеса в зоне выходной кромки.

Таким образом, для диагональ­ ной турбины

Рис. IV. 1. Схема проточной части диагональной турбины

 

 

 

Л

(°1ы х ~ dBT

 

 

(IV.15')

 

 

F = 4

 

sin 0

 

 

Если

DBblx = £>i— AD

и, следовательно, dBT-BblxdBT—■

-— AD (рис. IV. 1), то выражение (IV. 15')

можно привести к сле­

дующему

удобному

для расчетов виду:

 

 

 

F =

ТЖТ)

-

5вт) (1 +

<

- 2 AD),

(IV. 15")

где dsr = dBT/D1— втулочное

отношение

и AD = ~

о т н о с и ­

тельное

смещение

выходной

кромки

от

ла

 

оси поворота лопасти

в радиальном направлении.

 

 

коэффициент

 

Тогда

предельный

кавитационный

 

 

ох =

-----^

0,0825 sin2 0Q,'2

 

(IV.16)

 

--------=—- ----- .

 

 

 

(1—rfBT)2(I +dBT-2AD)*

 

Последней формулой можно пользоваться до тех пор, пока DBblx > > Dr (рис. IV.1). Если DBbsx л Dr, то формула (IV.16) теряет

121