Файл: Контейнерная транспортная система..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработанная Государственным комитетом стандартов единая параметрическая характеристика контейнера дает воз­ можность привести в соответствии с ГОСТом все технические и юридические определения контейнера в транспортном законо­ дательстве.

Принадлежность применяющихся в стране контейнеров юри­ дически регламентирована. Универсальные контейнеры находят­ ся в ведении (на балансе) транспортных министерств. Специа­ лизированные контейнеры принадлежат грузоотправителям и грузополучателям и применяются для перевозки грузов, тре­ бующих особых условий транспортировки.

Планирование и учет выполненных перевозок грузов в уни­ версальных контейнерах осуществляются в условных контейне­

рах и тоннах. За

критерий

условного контейнера

принята

грузоподъемность

контейнера

массой

брутто 2,5 (3)

т. Этот

параметр нельзя считать универсальным, так как в отечествен­ ной и мировой практике применяются и другие определения ус­ ловных единиц (по длине, вместимости, грузоподъемности менее н более 10 т и т. д.). Однако принятая условная единица отражает состав контейнерного парка СССР на данный момент и удачно унифицирует единицу планирования и учета работы по перевозке грузов на различных видах транспорта.

Введенный на всех видах транспорта одинаковый порядок планирования перевозок грузов в контейнерах (перспективного,

годового, квартального и оперативного) является

одним из

важных элементов создаваемой контейнерной

транспортной

системы.

 

клиен­

Юридические отношения предприятий транспорта и

туры по выполнению государственного плана перевозок

грузов

в контейнерах регулируются на общих основаниях с некоторы­ ми уточнениями. Так, предоставление подвижного состава для перевозки груженых и порожних специализированных контейне­ ров производится в счет норм на-вагоны, выделяемые предприя­ тиям по плану перевозок.

Начальникам территориальных управлений транспорта (же­ лезных дорог, пароходств, управлений автомобильного транс­ порта) дано право разрешать погрузку грузов в контейнеры сверх плана или вне плана без ущерба для выполнения плана и заданий министерств. Начальнику железной дороги (отделе­ ния) предоставлено право изменять по ходатайствам грузоот­ правителей предусмотренную планом станцию отправления гру­

за в пределах железной дороги

(отделения).

В направлении

следования порожних контейнеров начальник железной доро­

ги может предоставлять под перевозку грузов

повагоннымн

отправками вместо крытых вагонов контейнеры с зачетом такой погрузки в выполнении плановой нормы по данному грузу. Обязанность выполнения государственного плана перевозок грузов в контейнерах как перевозчиками, так и клиентурой ос­

4 1 3


тается основной правовой нормой контейнерной транспортной си­ стемы.

Состояние контейнера в связи с неисправностью перевозки определяется, как правило, на станции назначения, т. е. когда уже довольно трудно пли совсем невозможно установить, в ка­ ком состоянии находился контейнер в момент его загрузки. Не исключены случаи, когда явный недостаток в этот момент не существовал или находился в скрытом состоянии.

Транспорт обязан предоставлять грузоотправителям пригод­ ные под погрузку данного груза контейнеры, исправные как в коммерческом, так и в техническом отношении, очищенные от остатков груза. И в новых условиях сохраняет свою силу пра­ вовая норма, согласно которой пригодность контейнеров для перевозки данного груза в коммерческом отношении обязан оп­ ределить отправитель. Это обстоятельство в значительной сте­ пени перелагает на отправителя ответственность за целость и сохранность груза в пути следования. В случаях, если поданный под погрузку контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивает сохранность груза при перевозке, отправитель обязан отказаться от его -использо­ вания. Такие контейнеры считаются неподанными перевозчи­ ком, и, следовательно, в случае их невосполнения в течение текущей декады перевозчик несет ответственность за невыпол­ нение плана перевозок. При утрате, недостаче пли повреждении груза, происшедших из-за неисправности контейнеров, имеющей скрытый характер или возникшей при перевозке груза, ответст­ венность возлагается на железную дорогу. Если же ущерб возник вследствие того, что контейнер наряду со скрытыми не­ исправностями, возникшими при перевозке груза, имел и неис­ правности, которые могли быть выявлены до погрузки, ответст­ венность может возлагаться и на железную дорогу, и на отпра­ вителя.

Высказывается мнение, что даже в тех случаях, когда отпра­ витель загрузил контейнер, имеющий явные недостатки, возни­ кает смешанная ответственность железной дороги и отправителя, поскольку первая виновна в подаче непригодного подвижного состава, а отправитель — в его загрузке. Такое толкование представляется неправомерным. Если отправитель сознательно погрузил груз в коммерчески непригодный контейнер, его вина перекрывает и погашает вину перевозчика, подавшего под пог­ рузку коммерчески непригодный контейнер; при наличии двух причин наступления ущерба, из которых одна явная, а другая скрытая, разделить ответственность отправителя можно лишь в тех случаях, когда каждая из причин вызывает разные послед­

ствия, например, скрытая-— подмочжу,

а явная — потертость.

Но если

обе они вызывают одно последствие, скажем, подмоч­

ку, вряд

ли скрытая причина будет иметь какое-либо значение

для определения степени ответственности

перевозчика.

414


Разграничение скрытого и явного дефекта в контейнерах весьма субъективно и зависит во многом от квалификации ли­ ца, определяющего пригодность контейнера для данной пере­ возки.

Перевозку грузов в контейнерах следует рассматривать не как самостоятельный вид перевозок, а как одну из форм пере­ возок грузов вообще, имеющих определенную специфику.

Правовое регулирование перевозок грузов в контейнерах на каждом виде транспорта осуществляется на общих основаниях и мало чем отличается от регулирования перевозок в крытых вагонах н на открытом подвижном составе в многооборотной таре.

Транспорт несет полную ответственность за сохранность пе­ ревозимого в контейнере груза с момента принятия его к пере­ возке до выдачи получателю. Ответственность за исполнение договора перевозки имеет общий гражданско-правовой харак­ тер и влечет за собой обязанность возместить грузовладельцу ущерб, причиненный полной или частичной утратой груза, его повреждением или несоблюдением срока доставки. На перевоз­ ки грузов в контейнерах распространяются общие правила пе­ ревозки грузов. Однако некоторые детали, вытекающие из тех­ нических свойств контейнеров и особенностей их эксплуатации, создают для контейнерных перевозок юридическую специфику.

Специфика контейнерных перевозок состоит прежде всего в том, что контейнер следует на всем пути без доступа к грузу даже в тех пунктах, где требуется его перевалка с одного вида транспорта на другой или с подвижного состава одной ширины колеи на подвижной состав другой ширины колеи.

В отношении ограниченного доступа к грузу перевозку в контейнерах можно считать аналогичной перевозкам в крытых вагонах (по колее одинаковой ширины) или на открытом под­ вижном составе в многооборотной таре. Эта особенность тран­ спортировки грузов в контейнерах облегчает создание единой ответственности за ' всю перевозку в целом, т. е. организацию доставки груза от «двери до двери».

Контейнеризация перевозок только обеспечивает техничес­ кие возможности для такой доставки грузов, облегчает реше­ ние этой задачи, значительно упрощая прием груза к пере­ возке на складе отправителя, перевалку его с одного вида транспорта на другой, перегрузку при переходе с одной ширины колеи на другую, выдачу его на складе получателя.

Однако доставка груза в контейнере от «двери до двери» не может быть реализована без решения .правовой стороны де­ ла. Для обеспечения такой доставки необходимо установление единой на всем пути следования груза ответственности перед грузоотправителем и грузополучателем одного юридического лица. Таким образом, доставка груза от «двери до двери» — ка­ тегория правовая, в основе которой лежит единая ответствен­

415


ность одного лица за все последствия от ненадлежащего вы­ полнения процесса перевозки в целом.

Контейнер может быть доставлен от склада отправителя на станцию (порт) отправления (и обратно): средствами отправи­ теля, средствами экспедитора, средствами перевозчика и по отдельному от договора железнодорожной (водной) перевозки договору автомобильной перевозки. Каждый из перечисленных способов доставки будет иметь различное правовое 'регулирова­ ние и разную меру ответственности за качество перевозки каж­ дого из участков всего процесса перевозки в целом.

Впервом случае доставка от «двери до двери» и единая от­ ветственность полностью исключаются.

Во втором доставка от «двери до двери» может быть достиг­ нута только в том случае, если договор перевозки будет заклю­ чен от имени экспедитора и груз направлен в его адрес. Полная ответственность за данную перевозку перед грузовладельцем ложится в этом случае на экспедитора.

Втретьем случае доставку груза от «двери до двери» полно­ стью обеспечивает перевозчик, если стороны надлежаще офор­ мили свои договорные отношения.

Вчетвертом случае автомобильный транспорт должен рас­ сматриваться с точки зрения основного перевозчика как отпра­ вительский и, таким образом, доставка от «двери до двери»

•отсутствует.

Обеспечение доставки грузов от «двери до двери» является одним из важнейших элементов создаваемой контейнерной тран­ спортной системы. На первом этапе становления КТС такая до­ ставка может быть обеспечена:

участием основного перевозчика в доставке грузов своими средствами от склада отправителя до станции (порта) отправ­ ления;

возложением на соответствующего посредника (оператора) обязанностей по заключению от имени грузовладельца основ­ ного договора (или нескольких договоров) перевозки и достав­ ки грузов своими средствами от склада отправителя до стан­ ции (порта) отправления или обратно. Таким образом, речь идет о возложении полной ответственности перед грузовладель­ цем за данную перевозку на всем пути следования от «двери до двери» на оператора;

введение прямых смешанных железнодорожно-водно-автомо­ бильных перевозок, обеспечивающих солидарную (единую) от­ ветственность перевозчиков перед грузовладельцем на всем пути следования.

Р1спользование в системе КТС одного из предложенных вы­ ше способов правового регулирования перевозок грузов в кон­ тейнерах от «двери до двери» связано с наличием определенных технических средств и требует проведения ряда организацион­ ных мероприятий.

416


Правила перевозки грузов в контейнерах иа каждом виде транспорта носят в настоящее время более технический, чем юридический, характер. Они включают перечень грузов, разре­ шенных и запрещенных к перевозке в контейнерах; порядок заполнения накладной; определение максимального веса и веса отдельного места груза; список пунктов, между которыми раз­ решены перевозки; правила укладки грузов в контейнере; поря­ док размещения и крепления контейнеров на подвижном соста­ ве и др. Наряду с этим в правилах, действующих на различных видах транспорта, содержится ряд одинаковых правовых норм, отражающих специфику контейнерных перевозок. Так, преду­ смотрено, что погрузка грузов в контейнерах и выгрузка их из контейнеров производятся грузоотправителями и грузополуча­ телями. Отсутствие или недостаточность у грузоотправителей и грузополучателей средств механизации для работы с контейне­ рами большой грузоподъемности и выполнение вследствие это­ го загрузки или выгрузки контейнера без смятия его с подвиж­

ного состава

не

изменяют обязанностей

грузоотправителей

в отношении

проверки

технического и коммерческого

состо­

яния

контейнеров

и выполнения

погрузочно-выгрузочных

работ.

каждый

груженый контейнер

массой

брутто 2,5

(3) т и

На

более, перевозимый по железной дороге, грузоотправитель обя­ зан составить перевозочные документы формы ГУ-27. При от­ грузке комплекта контейнеров с прирельсовых контейнерных площадок необщего пользования назначением на прирельсовые контейнерные площадки .необщего пользования на весь ком­ плект контейнеров, следующих о однородным грузом на одну станцию назначения в адрес одного грузополучателя, составля­ ется одна накладная.

При погрузке грузов в контейнеры отправитель обязан вло­

жить внутрь

каждого

контейнера спецификацию ■или

фактуру

на погруженный груз

(выписку из счета

поставщика),

а

при

отправлении

домашних вещей — опись

их с объявленной

цен­

ностью.

Груженые контейнеры принимаются к перевозке железно­ дорожным транспортом по наружному осмотру контейнеров и пломб за весом и пломбами грузоотправителей. Контейнеры, погруженные на подвижной состав средствами грузоотправите­ ля, принимаются к перевозке по наружному осмотру без сня­ тия их с подвижного состава и без проверки наличия и состоя­ ния пломб. В этом случае ответственность за недостачу, порчу, повреждение груза в контейнере, выявленные при выгрузке контейнера на станции назначения или в контейнере, обнару­ женном на первом пункте сортировки без пломб, с неисправны­ ми пломбами, с нарушенным полом или стенками, обращенны­ ми внутрь вагона, представляется правомерным возложить на грузоотправителя.

417