ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
меньше его. Экспериментальное значение не является критерием подобия и не одинаково для подобных турбин. Однако на практике этим обстоятельством пока пренебрегают, а для большей гарантии при определении высоты отсасывания по полученным величинам кавитационного коэффициента вводится коэффициент запаса
Ь ——.<7уСТ |
1. |
(11.16) |
ко —~ ^турб > |
Чтобы отличить кавитационный коэффициент турбины, полу ченный теоретически по формуле*(П. 14), от коэффициента, экспе
риментально полученного на кавитационном стенде, будем пер-
*
вый из них обозначать о Турб-
8. КАВИТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБИН
Каждая выпускаемая заводом гидротурбина снабжается энер гетической и кавитационной характеристиками. Характеристики строятся по результатам лабораторных испытаний геометрически подобных моделей в координатах Qi и п\ и называются главными универсальными характеристиками (рис. II.3 — II.5). Приве денный расход и приведенное число оборотов п\ являются критериями подобия и используются в гидротурбостроении в ка честве удобных параметров для характеристики режимов работы серии подобных турбин. Приведенные величины определяются по следующим формулам:
Ql = |
Q . |
(11.17) |
|
d \ V h ' |
|||
|
nD1
(11.18)
T r
где Q — расход через турбину в м3/с; п — число оборотов ротора турбины в минуту; D x— диаметр рабочего колеса в м.
На универсальную характеристику наносятся линии равных значений к. п. д. т] и кавитационного коэффициента турбины атУрб, полученных при испытании модели. Кроме того, для удоб ства пользования на универсальную характеристику наносятся линии постоянных открытий а0 направляющего аппарата, а для поворотнолопастных турбин — также линии постоянных углов <р установки лопастей рабочего колеса. На универсальных харак теристиках радиально-осевых турбин обычно наносят еще линии предельной мощности или линии 5-процентного запаса мощности, определяемые по изменению энергетических параметров при от сутствии влияния кавитации.
Главные универсальные характеристики являются основным документом, на основании которого производятся выбор всех параметров вновь проектируемых турбин и оценка их энерге тических и кавитационных свойств.
39
Рис. II.3. Главная универсальная характеристика турбины с рабочим колесом ПЛ20/661
л;,с
160
150
140
130
120
110
100
90 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 |
_ЦдIU| |
500 |
600 |
| Up*-<->ПО |
) |
_J____1 |
1200 |
1300 |
|____\ |
1600 |
1700 |
__ |
||||
2 |
300 |
400 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
1100 |
1400 |
1500 |
1800 , |
Рис. II.4. Главная универсальная характеристика турбины с рабочим колесом ПЛ60/642; а0
зана в мм для модели 0 460 мм
,Рис. II.5. Главная универсальная характеристика турбины с рабочим колесом Р0400/683; а0 указано в мм для
модели 0 800 мм
На рис. II.3 — II.5 представлены главные универсальные характеристики турбин с некотороми рабочими колесами, вошед шими в номенклатуру ВН-235—61 на крупные вертикальные радиально-осевые и поворотнолопастные турбины [29].
Номенклатура охватывает диапазон напоров от 3 до 500 м, который покрывается девятью рабочими колесами поворотно лопастного типа (3—80 м) и восемью радиально-осевыми рабочими колесами (30—500 м).
Тип рабочего колеса обозначается двумя буквами (ПЛ или РО), затем указываются максимальный напор в метрах, при ко тором можно применять данное рабочее колесо, и, наконец, его инвентарный номер. Так, например, ПЛ20/661 (рис. II.3) озна чает: поворотнолопастное рабочее колесо на напоры до Я== 20 м, инвентарный номер 661. Для низконапорных рабочих колес характерны большие значения кавитационного коэффициента турбины (до сттурб 1,30+1,60). По мере повышения расчет ного напора значения кавитационного коэффициента умень
шаются, доходя до (Ттурб ^ |
0,1ч-0,6 для рабочего колеса ПЛ60/642 |
|||
(рис. |
II.4) и до 0турб |
0,01 ч-0,03 |
для |
высоконапорного ра |
диально-осевого рабочего |
колеса Р0400/683 (рис. II.5). |
|||
Из |
универсальных характеристик |
видно |
также, что кавита |
ционный коэффициент турбины, как правило, возрастает с уве личением приведенного расхода. Лишь у низконапорных пово ротнолопастных рабочих колес величина 0турб имеет минимум в зоне, близкой к зоне максимального к. п. д. Влево от этой зоны, при уменьшении приведенного расхода кавитационный коэффи циент тоже растет.
В результате теоретических расчетов и анализа большого объема экспериментальных данных получены основные гидра влические характеристики номенклатурных рабочих колес в за
висимости от конструктивных параметров. В табл. |
II. 1 приведены |
основные данные по поворотнолопастным турбинам и в табл. II.2— |
|
по радиально-осевым [28]. |
|
В таблицах даны: втулочные отношения |
|
^ВТ |
(11.19) |
d,ВТ |
где dBT— максимальный диаметр втулки рабочего колеса пово ротнолопастной турбины (рис. II.2); относительная высота на правляющего аппарата
( 11.20)
где bо — высота направляющего аппарата (рис. II.2); средняя по лопасти густота решеток lit и ориентировочный угол охвата лопасти 6 в град.
В номенклатуре даются два значения приведенного числа оборотов: оптимальное п[опт и расчетное n'ivaz4. Расчетный по
43
Т а б л и ц а И Л
Основные параметры поворотнолопастных рабочих колес
Тип рабочего колеса |
ПЛ10 |
ПЛ15 |
ПЛ20 |
плзо |
ПЛ40 |
ПЛ50 |
ПЛ60 |
ПЛ70 |
ПЛ80 |
|
Зоны напоров Я т1п — # тах |
3— 10 |
5— 15 |
10— 20 |
15— 30 |
20— 40 |
30— 50 |
40— 60 |
45— 70 |
50— 80 |
|
Число лопастей рабочего ко- |
4 |
4 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
8 |
8 |
|
леса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Звт |
|
0,33 |
0,35 |
0,37 |
0,41 |
0,43— |
0,47— |
0,51 — |
0,57 |
0,60 |
|
|
|
|
|
|
0,45 |
0,49 |
0,54 |
|
|
Ъо |
|
0,45 |
0,45 |
0,40 |
0,40 |
0,375 |
0,375 |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— (среднее) |
0,62 |
0,75 |
0,87 |
1,10 |
1,30 |
1,50 |
1,75 |
1,75 |
1,75 |
|
0 в град |
|
55— 56 |
67— 68 |
78— 79 |
' 78— 79 |
78— 79 |
78— 79 |
78— 79 |
78— 79 |
78— 79 |
п 1 ОПТ |
|
165 |
150 |
138 |
125 |
115 |
108 |
100 |
100 |
100 |
п1 расч |
|
200 |
180 |
160 |
140 |
130 |
120 |
110 |
ПО |
110 |
Л |
5-процентному за- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qt max по |
2250 |
2130 |
2040 |
1940 |
1880 |
1810 |
1690 |
1600 |
1520 |
|
пасу мощности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Q\ max по |
Условиям кавитации |
2250— |
2130— |
2040— |
1940— |
1700— |
1400— |
1240— |
1150— |
1075— |
|
|
1900 |
1850 |
1710 |
1430 |
1240 |
1110 |
1040 |
940 |
830 |
С^турб max |
|
1,4— |
1 , 0 - |
0,832— |
0,745— |
0,68— |
0,505— |
0,40— |
0,36 — |
0,325— |
|
|
1,145 |
0,84 |
0,680 |
0,505 |
0,40 |
0,325 |
0,27 |
0,23 |
0,205 |