ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
ГЛАВА II |
О С О Б Е Н Н О С Т И |
|
К А В И Т А Ц И И |
|
Г И Д Р О Т У Р Б И Н |
6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основными вредными следствиями кавитации в гидротурбинах являются ухудшение энергетических параметров и кавитационная эрозия. Большое значение имеют также вибрации и шум, возни кающие при кавитации.
При достаточной степени развития кавитация настолько нару шает нормальное течение потока, что резко возрастают потери энергии, снижаются к. п. д. и мощность. Таким образом, уже при выборе основных параметров гидротурбины необходимо учитывать возможность проявления кавитации. Поэтому в процессе развития гидротурбостроения многие годы основное внимание специалистов сосредоточивалось в первую очередь на влиянии кавитации На энергетические показатели.
Разработаны и непрерывно совершенствуются методика и испы тательное оборудование для кавитационных исследований моделей гидротурбин. При испытаниях определяются границы допустимых режимов работы турбины, обеспечивающих отсутствие влияния кавитации на энергетические параметры. В связи с этим иссле дуются вопросы подобия, масштабного эффекта, правомерность использования результатов модельных испытаний в натурных условиях, пределы допустимости такого использования.
Впоследние 15—20 лет все большее значение в гидротурбо строении приобретают исследования эрозионных следствий кави тации.
Вначале исследования ограничивались сбором и система тизацией данных по кавитационной эрозии действующих турбин,
атакже разработкой и испытаниями кавитационностойких кон струкционных материалов и покрытий. В настоящее время такие исследования дополняются изучением эрозионной способности ка витации при разных ее формах и различных степенях развития, разработкой гидродинамических средств снижения эрозионной способности кавитации.
Исследования проводятся не только в лабораторных, но и в на турных условиях, при эксплуатации турбин. В данном случае вопросы моделирования оказываются еще более сложными. Начата
3 Н. И. Пылаев |
33 |
разработка расчетного метода Прогнозирования кавитационной эрозии гидротурбин на стадии проектирования.
При любых формах кавитации генерируются высокочастотные, Звуковые и ультразвуковые колебания. Это внешнее проявление кавитации, легко регистрируемое аппаратурой, находящейся вне потока рабочей жидкости, уже много лет пытаются использовать для исследования процесса кавитации в действующих турбинах, для диагностики степени развития кавитации, опасности кавита ционной эрозии. Некоторые успехи в этом направлении достиг нуты.
При некоторых формах кавитации, особенно в радиально-осе вых турбинах, в проточной части возникают низкочастотные пуль сации Давления с большой амплитудой, приводящие к опасным вибрациям всего агрегата и здания ГЭС. Исследованиям условий возникновения низкочастотных пульсаций и методам предотвраще ния вибраций агрегата посвящено значительное число эксперимен тальных и теоретических работ.
7. КАВИТАЦИОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ И ВЫСОТА ОТСАСЫВАНИЯ
Кавитационные качества гидротурбины принято оценивать ка витационным коэффициентом.
Выпишем уравнения Бернулли для нескольких характерных точек Проточного тракта гидротурбинного блока (рис. II. 1), пола гая их расположенными на одной линии тока:
Ро |
Я: |
pi |
cl |
|
|
+ Лйо-i; |
|
У |
у - + |
|
|
||||
ч |
|
|
|
|
|
||
Pi |
, Ш1 “l |
, fj |
, U |
„ |
ау2 |
и} |
|
Р к |
I ___к |
К_ I |
|||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
У |
' 2g |
2g |
о2
|
|
Л |
W rf |
t i n |
|
|
A /ii-к = |
~Y + |
-щ ; — |
2^: |
H$ — h2 + A/11-2; |
Pv |
, |
■ H . |
■ ^2 -“ |
+ |
2 | + A/I2-3. |
ДГ |
2£ |
|
|
|
|
(II.1)
(П.2)
( П . З )
Точки 0 и 3 — соответственно на верхнем и нижнем бьефах; Точки 1 и 2 — на входной и выходной кромках лопасти бесконечно близки к точкам Г и 2' вне рабочего колеса. Точка к на профиле выбирается там, где имеет место минимальное давление.
Давления на верхнем р 0и нижнем р3бьефах равны атмосферным барометрическим давлениям. Можно считать, что они практически
одинаковы и -у- = = В. Точки 0 и 3 верхнего и нижнего бье
фов выбираются там, где фиксируются отметки бьефов. В этих местах абсолютные скорости сп и са движения потоков очень малы и членами c\j2g и c\/2g можно пренебречь ввиду малости.
34
Так как точки 1 и Г на входе и 2 и 2' на выходе из рабочего колеса бесконечно близки друг к другу, можно считать, что ру — = pi; р2' = Р2) су = Cl и Су = С2.
Как было принято, рк = рт1п. В уравнениях (И.2) w и и — относительная и переносная скорости; Д/г£_; — потери напора на участке линии тока от точки г до точки /. Складывая уравнения (II.2) и (II.3), вводя в левую и правую части дополнительное сла
гаемое Hd — ~ |
и деля |
обе |
части на напор Я, получаем |
|
Pmin _ |
Pd |
|
|
|
у |
у _ В — H s — H d |
hK |
|
|
Н |
~ |
Н |
Н |
|
{ w l - u l ) - ( w l - u ^ ) + c \ |
А/гк,3 |
|||
----------------- |
2gH------------- |
|
+ Н |
■ |
( П А )
Первый член правой части уравне ния называется кавитационным ко эффициентом установки
^уст — В |
I^fT~' Cl |
(IL5) |
|
|
и сумма третьего |
и четвертого чле |
|
||
нов — кавитационным коэффициен |
|
|||
том турбины |
|
|
|
|
« ~ < ) - № - 4 ) + с1 |
|
|||
<7турб — |
2gH |
Рис. |
II. 1. Схема гидротурбин |
|
-£ к-з. |
||||
(П-6) |
ного блока |
Если пренебречь пока обычно малой величиной До = hjH, то при Pmin = Pd имеет место условие
^уст ^турб*
Понятия о кавитационных коэффициентах турбины и установки ввел в 1924 г. Тома [103].
Величина Hs характеризует степень заглубления турбины и называется высотой отсасывания, которая отсчитывается от гори зонтальной плоскости, проходящей через лопасти рабочего колеса и связанной с тем или иным конструктивным элементом турбины до уровня нижнего бьефа.
Для осевых поворотнолопастных турбин за плоскость отсчета принято считать плоскость, проходящую через оси поворота лопа стей рабочего колеса (рис. II.2, а). Для диагональных поворотно лопастных турбин [25 ] — через точки пересечения осей поворота лопастей рабочего колеса с поверхностью камеры рабочего колеса Яз1 или через верхнюю поверхность нижнего кольца направляю щего аппарата Яз2 (рис. И .2, б). Для радиально-осевых турбин
3* |
35 |
со
О
Рис. II.2. Схема расположения плоскостей отсчета высоты отсасывания для разных турбин: |
а — поворотнолопаст- |
ной; 6 — диагональной; в — радиально-осевой; г — горизонтальной |
|
(рис. II.2, в) — через верхнюю поверхность нижнего кольца на правляющего аппарата Hsl или иногда через середину высоты лопа ток направляющего аппарата # s2. Для горизонтальных турбин (рис. II.2, е) — через наивысщую точку лопастей рабочего колеса.
Чем меньше высота отсасывания, тем больше заглубляется турбина, тем в более благоприятных условиях в кавитационном отношении работает турбина, но и тем больше капитальные за траты на строительство ГЭС. В большинстве случаев реальные вы соты отсасывания имеют отрицательные величины. Величину, равную абсолютному значению отрицательной высоты отсасыва ния, иногда называют заглублением.
Выбор рациональной высоты отсасывания является одним из важнейших вопросов, возникающих при проектировании гидро турбины и гидростанции в целом.
Чтобы полностью исключить кавитацию на лопастях рабочего колеса, необходимо, чтобы давление в любой точке лопасти было больше давления насыщенных паров, т. е.
Pmin > Pd- |
( I L 8 ) |
В соответствии с зависимостями (И.4), (II.5) и (И.6) условие |
|
(II.8) равносильно условию |
|
^уст ^ ^турб* |
(II.9) |
Из (II.5) следует, что |
|
Н5 = В — Hd — оустЯ. |
(11.10) |
Чем больше принята величина кавитационного коэффициента 0уст, тем получаются меньшая величина высоты отсасывания Hs или большее заглубление. Выбор величины ауст зависит по условию (II.9) от величины 0турб. Следовательно, задача заключается в том, чтобы кавитационный коэффициент турбины атурб для проектируе мых машин был как можно меньше.
Кавитационный коэффициент турбины в принципе может быть определен по формуле (II.6). В случае осевой турбины, если допу стить, что линия тока расположена на цилиндрической поверхности «к — и %= и, и, пренебрегая потерями, формулу (II.6) можно упростить
-'турб |
г| + |
с\ |
( 1 1 |
. 1 1) |
2gH |
|
так как в этих условиях wK — wmax. С другой стороны, из вы ходного треугольника скоростей следует, что
W2 — U2 |
С2 — 2M2cu2- |
(11.12) |
Если на выходе из рабочего колеса поток мало закручен и окружная составляющая абсолютной скорости Си2 *=&0, то для
37
оценки кавитационного коэффициента турбины можно воспользо ваться следующим выражением:
*Курб |
(11.13) |
2gH |
Если известно из эксперимента или из теории распределение давления по лопасти, то в соответствии с зависимостями (II.4) и (II.6) можно вести расчет по следующей формуле:
|
5 _ P m l n |
|
|
^турб |
Jf |
• |
(11.14) |
Последней зависимостью обычно пользуются на предваритель ных стадиях проектирования турбины при профилировании ло пастных систем.
Однако возможности расчета ограничены. Точка профиля с ми нимальным давлением и величина этого давления обычно неиз вестны. Кроме того, они меняются при изменении режима работы турбины, а расчет ведется для фиксированных линий тока или сечений.
Практически всегда кавитационный коэффициент турбины определяется экспериментальным путем. На специальных кавита ционных стендах испытывается уменьшенная модель турбины. После снятия обычной энергетической характеристики при заведо мом отсутствии кавитации исследуются те же режимы при искус ственно пониженных давлениях в стенде. При некотором давлении, соответствующем определенным критическим величинам высоты отсасывания Я 5Кр или кавитационного коэффициента установки Пуст. Кр> вследствие кавитации происходит резкое изменение энер
гетических |
параметров. Кавитационный |
коэффициент |
турбины |
|
(Ттурб принимается равным полученному |
критическому |
значению |
||
кавитационного коэффициента |
установки |
|
|
|
|
® турб--- ®уст. кр- |
|
(1 1 .1 5 ) |
|
Такой |
метод определения |
сгхурб исходит из предположений |
о том, что, во-первых, резкое изменение энергетических параметров происходит в момент начала кавитации и, во-вторых, что кавита ция начинается при достижении минимального давления pmin на лопасти рабочего колеса величины давления парообразования рд. Только при этих условиях кавитационный коэффициент турбины, определенный на модели, является критерием подобия и остается таким же для любой геометрически подобной турбины на соответ ствующих изогональных режимах ее работы. В действительности известно, что резкое изменение энергетических параметров проис ходит тогда, когда кавитация в достаточной, иногда значительной степени развилась. Поэтому экспериментальное значение кави тационного коэффициента турбины отличается от расчетного и
38