Файл: Кремс, А. Я. Условия формирования и закономерности размещения залежей нефти и газа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

юго-восток через Западно-Тэбукскую и Джьерскую структуры и далее на Кынаиольскую площадь. Рифогенные образования За-

падно-Тэбукской

и Джьерской площадей имеют черты

сходства

с барьерными

рифами (Тэбук-Джьерский барьерный

риф по

Н. Д. Матвиевской, 1966).

В раинефаменское время завершается компенсация ИраиольСебысского прогиба, что благоприятствует развитию второго рифового обрамления вдоль его восточной окраины через Исаков­ скую площадь и далее на юго-юго-восток. На всей территории впадины устанавливаются условия карбонатного шельфа.

В турнейский век продолжается компенсация остаточной фаменской впадины, локализующейся к западу от Уральских островов. Западная граница этой впадины пересекает современное юго-во­

сточное окончание Ижма-Печорской впадины

и

протягивается

с северо-востока на юго-запад в направлении

Подчерье — южное

окончание Пашнинского поднятия — скв. 103—108

Покча, скв. 3

Нижняя Омра. Эта зона перехода от верхнефаменско-нижнетурней- ского карбонатного шельфа к глубоководной части бассейна яв­ ляется весьма благоприятной для образования рифовых сооруже­ ний. На признаки существования таких сооружений в районе Подчерья указывает наблюдаемое в обнажении турнейских известняков чередование рифогенной фации (биостром) с относительно глубо­ ководными фациями, представленными тонкослоистыми окремнелыми разностями (И. С. Муравьев, 1963; В. И. Богацкий, 1965). На наличие рифогенных известняков в верхнефаменском разрезе

скв.

1 Нижняя Омра указывалось А.

К- Войтовичем (1960),

Т. И.

Кушнаревой и А. И. Соломатиным.

 

Таким образом, в позднедевонско-раннетурнейской истории провинции преобладают нисходящие движения. Движения девон­ ского периода носят в основном колебательный характер. Для позднедевонского времени характерно формирование седимента- ционно-тектонических палеовпадин, обусловленных неравномер­ ной и разновременной компенсацией бассейна, рифообразование на границе этих впадин и в краевых частях палеосводов и развитие седиментационных структур, связанных с облеканием рифов. Осо­ бенности геологической истории позднедевонского периода опреде­ лили структурно-фациальную зональность отложений верхнего девона.

Геологическая история и структурно-фациальные особенности девонского разреза северо-восточных районов провинции изучены слабо. Однако можно достоверно утверждать, что в течение всего девона в нижней части осадочного чехла (до уровня доманика) со­ хранялись и были резко выражены крупные палеоподнятия и па­ леовпадины. Можно предполагать далее, что в верхнедевонское время на месте этих палеоподнятий и палеосводов происходило формирование седиментационно-тектонических палеосводов и впа­ дин и связанных с ними рифогенных сооружений, аналогично тому, как это было в южных районах провинции. Учитывая

139


резкую расчлененность тектонического рельефа северо-восточного региона на предверхнедевонском этапе развития естественно ожи­ дать, что масштаб формирования седиментационно-тектонических структур в северных районах провинции был еще более значи­ тельным, чем в Ижма-Печорской впадине, а время их существо­ вания еще более длительным.

В конце девонского времени контрастность тектонических дви­ жений усиливается, и конец турнейского века знаменуется общим поднятием платформы. В Тимано-Печорской области подъем фик­ сируется крупным перерывом в осадконакоплении в позднетурнейское и ранневизейское время. Общее поднятие сопровождается оживлением локальных движений. Признаки местного подъема и

локального размыва на

границе

карбона и

девона отмечаются

в Ижма-Печорской впадине, в южной части

Колвинского

мега-

вала;

внутри турнейского

яруса

(между джебольским и лихвин-

ским,

лихвинским и Чернышевским горизонтами) на Пашне,

Пере­

боре,

Худоеле.

 

 

 

 

Визейско-артинский этап

Визейско-артинский структурный подэтаж начинается транс­ грессивной серией визейского яруса и в целом представлен отло­ жениями типичного эпиконтинентального бассейна. Развитие Ти­ мано-Печорской провинции в этот период также тесно связано

сУральской геосинклиналью.

Ввизейское время отмечается всеобщее опускание Урала, зна­ менующееся визейской трансгрессией, широко распространившейся

вТимано-Печорской провинции. Со среднего карбона начинается общая инверсия геосинклинали, сопровождающаяся интенсифика­ цией складчатости и достигающая максимума в нижнепермское время.

ВТимано-Печорской провинции отложения указанного под­ этажа четко обособляются от подстилающих и перекрывающих ре­ гиональными перерывами. Литологический состав отложений, осо­ бенно визейских, выдерживается на значительных расстояниях. Однако мощности отдельных стратиграфических подразделений испытывают колебания, отмечаются местные перерывы в осадко­ накоплении, связанные с локальными положительными движе­

ниями. При этом наиболее интенсивные поднятия в целом харак­ терны для восточных и северо-восточных районов области, при­ ближенных к Уралу. Можно сказать, что в визейско-артинское время направленность тектонических движений в Тимано-Печор­ ской провинции существенно иная — общая тенденция к прогиба­ нию сменяется относительным поднятием при сохраняющемся, но замедленном прогибании, а дифференциация локальных тектони­ ческих движений резко усиливается. В соответствии с уральским тектогенезом в платформенной части выделяется несколько фаз усиления тектонических движений: на границе нижнего и сред­

НО


него карбона, в среднем карбоне, на границе среднего и верхнего карбона, на границе карбона и нижней перми, в нижней перми.

Так, в восточной части Ижма-Печорской впадины в пределах

Мичаю-Пашнинской зоны

установлено залегание нижней перми

на размытой поверхности

среднего карбона (Северо-Савинобор-

ская, Восточно-Савиноборская, Пашнинская структуры). В преде­ лах Среднепечорского поперечного поднятия (Худаельская и Переборская структуры) нижняя пермь ложится на визейский ярус, на Харьяхинской структуре Колвинского мегавала — на визейсконамюрские (?) отложения. Сокращение мощности пермско-камен­ ноугольных отложений фиксируется почти на всех поднятиях и валах провинции.

Важным моментом в формировании структурного плана про­ винции и его перестройке явилось изменение ее регионального на­ клона с восточного — юго-восточного на восточный — северо-восточ­ ный. Это устанавливается на основании простирания изопахит, ко­ торое приобретает север—северо-западное направление. Мощность регионально нарастает на северо-восток.

В результате общего поднятия, охватившего в карбоне северовосточные районы провинции, формируется Мичаю-Пашнинская антиклинальная зона, инверсируется Печоро-Кожвинский прогиб с образованием Печоро-Кожвинского мегавала, начинают форми­ роваться Шапкина-Юрьяхинский вал, Колвинский мегавал, Вуктыльская антиклиналь, Макарихинско-Салюкинский вал и т. п.

Тенденция к подъему сохраняется вплоть до сакмарского века. Региональный подъем сопровождается локальными тектоническими движениями. Интенсивность локальных структуроформирующих движений неодинакова в различных районах провинции и в наи­ большей степени проявляется в северо-восточной ее части.

В ассельско-сакмарское время начинается интенсивное складко­ образование в Уральской геосинклинали. Образуется сопряжен­ ный с растущим складчатым сооружением прогиб (краевой по Н. С. Шатскому, 1947). Восточная часть платформы вовлекается при этом в прогибание.

Западная граница краевого прогиба ассельско-сакмарского возраста определяется формацией барьерных рифов, развивав­ шихся на платформенном крыле прогиба в субмеридиональном на­ правлении несколько восточнее меридиана Еджид-Кыртинской ан­ тиклинали. Сам прогиб фиксируется терригенной сероцветной молассой, распространенной восточнее полосы рифов.

В артинском веке складчатость и горообразование в Ураль­ ской геосинклинали усиливаются. Складчатость распространяется далее на запад, захватывая значительную часть предартинского краевого прогиба. Соответственно смещается краевой прогиб и его приосевая зона. Наиболее значительное смещение происходит в южной части Верхнепечорской впадины, где оказывается захва­ ченной и переработанной складкообразованием почти вся территория

141


ранее существовавшей впадины. Приосевая зона

прогиба

в артинском веке проходит первоначально восточнее

меридиана

Сарьюдина, смещаясь со временем далее к западу по мере про­ движения прогиба. Вероятно уже в ассельско-сакмарское время начинается обособление Верхнепечорской впадины прогиба бла­ годаря существованию Среднепечорского и Полюдовского попе­ речных поднятий.

Кунгурско-нижнетриасовый этап

Этот этап отвечает орогенному этапу развития варисцид Урала. Кунгурско-триасовые отложения четко выделяются по формаци­ онному признаку, так как слагаются в большей своей части молассовой формацией, образование которой обусловлено развитием и продвижением на платформу Предуральского краевого (ком­ пенсационного) прогиба, заложившегося с артинского века.

В течение артинского, а затем кунгурского и верхнепермского времени центральная часть этого прогиба смещается на запад. Суммарная мощность только артинско-кунгурских отложений в приосевой зоне прогиба превышает 1500 м. Усиленное прогиба­ ние на востоке, связанное с формированием компенсационного прогиба, еще более увеличивает наклон на восток Ижма-Псчор- ской впадины, и на юго-восток северо-восточных районов про­ винции.

К середине позднепермской эпохи территория, занятая мор­ ским бассейном, резко сокращается, а к началу татарского века море покидает территорию севера Русской плиты. В связи с про­ должающейся инверсией Печоро-Кожвинского и Колвинского мегавалов обособляется Денисовский мегапрогиб.

Раннетриасовая эпоха характеризуется дальнейшим продвиже­ нием на платформу Предуральского прогиба. Область наиболь­ шего прогибания в раннем триасе перемещается в северную часть прогиба — в Болынесынинскую и Коротаихинскую его впадины. В середине раннего триаса в Предуральском прогибе произошли глыбовые движения и излияния базальтовой магмы, образовав­ шей покровы мощностью до 100 м.

Тектоническое развитие в конце верхнепермского и в триасо­ вое время завершается глыбовыми движениями крупного плана, сформировавшими в общих чертах современную тектонику северовосточного угла платформы — глыбовое поднятие Тимана и Пе­ чорскую синеклизу. Блоковые подвижки формируют также в сов­ ременном виде горсты Печоро-Кожвинского мегавала и ряд дру­ гих поднятий. Возникающие разломы в значительной мере носят унаследованный характер, что и обусловливает унаследованность крупных структурных элементов.

Наряду с дизъюнктивными движениями происходят и плавные опускания и поднятия, что фиксируется соответствующим разра­ станием или сокращением мощности, например в южной части

142