Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА II

О С О Б Е Н Н О С Т И

 

К А В И Т А Ц И И

 

Г И Д Р О Т У Р Б И Н

6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными вредными следствиями кавитации в гидротурбинах являются ухудшение энергетических параметров и кавитационная эрозия. Большое значение имеют также вибрации и шум, возни­ кающие при кавитации.

При достаточной степени развития кавитация настолько нару­ шает нормальное течение потока, что резко возрастают потери энергии, снижаются к. п. д. и мощность. Таким образом, уже при выборе основных параметров гидротурбины необходимо учитывать возможность проявления кавитации. Поэтому в процессе развития гидротурбостроения многие годы основное внимание специалистов сосредоточивалось в первую очередь на влиянии кавитации На энергетические показатели.

Разработаны и непрерывно совершенствуются методика и испы­ тательное оборудование для кавитационных исследований моделей гидротурбин. При испытаниях определяются границы допустимых режимов работы турбины, обеспечивающих отсутствие влияния кавитации на энергетические параметры. В связи с этим иссле­ дуются вопросы подобия, масштабного эффекта, правомерность использования результатов модельных испытаний в натурных условиях, пределы допустимости такого использования.

Впоследние 15—20 лет все большее значение в гидротурбо­ строении приобретают исследования эрозионных следствий кави­ тации.

Вначале исследования ограничивались сбором и система­ тизацией данных по кавитационной эрозии действующих турбин,

атакже разработкой и испытаниями кавитационностойких кон­ струкционных материалов и покрытий. В настоящее время такие исследования дополняются изучением эрозионной способности ка­ витации при разных ее формах и различных степенях развития, разработкой гидродинамических средств снижения эрозионной способности кавитации.

Исследования проводятся не только в лабораторных, но и в на­ турных условиях, при эксплуатации турбин. В данном случае вопросы моделирования оказываются еще более сложными. Начата

3 Н. И. Пылаев

33


разработка расчетного метода Прогнозирования кавитационной эрозии гидротурбин на стадии проектирования.

При любых формах кавитации генерируются высокочастотные, Звуковые и ультразвуковые колебания. Это внешнее проявление кавитации, легко регистрируемое аппаратурой, находящейся вне потока рабочей жидкости, уже много лет пытаются использовать для исследования процесса кавитации в действующих турбинах, для диагностики степени развития кавитации, опасности кавита­ ционной эрозии. Некоторые успехи в этом направлении достиг­ нуты.

При некоторых формах кавитации, особенно в радиально-осе­ вых турбинах, в проточной части возникают низкочастотные пуль­ сации Давления с большой амплитудой, приводящие к опасным вибрациям всего агрегата и здания ГЭС. Исследованиям условий возникновения низкочастотных пульсаций и методам предотвраще­ ния вибраций агрегата посвящено значительное число эксперимен­ тальных и теоретических работ.

7. КАВИТАЦИОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ И ВЫСОТА ОТСАСЫВАНИЯ

Кавитационные качества гидротурбины принято оценивать ка­ витационным коэффициентом.

Выпишем уравнения Бернулли для нескольких характерных точек Проточного тракта гидротурбинного блока (рис. II. 1), пола­ гая их расположенными на одной линии тока:

Ро

Я:

pi

cl

 

 

+ Лйо-i;

У

у - +

 

 

ч

 

 

 

 

 

Pi

, Ш1 “l

, fj

, U

ау2

и}

Р к

I ___к

К_ I

 

 

 

 

 

 

 

 

У

' 2g

2g

о2

 

 

Л

W rf

t i n

 

 

A /ii-к =

~Y +

-щ ;

2^:

H$ h2 + A/11-2;

Pv

,

■ H .

■ ^2 -“

+

2 | + A/I2-3.

ДГ

 

 

 

 

(II.1)

(П.2)

( П . З )

Точки 0 и 3 — соответственно на верхнем и нижнем бьефах; Точки 1 и 2 — на входной и выходной кромках лопасти бесконечно близки к точкам Г и 2' вне рабочего колеса. Точка к на профиле выбирается там, где имеет место минимальное давление.

Давления на верхнем р 0и нижнем р3бьефах равны атмосферным барометрическим давлениям. Можно считать, что они практически

одинаковы и -у- = = В. Точки 0 и 3 верхнего и нижнего бье­

фов выбираются там, где фиксируются отметки бьефов. В этих местах абсолютные скорости сп и са движения потоков очень малы и членами c\j2g и c\/2g можно пренебречь ввиду малости.

34


Так как точки 1 и Г на входе и 2 и 2' на выходе из рабочего колеса бесконечно близки друг к другу, можно считать, что ру — = pi; р2' = Р2) су = Cl и Су = С2.

Как было принято, рк = рт1п. В уравнениях (И.2) w и и — относительная и переносная скорости; Д/г£_; — потери напора на участке линии тока от точки г до точки /. Складывая уравнения (II.2) и (II.3), вводя в левую и правую части дополнительное сла­

гаемое Hd — ~

и деля

обе

части на напор Я, получаем

Pmin _

Pd

 

 

 

у

у _ В — H s — H d

hK

 

Н

~

Н

Н

 

{ w l - u l ) - ( w l - u ^ ) + c \

А/гк,3

-----------------

2gH-------------

 

+ Н

( П А )

Первый член правой части уравне­ ния называется кавитационным ко­ эффициентом установки

^уст — В

I^fT~' Cl

(IL5)

 

и сумма третьего

и четвертого чле­

 

нов — кавитационным коэффициен­

 

том турбины

 

 

 

« ~ < ) - № - 4 ) + с1

 

<7турб —

2gH

Рис.

II. 1. Схема гидротурбин­

-£ к-з.

(П-6)

ного блока

Если пренебречь пока обычно малой величиной До = hjH, то при Pmin = Pd имеет место условие

^уст ^турб*

Понятия о кавитационных коэффициентах турбины и установки ввел в 1924 г. Тома [103].

Величина Hs характеризует степень заглубления турбины и называется высотой отсасывания, которая отсчитывается от гори­ зонтальной плоскости, проходящей через лопасти рабочего колеса и связанной с тем или иным конструктивным элементом турбины до уровня нижнего бьефа.

Для осевых поворотнолопастных турбин за плоскость отсчета принято считать плоскость, проходящую через оси поворота лопа­ стей рабочего колеса (рис. II.2, а). Для диагональных поворотно­ лопастных турбин [25 ] — через точки пересечения осей поворота лопастей рабочего колеса с поверхностью камеры рабочего колеса Яз1 или через верхнюю поверхность нижнего кольца направляю­ щего аппарата Яз2 (рис. И .2, б). Для радиально-осевых турбин

3*

35


со

О

Рис. II.2. Схема расположения плоскостей отсчета высоты отсасывания для разных турбин:

а — поворотнолопаст-

ной; 6 — диагональной; в — радиально-осевой; г — горизонтальной

 

(рис. II.2, в) — через верхнюю поверхность нижнего кольца на­ правляющего аппарата Hsl или иногда через середину высоты лопа­ ток направляющего аппарата # s2. Для горизонтальных турбин (рис. II.2, е) — через наивысщую точку лопастей рабочего колеса.

Чем меньше высота отсасывания, тем больше заглубляется турбина, тем в более благоприятных условиях в кавитационном отношении работает турбина, но и тем больше капитальные за­ траты на строительство ГЭС. В большинстве случаев реальные вы­ соты отсасывания имеют отрицательные величины. Величину, равную абсолютному значению отрицательной высоты отсасыва­ ния, иногда называют заглублением.

Выбор рациональной высоты отсасывания является одним из важнейших вопросов, возникающих при проектировании гидро­ турбины и гидростанции в целом.

Чтобы полностью исключить кавитацию на лопастях рабочего колеса, необходимо, чтобы давление в любой точке лопасти было больше давления насыщенных паров, т. е.

Pmin > Pd-

( I L 8 )

В соответствии с зависимостями (И.4), (II.5) и (И.6) условие

(II.8) равносильно условию

 

^уст ^ ^турб*

(II.9)

Из (II.5) следует, что

 

Н5 = В — Hd — оустЯ.

(11.10)

Чем больше принята величина кавитационного коэффициента 0уст, тем получаются меньшая величина высоты отсасывания Hs или большее заглубление. Выбор величины ауст зависит по условию (II.9) от величины 0турб. Следовательно, задача заключается в том, чтобы кавитационный коэффициент турбины атурб для проектируе­ мых машин был как можно меньше.

Кавитационный коэффициент турбины в принципе может быть определен по формуле (II.6). В случае осевой турбины, если допу­ стить, что линия тока расположена на цилиндрической поверхности «к — и %= и, и, пренебрегая потерями, формулу (II.6) можно упростить

-'турб

г| +

с\

( 1 1

. 1 1)

2gH

 

так как в этих условиях wK — wmax. С другой стороны, из вы­ ходного треугольника скоростей следует, что

W2 — U2

С2 — 2M2cu2-

(11.12)

Если на выходе из рабочего колеса поток мало закручен и окружная составляющая абсолютной скорости Си2 *=&0, то для

37


оценки кавитационного коэффициента турбины можно воспользо­ ваться следующим выражением:

*Курб

(11.13)

2gH

Если известно из эксперимента или из теории распределение давления по лопасти, то в соответствии с зависимостями (II.4) и (II.6) можно вести расчет по следующей формуле:

 

5 _ P m l n

 

 

^турб

Jf

(11.14)

Последней зависимостью обычно пользуются на предваритель­ ных стадиях проектирования турбины при профилировании ло­ пастных систем.

Однако возможности расчета ограничены. Точка профиля с ми­ нимальным давлением и величина этого давления обычно неиз­ вестны. Кроме того, они меняются при изменении режима работы турбины, а расчет ведется для фиксированных линий тока или сечений.

Практически всегда кавитационный коэффициент турбины определяется экспериментальным путем. На специальных кавита­ ционных стендах испытывается уменьшенная модель турбины. После снятия обычной энергетической характеристики при заведо­ мом отсутствии кавитации исследуются те же режимы при искус­ ственно пониженных давлениях в стенде. При некотором давлении, соответствующем определенным критическим величинам высоты отсасывания Я 5Кр или кавитационного коэффициента установки Пуст. Кр> вследствие кавитации происходит резкое изменение энер­

гетических

параметров. Кавитационный

коэффициент

турбины

(Ттурб принимается равным полученному

критическому

значению

кавитационного коэффициента

установки

 

 

 

® турб--- ®уст. кр-

 

(1 1 .1 5 )

Такой

метод определения

сгхурб исходит из предположений

о том, что, во-первых, резкое изменение энергетических параметров происходит в момент начала кавитации и, во-вторых, что кавита­ ция начинается при достижении минимального давления pmin на лопасти рабочего колеса величины давления парообразования рд. Только при этих условиях кавитационный коэффициент турбины, определенный на модели, является критерием подобия и остается таким же для любой геометрически подобной турбины на соответ­ ствующих изогональных режимах ее работы. В действительности известно, что резкое изменение энергетических параметров проис­ ходит тогда, когда кавитация в достаточной, иногда значительной степени развилась. Поэтому экспериментальное значение кави­ тационного коэффициента турбины отличается от расчетного и

38