Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Грузы, прибывающие в исправном контейнере с неповреж­ денной пломбой отправителя, выдаются получателю по наруж­ ному осмотру контейнера и пломбы без проверки веса, состоя­ ния груза и количества мест. Обязанность проверки количества

мест груза,

а в необходимых случаях

его

веса и

состояния

возлагается

на перевозчика только в

случаях

прибытия груза

в пункт назначения в неисправном

контейнере, в контейнере

без пломб,

с неисправной пломбой или с

пломбой

попутной

станции. Очистку контейнеров после выгрузки груза обязан во всех случаях выполнить грузополучатель.

Ответственность за просрочку в доставке груза, следующего в контейнере, установлена так же, как и за перевозку грузов в вагоне, в зависимости от размера провозной платы за данную отправку.

Ответственность за целость и сохранность груза перед гру­ зовладельцем лежит па перевозчике места назначения, дейст­ вительный же виновник неисправности перевозки отвечает перед перевозчиком места назначения в порядке регресса. Сов­

мещение

двух процессов (основного и регрессного) — не

более

чем акт

процессуальной

экономии и мера к наиболее

полному

и качественному расследованию спора.

 

 

 

Соперевозчики и грузоотправители отвечают друг перед дру­

гом за невыполнение плана перевозки грузов

в контейнерах.

Виновная сторона уплачивает за неподанный по плану

контей­

нер или за невыполнение плана перевозок штраф

по

ставкам,

дифференцированным в зависимости от типа контейнера.

друг

Ответственность за

убытки, причиняемые сторонами

другу при перевалке груза в контейнере, определяется положе­ нием, что до передачи груза за целость и сохранность груза ответственна сдающая сторона, а после передачи — принимаю­ щая. Если же убытки причинены не грузу, а техническим сред­ ствам (причал, судно, вагон), то возникающие правоотношения лежат за пределами правоотношений сторон по перевалке .и подлежат разрешению по общим принципам гражданского права.

На речном транспорте перевозки грузов в контейнерах регу­ лируются положениями, установленными для обычных грузо­ вых перевозок.

На морском транспорте Правила перевозки грузов в контей­ нерах (прейскурант № 11-01, Тарифное руководство 1-М) содержат в основном указания технического порядка, а также ряд правовых положений. Прямого указания на то, что наклад­ ная (коносамент) должна быть составлена на каждый контей­ нер, в правилах не содержится. Однако это требование может быть выведено из содержания правил, в которых допускается возможность составления одной накладной (коносамента) в тех случаях, когда груз отправляется в местном или прямом вод­ ном сообщении в адрес одного получателя, а при отправлении

418


груза в прямом смешанном железнодорожно-водном сообще­ нии накладная должна составляться на каждый комплект кон­ тейнеров, помещающихся на одной платформе. Следовательно, в остальных случаях накладная (коносамент) должна состав­ ляться на каждый контейнер.

В правилах Министерства морского флота содержится пря­ мое указание о запрещении приема грузов к перевозке в кон­ тейнерах, неисправных в техническом и коммерческом отноше­ ниях, и даются определения, что понимается под техническими и коммерческими неисправностями. Детально разработан в этих правилах порядок оформления случаев повреждения контейне­ ра в пути следования и действия, которые в связи с этим должны быть выполнены пароходствами.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном железно­ дорожно-водном сообщении содержат специальный раздел, по­ священный правилам перевозок грузов в контейнерах. Раздел устанавливает ряд правовых положений, касающихся оформле­ ния этих перевозок. В них предусмотрена также обязанность перевозчиков места перевалки грузов заключать между собой узловое соглашение, определяющее порядок перевалки и регу­ лирующее связанные с перевалкой груза правоотношения.

Перевозки в контейнерах экспортно-импортных и транзит­ ных грузов должны обеспечиваться контейнерной транспортной системой страны наряду с внутренними, а в отдельных случаях предпочтительнее внутренних. Правовое регулирование этих перевозок определяется не только внутренними законоположе­ ниями, действующими на различных видах транспорта, а спе­ циальными соглашениями и правилами.

Перевозки грузов в контейнерах в прямом международном железнодорожном сообщении регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС, Тарифные руководства 11-А, П-В), заключенным между же­ лезными дорогами социалистических стран. В специальных правилах (приложение 9 к СА1ГС) -изложен порядок оформле­ ния перевозочных документов, пломбирования контейнеров, их передачи на железные дороги другой страны, условия перевозки в контейнерах опасных грузов и другие положения.

Однако СМГС регулирует только перевозки грузов в контей­ нерах грузоподъемностью до 5 т (включительно). В рамках стран-членов СЭВ создается Единая 'контейнерная система, которая будет распространяться на все виды контейнерных пе­ ревозок и охватывать все аспекты контейнеризации (создание материально-технической базы, совместная эксплуатация техни­

ческих средств, правовое регулирование, решение

тарифных

вопросов).

(п. 5),

страны-члены СЭВ подпи­

Как уже отмечалось в гл. II

сали «Соглашение о создании

Единой

контейнерной

системы

стран-членов СЭВ» и «Соглашение о совместном планировании

419


материально-технической базы КТС и сотрудничестве в области

еесоздания и дальнейшего развития».

Всвязи с активным развитием перевозок в контейнерах эк­ спортно-импортных н транзитных грузов в международном сме­ шанном железнодорожно-морском сообщении заинтересован­ ные ведомства (МПС, ММФ, МВТ) решили ряд организацион­ ных п правовых вопросов этих перевозок.

Обязанности по организации перевозок грузов в контейне­ рах транзитом через СССР возложены на В/О «Союзвнештранс» МВТ. Сюда входят: привлечение грузов к перевозке, оформление договора на перевозку грузов с транспортными ор­ ганизациями п фирмами стран Европы и Азии, выполнение эк­

спедиторского обслуживания, валютные расчеты за перевозку грузов, а также другие расчеты с грузовладельцами и перевоз­ чиками. Таким образом, «Союзвнештраис» выступает по данным перевозкам в качестве оператора, т. е. юридического лица, кото­ рое оформляет договорные отношения с владельцами грузов и с перевозчиками и тем самым берет на себя ответственность за перевозки на всем пути следования груза.

Практику регулирования перевозок грузов в контейнерах транзитом через территорию СССР целесообразно использовать для внутренних сообщений при решении основного правового вопроса контейнерной транспортной системы страны. Таким во­ просом является установление единой ответственности за пере­ возку грузов в контейнерах в смешанном сообщении с участием всех видов транспорта.

Единый договор перевозки, единый перевозочный документ, единая ответственность являются .именно темн связующими звеньями, юридическими «ферментами», соединяющими все этапы смешанной перевозки и обеспечивающими доставку гру­ зов «ют двери до двери».

Примененный в практике транзитных контейнерных перево­ зок способ правового регулирования взаимоотношений грузо­ владельца и перевозчика через экспедитора (оператора), кото­ рый может взять на себя ответственность за обеспечение пере­ возки от пункта отправления до пункта назначения (или «от двери до двери»), можно рассматривать как один из наиболее целесообразных путей решения данной проблемы. Причем, в ка­ честве оператора может выступать не только любая экспедитор­ ская организация, но такие функции может взять на себя один из перевозчиков.

Система прямых перевозок (в том числе прямых смешанных железнодорожно-водных) и перевозок с подъездных путей и на подъездные пути в СССР осуществляется под ответственностью одного перевозчика перед грузовладельцем, что значительно упрощает процесс оформления договора перевозки и создает возможности унификации документации.

Перевозчик пункта отправления груза, заключая с отправм-

420


телем договор о прямой смешанной перевозке, выступает от имени всех последующих перевозчиков, которые обязуются тем самым принимать груз друг от друга без участия грузовла­ дельца п осуществлять перевозку на своем участке пути, вклю­ чая и доставку груза до склада получателя. Требования грузо­ владельцев в случае ненадлежащего выполнения договора пе­ ревозки предъявляются только одному из перевозчиков по месту назначения груза с последующим отнесением возникающих рас­

ходов на виновную сторону.

перево­

Проводимая в стране широкая контейнеризация

зочного процесса на основе создания контейнерной

тран­

спортной системы выдвигает настоятельную необходимость уг­ лубленной разработки ее правовых вопросов. Контейнеризация перевозок переросла узко ведомственные транспортные рамки и оформилась как большая .народнохозяйственная задача, ре­ шение которой немыслимо без создания взаимоувязанного пра­ вового режима контейнерных перевозок. Он должен охватывать широкий круг вопросов, включая все звенья перевозочного про­ цесса от «двери до двери», сферу взаимоотношений грузовла­ дельцев, перевозчиков и возможных посредников (операторов, экспедиторов), взаимоотношения перевозчиков в связи с при­ надлежностью контейнеров, систему обращения, взаимного пользования, ремонта и т. д.

Это будет способствовать дальнейшему повышению народно­ хозяйственной эффективности контейнерной транспортной систе­ мы, успешно создающейся в нашей стране.

Список рекомендуемой литературы

!. А л е к с а н д р е

в-Д о л ь и и к М. К.,

Т у л е у г а л пев.

Газнз.

Пра­

 

вовые вопросы доставки грузов ог склада отправителя до склада полу­

2.

чателя

(«от двери до двери»), Алма-Ата, 1969,

153 с.

 

Ф. М.

Грузо­

А л е к с а и д р о в-Д о л ь н и к

М. К.,

 

Л у ч а

н с к и й

 

вые перевозки разными

видами

транспорта. Д\.,

«Юридическая

лите­

3.

ратура», 1971, 309 с.

 

контейнерный

флот

(Обз.

зарубеж.

печати).

А н д р е е в

Р. Мировой

 

«Морской флот»,

1972, № 5, с. 61—63.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. А ф а н а с ь е в

Л.

Л., Ц у к е р б е р г

С.

М.

Автомобильные

пере­

 

возки. М„ «Транспорт». 1973, 320 с.

н

механизация погрузочно-разгрузоч­

о. Б а т и щ е в

II.

 

И. Организация

 

ных работ на автомобильном транспорте. М., «Транспорт»,

1974, 216 с.

6. Б а т и щ е в

II.

И.

Комплексная

механизация погрузочно-разгрузоч­

7.

ных работ на автомобильном транспорте. М., 1972, 48 с. (ЦБНТИ).

судов

Б е р г

М. Н. Анализ

технико-эксплуатационных

 

характеристик

 

для перевозки контейнеров. М., 1970,

97 с. (Согозмориннпроект).

 

8. Б е р г М. Н.. П а с т у х о в а

А.

 

Д.,

О л е й н и к о в а

Л. Н.

 

Морские контейнерные суда.

«Промышленный

транспорт»,

1972, № 8,

9.

с. 24—26.

 

 

 

 

проектирование

морских

портов.

М.,

Б р о м

А. II. Технологическое

 

«Транспорт». 1971, 163 с.

 

 

 

подвижной

состав автомобиль­

10. Б у р к о в

М.

С. Специализированный

 

ного транспорта. М., «Транспорт», 1966, 334 с.

 

 

 

 

 

 

11. Взаимодействие разных видов транспорта и контейнерные перевозки. М.,

12.

1972, 299 с. (ВИНИТИ. «Итоги науки и техники»).

 

статей. Общая

ред.

Вопросы советского

транспортного

права

(Сборник

 

 

К. К. Япчкова). М.. Госюрнздат,

1957, 296 с.

Е.

Н.

 

Основные методоло­

13. Г а с ь к о в

 

Л.

М.,

П е р е в е з е н ц е в

 

 

гические принципы построения и функционирования АСУ контейнерными

 

перевозками

на морском транспорте и за рубежом.

 

Труды

ЦНИИ

мор.

14.

флота, 1972, вып. 158, 90—177 с.

 

 

 

Э.

А.

Организация

морских

Г о л д о б е н к о

А.

В.,

Т а т а р с к и й

 

пакетных перевозок. М„ «Транспорт», 1973, 184 с.

 

Железнодорожная

15. Го хм а н

Ф.

Г.,

Г у с а р о в А.

М.

и

д р.

 

платформа

для

большегрузных

контейнеров. «Промышленный транспорт»,

16.

1972, № 8, с. 12—13.

 

 

 

 

эффективность

применения

 

боль­

Г р а б а р н и к

И. А. Экономическая

 

 

шегрузных контейнеров в

морских

сообщениях.

М., 1969,

93 с. (Союз-

 

морниипроект).

 

 

 

 

диспетчерского

управления

кон­

17. Д е г т я р е в

В. В. Автоматизация

 

тейнерной

площадкой.

«Железнодорожный

транспорт»,

1971, № 9,

 

с. 60—62.

 

Г. Н.

Организация

и

механизация

 

погрузочно-разгру­

18. Д е г т я р е в

 

 

зочных работ

наавтомобильном транспорте. М.,

«Транспорт»,

1968,

358 с.

19. Д е г т я р е в

Г. Н.,

О с т р о в с к и й

Н. Б. Контейнерные

и

 

пакет­

 

ные перевозки на автомобильном транспорте. М., Автотрансиздат,

1961,

 

261 с.

 

А. Т.,

К о г а н

Л.

А.

Контейнерные перевозки.

 

Взаи­

20. Д е р и б а с

 

 

 

модействие

разных видов транспорта и контейнерные перевозки.

«Итоги

 

науки и техники». М., ВИНИТИ,

1971, с. 47—104.

 

 

 

 

в

перс­

21. Д е р и б а с

 

А. Т.,

К о г а н

Л.

А.

Контейнерные перевозки

 

пективе. «Железнодорожный транспорт», 4971, № 8, с. 5—13.

 

 

1970,

'22. Д е р и б а с

 

А. Т. Бесперегрузочные

 

перевозки.

М., «Знание»,

 

 

48 с.

 

А. Т., Л и з у н о в

В. А. Стандартизация

технических

средств

:23. Д е р и б а с

 

 

контейнерной транспортной системы. «Стандарты и качество». Изд-во Стан­

 

дартов. М.,

1974, № 4, с. 48—50.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

422