Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ции < 0 ,0 4 (0,07) мм от общего количества могут обусловливать (например, для угля) свойства стабильности. Количество тонких классов, необходимое для создания стабильности гидросмеси, зависит от вида породы и крупности других классов.

Поэтому для стабильных гидросмесей при содержании их обычно в пределах 10—30% формулу (IV.31) можно преобразовать так

i = %1 ц 2 У1

и, Убр

(IV.33)

2 gD

 

 

где А,о и Aj — коэффициенты гидравлического сопротивления для воды и гидросмеси (при Re = у ( и ^ — соответственно плотность (кН/м3) и динамический коэффициент вязкости (Нс/м2) смеси воды с частицами 0—0,04 (0,07) мм; р.х определяется по фор­ муле (11.24); s0, и s2 — доли концентрации частиц тонких классов, фракции 0,07—0,2 (0,5) мм и 0,2 (0,5) — 3 мм от общей величины s.

Рабочая скорость транспортирования в случае стабильной гидро­

смеси определяется по

граничной скорости (IV.22).

В о с х о д я щ и е

п о т о к и г и д р о с м е с е й . В соответ­

ствии с уравнением (IV.7) экспериментальные данные целесообразно обрабатывать в координатах (i — i 0)/si0, Fr* — (и u^Y/agD. Из уравнения (IV.7) следует также, что в первом приближении допол­ нительные гидравлические сопротивления, обусловленные наличием твердых частиц в потоке, определяются в основном соотношением инерционных сил и силы тяжести. При этом соотношения между указанными безразмерными параметрами зависят от значений чисел

ft:.

1, т. е.

При Fr* > 1 0 характерно (i — i0)/asi0 = const =

i = i0(1 -f- as).

(IV.34)

Данный режим движения имеет место при значительных ско­ ростях и > и.,, и больших числах Fr*. В этом случае гидросмесь можно представить в виде фиктивной однородной жидкости повы­ шенной плотности, для которой дисперсный состав частиц практи­ чески не влияет на гидравлические сопротивления. В то же время дополнительные гидравлические сопротивления, обусловленные при­ сутствием частиц в потоке, определяются архимедовыми силами и концентрацией частиц, как и в тонкодисперсных гидросмесях.

При 1 < Fr* < 10 имеет место соотношение

i = i« [ 1 + 1 0 “ s - 5 ^ r ] -

<IV-35>

Для этого режима движения характерны скорости и > и*, зна­ чительные числа Fr* и существенное влияние на дополнительные гидравлические сопротивления, помимо величии а и s, дисперсного состава частиц, диаметра трубы и скорости движения (значения и* зависят от dcp и s).


В диапазоне приведенных значений чисел Fr* находятся зна­ чения скоростей и, при которых для гидросмеси с заданными пара­ метрами достигаются минимальные значения гидравлических сопро­ тивлений. Эти скорости, определяющие практически наиболее опти­ мальный режим по затратам энергии, могут быть найдены из условия приближенного подобия процесса переноса частиц в этой фазе дви­ жения гидросмесей. Если, как и прежде, предположить, что отно­ шение дополнительных затрат энергии вследствие присутствия твердых частиц в гидросмеси к полным затратам энергии при ее движении величина постоянная, то такое соотношение дает значение критической скорости

 

 

икр = и* + 31/м£5.

 

(IV.36)

При Fr^ <

1 имеет место третий режим движения смесей,

когда

реализуются

условия постепенного (по мере

уменьшения

числа

Fr*) образования

взвешенного

слоя.

 

 

Р а с ч е т п а р а м е т р о в д в и ж е н и я г и д р о с м е с е й

в о т к р ы т ы х

п о т о к а х

(желобах и

др.) принципиально

не отличается от таковых для напорного транспорта и в отношении «кР и г производится по приведенным выше формулам. Однако при этом подлежит дополнительному обоснованию выбор попереч­ ных размеров желобов.

Расчет параметров установок

Исходными данными для расчета гидротранспортных установок обычно являются: производительность установки по гидросмеси У пли твердому У5, м3/ч, или расход воды У 0, м3/ч, расстояние по горизон­ тали L и по вертикали h, м, удельный вес материала и его грануло­ метрический состав. Задача состоит в определении рабочей скорости и потребного напора гидротранспортирующего агрегата, мощности привода N, кВт и типоразмера насоса. Возможен и такой случай, когда для данной транспортной системы с трубопроводом D и мощ­ ностью привода N определенного типа насоса требуется найти максимальную производительность по материалу и потребный расход воды. Естественно, что на практике могут встретиться и другие случаи.

При гидравлическом транспорте эффективность работы установки определяется, помимо технологических факторов, в первую оче­ редь тем, насколько длительно и рационально использована мощ­ ность транспортных агрегатов. В любом случае расчетом должны быть установлены основные характеристики транспортирования, обеспечивающие наиболее эффективный режим движения гидро­ смеси при минимальном расходе энергии, максимальной произво­ дительности по материалу и возможно больший срок службы труб и оборудования. Поэтому метод расчета должен базироваться на установлении критической скорости движения гидросмеси и соот­

10S


ветствующих этому режиму потерь напора. Режим транспортиро­ вания с критической скоростью является оптимальным с точки зрения обеспечения минимальных энергетических затрат и наимень­ шего износа оборудования.

Для тонкодисперсных гидросмесей рекомендуется (с учетом

условий устойчивости)

режим транспортирования

со

скоростью

и = (1,05—1,1) Мцр. Для

грубодисперсных гидросмесей

режим со

скоростями и — (1,1—1,15) икр. В благоприятных

случаях при

транспортировании абразивных материалов и стабильных условий загрузки материала (по концентрации и крупности) может при­ меняться режим транспортирования с заилением. При этом должно быть предусмотрено увеличение до 2 0 % запаса напора, развиваемого насосом, по сравнению с расчетным.

Для полидисперсных гидросмесей рекомендуется принимать режим транспортирования со скоростью и = (1,1—1,2) икр. Эффек­ тивным режимом движения для восходящих потоков является такой, при котором имеют место минимальные затраты энергии на транспортирование; рекомендуется режим при и = (1,15—1,2) икр.

Расчету основных гидравлических параметров для эффективных режимов должны предшествовать обоснования важнейших техно­ логических параметров гидротранспорта. При этом общая расчетная схема должна включать:

1 ) выбор режима транспортирования по горизонтальному (или вертикальному) трубопроводам; расчеты трубопроводов, подни­ мающихся до 45°, ведутся как для горизонтальных, а для подни­ мающихся выше 45—75° — как для вертикальных;

2 ) определение критической скорости гидросмеси для заданной концентрации s (или значение s для заданной скорости и);

3)выбор диаметра трубопровода по критической скорости; для желобов — высоты наполнения;

4)определение рабочей скорости движения для фактически при­ нятого диаметра трубопровода;

5)определение расчетных потерь напора или уклона желоба. Местные сопротивления учитываются введением поправочного коэф­ фициента 1,05;

6 ) выбор типоразмера землесоса по Q, i и L. По выбранным вели­ чинам s и у выполняется пересчет рабочих и кавитационных характе­ ристик насоса; полный потребный напор определяется: Н — L -i -f- 4-0,05 Li + hy. Тип насоса должен обеспечивать заданный расход материала по всасыванию, потребные расход Q и напор Н, а также наибольший для данного насыщения гидросмеси к. п. д. т);

7) мощность двигателя N = HVy/ЗбТр.

Отметим, что одним из самых радикальных способов повышения эффективности гидравлического транспорта является увеличение концентрации транспортируемого материала и обеспечение условий для ее поддержания возможно более длительное время.

Для обеспечения нормальных условий транспортирования диа­ метр горизонтальных труб обычно требуется меньший, чем верти­

109



кальных. При определении диаметра

труб в общем случае должно

выполняться условие D/dm&%= 2,5—3.

Для г и д р о п о д ъ е м н ы х

у с т а н о в о к , в которых

основным по протяженности является вертикальный участок трубо­ провода, выбранный режим работы по значению основных параметров может быть существенно отличным, чем для установок с основным

горизонтальным участком (вследствие меньших потребных

скоро­

стей, чем для горизонтальных труб).

з а ­

Расчетная схема для режима работы с ч а с т и ч н ы м

и л е н и е м

следующая:

 

1 ) устанавливается насыщение (концентрация) гидросмеси в соот­

ветствии с

требованиями технологии;

 

2 ) определяется критическая скорость и диаметр труб для незаи-

ленного режима, а также

критический

уклон;

и

диаметр

труб

3)

задается

степень высоты слоя

заиления

с заилением

(причем

< Z ) 2).

По

опыту

эксплуатации и

на основе наблюдений рекомендуется высоту

слоя

брать в пре­

делах

не более

10—15%

от внутреннего диаметра, при

этом

размер

наиболее

крупной

фракции

должен

быть

менее

(1/5—

1/10 D)\

4) сопоставляются скорости, вычисленные для режима с заиле­ нием и по заданному расходу гидросмеси; если они не совпадают, задается другой диаметр труб;

5) определяется уклон для режима с заилением в трубе D г\

6 ) сопоставляются вычисленные значения потерь напора (если, они равны или достаточно близки для труб обоих диаметров, то это значит, что режим работы с частичным заилением установлен правильно); если потери намного больше, чем при критическом режиме

внезаиленных трубах, то нужно уменьшить высоту слоя заиления

иповторить расчет.

Р а с ч е т п а р а м е т р о в с а м о т е ч н о г о г и д р а в л и ­ ч е с к о г о т р а н с п о р т а также ведется в зависимости от производительности установки и характеристики горной массы. Для определения рабочей скорости и потребного уклона должны быть выбраны поперечные размеры желоба.

При перемещении тонкодисперсных гидросмесей, по аналогии

с чистой водой, можно

принимать наивыгоднейшим

отношение

b/h — 2 (где Ъ— ширина

лотка по дну; h — глубина

лотка); для

грубодисперсных гидросмесей наиболее экономично b/h = 3 —4. Вы­ сота наполнения желобов обычно примерно соответствует глубине, а для кусковых материалов составляет не менее 2/3 поперечного размера максимального куска.

Приближенные расчеты лотков (обычно с гладкими металли­ ческими или деревянными стенками) можно производить по соот­ ветствующим (для данного вида смеси) формулам(для икр и i, зада­

ваясь для тонкодисперсных

шириной лотка

b =

1,25 D и высотой

h0 = 1,2 D ; для более крупных материалов

b =

1,5Z> и h0 =

1,2D.

Трапецеидальная j форма

лотков оказалась практически

наибо­

110