ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
шего схватывания клея осуществлялся подогрев участков склейки при 40—60° С. После отвердения клея приспособление снималось и производилась зачистка и заделка уступов и неровностей.
Время выдержки одного режима в зависимости от интенсивно сти кавитации на гидроэлектростанции выбиралось 10— 120 мин. За это время происходила пластическая деформация поверхности алюминиевых пластин кавитационными ударами без уноса мате риала.
При испытаниях, проводимых НИС Гидропроекта, оценка интенсивности эрозии производилась по количеству кавитацион ных вмятин на единицу площади или по отношению площади эрозии к общей площади лопасти.
Подсчет количества вмятин и площади эрозии производился после каждого режима испытаний без снятия пластин с лопастей. Перед новым режимом зона эрозии зачищалась. Таким образом, одни и те же пластины использовались для нескольких режимов.
Однако при большой интенсивности кавитации даже за 10 мин испытаний на алюминиевых пластинах появляются вмятины, которые трудно зачистить. К тому же, материал в процессе дефор мации меняет свои свойства за счет наклепа и условия испытаний становятся несопоставимыми. В связи с этим испытания, прово димые ЛМЗ, предусматривали после каждого режима испытаний снятие пластин и наклейку новых.
Следует также отметить, что для оценки эрозии показатель количества кавитационных вмятин на единицу площади недо статочен. Большое значение имеет и сила кавитационного удара, оцениваемая глубиной вмятины.
Можно представить массу слабых ударов, которые оставят лишь следы на алюминии, в то время как несколько сильных уда ров вызовут его разрушение.
Интенсивность кавитационного воздействия наиболее пра вильно определяется количеством унесенного металла, измеряе мого глубиной и площадью разрушенной поверхности. В связи с этим в качестве показателя интенсивности кавитации на ЛМЗ выбраны средняя глубина и площадь эрозии. Учитывая, что при испытаниях алюминиевые пластины не доводились до разрушения, связанного с весовыми потерями, средняя глубина эрозии под считывалась как средняя глубина деформированного металла. Этот показатель учитывает как количество, так и силу кавита ционных ударов. Поскольку на поверхности лопасти интенсив ность кавитационного воздействия неодинакова, вся зона эрозии разбивалась на отдельные участки, для которых определялась глубина деформации hR и площадь эрозии S3t-. Для определения глубины деформации из каждого участка поврежденной поверх ности вырезался образец размером 15 X 15 мм и для элемента поверхности 5 X 5 мм, расположенного в центре образца, строи лись профилограммы шести срезов длиной по 5 мм. Профило граммы строились с помощью микроскопа (Х320) с микрометри
157
ческим перемещением стола и тубуса. Глубина деформации опре делялась как отношение суммарной площади выступов и впадин относительно линии исходной поверхности к длине рассматривае мого участка
, |
5выст - f - 5вп |
/ Л J 1 \ |
к— — I— •
Осредненная по шести срезам глубина деформации служила характеристикой кавитационной эрозии на рассматриваемом уча
стке.
Суммарный объем деформации всей площади эрозии можно определить суммированием объемов по отдельным участкам
V n S К А г |
(V.2) |
i= 1 |
|
В СССР метод исследования кавитационной эрозии |
турбин |
с помощью легкоразрушаемых материалов получил название метода скоростной эрозии. Этим методом ЛМЗ проведены испы
тания |
одной |
поворотнолопастной |
турбины — Верхне-Туломской |
|
ГЭС и |
трех |
радиально-осевых — Баксанской, ГЭС Нива-III |
и |
|
Братской. |
|
|
|
|
Н а |
В е р х н е - Т у л о м с к о й ГЭС исследовано четыре |
|||
нагрузочных режима (табл. V.1). |
|
|
||
|
|
|
Т а б л и ц а |
V. 1 |
|
Режимы испытаний турбины |
Верхне-Туломской ГЭС |
|
Номер режима (рис. V.4) |
N в Мвт |
; |
|
S
»
*
sw a w
Ф в град
s s
ин
|
& |
s ’ |
t> |
n i в об/мин
О
ЧVO
иа
>>ь
"сГ ьн
1 |
38 |
58,1 |
—4,6 |
—3,0 |
170 |
0,25 |
103 |
550 |
0,13 |
1,92 |
2 |
48 |
58,4 |
—4,4 |
+ 1,8 |
208 |
0,25 |
103 |
690 |
0,16 |
1,56 |
3 |
57 |
58,4 |
—4,4 |
+ 5 ,1 |
228 |
0,25 |
103 |
825 |
0,19 |
1,32 |
4 |
62 |
58,2 |
— 4,6 |
+ 7 ,2 |
243 |
0,25 |
103 |
900 |
0,23 |
1,09 |
П р и м е ч а н и е |
: |
<р - угол разворота |
лопастей; а0 — |
открытие на- |
||
правляющего аппарата |
|
|
|
|
|
|
Время |
одного |
режима — 30 |
мин. |
Алюминиевые пластины |
||
наклеивались на две |
лопасти. |
Это обеспечивало |
дублирование |
|||
и контроль |
результатов. |
|
|
|
Нужно отметить, что существенных расхождений в эрозии каждой лопасти не обнаружено. На рис. V.4 показаны зоны эро зии на алюминиевых пластинах одной из лопастей. По резуль татам этих опытов можно установить влияние нагрузки турбины на интенсивность кавитационной эрозии.
158
Следует отметить, что при испытаниях величина Hs остаИаласЬ практически постоянной и с изменением мощности менялось значение k0, при этом максимальной мощности соответствовало минимальное значение ka = 1,09, а минимальной мощности — максимальное значение ka = 1,92.
Рис. V.4. Зоны эрозии на алюминиевых пластинах лопасти рабочего колеса Верхне-Туломской ГЭС; 1, 2, 3, 4 — номера режимов (табл. V.1)
| ' | — глубина |
деформации йд = 0 ч-З |
мкм; |
— глубина деформации Ад = |
— 3 ~т-10 мкм; |
— глубина деформации Ад > |
10 мкм; — — ------- - граница алюми |
|
|
ниевых |
пластин |
|
В процессе обработки результатов испытаний для каждой зоны эрозии, показанной на рис. V.4, подсчитывались глубина деформации и площадь. Интересно отметить, что наибольшая глубина деформации на участке за входной кромкой лопасти наблюдалась на режиме 2 (N == 48 МВт).
Имеющийся максимум глубины деформации не может быть объяснен влиянием величины скорости обтекания. Как показали проведенные расчеты, относительная скорость при имеющих место пределах изменения нагрузки меняется незначительно. Наличие
159
Максимума связано с динамиком смыкания кавитационной ка* верны при изменении ее размеров.
Площадь эрозии за входной кромкой ^увеличением мощности возрастает, при этом происходит удаление^области максимальных повреждений от линии кромки. На периферийном участке лопасти зона эрозии также возрастает с увеличением мощности.
Интегральная интенсивность кавитационного воздействия, ха-
рактеризуемая |
суммарным |
объемом деформации Ид, при увели- |
||||||
Vg км* |
|
|
|
|
чении мощности |
от 38 до |
||
|
|
|
|
58 МВт растет (рис. V.5). |
||||
7 5 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
А — " |
Дальнейшее |
увеличение |
|||
|
|
|
|
|
нагрузки приводит к не |
|||
|
|
|
|
|
которому снижению вели |
|||
|
|
|
|
|
чины 1/д. Такая |
зависи |
||
5 0 |
|
|
|
|
мость характерна |
как для |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ |
|
|
участка эрозии за входной |
|||
|
|
|
|
|
кромкой, так и для пери |
|||
|
|
|
|
|
ферии лопасти. |
|
||
2 5 |
|
|
|
|
Интересно сопоставить |
|||
|
|
|
|
|
результаты |
натурных ис |
||
|
|
|
|
|
пытаний |
с |
модельными. |
|
|
У |
-— 6 — / |
|
|
Один из режимов лабора |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
О |
____ £*= |
■ Ci |
- |
торных |
испытаний рабоче |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||
3 0 |
00 |
5 0 |
|
6 0 N ,M B t |
го колеса ПЛ646 на стенде |
|||
Рис. V.5. Зависимость интегральной интен |
диаметром 250 мм пред |
|||||||
ставлен |
на |
рис.УЛ. Этот |
||||||
сивности кавитационного воздействия от мощ |
режим соответствует режи |
|||||||
ности |
турбины |
Верхне-Туломской |
ГЭС: |
|||||
1 — зона |
эрозии за входной кромкой |
лопасти; |
му 3 на Верхне-Туломской |
|||||
2 — зона эрозии на периферийной кромке |
ГЭС (рис. V.4). Сопостав |
ляя эти результаты, можно отметить лишь качественное совпадение: как в лабораторных, так и в натурных условиях разрушение наблюдается вблизи входной
кромки тыльной стороны лопасти. В то же время имеется |
сущест |
венное несоответствие в локализации зон эрозии между |
моделью |
и натурой. |
|
На модельной турбине разрушение лакового покрытия ло пасти происходит в виде небольшого пятна диаметром около 10% длины входной кромки. Увеличение продолжительности испы таний с 10 до 30 ч не приводит к увеличению размеров пятна.
На натурной турбине зона разрушений занимает широкую полосу, вытянутую вдоль входной кромки. Протяженность зоны максимальной интенсивности составляет примерно 50% длины
входной кромки. |
|
|
Относительная площадь |
повреждения на натурной турбине |
|
во много раз больше, чем на модели, |
||
Г)2 |
30. |
|
D 1м |
||
и \п |
160
Существенно в ы ш е в натурных условиях и интенсивность ка витационной эрозии. Если на модельной лопасти лаковое покры тие разрушается путем выкола мельчайших частичек диаметром меньше 0,1 мм, то на натурной лопасти повреждения на алюми
ниевых пластинах |
имеют характер вмятин с диаметром до 1 мм |
и глубиной до 0,1 |
мм. |
Для сравнения стойкости лакового покрытия и алюминия были проведены испытания в гидродинамической трубе с интен сивностью кавитационного воздействия, близкой к турбинам Верхне-Туломской ГЭС. При этом было обнаружено, что разру шение лакового покрытия происходит в первые же секунды опыта. Лак скалывается в виде пятен диаметром до 2 мм. Полное разру шение покрытия происходит через 20—40 с. Учитывая, что на модельной турбине сквозные разрушения лакового покрытия появились через 10 ч испытаний, можно заключить, что интен сивность кавитационной эрозии на натурной турбине в сотни раз выше, чем на модели. Это вызвано большими линейными раз
мерами (DlH/D lM= 16,8), более высокими |
значениями |
скоростей |
(vJvM= 1,9), а также связанным с этим |
изменением |
характера |
кавитационного течения. На модельной лопасти кавитационная каверна в основном имеет гладкую поверхность и лишь в местах сильной турбулизации потока, расположенных ближе к перифе рийной кромке, гладкая поверхность каверны нарушается и происходит вынос за пределы каверны отдельных паровых пустот.
На натурной турбине степень турбулентности выше (ReH/ReM= = 32) и резкие возмущения каверны, сопровождаемые отрывом и выносом паровых пустот, могут иметь место по всей длине хво стовой части каверны, что и вызывает разрушения, расположен ные вдоль всей входной кромки лопасти.
Рассмотрим результаты испытаний на эрозию радиально-осе вых турбин.
Н а Б а к с а н с к о й ГЭС исследовалось рабочее колесо Р0697а опытной турбины. Кавитационные разрушения на этом колесе в условиях Баксанской ГЭС наблюдаются с тыльной сто роны лопастей вдоль всего нижнего обода. Наибольшая интенсив ность эрозии— в районе выходных кромок лопастей. В этом месте и были наклеены алюминиевые пластины. Размер пластин
155 X 120 мм.
На Баксанской ГЭС, кроме влияния мощности, было исследо вано влияние высоты отсасывания на кавитационную эрозию. Изменение высоты отсасывания производилось путем установки щитов в отводящей камере. Продолжительность одного режима была выбрана 2 ч.
Характеристика исследованных режимов приведена в табл. V.2. Результаты испытаний представлены на рис. V.6, где по оси абсцисс отложены мощность и ka, а по оси ординат — объем
деформации алюминия.
11 Н. И. Пылаев |
161 |