Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кавитации. Движущиеся вдоль профиля с потоком кавитационные пузырьки визуально наблюдаются уже при k = 0,7-f-0,8. При снижении числа кавитации частота следования пузырьков возрас­ тает, но величина су не изменяется и остается такой же, как при бескавитационном обтекании. Лишь при k = 0,50-ьО,55 (рис. 1.10) кавитация начинает влиять на величину су. Сначала коэффициент подъемной силы несколько возрастает, а затем резко уменьшается. Однако местный подъем кривой су = / (k) перед падением наблю­ дается не всегда.

Величина коэффициента силы сопротивления сх при кавитации возрастает, что приводит в конечном итоге к снижению гидроди­ намического качества профиля (отношения су!сх) и падению к. п. д.

Следует отметить, что при кавитации величины подъемной силы и силы сопротивления сильно пульсируют. Пульсации возрастают по мере развития кавитации до тех пор, пока зона замыкания ка­ верн не выходит за пределы профиля.

На рис. 1.10 нанесены кривые изменения су от k, соответству­ ющие разным содержаниям воздуха в воде. Воздухосодержание определяется в процентах к общему объему воды и обозначается буквой а. Это общее воздухосодержание: сюда входит и растворен­ ная в воде часть газа и не растворенная. Как видно из графика, при большем воздухосодержании кавитация проявляется раньше (при больших значениях числа кавитации) и начинает влиять на величину су.

При

пленочных формах кавитации (II и III) характер зависи­

мостей

су — f (k) и сх = / (k)

практически такой же,

как при

форме I. При появлении каверны на профиле ее влияние на гидро­

динамические характеристики

не ощущается. При

снижении

числа кавитации длина каверны /кав растет и при некоторой длине начинает влиять на величину су. Зависимости су — f (k) для про­ филей в решетке качественно такие же, как для изолированных профилей.

Уместно сопоставить относительную длину каверны (стадию развития кавитации)

 

/ к а в =

- ^ ,

0 - 1 1 )

гДе

^кав — длина каверны с

относительной

протяженностью

зоны растягивающих напряжений (р <(ри)

 

 

/Р =

-j-,

(U2)

где

/р — протяженность зоны

растягивающих

напряжений, по

эпюре распределения давления при бескавитационном обтекании. При уменьшении числа кавитации k величина тоже растет в соответствии с эпюрой (рис. 1.3) и условием (1.6).

Испытания показывают, что при второй форме кавитация начи­ нается в соответствии с условием (1.6'), т. е. тогда, когда мини­

22


мальное давление по эпюре достигает величины давления парооб­ разования. Длина каверны вначале практически совпадает с дли­ ной участка растягивающих напряжений, а затем растет значи­ тельно быстрее.

При третьей форме кавитация возникает в протяженной зоне отрыва пограничного слоя при осредненном давлении выше pd. Дополнительное разрежение в кавитационной зоне возникает благодаря вихреобразованию в районе критической точки. Связь стадии развития кавитации с эпюрой бескавитационного обтекания нарушается. На больших углах атаки, например а = 9, 10°, кавитация наступает на одном из профилей при kt = 4,0, в то время как kKp — —pmin «=> 1,0.

4. КАВИТАЦИОННАЯ ЭРОЗИЯ

Кавитационные процессы наряду со снижением к. п. д. устано­ вки, появлением шумов и вибраций конструкций вызывают разру­ шение обтекаемых поверхностей. Разрушение поверхностей дета­ лей вследствие кавитации, называемое кавитационной эрозией, впервые было обнаружено на гребных винтах, когда в качестве привода вместо паровой машины стала использоваться паровая турбина. Поверхность металла, разрушенного кавитацией, приоб­ ретает характерное губчатое строение с глубоко проникающими ка­ налами.

Впервых работах о природе кавитационной эрозии, опубли­ кованных в 1917— 1919 гг., этот процесс рассматривался как меха­ ническое разрушение поверхности, вызываемое гидравлическими ударами, возникающими при быстром сжатии кавитационных ка­ верн.

Втечение последующих пятидесяти лет было выдвинуто не­ сколько десятков различных гипотез о природе кавитационной эрозии. «Ни один из эффектов кавитации, как эрозия, не вызывает столько попыток объяснить это явление, создать теорию, не проти­ воречащую опыту и практике. Если рассмотреть историю этого вопроса, то увидим, как одни теории сменяются новыми, а затем появляются старые воззрения, подкрепляемые результатами при­ менения новых физических методов в исследовании кавитации»

[70].

Многочисленные гипотезы, объясняющие тем или иным спосо­ бом природу кавитационных разрушений, во многом противоре­

чивы. Их отличие объясняется принципом, который принят за основу при объяснении процесса эрозии, — механический, корро­ зионный или смешанный.

Выше был рассмотрен характер образования и сжатия кавита­ ционных каверн. Наиболее исследована пузырьковая форма кави­ тации. Однако кроме отдельных пузырьков встречаются другие формы кавитации, когда разрыв сплошности происходит в виде гроздьев пузырьков, в виде вихревого жгута, в виде полости. Различают также формы кавитации по месту замыкания кавита­

23


ционной каверны, например в потоке или на поверхности деталей; по степени устойчивости кавитационной каверны в пространстве и во времени.

Различные формы кавитации определяются характером обтека­ ния, величиной скоростей и давлений, линейными размерами тела, воздухосодержанием жидкости, температурой. Следует учитывать также градиенты давления в зоне возникновения кавитации, те­ чение в пограничном слое и т. д. Формы кавитации в виде отдельно следующих пузырьков и в виде полости, связанной с телом, рас­ смотрены в предыдущем параграфе. Вихревая кавитация обычно формируется в области концевых зазоров турбин, а также при обтекании различных неровностей. Разрыв сплошности потока в этом случае происходит в центре вихрей.

Рассмотрим более подробно характер замыкания кавитацион­ ных каверн и силы, действующие при этом.

В 1917 г. Релей [99], рассматривая пузырек, содержащий только водяные пары при насыщающем давлении, и полагая, что жидкость несжимаема и силы давления имеют сферическую сим­ метрию, установил, что скорость жидкости на границе сжимаю­ щегося пузырька определяется как

“Ч /Ч тК ж —')•

<1ЛЗ>

а давление в жидкости в момент замыкания пузырька

 

Р = 0,163 ( ^ ) 3Р0-

(1.14)

В этих формулах R 0 и R — начальный и текущий

радиусы пу­

зырька; р 0— давление жидкости на бесконечном удалении от пу­ зырька; р — плотность жидкости.

Анализируя приведенные формулы, можно заметить, что при R —>0 скорость стенки жидкости и давление стремятся к бесконеч­ ности.

Кук [84] рассмотрел процесс замыкания кавитационного пу­ зырька с ударом жидкости о твердую поверхность. Приравняв кинетическую энергию столба жидкости высотой Ah, ударяю­ щуюся со скоростью v о твердую поверхность, потенциальной энергии, в которую кинетическая энергия превращается при ударе, Кук получил следующую зависимость:

ри2 Ah = хр2 Ай, (1.15)

где к — коэффициент сжимаемости жидкости.

Тогда мгновенное давление на поверхности тела будет

p=vVir (1.16)

или для воды р = 14v (р — в кгс/см2; v — в м/с),

24


Для скоростей удара 80— 100 м/с давление на поверхности твер­ дого тела 1120— 1400 кгс/см2. Такие давления недостаточны для разрушения стали. Вероятно, в момент соударения образца со струей имеет место кумулятивный эффект при замыкании кавита­ ционных каверн [31 ]. Скорости удара при этом возрастут в 3—4 раза, и давления, развиваемые при ударе, достигнут предела теку­ чести материала.

В 1944 г. М. Корнфельдом и Л. Я- Суворовым [34] впервые было замечено, что кавитационные пузырьки не имеют сферической формы. При помощи скоростной съемки было также замечено, что некоторые пузырьки, расположенные на поверхности твердого

тела, как бы продавливаются жидкостью, которая проникает в по­ лость пузырька и соударяется с твердой поверхностью

(рис. 1.11, а).

В работе С. П. Козырева [30], изучавшего срывную кавитацию при обтекании круглого цилиндра в плоскопараллельном потоке, указывается, что стационарная кавитационная каверна пульси­ рует, то удлиняясь со скоростью до 40 м/с, то укорачиваясь со ско­ ростью до 80 м/с. Эти скоростные перемещения поверхности ка­ верны автор представляет как удары, производимые поверхностью каверны по окружающей жидкости. При этом было обнаружено, что полного смыкания каверн не происходит, диаметр каверны при ее расширении и сжатии меняется примерно в два раза.

Нод и Эллис [45], исследуя процесс смыкания неполусфериче­ ского пузырька на твердой поверхности, путем теоретических расчетов, подтвержденных затем экспериментом, пришли к выводу, что стенка пузырька прогибается внутрь, образуя входящую струю, которая и производит разрушение (рис. 1.11, б).

Таким образом, в настоящее время существуют два мнения о ха­ рактере замыкания кавитационных пузырьков: во-первых, захло-

25

пыванйе кавитационного пузырька с сохранением сферической симметрии, и, во-вторых, захлопывание пузырька путем продавливания входящей струей. В зависимости от характера замыкания кавитационных пузырьков различаются и гидромеханические силы, возникающие при этом.

При замыкании шарового кавитационного пузырька возни­ кает сферическая ударная волна, которая может вызвать разруше­ ние поверхности обтекаемого тела, если замыкание произошло в непосредственной близости от него.

При замыкании пузырька путем продавливания его стенки разрушение поверхности происходит под действием входящей струи.

Наличие гидромеханических сил при захлопывании кавита­ ционных каверн в настоящее время ни у кого не вызывает сомне­ ния. Тем не менее, некоторые исследователи отводят этим силам второстепенную роль, считая, что разрушение происходит, в основ­ ном, вследствие электрохимических процессов, а механические силы лишь удаляют продукты коррозии.

Электрохимические процессы при кавитации Нехлеба [96] объясняет, например, следующим образом. При замыкании кави­ тационных пузырьков происходят удары воды о поверхность твердого тела. В месте удара происходит точечный нагрев мате­ риала. Нагретая часть поверхности, взаимодействуя с остальной — холодной, приводит к образованию термоэлемента. Возникновение термоэлементов вызывает электрохимические процессы коррозии, разрушающей поверхностный слой.

Петрачи [101] считает, что электрические токи возбуждаются

всмежных кристаллах твердого тела вследствие переменных на­ пряжений и деформаций, возникающих при сжатии кавитацион­ ных каверн.

К. К- Шальнев [72] рассматривает кавитационное разрушение поверхности металла как электрохимический процесс на границе металл—жидкость, металл—атмосфера кавитационной каверны. Чередование этих фаз вызывает появление мгновенных электрод­ ных потенциалов, которые увеличивают интенсивность коррозии

всотни и тысячи раз по сравнению с постоянным соприкоснове­ нием металла с электролитом.

Высказывались также взгляды о появлении электрических разрядов при сжатии кавитационных каверн, о выделении атомар­ ного кислорода и т. д.

Наличие коррозионного фактора при кавитации подтверж­

дается многочисленными экспериментами, показывающими, что материалы с высокой сопротивляемостью коррозии в статических условиях, например в морской воде, имеют высокую стойкость и в опытах на сопротивление кавитационной эрозии.

Однако известно, что пассивные в отношении коррозии мате­ риалы — золото, стекло, агат — также подвержены кавитацион­ ным разрушениям.

26


Сторонники гипотезы о преобладающем влиянии механического фактора при кавитации приводят все новые подтверждения своей точки зрения. Среди них — характер разрушения поверхностного слоя.

Л. А. Гликман [17 ] на основе микроскопического исследования большой группы металлов установил, что кавитационное разруше­ ние сопровождается пластической деформацией тонкого поверх­ ностного слоя — наклепом. Для низкоуглеродистой (0,12% С) и аустенитной (1Х18Н9Т) сталей повышение микротвердости со­ ставляло соответственно 20 и 50%. Рентгенографические исследо­ вания показывают наличие наклепа на глубину до 40 мк. Поверх­ ность материала при этом подвергается «бомбардировке» гидравли­ ческими ударами, причем каждый удар охватывает очень малую область, соизмеримую с размерами отдельных структурных состав­ ляющих.

Разрушение рассматривается Л. А. Гликманом как процесс, связанный с выколами мелких частиц материала за счет цикличе­ ской пластической деформации, протекающей при одностороннем или асимметричном цикле сжатия со средними сжимающими на­ пряжениями.

Разрушение усиливается за счет коррозии, действующей одно­ временно с механическими ударами.

Точка зрения на эрозию как на усталостный или коррозионно­ усталостный процесс поддерживается многими исследователями.

Существуют и другие точки зрения на характер разрушения поверхностного слоя. Так, например, Кнапп [931 считает, что каж­ дый гидравлический удар вызывает остаточную деформацию и раз­ рушение. Согласно его исследованиям, в зоне максимальной эро­ зии на образце из алюминия в среднем образуется 10 язвин на 1 см2 в секунду. Размер язвин примерно 0,06 мм. На элемент по­ верхности приходится один удар за каждые 100 мин или примерно 5000 ударов в год. Столь низкая частота, по мнению Кнаппа, не согласуется с известными представлениями об усталостной при­ роде кавитационного разрушения.

Нужно отметить большие трудности в исследовании кавита­ ционной эрозии, являющейся следствием процессов замыкания кавитационных каверн, протекающих с огромными скоростями. Поскольку сам процесс кавитации не до конца ясен, вызывает за­ труднение и объяснение его следствия — кавитационной эрозии. Однако из рассмотрения различных точек зрения на механизм кавитационной эрозии можно с уверенностью сказать, что перво­ причиной разрушения являются гидромеханические силы, возни­ кающие при смыкании кавитационных каверн. Процессы меха­ нического разрушения материала сопровождаются интенсивной коррозией. Соотношение между механическим и коррозионным факторами разрушения, а также силы, возникающие при замыка­ нии кавитационных каверн, будут рассмотрены в связи с исследо­ ваниями кавитационной стойкости материалов.

27