Всвязи с тем, что во время изготовления деталей не исклю чена возможность случайного изготовления их из другой мар ки стали или сплава, то обеспечение контроля химического со става материала деталей во время их изготовления является актуальной проблемой.
Внастоящее время все большее применение в машино- и приборостроении находят сверхчистые металлы, .качество кото
рых (отсутствие примесей, например, кислорода, фосфора и др.) в конечном счете определяет эксплуатационную надеж ность изделий. Так, для электровакуумных приборов, в кото рых используется бескислородная медь, важен контроль уров ня содержания кислорода в меди.
Химический метод анализа требует разрушения детали. Не разрушающие методы контроля позволяют устанавливать хи мический состав металлов и сплавов с повреждением неболь шого участка поверхности или же определять марку сплава вообще без повреждения изделия. К таким методам относятся спектральный, количественный и полуколичественный методы,, термоэлектрический, электромагнитный, метод электросопро тивления, трибоэлектрический метод и др.
Существуют также и другие методы; например, для сорти ровки ферромагнитных материалов используются магнитные методы; весовой метод сортировки применяется для сплавов,, резко различающихся по удельному весу.
Однако следует отметить, что магнитные методы разделения ферромагнитных материалов по маркам обладают высокой чувствительностью к структурным и фазовым изменениям в сплавах. В связи с этим магнитный метод можно применять к материалам, находящимся в равновесном (нормализованном, отожженном) состоянии.
Феррозондовый метод, широко применяющийся для обна ружения дефектов типа нарушений сплошности, может быть, использован и для разделения по маркам сталей,, находящихся в закаленном состоянии, т. е. различающихся по твердости. Процесс контроля с помощью феррозондовых приборов может быть автоматизирован. Так, феррозондовый автомат УФСТ-61 позволяет отделять детали из углеродистых сталей от легиро ванных и сортировать стали марок 18ХНВА, 40ХНМА и др.
Многообразие применяющихся в машиностроении метал лов, а также различные размеры и форма подлежащих контро лю изделий не позволяют иметь какой-то один универсальный метод их разделения по маркам. В каждом конкретном случае выбор метода основывается на знании его физической сущно сти и технических возможностей с учетом экономической це лесообразности его введения.