тается основной правовой нормой контейнерной транспортной си стемы.
Состояние контейнера в связи с неисправностью перевозки определяется, как правило, на станции назначения, т. е. когда уже довольно трудно пли совсем невозможно установить, в ка ком состоянии находился контейнер в момент его загрузки. Не исключены случаи, когда явный недостаток в этот момент не существовал или находился в скрытом состоянии.
Транспорт обязан предоставлять грузоотправителям пригод ные под погрузку данного груза контейнеры, исправные как в коммерческом, так и в техническом отношении, очищенные от остатков груза. И в новых условиях сохраняет свою силу пра вовая норма, согласно которой пригодность контейнеров для перевозки данного груза в коммерческом отношении обязан оп ределить отправитель. Это обстоятельство в значительной сте пени перелагает на отправителя ответственность за целость и сохранность груза в пути следования. В случаях, если поданный под погрузку контейнер по своему техническому состоянию или в коммерческом отношении не обеспечивает сохранность груза при перевозке, отправитель обязан отказаться от его -использо вания. Такие контейнеры считаются неподанными перевозчи ком, и, следовательно, в случае их невосполнения в течение текущей декады перевозчик несет ответственность за невыпол нение плана перевозок. При утрате, недостаче пли повреждении груза, происшедших из-за неисправности контейнеров, имеющей скрытый характер или возникшей при перевозке груза, ответст венность возлагается на железную дорогу. Если же ущерб возник вследствие того, что контейнер наряду со скрытыми не исправностями, возникшими при перевозке груза, имел и неис правности, которые могли быть выявлены до погрузки, ответст венность может возлагаться и на железную дорогу, и на отпра вителя.
Высказывается мнение, что даже в тех случаях, когда отпра витель загрузил контейнер, имеющий явные недостатки, возни кает смешанная ответственность железной дороги и отправителя, поскольку первая виновна в подаче непригодного подвижного состава, а отправитель — в его загрузке. Такое толкование представляется неправомерным. Если отправитель сознательно погрузил груз в коммерчески непригодный контейнер, его вина перекрывает и погашает вину перевозчика, подавшего под пог рузку коммерчески непригодный контейнер; при наличии двух причин наступления ущерба, из которых одна явная, а другая скрытая, разделить ответственность отправителя можно лишь в тех случаях, когда каждая из причин вызывает разные послед
|
|
|
ствия, например, скрытая-— подмочжу, |
а явная — потертость. |
Но если |
обе они вызывают одно последствие, скажем, подмоч |
ку, вряд |
ли скрытая причина будет иметь какое-либо значение |
для определения степени ответственности |
перевозчика. |