Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шего схватывания клея осуществлялся подогрев участков склейки при 40—60° С. После отвердения клея приспособление снималось и производилась зачистка и заделка уступов и неровностей.

Время выдержки одного режима в зависимости от интенсивно­ сти кавитации на гидроэлектростанции выбиралось 10— 120 мин. За это время происходила пластическая деформация поверхности алюминиевых пластин кавитационными ударами без уноса мате­ риала.

При испытаниях, проводимых НИС Гидропроекта, оценка интенсивности эрозии производилась по количеству кавитацион­ ных вмятин на единицу площади или по отношению площади эрозии к общей площади лопасти.

Подсчет количества вмятин и площади эрозии производился после каждого режима испытаний без снятия пластин с лопастей. Перед новым режимом зона эрозии зачищалась. Таким образом, одни и те же пластины использовались для нескольких режимов.

Однако при большой интенсивности кавитации даже за 10 мин испытаний на алюминиевых пластинах появляются вмятины, которые трудно зачистить. К тому же, материал в процессе дефор­ мации меняет свои свойства за счет наклепа и условия испытаний становятся несопоставимыми. В связи с этим испытания, прово­ димые ЛМЗ, предусматривали после каждого режима испытаний снятие пластин и наклейку новых.

Следует также отметить, что для оценки эрозии показатель количества кавитационных вмятин на единицу площади недо­ статочен. Большое значение имеет и сила кавитационного удара, оцениваемая глубиной вмятины.

Можно представить массу слабых ударов, которые оставят лишь следы на алюминии, в то время как несколько сильных уда­ ров вызовут его разрушение.

Интенсивность кавитационного воздействия наиболее пра­ вильно определяется количеством унесенного металла, измеряе­ мого глубиной и площадью разрушенной поверхности. В связи с этим в качестве показателя интенсивности кавитации на ЛМЗ выбраны средняя глубина и площадь эрозии. Учитывая, что при испытаниях алюминиевые пластины не доводились до разрушения, связанного с весовыми потерями, средняя глубина эрозии под­ считывалась как средняя глубина деформированного металла. Этот показатель учитывает как количество, так и силу кавита­ ционных ударов. Поскольку на поверхности лопасти интенсив­ ность кавитационного воздействия неодинакова, вся зона эрозии разбивалась на отдельные участки, для которых определялась глубина деформации hR и площадь эрозии S3t-. Для определения глубины деформации из каждого участка поврежденной поверх­ ности вырезался образец размером 15 X 15 мм и для элемента поверхности 5 X 5 мм, расположенного в центре образца, строи­ лись профилограммы шести срезов длиной по 5 мм. Профило­ граммы строились с помощью микроскопа (Х320) с микрометри­

157


ческим перемещением стола и тубуса. Глубина деформации опре­ делялась как отношение суммарной площади выступов и впадин относительно линии исходной поверхности к длине рассматривае­ мого участка

,

5выст - f - 5вп

/ Л J 1 \

кI— •

Осредненная по шести срезам глубина деформации служила характеристикой кавитационной эрозии на рассматриваемом уча­

стке.

Суммарный объем деформации всей площади эрозии можно определить суммированием объемов по отдельным участкам

V n S К А г

(V.2)

i= 1

 

В СССР метод исследования кавитационной эрозии

турбин

с помощью легкоразрушаемых материалов получил название метода скоростной эрозии. Этим методом ЛМЗ проведены испы­

тания

одной

поворотнолопастной

турбины — Верхне-Туломской

ГЭС и

трех

радиально-осевых — Баксанской, ГЭС Нива-III

и

Братской.

 

 

 

Н а

В е р х н е - Т у л о м с к о й ГЭС исследовано четыре

нагрузочных режима (табл. V.1).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

V. 1

 

Режимы испытаний турбины

Верхне-Туломской ГЭС

 

Номер режима (рис. V.4)

N в Мвт

;

 

S

»

*

sw a w

Ф в град

s s

ин

 

&

s ’

t>

n i в об/мин

О

ЧVO

иа

>>ь

"сГ ьн

1

38

58,1

—4,6

—3,0

170

0,25

103

550

0,13

1,92

2

48

58,4

—4,4

+ 1,8

208

0,25

103

690

0,16

1,56

3

57

58,4

—4,4

+ 5 ,1

228

0,25

103

825

0,19

1,32

4

62

58,2

— 4,6

+ 7 ,2

243

0,25

103

900

0,23

1,09

П р и м е ч а н и е

:

<р - угол разворота

лопастей; а0

открытие на-

правляющего аппарата

 

 

 

 

 

Время

одного

режима — 30

мин.

Алюминиевые пластины

наклеивались на две

лопасти.

Это обеспечивало

дублирование

и контроль

результатов.

 

 

 

Нужно отметить, что существенных расхождений в эрозии каждой лопасти не обнаружено. На рис. V.4 показаны зоны эро­ зии на алюминиевых пластинах одной из лопастей. По резуль­ татам этих опытов можно установить влияние нагрузки турбины на интенсивность кавитационной эрозии.

158


Следует отметить, что при испытаниях величина Hs остаИаласЬ практически постоянной и с изменением мощности менялось значение k0, при этом максимальной мощности соответствовало минимальное значение ka = 1,09, а минимальной мощности — максимальное значение ka = 1,92.

Рис. V.4. Зоны эрозии на алюминиевых пластинах лопасти рабочего колеса Верхне-Туломской ГЭС; 1, 2, 3, 4 — номера режимов (табл. V.1)

| ' | — глубина

деформации йд = 0 ч-З

мкм;

— глубина деформации Ад =

— 3 -10 мкм;

— глубина деформации Ад >

10 мкм; — — ------- - граница алюми­

 

ниевых

пластин

 

В процессе обработки результатов испытаний для каждой зоны эрозии, показанной на рис. V.4, подсчитывались глубина деформации и площадь. Интересно отметить, что наибольшая глубина деформации на участке за входной кромкой лопасти наблюдалась на режиме 2 (N == 48 МВт).

Имеющийся максимум глубины деформации не может быть объяснен влиянием величины скорости обтекания. Как показали проведенные расчеты, относительная скорость при имеющих место пределах изменения нагрузки меняется незначительно. Наличие

159

Максимума связано с динамиком смыкания кавитационной ка* верны при изменении ее размеров.

Площадь эрозии за входной кромкой ^увеличением мощности возрастает, при этом происходит удаление^области максимальных повреждений от линии кромки. На периферийном участке лопасти зона эрозии также возрастает с увеличением мощности.

Интегральная интенсивность кавитационного воздействия, ха-

рактеризуемая

суммарным

объемом деформации Ид, при увели-

Vg км*

 

 

 

 

чении мощности

от 38 до

 

 

 

 

58 МВт растет (рис. V.5).

7 5

 

 

 

 

 

 

 

А — "

Дальнейшее

увеличение

 

 

 

 

 

нагрузки приводит к не­

 

 

 

 

 

которому снижению вели­

 

 

 

 

 

чины 1/д. Такая

зависи­

5 0

 

 

 

 

мость характерна

как для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

 

 

участка эрозии за входной

 

 

 

 

 

кромкой, так и для пери­

 

 

 

 

 

ферии лопасти.

 

2 5

 

 

 

 

Интересно сопоставить

 

 

 

 

 

результаты

натурных ис­

 

 

 

 

 

пытаний

с

модельными.

 

У

-— 6 — /

 

 

Один из режимов лабора­

 

 

 

 

 

 

 

О

____ £*=

■ Ci

-

торных

испытаний рабоче­

 

 

 

 

 

 

 

3 0

00

5 0

 

6 0 N ,M B t

го колеса ПЛ646 на стенде

Рис. V.5. Зависимость интегральной интен­

диаметром 250 мм пред­

ставлен

на

рис.УЛ. Этот

сивности кавитационного воздействия от мощ­

режим соответствует режи­

ности

турбины

Верхне-Туломской

ГЭС:

1 — зона

эрозии за входной кромкой

лопасти;

му 3 на Верхне-Туломской

2 — зона эрозии на периферийной кромке

ГЭС (рис. V.4). Сопостав­

ляя эти результаты, можно отметить лишь качественное совпадение: как в лабораторных, так и в натурных условиях разрушение наблюдается вблизи входной

кромки тыльной стороны лопасти. В то же время имеется

сущест­

венное несоответствие в локализации зон эрозии между

моделью

и натурой.

 

На модельной турбине разрушение лакового покрытия ло­ пасти происходит в виде небольшого пятна диаметром около 10% длины входной кромки. Увеличение продолжительности испы­ таний с 10 до 30 ч не приводит к увеличению размеров пятна.

На натурной турбине зона разрушений занимает широкую полосу, вытянутую вдоль входной кромки. Протяженность зоны максимальной интенсивности составляет примерно 50% длины

входной кромки.

 

Относительная площадь

повреждения на натурной турбине

во много раз больше, чем на модели,

Г)2

30.

D

и \п

160


Существенно в ы ш е в натурных условиях и интенсивность ка­ витационной эрозии. Если на модельной лопасти лаковое покры­ тие разрушается путем выкола мельчайших частичек диаметром меньше 0,1 мм, то на натурной лопасти повреждения на алюми­

ниевых пластинах

имеют характер вмятин с диаметром до 1 мм

и глубиной до 0,1

мм.

Для сравнения стойкости лакового покрытия и алюминия были проведены испытания в гидродинамической трубе с интен­ сивностью кавитационного воздействия, близкой к турбинам Верхне-Туломской ГЭС. При этом было обнаружено, что разру­ шение лакового покрытия происходит в первые же секунды опыта. Лак скалывается в виде пятен диаметром до 2 мм. Полное разру­ шение покрытия происходит через 20—40 с. Учитывая, что на модельной турбине сквозные разрушения лакового покрытия появились через 10 ч испытаний, можно заключить, что интен­ сивность кавитационной эрозии на натурной турбине в сотни раз выше, чем на модели. Это вызвано большими линейными раз­

мерами (DlH/D lM= 16,8), более высокими

значениями

скоростей

(vJvM= 1,9), а также связанным с этим

изменением

характера

кавитационного течения. На модельной лопасти кавитационная каверна в основном имеет гладкую поверхность и лишь в местах сильной турбулизации потока, расположенных ближе к перифе­ рийной кромке, гладкая поверхность каверны нарушается и происходит вынос за пределы каверны отдельных паровых пустот.

На натурной турбине степень турбулентности выше (ReH/ReM= = 32) и резкие возмущения каверны, сопровождаемые отрывом и выносом паровых пустот, могут иметь место по всей длине хво­ стовой части каверны, что и вызывает разрушения, расположен­ ные вдоль всей входной кромки лопасти.

Рассмотрим результаты испытаний на эрозию радиально-осе­ вых турбин.

Н а Б а к с а н с к о й ГЭС исследовалось рабочее колесо Р0697а опытной турбины. Кавитационные разрушения на этом колесе в условиях Баксанской ГЭС наблюдаются с тыльной сто­ роны лопастей вдоль всего нижнего обода. Наибольшая интенсив­ ность эрозии— в районе выходных кромок лопастей. В этом месте и были наклеены алюминиевые пластины. Размер пластин

155 X 120 мм.

На Баксанской ГЭС, кроме влияния мощности, было исследо­ вано влияние высоты отсасывания на кавитационную эрозию. Изменение высоты отсасывания производилось путем установки щитов в отводящей камере. Продолжительность одного режима была выбрана 2 ч.

Характеристика исследованных режимов приведена в табл. V.2. Результаты испытаний представлены на рис. V.6, где по оси абсцисс отложены мощность и ka, а по оси ординат — объем

деформации алюминия.

11 Н. И. Пылаев

161