ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
ударах, а скалывание покрытия целыми кусками. Методика ра боты с лаками разработана ВНИИгидромашем [11]. Рекомендо вано двухслойное лаковое покрытие.
Нижний слой — лак ЭЦ-106, состоящий из раствора смолы 106
в этилцеллозольве из расчета 1 г смолы на 1 |
мл этилцеллозольва |
||||||||||||
с добавлением ярко-красного красителя. |
|
раствора |
гарпиуса |
||||||||||
Верхний |
слой — лак |
ЭГК, состоящий из |
|||||||||||
в ксилоле из расчета 1,5 |
г эфира на 1 мл ксилола с добавлением |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
зеленого |
красителя. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Различная |
|
окраска |
|||||
|
|
|
|
|
|
слоев лака выбрана для |
|||||||
|
|
|
|
|
|
удобства наблюдения. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Особое внимание сле |
|||||||
|
|
|
|
|
|
дует уделять подготовке |
|||||||
|
|
|
|
|
|
поверхности |
под |
лако |
|||||
|
|
|
|
|
|
красочное |
покрытие. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Поверхность |
|
должна |
|||||
|
|
|
|
|
|
быть |
|
отпескоструена |
|||||
|
|
|
|
|
|
с использованием очень |
|||||||
|
|
|
|
|
|
мелкого |
песка |
и тща |
|||||
|
|
|
|
|
|
тельно обезжирена. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Лак наносится на по |
|||||||
|
|
|
|
|
|
верхность детали |
при |
||||||
|
|
|
|
|
|
комнатной температуре. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
После |
нанесения |
каж |
|||||
|
|
|
|
|
|
дого слоя лака произво |
|||||||
|
|
|
|
|
|
дится |
сушка |
в |
течение |
||||
|
|
|
|
|
|
одного часа при темпе |
|||||||
Рис. V.I. Зоны возникновения кавитационных |
ратуре 80— 100° С. |
заме |
|||||||||||
каверн |
(а) |
и места разрушения |
лакового по |
Для |
удобства |
||||||||
крытия |
(б) |
на лопасти рабочего |
колеса ПЛ646 |
ров |
площадей |
эрозии |
|||||||
на лопасти |
рабочего колеса наносится |
||||||||||||
координатная |
сетка. |
В процессе эксперимента производится несколько промежу точных осмотров рабочего колеса. Во время осмотров фиксируется время начала разрушения каждого слоя лака и определяется скорость роста площади разрушения.
Верхний слой лака ЭГК менее стоек, он разрушается в 4—5 раз быстрее лака ЭЦ-106. По степени разрушения верхнего и ниж него слоев лака можно судить не только о местах разрушения, но и сравнивать в известной степени интенсивность кавитационного воздействия на разных режимах работы.
На рис. V.1 показаны зоны возникновения кавитационных ка верн на лопасти рабочего колеса ПЛ646, зафиксированные при стробоскопическом освещении, и места разрушения лакового покрытия. Испытания были проведены на стенде с рабочим коле
сом |
диаметром |
250 мм, продолжительность |
испытаний 10 ч, |
|
напор 16 м. |
Режим испытаний: Q] = 840 л/с; |
п{ — 100 об/мин; |
||
^"уст |
0,24, |
сГтурб |
0,19, |
|
152
В лаборатории гидромашин Ленинградского политехнического института в качестве легкоразрушаемого покрытия применялся свинец [8]. Свинец наносился на стальные лопасти рабочего ко
леса электролитическим способом. Толщина покрытия 0,08— 0,1 мм.
В связи с тем, что рабочее колесо радиально-осевой турбины целиком покрыть при помощи электролитического способа не возможно, была создана разборная конструкция колеса с выем ными лопастями.
Испытания проводились при напоре 30—70 м, диаметр мо дельного колеса 250 мм.
При испытаниях на освинцованных лопастях фиксируются зона эрозии и косвенно интенсивность, характеризуемая видом разру шенного покрытия, — помутнение, губчатое разрушение, полное удаление покрытия. После снятия формуляра и фотографирова ния лопасть очищается от поврежденного покрытия и покрывается свинцом заново.
Повторяемость результатов при этих испытаниях достаточно хорошая — изменение площадей эрозии при одинаковых режимах не превышает 5%.
Исследование влияния продолжительности испытаний на эро зию, проводившееся при напоре 55—70 м, показало, что зона эрозии, выявившаяся за первые 6 ч испытаний, в дальнейшем увеличивается незначительно, изменяется лишь характер раз рушения — от помутнения к полному удалению покрытия.
Зона эрозии не зависит также от напора, с увеличением напора меняется лишь интенсивность кавитационного воздействия: за 6 ч испытаний при Н = 32 м — помутнение поверхности; при Н = = 42-^52 м — губчатое разрушение; Н = 62 — полное удаление покрытия.
Для серийных испытаний по определению влияния условий работы (QJ, п{, сгуст) на эрозию были выбраны: продолжитель ность одного режима 6 ч, напор 50—60 м.
В качестве примера на рис. V.2 приведены результаты испы таний рабочего колеса Р0697в. На рисунке показаны универсаль ная характеристика колеса с нанесенными на ней режимами испы таний 1, 2, . . 6 и соответствующие этим режимам формуляры кавитационной эрозии лопастей. Испытания на каждом режиме
проводились с разными значениями |
кавитационного |
запаса, |
характеризуемого коэффициентом k0 = |
ауст/атурб. Изменение k„ |
|
производилось от 0,75, при котором кавитация приводит |
к срыву |
к. п. д., до ka = 2,5, когда кавитация полностью подавлена. Испытания на рабочем колесе Р0697в выявили две зоны эро зии: за входной кромкой и около выходной кромки лопастей. Зона эрозии на выходной кромке появляется лишь при ka = 1,25. При увеличении и уменьшении ka эта зона на основных режимах (3, 4) исчезает. Лишь на пониженных нагрузках она сохраняется
и при ka — 1,0.
153
Основная зона кавитационной эрозии, расположенная За входной кромкой лопасти, с увеличением кавитационного запаса постепенно уменьшается и при ka = 2,5 практически исчезает. В оптимальной зоне характеристики и на малых расходах эта зона исчезает уже при ka = 2,0.
Режимы: 1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Тыльная |
сторона |
Лицедая |
|
|
|
|
|
|
сторона |
W
500 600 700 800 900 1000 1100
Рис. V.2. Зоны и интенсивность кавитационной эрозии на ра бочем колесе Р0697в при различных режимах работы
[ |
| — п о м у т н е н и е п о в е р х н о с т и ; |
\222/ууЛ — г у б ч а т о е р а з р у ш е н и е ; |
|
— ск в о з н о е р а з р у ш е н и е п о к р ы т и я |
Рассматривая зависимость эрозии от мощности или от расхода, можно отметить, что наименьшие разрушения наблюдаются на режиме 1, где Q) = 50% Q\ max. С увеличением Q) эрозия воз растает, достигая максимума на режиме 4 (Q{max).
На рабочем колесе Р0697в разрушениям подвергается в основ ном тыльная сторона лопасти, однако на нерасчетных режимах, при больших п{ (малые напоры) разрушения возникают и на ра бочей стороне лопасти (режим 6, п\ = 95 об/мин).
154
Исследования кавитационной эрозии на моделях методом легкоразрушаемых покрытий позволяют выявить зоны кавитационного воздействия и оценить влияние режимов работы на интенсивность разрушений. Испытания наглядно показывают, что эрозия начи нается задолго до кавитационного срыва к. п. д. Так, например, для рабочего колеса Р0697в эрозия возникает при 0уст, в 2—2,5 раза превышающей атурб. Эти результаты согласуются с имею щимся опытом эксплуатации гидротурбин.
21. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭРОЗИИ НАТУРНЫХ ТУРБИН
Исследование кавитационной эрозии на натурных турбинах кроме выяснения основных закономерностей развития кавита ционных процессов в условиях действующих ГЭС, позволяет каче ственно оценить масштабный эффект и уточнить методы пересчета результатов эрозионных испытаний моделей турбин. Нужно отме тить сложность и большую трудоемкость исследования эрозии
внатурных условиях, однако без этих испытаний нет уверенности
вправильности методов пересчета результатов, полученных в ла боратории.
Натурные испытания имеют также большое значение для выяс нения влияния нагрузки, действующего напора и заглубления турбины на интенсивность кавитационной эрозии для конкрет ной ГЭС.
Первые публикации по исследованию кавитационной эрозии турбин в натурных условиях появились в 1958 г. [90, 91 ]. Кави тационная эрозия фиксировалась при помрщи легкоразрушаемых
покрытий.
В работе Р. Г. Кнаппа [911 излагаются результаты испытаний радиально-осевой турбины N = 30 МВт, Н = 24,4 м. В качестве легкоразрушаемого покрытия использовался чистый алюминий. Алюминиевая пластинка, изогнутая по форме лопасти, устанавли валась на входной кромке около нижнего обода как со стороны низкого, так и высокого давления. Крепление пластинки осуще ствлялось болтами, расположенными по ее краям.
Испытывался режим полной нагрузки и холостого хода. Время испытаний 5, 10, 20 мин. На каждый опыт ставились новые алюми ниевые пластинки. Интенсивность эрозии оценивалась по коли честву кавитационных вмятин на единицу площади в единицу вре
мени.
Испытания показали, что на холостом ходу разрушения отсут
ствовали. На полной нагрузке количество вмятин на 1 |
см2 за 1 с |
составляло 0,5— 1,1. Средний диаметр вмятин 0,06—0,1 |
мм. |
К недостаткам эксперимента следует отнести неудовлетвори |
тельное крепление |
алюминиевых пластин, которое привело к их |
|
отгибу на стороне |
низкого давления |
до 18 мм. |
В работе С. Керра и К. Розенберга |
[90] интенсивность кавита |
ционной эрозии оценивалась с помощью радиоизотопов.
155
Испытания проводились на ГЭС Вамма в Норвегии. Испыты
валась радиально-осевая турбина |
двухколесного типа |
N = |
= 8,3 МВт, Я = 26 м, Hs = 5,5 м. |
На рабочем колесе |
в зоне |
эрозии наносилось покрытие, содержащее радиоактивный мышьяк. Интенсивность эрозии определялась по уменьшению радиоактив
ности покрытия |
за |
определенный период |
испытаний. |
При |
из |
||||||||
1 0 0 |
|
|
|
г |
мерении |
направляющий аппарат |
за |
||||||
-о |
|
|
|
крывался |
|
и |
турбина |
вращалась |
|||||
5; |
|
|
|
|
|||||||||
> |
|
|
|
генератором в |
режиме |
синхронного |
|||||||
§ |
|
|
|
компенсатора в сухой камере. Счет |
|||||||||
* * 8 0 |
|
|
|
чик устанавливался |
в крышке смот |
||||||||
§ |
|
|
|
XI |
рового люка. Результаты испытаний |
||||||||
0 |
|
|
|
||||||||||
1 |
|
|
|
представлены на рис. V.3. |
|
|
|||||||
Со1 в о |
|
|
|
В СССР для |
исследования эрозии |
||||||||
ез |
|
|
J |
на натурных турбинах выбран метод |
|||||||||
£ |
|
|
легкоразрушаемых покрытий. Иссле |
||||||||||
* 4 0 |
|
|
1 |
___ . |
дования проводились научно-иссле |
||||||||
|
|
f |
|
||||||||||
as |
|
|
|
||||||||||
«са |
|
|
|
|
довательским сектором (НИС) Гидро |
||||||||
|
|
|
|
|
проекта |
и |
ЛМЗ. В качестве легко- |
||||||
S » |
|
/ |
|
|
разрушаемого |
материала |
использо |
||||||
|
|
|
|
||||||||||
8- |
|
/ |
|
|
вался отожженный алюминий марки |
||||||||
е |
|
|
|
|
АД1М (НВ 20). Толщина алюминие |
||||||||
1 |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
вых пластин 1—2 мм. В отличие от |
|||||||||
§ |
|
|
|
|
|||||||||
и |
6 |
В |
10 |
методики Р. Кнаппа, крепление алю |
|||||||||
§ |
|
|
/I/, МВт |
миниевых |
пластин |
осуществлялось |
|||||||
Рис. V.3. Зависимость эрозии от |
|||||||||||||
клеевым способом. Это обеспечивало |
|||||||||||||
мощности |
агрегата |
по |
опытам |
монолитное соединение пластины с ос |
|||||||||
С. |
Керра и К- |
Розенберга |
новным металлом и исключало вспу чивание и отгиб пластин. Приклеивание алюминиевых пластин производилось карбинольным или эпоксидным клеем № 153.
С о с т а в к а р б и н о л ь н о г о к л е я (в весовых частях)
Стабилизированный карбинольный сироп |
100 |
|
Перекись бензоила .......................................... |
|
2,5—3,0 |
Т ал ь к ........................................................................... |
|
70 |
С о с т а в э п о к с и д н о г о к л е я |
||
Полиэфирно-эпоксидно-тиоколовый |
ком |
100 |
паунд К .1 5 3 .......................................................... |
|
|
Полиэтиленполиамин.......................................... |
|
15—17 |
Т ал ьк ............................................................................ |
|
50 |
Для получения нужной вязкости приготовленный клей выдер живался в течение нескольких часов при комнатной температуре.
Поверхность алюминиевых пластин, подлежащая склейке, предварительно пескоструилась, а непосредственно перед нанесе нием клея обезжиривалась.
Пластины устанавливались и прижимались к лопасти рабочего колеса с помощью специального приспособления. Для быстрей
156