ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
хосодержания на эрозию неодинаково. Для количественных оце нок пока недостаточно экспериментальных данных.
Л. С. Шмугляков в свое время провел кавитационные испыта ния энергетическим методом одной из быстроходных поворотно лопастных турбин при разных общих воздухосодержаниях [76]. По его данным, кавитационный коэффициент турбины сттурб воз рос примерно на 25% при увеличении общего воздухосодержа-
ния а от 0,25 до 1,50%.
Л. С. Шмугляков, используя формулу Л. А. Эпштейна и опыт ные данные Ф. Нумачи, предложил даже формулу для определе ния поправки на кавитационный коэффициент турбины в зависи
мости от общего воздухосодержания |
|
АД, 2 = ^ (/« 1 - 1/д)- |
(III.81) |
Здесь напор Н в м.
Следует отметить, однако, что Л. А. Эпштейн и Ф. Нумачи исследовали влияние воздухосодержания на момент возникнове ния кавитации, а Л. С. Шмугляков применил их данные для раз витой стадии кавитации, соответствующей моменту изменения энер гетических параметров. По влиянию воздухосодержания на развитые стадии кавитации известны и другие результаты исследо ваний. По опытам, проводившимся на ЛМЗ, влияние тоже обна ружено, но значительно меньше. В опытах, описанных в работе [2], замечено влияние воздухосодержания на длину каверны развитой пленочной кавитации. В то же время при испытаниях на кавита ционном стенде не обнаружено влияния воздухосодержания на величину кавитационного коэффициента турбины.
8. Наиболее надежным показателем масштабного эффекта яв ляется сравнение результатов модельных испытаний с данными эксплуатации и натурных испытаний. Но таких данных пока очень мало. Кроме того, сложность проведения натурных испытаний и весьма низкая их точность и надежность не позволяют на их основе делать уверенные заключения. При выборе высоты отсасывания натурной турбины, по данным модельных испытаний, как уже отмечалось, обязательно берутся запасы. Поэтому турбины рабо
тают, как правило, при кавитационных коэффициентах установки
Пуст. Н ^ О'турб. м (III.82)
и по тому факту, что в натурных условиях обычно не замечается существенного снижения мощности из-за кавитации, нельзя де лать вывод о том, что Птурб. Н ф-урб. м- (III.83)
Тем более, что два случая резкого снижения мощности по сравне нию с расчетной из-за кавитации все-таки были зафиксированы на отечественных гидростанциях: на диагональных турбинах Бухтарминской ГЭС и на поворотнолопастных турбинах Иркут ской ГЭС.
117
Г Л А В А IV
ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИД Р О Д И Н АМ И К И
КА В И Т А Ц И И
17. РАСЧЕТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основное влияние на характер и параметры гидродинамической кавитации оказывает распределение давления по обтекаемой поверхности и за ней. Причем кавитация при достаточной степени развития сама существенно влияет на распределение давления, что очень ограничивает возможности теоретического, расчетного иссле дования кавитационных течений. В практике гидротурбостроения теоретические исследования пока сводятся к анализу влияния на кавитацию расчетного распределения давления бескавитационного потока идеальной жидкости.
Современные методы расчета позволяют прогнозировать рас пределение давления в проточной части и, в частности, по лопасти рабочего колеса турбины в зависимости от режима работы. Зная распределение давления по лопасти, можно заранее расчетным путем определить теоретическое значение кавитационного коэф фициента турбины ст*урб по формуле (11.14). Таким образом от
крываются возможности расчетного исследования влияния раз личных конструктивных параметров турбины на ее кавитацион ные качества, характеризуемые теоретическим кавитационным коэффициентом турбины а*урб. В (II.7) было получено выражение
для кавитационного коэффициента турбины (П.6)
К - ик) - iwt~ul)+4
О'турб — |
2gH |
|
----- £ к -2 — & 2 - 3 •
Потери на участке лопасти от точки минимального давления до выходной кромки £к-2 малы и ими можно пренебречь. Потери в отсасывающей трубе £2-3 можно выразить через коэффициент восстановления энергии в отсасывающей трубе т]0ТС
(IV.1)
Квадрат абсолютной скорости на выходе из рабочего колеса осевой турбины можно представить как сумму квадратов ее осевой,
118
окружной и радиальной |
составляющих |
(IV.2) |
d |
= 4 + d + сГ2г. |
В более общем случае, включающем радиально-осевые и диаго нальные турбины, вместо осевой надо брать меридиональную составляющую скорости ст и вместо радиальной — поперечную составляющую, перпендикулярную к ст и расположенную в мери диональной плоскости сь
с %— стг -\- сиг "f- c tz•
Тогда
|
1 4- г2 |
|
О^турб — Лоте 2gH |
<2+ С0 |
+ |
^ Лоте 2gH |
||
Ф - К - |
Ф |
|
2gH |
&1 "Ь а 2 ~Ь °3- |
|
(IV.3)
(IV.4)
Таким образом, кавитационный коэффициент турбины можно представить как сумму нескольких частных кавитационных коэф фициентов. Сумма
-ЛЩ Лоте |
2gH |
ct2 |
(IV.5) |
ст2 + |
сиг + |
|
представляет собой отнесенное к напору динамическое разреже ние под рабочим колесом, а третий коэффициент
о, = |
(IV.6) |
2gH
выражает отнесенное к напору дополнительное разрежение на лопасти. Кавитационный коэффициент
Лоте 2gH |
(IV.7) |
соответствует части разрежения под рабочим колесом, создаваемой расходной составляющей выходной скорости. Очевидно, что всегда а х > 0 и возрастает с увеличением расхода. Величины коэффи циентов о 2 и а 3 зависят от профиля лопастей рабочего колеса и изменяются с изменением режима работы турбины. Коэффициент
с |
|
е |
(IV.8) |
4(2 |
4- ct2 |
||
*-^2 Лоте |
2gH |
может быть равен нулю, когда с рабочего колеса сходит совершенно равномерный поток — без закрутки и поперечных скоростей. Однако в действительности это никогда не имеет места. Поток за рабочим колесом неизбежно имеет ту или иную, но всегда ярко выраженную неравномерность. Поэтому, если в каких-то
П9
сечениях потока иногда бывает, что си2 = 0 и с(2 = 0, то в других сечениях эти скорости обязательно больше нуля и а 2 > 0.
Опыт проектирования лопастных систем показывает, что соз дать чисто конфузорный поток на поверхности лопасти так, чтобы точка k с минимальным давлением совпала с точкой 2 на выходной кромке, для реальных турбин не удается. Поэтому всегда
|
|
рк < р 2. |
(IV.9) |
Тогда |
из уравнения |
Бернулли следует, что |
|
|
К |
— u \ ) > ( w \ — t&) |
(IV. 10) |
и |
|
|
|
|
|
СТ3 ?> 0. |
|
Если |
представить себе гипотетический случай, когда |
си2 = 0 |
и с,2 = 0 во всем потоке за рабочим колесом и точка минимального давления смещена к выходной кромке, то тогда
сг 2 = 0 |
и |
а 3 = 0, |
а |
|
|
Ойурб = |
ОЙ- |
|
Таким образом, коэффициент |
может рассматриваться как физи |
чески предельное значение кавитационного коэффициента турбины. Это предельное значение всегда можно оценить по формуле (IV.7), зная среднее значение скорости ст2 и полагая в первом приближе
нии коэффициент восстановления отсасывающей |
трубы г|отс = 1. |
Расходная составляющая скорости |
|
Ст. = § - , |
(IV.11) |
где F —■площадь поперечного сечения проточной части в зоне выхода с рабочего колеса. В осевой поворотнолопастной турбине площадь F практически равна площади проходного сечения в зоне оси поворота лопастей рабочего колеса (рис. 11.2, а)
|
F = |
n ( D l - d l ) |
(IV.12) |
|
4 |
||
|
|
|
|
Подставляя ст2 и F по формулам (IV.11) и (IV.12) в формулу (IV.7), |
|||
получим |
[95] |
|
|
|
|
0.0825Q, |
|
|
|
|
(IV. 13) |
Таким |
образом, величина кавитационного |
коэффициента |
в поворотнолопастной турбине предопределяется втулочным отно шением.
120
В радиально-осевых турбинах выходная кромка обычно имеет более криволинейную форму и за характерное поперечное сечение удобно принять сечение горловины отсасывающей трубы (рис. II.2, в). Если диаметр горловины отсасывающей трубы Dr, то аналогично (IV. 13) получим
0.0825Q;
(IV. 14)
DZ
n |
Dr |
где Dr = |
- ^ . |
В диагональных турбинах (рис. II.2, б) за площадь F следует принимать площадь конической поверхности, перпендикулярной ст2 в зоне выходной кромки, огра ниченной поверхностями камеры и
втулки рабочего колеса (рис. IV. 1)
F — я/ ^D B |
+ |
-)> (IV. 15) |
d r |
|
|
где / = |
sin 0 |
длина об |
|
|
разующей усеченного конуса; 0 —- угол между осью рабочего колеса
и |
осью поворота лопастей; DBb]X |
и |
dBT. вых — диаметры камеры и |
втулки рабочего колеса в зоне выходной кромки.
Таким образом, для диагональ ной турбины
Рис. IV. 1. Схема проточной части диагональной турбины
|
|
|
Л |
(°1ы х ~ dBT |
|
|
(IV.15') |
|
|
|
F = 4 |
|
sin 0 |
|
|
||
Если |
DBblx = £>i— AD |
и, следовательно, dBT-Bblx — dBT—■ |
||||||
-— AD (рис. IV. 1), то выражение (IV. 15') |
можно привести к сле |
|||||||
дующему |
удобному |
для расчетов виду: |
|
|
||||
|
F = |
ТЖТ) |
- |
5вт) (1 + |
< |
- 2 AD), |
(IV. 15") |
|
где dsr = dBT/D1— втулочное |
отношение |
и AD = ~ |
— о т н о с и |
|||||
тельное |
смещение |
выходной |
кромки |
от |
ла |
|
||
оси поворота лопасти |
||||||||
в радиальном направлении. |
|
|
коэффициент |
|
||||
Тогда |
предельный |
кавитационный |
|
|||||
|
ох = |
-----^ |
0,0825 sin2 0Q,'2 |
|
(IV.16) |
|||
|
--------=—- ----- . |
|||||||
|
|
|
(1—rfBT)2(I +dBT-2AD)* |
|
Последней формулой можно пользоваться до тех пор, пока DBblx > > Dr (рис. IV.1). Если DBbsx л Dr, то формула (IV.16) теряет
121