Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
насосам. Насосы этого типа приспособлены для перекачивания гидросмесей с твердыми частицами размером до 25 мм (а в больших по размеру насосах и выше). Технические данные некоторых насо сов приведены в табл. 13.
Последние конструктивные схемы песковых насосов более совер шенны. Так, в насосе, представленном на рис. 88, корпус, крышка и опорная станина выполнены из чугуна, рабочее колесо и вкла дыши — из хромистой стали, броиедиски — из зшлеродистой стали.
■ШП. J . 1 Т Q3L
Рис. 88. Продольный разрез пескового насоса типа П:
1 — корпус; 2 — рабочее колесо; 3 — крышка корпуса; 1 — станина; s — вал; t u ? — бронедиски; S — напорный патрубок; 9 — упорное кольцо; 10 — болт крепления
Эффективным направлением совершенствования насосов данного типа является освоение различного рода армировок (резиной и камен ным литьем) и быстроразъемных конструкций (рис. 89). Рабочие колеса и другие детали изготавливают из резины и различных искус ственных материалов. Обеспечивается быстрая смена изношенных узлов.
П о р ш н е в ы е н а с о с ы применяют для гидросмесей, пред ставленных в основном тонкими классами; их называют шламовыми. Приведенные в гл. VII и табл. 13 данные о поршневых насосах свидетельствуют об их эффективности для условий перекачки смесей под большими напорами. Основной недостаток этих насосов — боль шие габаритные размеры и вес, что затрудняет применение их в под земных выработках (см. рис. 76).
Новейшие типоразмеры У8-6 и У8-7 Уралмашзавода с электро двигателями мощностью соответственно 640 и 750 кВт изготавли вают с применением термической обработки, хромирования и поли ровки для клапанов и штоков; с применением особой резины для
201
Отличительной особенностью конструктивного выполнения шламо вых насосов такого типа является шнековая подача гидросмеси. Например, винтовой насос типа ВН-18 развивает напор до 80 м вод. ст. и производительность около 18 м3/ч (рис. 91).
Применение тех или иных типов насосов для гидросмесей опре деляется, помимо параметров, способностью противостоять гидро-
Рис. 90. Конструктивная схема и гидравлическая часть днафрагмовых раствороиасосов:
а — конструктивная схема: 1 — диафрагма, 2 и 3 — цагпетателпый и всасывающий клапаны; б — гидравлическая часть насосов типа HP и С: J — корпус, 2 — всасывающий патрубок, 3 — воздушный колпак, 4 — резиновая диафрагма, 5 и 6 — шаровые клапаны, 7 — ограни читель, S — седло клапана, 9 — рабочая камера, 10 — втулка плунжера
и в первую очередь их твердости, острогранности и круп ности.
Условия эксплуатации углесосов по сравнению с насосами для породных или рудных гидросмесей более благоприятны. Однако п о в ы ш е н н ы е т р е б о в а н и я к и з н о с о с т о й к о с т и углесосов столь же важны, как и для других насосов. Это объясняется тем, что для углесосов характерны более высокие окружные ско рости рабочих колес (более высокие напоры), более сложные кон структивные компоновки (например, с двумя рабочими колесами),
203
P ilc. 91. Продольный разрез |
винтового насоса типа ВН: |
j — всас-ынающшЧ патрубок; 2 — пиит; 3—[сташша; ^ |
— вал; 5 — нагнетательный патрубок; с двигатель |
определенные трудности и дороговизна ремонта в подземных усло
виях.
Для всех типов насосов первостепенное значение имеет долго вечность работы уплотнений. При их износе увеличиваются перетоки жидкости из отвода в рабочее колесо, что вызывает снижение рас хода, к. п. д. и ведет к возрастанию мощности. Износ уплотнений вызывает и дополнительные осевые нагрузки. Износ входных и вы ходных кромок лопастей рабочих колес, а также стенок улитки также существенно влияет на рабочие характеристики и изменяет их.
|
На рис. 92 приведены данные о влиянии гидроабразивного из |
|||||
носа па |
характеристику |
Ы (Q) и рабочее колесо. По мере износа |
||||
(Т — время |
предельного |
изно |
||||
са, %) расход и напор суще |
||||||
ственно |
уменьшаются |
и при так |
||||
|
|
|
|
|
|
(?.мУс |
51 |
|
i |
9 • |
• |
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
45 |
• |
|
• |
9 |
|
|
|
|
• |
|
" . |
|
|
|
|
|
|
|
|
. 39
\|
33О 20 40 60 80 Г,°/.
Рис. 92. Влияние щцроабразпвпого износа:
а — на характеристику И (Q); б — на. рабочее колесо; 1 — зона износа диска; 2 — зона отверстий (действие кусков); 3 — зона износа лопаток; 4 — зона отверстий (действие песка)
называемом |
предельном |
износе (по |
условиям аварий) соста |
|
вляют |
V2 номинальных |
значений. Не следует допускать снижения |
||
параметров более 25%. |
|
|
||
По |
изменению конфигурации отдельных элементов рабочего |
|||
колеса (см. |
рис. 92, б) можно судить |
о влиянии как крупных, так |
и мелких фракций породы (угля) в гидросмеси. Зоны сквозных отверстий появляются в различных местах от воздействия мелких и крупных частиц.
Приведем ориентировочные данные о сроках службы отдель ных насосов для гидросмесей до ремонта (с разборкой).
Двухколесные углесосы с вкладышами и деталями из прочных сплавов обеспечивают на рядовых углях (с породой до 10%) без разборки до 1600 ч.
Насосы крупных размеров, армированные резиной или другими материалами, на тонкоизмельченных породах обеспечивают до 3000 ч; армированные легированными сталями,— на песках до 2500 ч и на песчано-гравийных смесях (до 20% гравия) около 1000 ч.
205
Насосы средних и малых размеров, армированные резиной или вкладышами из сплавов, на тонкоизмельченных материалах обе спечивают до 2500 ч на песчаных породах — до 2000 ч и на песчано гравийных — до 800 ч.
Поршневые насосы с армировкой и другими протнвоабразивными мероприятиями на тонкоизмельченных материалах обеспечи вают до 4000 ч (клапанов 1500 м).
В табл. 16 приведены ориентировочные данные о межремонт ных сроках службы насосов для гидросмесей с частицами крупных и средних размеров. Причиной сравнительно коротких межремонт ных сроков является преждевременная разбалансировка рабочего колеса вследствие изменения его профиля из-за насоса и др.
Межремонтные сроки службы |
Т а б л и ц а 16 |
|||
|
|
|||
|
|
Межремонтный период работы, ч, |
||
|
|
п условиях эксплуатации |
|
|
Виды ремонта |
глинисто- |
крупнозер |
песчано- |
гравийных |
|
||||
|
песчаных |
нистых |
гравийных |
и дробленых |
|
пород |
песков |
смесей |
пород |
Т е к у щ и й ................................ |
500-450 |
400-350 |
280-250 |
210 |
Средний ................................ |
1500 |
1000 |
780 |
650 |
Капитальный........................ |
4000 |
3000 |
2500 |
1500 |
С целью уменьшения износа рабочих колес и бронедисков, а также предохранения упорного подшипника на абразивных породах обяза тельно применяется система промывки щелей зазоров высоконапор ной водой. Щелевые зазоры не более 3 мм, поэтому для отжима
частиц скорость воды должна |
быть 1,5—2 м/с. |
В ы б о р н а с о с н о г о |
о б о р у д о в а н и я для гидра |
влического транспорта производится в соответствии с принятой технологической схемой при учете эксплуатационных характеристик насосов для гидросмеси.
Для мелких классов углей измельченных руд и других сыпучих материалов (хвостов, шлаков и т. и.) в схемах технологического транспорта применяют центробежные насосы с различными вариан тами компоновки агрегатов. Например, на гидрошахтах насосные агрегаты гидроподъемных, перекачных и других станций загрузки гидросмеси в трубопровод обычно представлены одноили двух ступенчатыми — с последовательным расположением насосов для гидросмеси. Общий напор на одной станции достигает 500 м вод. ст.
Для грунтовых насосов напоры ограничены 50—60 м вод. ст., и для преодоления значительных геодезических высот применяют так называемую к а с к а д н у ю с х е м у (последовательно со единенных) насосов в одной станции. По такой схеме в первой сту
206
пени могут использоваться вертикальные погружные насосы. Эти насосы, как и предназначенные для воды, имеют корпус, отлитый вместе с задней крышкой, и вертикальный вал. Весь агрегат под
вешивается на канате (рис. 93). |
||||||||
|
При расположении насосов |
|||||||
каскадом |
возникают |
труд |
||||||
ности |
в эксплуатации |
насосов |
||||||
на |
высоконапорных |
|
ступенях |
|||||
(быстрых! выход сальников, по |
||||||||
вышенный износ и др.). |
|
|
||||||
|
Обычно не вызывает за |
|||||||
труднений |
последовательная |
|||||||
установка машин на некотором |
||||||||
расстоянии |
друг |
от |
|
друга. |
||||
В |
насосах, |
предназначенных |
||||||
для |
последовательного |
соеди |
||||||
нения, узел уплотнения на |
||||||||
всасывающей стороне |
делается |
|||||||
усиленным. С этой точки зре |
||||||||
ния |
наиболее |
целесообразно |
||||||
ступенчатое |
расположение |
ма |
||||||
шин, при котором насосы |
||||||||
расположены |
на |
перекачных |
||||||
станциях. При этом существенно |
||||||||
облегчается и работа трубо |
||||||||
провода, так как каждый |
||||||||
промежуточный участок |
нахо |
|||||||
дится под меньшим давлением. |
||||||||
|
По данным отдельных вы |
|||||||
полненных на практике уста |
||||||||
новок наиболее надежно по |
||||||||
следовательное |
соединение |
на |
||||||
сосов |
с расположением |
их |
по |
одному на станциях перекач |
|
|
|
|
|
||
ки. На соединение нескольких |
Рис. |
93. |
Продольный |
разрез погруж |
|||
машин в одном агрегате следует |
|||||||
|
ного |
грунтового н а соса :^ |
|||||
ориентироваться в особых слу |
1 — корпус; |
2 — рабочее |
колесо; з — перед |
||||
чаях (например, |
гидроподъем) |
няя |
крышка; |
4 — сальниковая коробка; |
|||
и при наличии приспособлен |
5 — вал; 6 |
— несущая |
конструкция; 7 — |
||||
|
|
|
двигатель |
||||
ных для таких |
условий рабо |
|
|
|
|
|
ты машин.
На установках гидравлического транспорта концентратов в стес ненных условиях металлургических заводов и при сравнительно малой абразивности гидросмеси, помимо последовательного вклю чения в агрегатах, применяют иногда и параллельное соединение. При параллельном соединении насосов основным условием совме стной работы является полная идентичность Q—H характеристик насосов. Производительность установки при работе только одного
207
насоса всегда больше половины, чем при работе двух, что \объяс няется влиянием характеристики трубопровода.
Преимущество гидравлического транспорта с н а с о с а м и п о с р а в н е н и ю с з а г р у з о ч н ы м и у с т р о й с т в а м и (см. § 4) заключается в сравнительно низкой начальной стоимости насосов, меньшей трудоемкости, а также в простоте обслуживания. Однако для гидротранспорта насосами часто требуется большая мощность и значительные эксплуатационные расходы вследствие повышенного износа оборудования. Достоинства насосных уста новок — наличие дополнительного резерва водоотлива, дезинтегра ция гидросмеси. Практика показывает, что насосы для рядовой горной массы целесообразно применять на углях при геодезиче ских отметках ие более 200—250 м, а на рыхлых рудах — до 100 м. Для кусковых углей и руд наиболее целесообразно применять загрузочные устройства, особенно при больших, чем указано, геоде зических отметках. Следует отметить, что быстроходные насосы (более 950 оэ/мнн) рекомендуются только для мелких малоабра зивных материалов.
Загрузочные устройства изнашиваются значительно меньше, чем насосы. Периодически загрузочные устройства следует тща тельно испытывать и устанавливать определенный режим шлюзо вания. Если загрузочное устройство применяется для гндроподъема, то при диаметре труб 250 мм допустим максимальный размер ку сков 100 мм в поперечинке. Для пластинчатой руды или угля этот размер следует ограничивать 70—80 мм. Для центробежных насосов допускается размер кусков 40—50 мм (до 5% негабаритных кусков), а для диафрагмовых 0,5 мм.
Если обеспечить дробление руды в шахте до 10—15 мм, как это необходимо, например, по технологии обогащения свинцовых, цинковых, медных и других руд, то гидравлический подъем может быть осуществлен с наилучшими технико-экономическими показа телями.
К. п. д. гидроподъема с загрузочными устройствами при распо ложении насоса для воды в шахте может быть несколько выше, чем грунтового насосного агрегата (если к. п. д. водяного насоса по рядка 0,85). Следует учитывать потребность мощности для водо отлива. С учетом этого фактора расход энергии на гидроподъем может быть в 1,3—1,5 раза снижен.
§ 3. ЗЕМЛЕСОСНЫЕ СНАРЯДЫ
Эти снаряды выполняются с плавучим основанием (на понто нах), а морские снаряды — с основанием в виде корпуса судна. На плавучем основании располагается гидротранспортное, судовое (или папильонажное) и вспомогательное оборудование. В качестве основного оборудования применяют обычные грунтовые насосы крупных размеров (для глубинных снарядов), включенные после довательно в две ступени. Нагнетательный трубопровод выпол-
20S |
1 |