Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Для различных шихт подтверждено, что образование^тонких классов в процессе гидротранспортировки происходит главным образом за счет размокаемых породных фракций, находящихся в горной массе. Размокание породы существенно зависит также от дальности транспортирования. Поэтому при оцеике деградации
горной массы в трубах следует устанавливать способность |
породы |
к размокашпо. |
|
Влияние размокаемой породы на процесс образования |
тонких |
классов изучалось также на полупромышленном стенде с горизон тальным трубопроводом D = 300 мм и L — 1,3 км. Опыты прово
дились па угле марки «Г» крупностью 0—25 мм. |
Одна часть |
угля |
||
была представлена необогащенной горной массой |
зольностью |
А с = |
||
= 16,8%, другая — обогащенной — Ас = |
10,2%. Параметры транс |
|||
портирования (и = 3 |
м/с, Т : Ж — 1 : 8 |
по объему) и дальность |
||
перекачки оставались |
в обоих опытах |
одинаковыми. |
|
Результаты опытов показали, что выход тонких классов 0—0,040 мм в опытах с обогащенным углем значительно меньше. Образование тонких классов интенсивно протекает до 1 2 км, а затем несколько
замедляется (следовательно, |
размокание породы данного пласта |
не заканчивается на первых |
километрах). |
Влияние неразмокаемых пород иа деградацию угля установлено опытами с ушлем марки «Г» класса 0—25 мм, зольностью Ас — 15%. В качестве неразмокаемой породы использовался кварц класса 25—50 мм. Опыты проводились иа кольцевом стенде при расстоянии L — 12 км и скорости 2,7 м/с. Установлено, что при содержании 30% породы процесс деградации интенсифицирует почти в два раза по выходу класса 0 —3 мм по сравнению с гидротранспортом чистого угля.
Удаление породы перед гидротранспортом может существенно улучшить, например, сортность угля и уменьшить количество тонких классов угля, поступающих на обогатительную фабрику.
В л и я н и е к р у п н о с т и на образование в трубопроводах тонких классов рассматривалось для сортированных и рядовых углей. Опыты при ориентировочной оценке для гладких труб (без стыков) не показывают заметного влияния крупности угля в пре делах 15—100 мм на выход классов 0—0,040 мм. Для сравнения проведены опыты и при наличии стыков высотой 2 мм.
Оказалось, что при высоте стыка в 2 мм крупность исходного угля влияет на выход класса 0—0,040 мм и особенно на выход класса 0 _0,5 мм в диапазоне изменения крупности от 6 до 50 мм. Сравнение опытных данных по измельчению угля разной крупности в трубо проводах со стыками и без стыков показывает, что влияние стыков ощутимо сказывается уже при крупности угля 3—6 мм, а при круп ности 1 -т- 3 мм это влияние незначительно.
При выборе варианта технологической схемы следует сравнивать конечные гранулометрические составы после гидротранспорта и при нимать тот, в котором показатели окажутся лучшими. При установле нии оптимальной крупности дробления исходного материала надо
98
учитывать и другие факторы, такие, как влияние насосов, сопро тивление и износ трубопровода, зависящие также от исходной крупности угля. При гидротранспорте обогащенного угля крупностью 0 — 3 мм даже на весьма больших расстояниях транспортирования (500 км) измельчение угля практически ничтожно.
Приведенные данные измерений, а также специально поставлен ные опыты показывают, что наличие в трубопроводах стыков высотой в 2,5—3 мм увеличивает выход мелких классов (0—0,5 мм) для рядовых и кусковых углей в 3—4 раза. В связи с этим для сохране ния сортности материалов необходимо уменьшать высоту кромки стыкуемых труб.
При прохождении через проточные каналы углесосов со ско ростью вращения рабочих колес 1400 об/мин уголь и хрупкие породы +13 мм значительно измельчаются. В то же время при прохождении через тихоходные насосы для классов 13—25 мм и менее измельче ние угля незначительно.
Заметим, что не обнаруживается заметного влияния восстающих трубопроводов на выход тонких классов при движении даже круп
ного |
угля. |
§ 6. |
РАСЧЕТЫ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГИДРОСМЕСЕЙ |
|
И УСТАНОВОК |
Для любой транспортной установки или системы при расчете подлежат определению основные параметры движения гидросмесей, а именно: критическая скорость и гидравлические сопротивления (удельные потери напора) при заданных размерах поперечного сечения потока (для труб — диаметра). По этим параметрам опре деляются рабочая скорость и развиваемый напор гидротранспорти рующих агрегатов (для желобов >— уклон).
В инженерной практике гидравлические сопротивления гидро транспортных коммуникаций наиболее удобно рассчитывать, исходя из параметров движения несущей жидкости (воды). Расчеты пока зывают, что доля гидравлических сопротивлений несущей жидкости в общих сопротивлениях движению смесей значительна,^поэтому важно как можно точнее определять данный параметр.
Определение гидравлических сопротивлений при движении несущей жидкости (воды)
Как было показано выше, движение гидросмесей в трубах вслед ствие воздействия частиц способствует изменению поверхности внутренних стенок. Если несущая жидкость нейтральна в отношении показателя кислотности и не проявляется значительно коррозирую щий эффект от переменных за сравнительно короткое время условий эксплуатации установок (частое опорожнение труб, попадание воз духа и др.), то за первые 1 0 0 — 2 0 0 ч происходит «шлифование» труб.
7* |
99 |
На продолжительность времени шлифования труб оказывают влияние физико-механические свойства смесей, а также начальное состояние стенок. Установлено, что дополнительные потери напора
(см. кривые i (и) |
на |
рис. 2 0 ), обусловленные наличием твердых |
частиц в потоке, |
при |
этом остаются практически постоянными. |
В трубах со спиральным швом шлифование не оказывает значитель ного эффекта (сопротивления определяются в основном выступами шва).
При определении гидравлических сопротивлений по формуле (1.25) для несущей жидкости в турбулентном режиме можно исполь зовать формулы гидравлики для гладких труб (1.26). В свою оче редь для ламинарного режима используется формула (1.27). Общей расчетной формулой является (1.25), в которую и подставляются искомые коэффициенты сопротивления. Заметим, что абсолютная высота выступов шероховатости в трубах составляет 30—50 мк, а после шлифования уменьшается примерно вдвое. В корродирован ных трубах высота выступов достигает 100 мк. После шлифования высота выступов обычно не более 20 мк. Поэтому разница в потерях напора несущей жидкости для практического диапазона скоростей в новых и шлифованных трубах достигает 25%. Потери напора при движении жидкости в стеклянных трубах практически совпадают с расчетными значениями для гладких труб.
Определение параметров движения гидросмесей
Для обоснования структуры расчетных зависимостей и вывода формул используют приближенные теоретические построения урав нений энергетического баланса в потоке для различных видов гидро смесей и уравнения в безразмерных параметрах. Для упрощения задачи воспользуемся последними, т. е. уравнениями (IV.1)—(IV.7).
Структурные гидросмеси в характерных режимах движения определяются, как уже отмечалось, структурной вязкостью р и вели чиной динамического напряжения сдига т. На основании приведен ного ранее анализа (см. гл. II) можно использовать зависимость вида
рх = р-| |
То |
(IV .14) |
du/dr |
Формула (IV.14) отражает итоговую характеристику сопротивле ний сдвигу гидросмеси. Для ее использования надо знать среднюю величину градиента скорости, т. е. для практических расчетов необходимо принять значение du/dr, выбор которого не поддается пока строгому обоснованию. Поэтому надежные данные для расчета можно получить только при накоплении систематических данных измерений.
Обычно результаты измерений реологических констант обраба тываются с учетом (IV. 1) и (IV.2), а также приближенного опреде ления т через величину потерь напора, отсекаемую на кривых i (и) для этого вида гидросмесей (см. рис. 2 0 , а) и вязкости по формулам:
1С0
динамическое напряжение сдвига
х = iADy/4, Н/м2; |
(IV. 15) |
структурная вязкость
ц = (D2y/32u) (i- £д), Н *с/м2; |
(IV.16) |
минимальная вязкость (для переходного режима)
|
Hmi„ = W /3 2 u , |
Н -с/м 2, |
(IV. 17) |
|
где 1Д— динамический уклон; р, и |
у — вязкость и |
удельный вес |
||
жидкости, |
столбом которой измеряется |
£д Н -с/м 2. |
увеличивается |
|
Анализ |
измерений показывает, что р |
различно |
с повышением концентрации гидросмеси. С увеличением концентра ции отмечается и рост х, особенно при s > 0 ,2 —0,25 наблюдается резкий перегиб кривой т = / (s). Поэтому перемещение смесей с очень высокими концентрациями (более 0,3—0,4), как уже отме чалось, связано с резким увеличением гидравлических сопротивлений.
При выполнении инженерных расчетов следует учитывать, что значения т повышаются для труб большого диаметра, а поэтому данные измерений на вискозиметрах должны пересчитываться (в пер вую очередь для труб более 0,15—0,2 м и s Ss 0,35).
Опыты показывают, что, например, диспергированные водоантра цитовые смеси по сравнению с гидросмесями из газовых углей при одних и тех же значениях s и крупности характеризуются повышен ными значениями х (вследствие более прочной структуры). В свою очередь для диспергированных водоугольных смесей с концентра циями в пределах s = 0,2—0,35 для труб D = 150—600 мм отме чается, что параметры структурной вязкости р, находятся. в пре делах 0,05—0,08 Н -с/м 2, а минимальной — зависят от диаметра труб. Последний факт объясняется наличием в гидросмеси вне пределов структурного режима структурных связей, которые прояв ляются тем значительнее, чем больше D. Аналогичные в качествен ном отношении явления наблюдаются и для смесей с другими гор ными породами.
Итоговую характеристику движения диспергированных гидро смесей для различных режимов обычно представляют, как уже отмечалось, в виде коэффициента сопротивления X (Re*) для струк турного режима, % (Re') — для переходного режима и X (Re) — для турбулентного режима. При этом обработка данных измерений, выполненных для гидросмесей с диспергированными твердыми частицами мела, глины, угля, торфа и других материалов в трубах диаметрами от 25—50 до 600 мм показывает, что в общем случае удельные потери напора можно определить по обычной формуле гидравлики i — Xu2/2gD.
Для структурного и переходного режимов движения для ука занных материалов хорошо выполняется соотношение вида (IV.1), в котором число Рейнольдса для переходного режима Re' = uDp/|i,min.
101