Файл: Контроль качества продукции машиностроения учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
Непропай возникает в паяных соединениях из-за недоста точной чистоты спаиваемых поверхностей или нарушения тем пературного режима пайки.
Непроклей возникает в клееных соединениях из-за плохой очистки склеиваемых поверхностей или нарушения темпера турного режима склейки.
Отслоение — характерный дефект в изделиях, изготавли ваемых из двухслойных металлов. Возникает как в процессе получения двухслоеных листов или труб, так и при их обра ботке давлением, сваркой. Прочность сцепления плакирующе го слоя с основным металлом зависит от ряда факторов, влия ние которых еще полностью не выяснено.
Эксплуатационные дефекты. К эксплуатационным относят ся такие дефекты деталей, узлов, агрегатов и машин в целом* которые возникают в результате изнашивания, коррозии, явле ния усталости и т. д., а также неправильного технического об служивания или эксплуатации. Техническое состояние машин в процессе эксплуатации не остается постоянным, оно с уве личением времени работы ухудшается, при этом из-за износов и повреждений снижается работоспособность, а следователь но, и надежность машин. Изменение технического состояния машин в процессе эксплуатации связано с неизбежными износами в отдельных элементах конструкции и появляющимися дефектами, повреждениями и неисправностями. Износ — это результат изнашивания, проявляющегося в виде отделения или остаточной деформации материала (ГОСТ 16429—70). В ре зультате износов изменяются рабочие параметры деталей, уз лов и агрегатов машин, а в итоге снижается их надежность.
Д е ф е к т ы , в о з н и к а ю щ и е в р е з у л ь т а т е и з н а ш и в а н и я . В процессе эксплуатации машин изнашивание того или иного вида неизбежно. Его характер и скорость опре деляются конструктивными особенностями машин, материала
ми, из которых она изготовлена, технологией |
производства, |
|
испытываемыми в процессе работы нагрузками |
и условиями |
|
эксплуатации. Виды и характеристики |
изнашивания даны в |
|
ГОСТ 16429—70. |
большинство деталей |
|
В реальных машинах, как правило, |
||
в процессе эксплуатации подвержено |
одновременно несколь |
ким видам изнашивания, но при этом почти всегда можно вы делить ведущий вид, который и будет лимитировать работо способность детали. Сопутствующие виды изнашивания при этом, как правило, будут мало влиять на работоспособность детали, но в отдельных случаях они могут резко ускорить про цесс изнашивания детали.
Изнашиванию подвержены сопряженные пары деталей* имеющие относительное перемещение. Изнашивание происхо
20?
дит в результате действия сил трения и ударных нагрузок. Изнашивание при трении сопряженных подвижных деталей связано с механическими, теплофизическими и химическими процессами. Значительно усложняет анализ процессов изна шивания одновременное протекание процессов деформации поверхностных слоев деталей и тепловых явлений, деформации и адсорбции, деформации и диффузии и других одновременно протекающих процессов.
Интенсивность изнашивания зависит от механических и хи мических свойств материала трущейся пары, вида трения (без смазки, граничное или жидкостное), характера и величины на грузки, вида сопряжения и шероховатости поверхности, отно сительной скорости перемещения трущихся поверхностей, их взаимодействия с внешней средой и т. д. Изнашивание при тре нии в значительной степени зависит от прочности поверхност ных слоев, но пока еще не существует полностью разработан ной теории прочности поверхностных слоев при трении и изна шивании.
|
Большое влияние на работу |
|||||
|
трения оказывает смазка, уст |
|||||
|
раняющая |
непосредственный |
||||
|
контакт сопряженных металли |
|||||
|
ческих поверхностей. В сопря |
|||||
|
женных парах современных ма |
|||||
|
шин распространено граничное |
|||||
|
трение, при котором на отдель |
|||||
|
ных микро- и макроучастках |
|||||
|
рабочих |
поверхностей наблю |
||||
|
дается трение |
без |
смазки. В |
|||
Рис. 47. Изменение величины изно |
этом |
случае |
тончайшие слои |
|||
металла |
трущихся |
поверхно |
||||
са деталей в зависимости от вре |
||||||
мени их работы |
стей |
подвергаются |
пластиче |
|||
|
ской |
деформации |
и одновре |
менно взаимодействуют с окружающей средой.
В результате изнашивания происходит постепенное измене ние размеров и формы деталей, следовательно, увеличиваются зазоры, принятые для данной сопряженной пары. В современ ных машинах зазоры между трущимися деталями исчисляются сотыми и тысячными долями миллиметра, поэтому часто даже небольшой износ может привести к нарушению нормальной ра боты машины. При возрастании зазора выше допустимого в сопряжении возникают ударные нагрузки, под действием кото рых интенсивность изнашивания еще больше возрастает. Р аз личается три периода изнашивания сопряженных пар (рис. 47). Начальный период или период приработки а характеризуется интенсивным изнашиванием трущихся поверхностей. Постепен-
208
ио изнашивание уменьшается и наступает период установив шегося изнашивания б (этот период характеризуется относи тельным постоянством скорости изнашивания при данных кон кретных условиях работы сопряженной пары). После превыше ния некоторой предельной величины допускаемого для данно го сопряжения износа, последний прогрессивно возрастает (период Ь), резко изменяются размеры и геометрическая фор ма деталей, следовательно, и зазоры, т. е. нарушается нормаль ная работа деталей и возникает необходимость в их ремонте.
Необходимо иметь в виду, что при одинаковых условиях изнашивания после приработки устанавливается оптимальная, с точки зрения износа, шерохо ватость, независимо от перво начальной шероховатости, по лученной при механической об работке (рис. 48).
При трении деталей машин различаются следующие виды изнашивания (по ГОСТ
16429—70);
механическое-, абразивное,
гидроабразивное, газоабразив ное, эрозионное, усталостное и кавитационное;
молекулярно - механическое
(или изнашивание при заеда нии) ;
коррозионно - механическое:
окислительное, изнашивание при фреттинг-коррозии.
В основе всех видов изна шивания лежат процессы пла стических деформаций, упроч нения, возникновения металли ческих связей и их разрушения,
адсорбции, диффузии и образования химических соединений, возникновения термоэлектронного эффекта,нагрева и измене ния свойств металла в результате тепловых явлений, микро резания и усталостных явлений.
Кратко рассмотрим основные, наиболее часто встречающие ся, виды изнашивания.
Абразивное — это изнашивание материала в результате режущего или царапающего действия твердых тел или частиц.
14-1126 |
209 |
Оно возникает при наличии абразивной среды в зоне трения и может существовать в самом широком диапазоне скоростей скольжения и удельных давлений. Сущность абразивного из нашивания не меняется в том случае, если абразивные части цы попадают в трущиеся сопряжения не извне, а образуются в самом процессе трения. Абразивное изнашивание характе ризуется внедрением абразивных частиц в металл поверхно стей трения при их проскальзывании и срезании микрообъе мов металла с этих поверхностей трения. Абразивные частицы, имеющие тупые углы и небольшую высоту выступающих ча стей, не режут, а скользят с большими усилиями по поверхно сти трения, пластически деформируя при этом поверхностные слои металла. Поэтому при абразивном изнашивании проис ходит также местное упрочнение поверхностных слоев за счет пластической деформации.
Гидроабразивное — это изнашивание в результате воздей ствия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком жидкости, а газоабразивное — это изнашивание в результате воздействия твердых тел или частиц, увлекаемых потоком газа.
Эрозионное — это изнашивание поверхности в результате воздействия потока жидкости или газа. Этот вид изнашива ния включает собственно эрозионное разрушение, а также элементы трения и коррозии. Происходит по еще недостаточно полно вскрытым закономерностям физики твердого тела и учения о явлениях в поверхностных слоях под действием внеш них сил. Эрозионное изнашивание наблюдается при обтекании деталей потоком жидких или газообразных частиц, а также при электрических разрядах. Вследствие ударов о поверхность металла мельчайшие частицы потока разрушают его поверх ностный слой. Эрозионный износ возрастает с повышением ше роховатости поверхности и с увеличением кинетической энер гии частиц потока, особенно если деталь или поток имеют высокую температуру. Если носителем частичек является агрессивная среда, то возникающее химическое взаимодей ствие приводит к еще более значительному износу. Изнашива ние может происходить или в виде равномерного «сдувания» мельчайших частичек поверхностного слоя детали, или в виде явно выраженного локального разрушения поверхности. Эро зионный износ зависит от механических свойств материала де тали, состояния поверхности и параметров воздействующего потока частиц и среды. Эрозионное изнашивание можно под
разделить на изнашивание в потоке газа |
и в потоке жидкости, |
а также изнашивание под воздействием |
электрических (им |
пульсных) разрядов (в стандарте нет). |
|
Усталостное — это изнашивание поверхности трения или отдельных ее участков в результате повторного деформирова
210
ния микрообъемов материала, приводящего к возникновению трещин и от^лению частиц. Возникает при трении качения без смазки, а со смазкой при удельных давлениях, превышаю щих предел текучести материала поверхностных слоев. Уста лостное изнашивание характеризуется разрушением металла с возникновением в поверхностных слоях микротрещин, еди ничных и групповых впадин, вызванных процессами микропластических деформаций сжатия, упрочнения и разупрочне ния металла поверхностных слоев, возникновением остаточных напряжений н особыми явлениями усталости.
Кавитационное — это изнашивание поверхности при отно сительном движении твердого тела в жидкости в условиях ка витации. Оно является результатом процесса кавитации, пред ставляющего собой возникновение парогазовых пузырьков в ограниченном объеме потока жидкости, где давление ниже соответствующего давления паров жидкости при данной тем пературе, и последующего сокращения (уничтожения) этих пузырьков в зоне повышенного давления. Крайне вредным следствием явления кавитации, нарушающим нормальную ра боту агрегатов, является разъедание поверхности материа ла деталей. Кавитационное изнашивание металла является следствием чисто механических ударов, которые возникают при быстром «захлопывании» парогазовых кавитационных пу зырьков, попадающих в область более высоких давлений. Ка витация может возникнуть, например, в местах сужения пото ка, где скорость увеличивается. Помимо этого, разнообразные местные сопротивления в трубопроводах и гидроагрегатах, способствующие образованию криволинейных течений, приво дят к возникновению зон различного давления, а следователь но, и кавитационных пузырьков. Кавитационное разрушение подразделяются на местное и общее, причем под местным по нимается локальное разрушение (точечный износ), вызывае мое местным падением давления в потоке вследствие обтека ния различных препятствий и криволинейности течений. Об щее разрушение является следствием процесса образования парогазовых полостей при понижении давления в большой об ласти или во всем потоке до давления насыщения, т. е. паро образования, соответствующего данной температуре.
Изнашивание при заедании — это изнашивание в результа те схватывания, глубинного вырывания материала, переноса
•его с одной поверхности трения на другую и воздействия воз никших неровностей на сопряженную поверхность.
Подразделяется оно на изнашивание схватыванием первого рода (“контактное сваривание) и второго рода (тепловое из нашивание) — в стандарте таких понятий нет. Контактное сва ривание характеризуется возникновением металлических свя
1 4 * |
211 |