Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
статочно совершенна также методика определения техниче ского состояния деталей (и технические условия).
На рис. 51 приведен график зависимости коэффициента от предела прочности стали а при различных видах изнаши вания:
6 = - H J -
‘(= - !) « ’
где |
о_] — предел выносливости испытуемого образца опреде |
|||||||
|
|
|
ленного вида изнашивания; |
|
||||
(ст_1) п — предел выносливости отполированного образца. |
||||||||
При всех видах изнаши |
|
|
||||||
вания р уменьшается с повы |
|
|
||||||
шением прочности стали. По |
|
|
||||||
вышение прочности наиболее |
|
|
||||||
резко сказывается на пони |
|
|
||||||
жении предела выносливости |
|
|
||||||
образцов, |
получивших |
по |
|
|
||||
вреждения поверхности |
при |
|
|
|||||
контактном сваривании. Для |
|
|
||||||
высокопрочных |
сталей сва |
|
|
|||||
ривание может снизить пре |
|
|
||||||
дел выносливости |
образцов |
|
|
|||||
до 70%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При режимах трения, вы |
|
|
||||||
зывающих |
окислительное и |
|
|
|||||
тепловое |
изнашивание |
(его |
Рис. 51. Влияние видов изнашива |
|||||
начальную стадию) |
предел |
|||||||
выносливости образцов |
по |
ния на предел усталости стали |
||||||
вышается |
тем |
больше, |
чем |
различной прочности: |
||||
/ — к о н т а к т н о е |
с в а р и в а н и е ; 2 — а б р а |
|||||||
меньше прочность стали. Та |
з и в н о е и з н а ш и в а н и е ; 3 — п о л и р о в а н н а я |
|||||||
кой |
характер |
влияния |
раз |
п о в е р х н о с т ь ; |
4 — о к и с л и т е л ь н о е и з н а |
|||
ш и в а н и е ; 5 — т е п л о в о е и з н а ш и в а н и е |
||||||||
личных |
видов |
износа |
на |
|
|
усталостную прочность стали объясняется следующим. Поверхность детали при контактном сваривании характе
ризуется значительной шероховатостью, глубокими вырывами металла, наличием микротрещин, являющимися концентрато рами напряжений. Они вызывают зарождение и развитие уста лостной трещины и усталостное разрушение детали.
Абразивный износ также сказывается отрицательно на усталостной прочности деталей, так как на их поверхности имеется большое количество абразивных микронадрезов, яв ляющихся микроконцентраторами напряжений, причем наи большую опасность представляют единичные микронадрезы, расположенные на конструктивных концентраторах напряже ний (края отверстий, галтели, острая кромка лопатки и т. п.).
2 1 9
Повышение предела выносливости при окислительном и теп ловом взносах связано с образованием благоприятной шерохо ватости поверхности вследствие ликвидации рисок, надрезов и других концентраторов на поверхности изделия. Возможно, что повышение предела выносливости при этих видах износа также связано с дополнительным повышением остаточных на пряжений сжатия за счет диффузии кислорода в металл де формируемых при трении поверхностных слоев, вызывающей изменение химического состава и связанное с этим увеличение удельного объема металла.
При тепловом износе пластические деформации распрост раняются на большую глубину и вызывают большее упрочне ние, чем при окислительном.
Кроме этого, как при тепловом, так и при окислительном износах в значительной степени уничтожаются микронадрезы (небольшие риски, царапины, следы обработки и т. п.), что также оказывает влияние на повышение выносливости дета лей с этими видами износа.
Повреждения поверхности деталей, характерные для на чальной стадии теплового износа, не могут служить основа нием для отбраковки детали из условий усталостной прочно сти. Налипание и размазывание металла на поверхности без следов цветов побежалости, за счет интенсивной пластической деформации поверхностных слоев, приводят к значительному повышению предела выносливости.
Окислительный износ следует рассматривать как фактор, оказывающий положительное влияние на выносливость детали.
§32. Общая характеристика методов контроля
Впроизводстве высокое качество материалов и изготавли ваемых из них деталей обеспечивается путем точного выпол нения технологических процессов и их совершенствования. Одновременно с этим необходимо непрерывное совершенство вание методов контроля качества с целью не допустить в экс плуатацию дефектные детали, узлы, агрегаты и изделия в це лом.
Внастоящее время наиболее широко применяются следую щие методы контроля деталей:
контроль всех деталей нагружением; контроль отдельных деталей (или образцов) с их разруше
нием; контроль всех (или нескольких из партии) деталей без раз
рушения.
При контроле деталей нагружением применяются нагрузки, превышающие эксплуатационные, но меньшие чем разрушаю
220
щие. Такому контролю (часто в совокупности с другими мето дами контроля) подвергаются обычно газовые баллоны, раз личные силовые цилиндры гидравлических и пневматических систем, стволы охотничьих ружей, многие детали транспорт ных и подъемных механизмов и др.
После контроля нагружением целесообразно проконтроли ровать деталь приемлемым для нее неразрушающим методом контроля, так как могли вскрыться или появиться трещины. Если эти трещины своевременно не обнаружить, то в дальней шем в процессе эксплуатации они могут явиться причиной усталостного разрушения детали.
Разрушающим испытаниям могут подвергаться образцы, заготовки, детали, узлы, машины в целом и системы машин. Разрушающие испытания позволяют получать показатели наз начения, надежности и технологичности продукции. Получение показателей надежности машин и их элементов методом раз рушающих испытаний является сложной задачей и рассматри вается в специальной литературе.
Многие показатели назначения и технологичности мате риалов, заготовок и деталей машин определяются стандартны ми методами разрушающих испытаний.
Оценка качества материалов основывается на знании их свойств. Показателями качества конструкционных материалов являются их механические свойства, определяемые при меха нических испытаниях. Механическими испытаниями выявляет ся способность металла сопротивляться деформации или де формироваться под действием нагрузки; определяются преде лы, до которых металл способен выдерживать внешние на грузки без разрушения.
Определение показателей механических свойств материа лов проводится с целью контроля качества материалов, приме няемых в производстве, контроля качества деталей на различ ных стадиях технологического процесса их изготовления.
Показатели механических свойств материалов зависят от конкретных условий, при которых они получены. В связи с этим применяются различные виды и методы механических испытаний металлов, позволяющие характеризовать их свой ства в различных условиях, по возможности близких к усло виям, в которых они эксплуатируются.
В зависимости от характера действующей на металл на грузки механические испытания подразделяются на следую щие: статические, динамические (ударные); испытания при~ повторно-переменном нагружении (испытания на выносли вость); кратковременные и длительные. В зависимости от тем пературы испытаний их подразделяют на испытания при низ ких, обычных и высоких температурах.
221
В отдельную группу выделяют технологические испытания: измерение твердости, определение пластичности и др. Иногда проводят натурные испытания механических свойств изделии на стендах, однако такие испытания трудоемкие и дорогостоя щие, им всегда предшествуют определения механических свойств материалов на образцах.
При разрушающих испытаниях детали подвергаются раз рушению под действием механических нагрузок или разреза ются, чтобы можно было исследовать деталь внутри. Чаще при разрушающих методах контроля испытаниям подвергается часть детали. Так, при испытаниях на растяжение образец вы резают из детали.
Естественно, что детали, которые в дальнейшем будут ис пользоваться в изделиях, не могут подвергаться контролю раз рушающими методами.
Преимущество разрушающих методов контроля заключает ся в том, что они дают возможность получить количественные характеристики. Правда, при каждом испытании получают обычно одну характеристику (например, предел выносливо сти, твердость и т. д.).
Для получения при разрушающем контроле достоверных данных о всей партии деталей необходимо, чтобы свойства контролируемых деталей не имели заметного различия. В про тивном случае результаты разрушающего контроля могут не соответствовать поведению деталей в эксплуатации.
При использовании разрушающих методов контроля невоз можно в партии отделить хорошие детали от бракованных. Если партия целиком бракуется по результатам разрушающего контроля, то в ней оказываются забракованными и хорошие детали. В этом случае, если стоимость хороших деталей в за бракованной партии значительна, целесообразно провести сор тировку партии с помощью неразрушающих методов контроля.
Разрушающие методы контроля являются выборочным контролем. Но в настоящее время выборочный контроль ответ ственных деталей, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, не может гарантировать их эксплуатационную на дежность и поэтому является недостаточным. Надежные ре зультаты при контроле таких деталей, рассчитанных с мини мальным запасом прочности, могут быть получены лишь при сплошном контроле неразрушающими методами.
Методы контроля без разрушения или повреждения конт ролируемого объекта включают все методы определения или измерения свойств или характеристик материалов, деталей или изделий, которые не ухудшают их эксплуатационную надеж ность. К таким методам относятся не только те, которые при нято называть физическими методами контроля, но также и
222