ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
В заключительной главе перечисляются ТТТ к основным ти пам военных летательных аппаратов и рассматриваются типовые варианты конструкции истребителей, штурмовиков, бомбарди ровщиков (ракетоносцев), военно-транспортных самолетов и вертолетов.
Принцип изучения конструкции военного летательного аппа рата на основе научного комплексного подхода был заложен В. Ф. Болховитиновым. Он в 1945 году впервые предложил и использовал уравнение существования, а затем вместе со своими учениками на кафедре развил теорию боевой эффективности ле тательного аппарата и методов оптимизации его параметров по критериям эффективности и стоимости. В результате был выра ботан научный метод обоснования ТТТ к различным военным летательным аппаратам, сущность которого состоит в том, что бы аппарат обладал возможно большей боевой эффективностью при отведенной сумме средств на его проектирование, производ ство и эксплуатацию. Это обеспечивает военным инженерам ВВС возможность влиять на промышленность с целью повышения боевых качеств летательных аппаратов.
Таким образом, военно-эксплуатационная направленность дисциплины определяется как подбором изучаемых вопросов, так и характером и методикой их изложения.
Г л а в а I
НАГРУЗКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
ИИХ НОРМИРОВАНИЕ
§1.1. ВИДЫ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ. ПЕРЕГРУЗКИ
1.Летательный аппарат в делом, его отдельные части и аг регаты в процессе эксплуатации подвергаются воздействию раз нообразных нагрузок. Для одних частей конструкции и агрега тов наиболее опасными являются нагрузки, соответствующие различным случаям полета, для других — нагрузки при взлете или посадке.
Нагрузки различаются:
—по характеру воздействия (статические и динамические);
—по распределению (сосредоточенные, распределенные по
длине, поверхности и объему);
— по величине и направлению.
Все нагрузки (силы), действующие на аппарат или отдельные его части, можно разделить на две категории: поверхностные и массовые.
Поверхностные нагрузки приложены к поверхности аппарата и могут быть сосредоточенными и распределенными по поверх ности конструкции аппарата. К этой категории относятся аэро динамические силы, тяга двигателей, силы взаимодействия от дельных частей летательного аппарата, реакции земли при взле те и посадке.
Массовые нагрузки — силы веса и инерционные силы. Они пропорциональны массе и распределены по всему объему конст рукции.
Силы, действующие на агрегаты, расположенные внутри ап парата, делятся на те же категории, при этом поверхностными силами являются силы реакции, передающиеся на агрегат через его узлы крепления к конструкции летательного аппарата.
В общем случае в полете, а также при взлете и посадке ле тательный аппарат и его агрегаты под действием внешних сил не находятся в равновесии. По принципу Даламбера, если к внеш ним действующим силам добавить и силы инерции, то движущее-
»
ся тело (летательный аппарат) можно рассматривать находя щимся в равновесии.
Из условий равновесия следует, что равнодействующая по верхностных сил равна и противоположно направлена равнодей
ствующей массовых сил R„ — — R„. Это справедливо не только для всего летательного аппарата, но и для любого агрегата, рас положенного внутри или снаружи аппарата.
Принято суммарные поверхностные силы R„, действующие на аппарат, а также и равные им массовые силы Ru определять че рез перегрузку п.
2. Перегрузкой аппарата называется отношение равнодейству ющей всех поверхностных сил Rn летательного аппарата (подъ емной силы Y, тяги двигателей Р, силы сопротивления Q, боковой силы Z, реакции земли Яш) к силе веса аппарата G:
В полете а = |
Ra+ P |
, при посадке (взлете) п — Яа + Р + Яш |
|
G |
|
где Ra — равнодействующая аэродинамических сил Y, Q, Z.
Перегрузкой агрегата называется отношение его поверхност ных сил к силе веса агрегата.
Перегрузка как вектор характеризуется величиной и направ лением. На практике обычно пользуются не полной перегрузкой, а ее составляющими по осям скоростной системы координат
пу, пх и nz.
Таким образом, если тяга двигателей направлена по оси х, то
я„ _К я = P — Q п, |
Z_ |
( 1. 1) |
G |
G |
|
Так как для авиационных конструкций в большинстве слу чаев прочность и жесткость определяются подъемной силой, т. е. перегрузкой пу, ее иногда называют просто перегрузкой, не ого варивая направления.
3. Связь перегрузки с параметрами движения летательного аппарата выражается определенными зависимостями между перегрузкой, ускорением, скоростью, радиусом кривизны траекто рии, которые позволяют получать значения перегрузок при раз ных маневрах аппарата.
Разделив числитель и знаменатель выражения (1.1) на мас су самолета, имеем
-я„/м _ Л G/M g
ю
Таким'образом, перегрузка аппарата может быть определена так же, как отношение ускорения, вызванного равнодействующей поверхностных сил j„, к ускорению силы тяжести g.
Полное ускорение летательного аппарата j —j„ + g (фиг. 1.1). Проекции такого ускорения на оси скоростной системы коор
динат будут:
на ось х: j x = /„cos (j„-x) + g cos (g-x), |
но, так как j n= ng |
иncos(jn- x ) ~ пх, то Jx = g (n x + cos (g-x)].
Аналогично на оси у и z:
Jy = g [ ny + costff-J')];
Л = - £ [ * * + coste'z)]-
Выразив перегрузки через уско рения, получим
«* = — cos (g-x) +
g
ny = — cos (g-y) + ^
о
= — cos (g - z ) - f — • g
Следовательно, перегрузка пх зависит от тангенциального уско рения j х, выражающего изменение скорости по траектории. Пе регрузки пу и п2 зависят от соответствующих нормальных ус корений, которые в свою очередь определяются скоростью поле та и видом траектории.
Полная перегрузка в центре тяжести летательного аппарата
равна: |
______________ |
|
п = V п хг + лу2 + л,2 . |
Таким образом, перегрузка может быть определена или непо средственно через силы, действующие на летательный аппарат, или через параметры движения, в зависимости от того, что зада но в каждом конкретном случае.
4. |
Примеры определения перегрузок.. |
|
а) |
Установившийся |
прямолинейный горизонтальный полет |
(фиг. 1.2) |
|
|
j х = |
Р — О |
— условие установившегося полета; |
------ — g> P= Q ; |
G
Л = 0; cos (£•*) = 0,
j y= 0; cos(g-y)= —1; пу= 1 — условие горизонтального полета; Уг= 0;г=г0; cos(g-z)=0; лг=0 — условие прямолинейного полета/
11
б) Криволинейный полет в вертикальной плоскости (фиг. 1.3)
Л = |
g\ cos (g • х) = sin в; |
I/* |
cos (^-.y) = - cos0; |
j y = — : |
|
Л — 0; |
cos(^-z) = o, |
Очевидно, при постоянных скорости полета и радиусе кривизны
траектории максимальное значение перегрузки |
пу будет в ниж |
||||
ней точке траектории, когда 9 =» 0, |
a cos 9 = 1 , |
т. е. |
|||
Пи |
|
=== 1 |
-\- V 2 |
|
|
Ушах |
|
' |
gr |
|
|
При обратной кривизне траектории |
(вход в пикирование, горка) |
||||
V5 |
nv = |
|
V2 |
|
|
у' ----------и |
cos 0 ----------- |
|
|||
г |
|
|
|
gr |
|
В случае, когда— > cos0, перегрузка отрицательна, подъемная gr
сила направлена вниз.
в) Криволинейный полет в горизонтальной плоскости (фиг. 1.4). Такой вид полета летательного аппарата с обычным крылом достигается за счет крена. Искривление траектории осуществля ется горизонтальной составляющей подъемной силы Y sin
12
Если полет совершается без скольжения с постоянной скоростью (правильный вираж), то пг = 0 и пх — 0;
пу = - cos(g-y) + Y> cos (2~у)- =cos (180 — 7) = — cos 7.
Полное ускорение
Л |
(Y — G cos 7) g |
' 1 |
cos 7 |
) |
|
G |
COS 7 |
||||
|
|
Подставив в выражение ny, получим
1
Пу = --------
cos 7
5. Перегрузки в точках, не совпадающих с центром тяжести летательного аппарата. Выше были рассмотрены перегрузки, ис пытываемые в центре тяжести летательного аппарата. Перегруз ка в произвольной точке конструкции характеризует силы, дей ствующие на любой элемент или агрегат, неподвижный относи тельно аппарата, расположенный в данной точке.
Равнодействующая поверхностных сил, приложенных к этому агрегату (элементу), будет
Яп== Я„ = П-1GI,
где п ,— перегрузка в рассматриваемой точке аппарата; Gt— сила веса агрегата.
Для примера рассмотрим маневр аппарата в вертикальной плоскости (фиг. 1.5) и определим перегрузку в некоторой его точке А.
Центр тяжести аппарата имеет ускорения Л„ и j Vo. Аппа
рат при маневре вращается |
вокруг центра тяжести с угловыми |
|
скоростью |
и ускорением |
ег. |
13