Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключительной главе перечисляются ТТТ к основным ти­ пам военных летательных аппаратов и рассматриваются типовые варианты конструкции истребителей, штурмовиков, бомбарди­ ровщиков (ракетоносцев), военно-транспортных самолетов и вертолетов.

Принцип изучения конструкции военного летательного аппа­ рата на основе научного комплексного подхода был заложен В. Ф. Болховитиновым. Он в 1945 году впервые предложил и использовал уравнение существования, а затем вместе со своими учениками на кафедре развил теорию боевой эффективности ле­ тательного аппарата и методов оптимизации его параметров по критериям эффективности и стоимости. В результате был выра­ ботан научный метод обоснования ТТТ к различным военным летательным аппаратам, сущность которого состоит в том, что­ бы аппарат обладал возможно большей боевой эффективностью при отведенной сумме средств на его проектирование, производ­ ство и эксплуатацию. Это обеспечивает военным инженерам ВВС возможность влиять на промышленность с целью повышения боевых качеств летательных аппаратов.

Таким образом, военно-эксплуатационная направленность дисциплины определяется как подбором изучаемых вопросов, так и характером и методикой их изложения.

Г л а в а I

НАГРУЗКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ИИХ НОРМИРОВАНИЕ

§1.1. ВИДЫ НАГРУЗОК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ. ПЕРЕГРУЗКИ

1.Летательный аппарат в делом, его отдельные части и аг­ регаты в процессе эксплуатации подвергаются воздействию раз­ нообразных нагрузок. Для одних частей конструкции и агрега­ тов наиболее опасными являются нагрузки, соответствующие различным случаям полета, для других — нагрузки при взлете или посадке.

Нагрузки различаются:

по характеру воздействия (статические и динамические);

по распределению (сосредоточенные, распределенные по

длине, поверхности и объему);

— по величине и направлению.

Все нагрузки (силы), действующие на аппарат или отдельные его части, можно разделить на две категории: поверхностные и массовые.

Поверхностные нагрузки приложены к поверхности аппарата и могут быть сосредоточенными и распределенными по поверх­ ности конструкции аппарата. К этой категории относятся аэро­ динамические силы, тяга двигателей, силы взаимодействия от­ дельных частей летательного аппарата, реакции земли при взле­ те и посадке.

Массовые нагрузки — силы веса и инерционные силы. Они пропорциональны массе и распределены по всему объему конст­ рукции.

Силы, действующие на агрегаты, расположенные внутри ап­ парата, делятся на те же категории, при этом поверхностными силами являются силы реакции, передающиеся на агрегат через его узлы крепления к конструкции летательного аппарата.

В общем случае в полете, а также при взлете и посадке ле­ тательный аппарат и его агрегаты под действием внешних сил не находятся в равновесии. По принципу Даламбера, если к внеш­ ним действующим силам добавить и силы инерции, то движущее-

»



ся тело (летательный аппарат) можно рассматривать находя­ щимся в равновесии.

Из условий равновесия следует, что равнодействующая по­ верхностных сил равна и противоположно направлена равнодей­

ствующей массовых сил R„ — R„. Это справедливо не только для всего летательного аппарата, но и для любого агрегата, рас­ положенного внутри или снаружи аппарата.

Принято суммарные поверхностные силы R„, действующие на аппарат, а также и равные им массовые силы Ru определять че­ рез перегрузку п.

2. Перегрузкой аппарата называется отношение равнодейству­ ющей всех поверхностных сил Rn летательного аппарата (подъ­ емной силы Y, тяги двигателей Р, силы сопротивления Q, боковой силы Z, реакции земли Яш) к силе веса аппарата G:

В полете а =

Ra+ P

, при посадке (взлете) п — Яа + Р + Яш

 

G

 

где Ra — равнодействующая аэродинамических сил Y, Q, Z.

Перегрузкой агрегата называется отношение его поверхност­ ных сил к силе веса агрегата.

Перегрузка как вектор характеризуется величиной и направ­ лением. На практике обычно пользуются не полной перегрузкой, а ее составляющими по осям скоростной системы координат

пу, пх и nz.

Таким образом, если тяга двигателей направлена по оси х, то

я„ я = P — Q п,

Z_

( 1. 1)

G

G

 

Так как для авиационных конструкций в большинстве слу­ чаев прочность и жесткость определяются подъемной силой, т. е. перегрузкой пу, ее иногда называют просто перегрузкой, не ого­ варивая направления.

3. Связь перегрузки с параметрами движения летательного аппарата выражается определенными зависимостями между перегрузкой, ускорением, скоростью, радиусом кривизны траекто­ рии, которые позволяют получать значения перегрузок при раз­ ных маневрах аппарата.

Разделив числитель и знаменатель выражения (1.1) на мас­ су самолета, имеем

-я„/м _ Л G/M g

ю


Таким'образом, перегрузка аппарата может быть определена так же, как отношение ускорения, вызванного равнодействующей поверхностных сил j„, к ускорению силы тяжести g.

Полное ускорение летательного аппарата j —j„ + g (фиг. 1.1). Проекции такого ускорения на оси скоростной системы коор­

динат будут:

на ось х: j x = /„cos (j„-x) + g cos (g-x),

но, так как j n= ng

иncos(jn- x ) ~ пх, то Jx = g (n x + cos (g-x)].

Аналогично на оси у и z:

Jy = g [ ny + costff-J')];

Л = - £ [ * * + coste'z)]-

Выразив перегрузки через уско­ рения, получим

«* = — cos (g-x) +

g

ny = — cos (g-y) + ^

о

= — cos (g - z ) - f — • g

Следовательно, перегрузка пх зависит от тангенциального уско­ рения j х, выражающего изменение скорости по траектории. Пе­ регрузки пу и п2 зависят от соответствующих нормальных ус­ корений, которые в свою очередь определяются скоростью поле­ та и видом траектории.

Полная перегрузка в центре тяжести летательного аппарата

равна:

______________

 

п = V п хг + лу2 + л,2 .

Таким образом, перегрузка может быть определена или непо­ средственно через силы, действующие на летательный аппарат, или через параметры движения, в зависимости от того, что зада­ но в каждом конкретном случае.

4.

Примеры определения перегрузок..

а)

Установившийся

прямолинейный горизонтальный полет

(фиг. 1.2)

 

j х =

Р — О

— условие установившегося полета;

------ — g> P= Q ;

G

Л = 0; cos (£•*) = 0,

j y= 0; cos(g-y)= —1; пу= 1 — условие горизонтального полета; Уг= 0;г=г0; cos(g-z)=0; лг=0 — условие прямолинейного полета/

11


б) Криволинейный полет в вертикальной плоскости (фиг. 1.3)

Л =

g\ cos (g х) = sin в;

I/*

cos (^-.y) = - cos0;

j y = — :

Л 0;

cos(^-z) = o,

Очевидно, при постоянных скорости полета и радиусе кривизны

траектории максимальное значение перегрузки

пу будет в ниж­

ней точке траектории, когда 9 =» 0,

a cos 9 = 1 ,

т. е.

Пи

 

=== 1

-\- V 2

 

Ушах

 

'

gr

 

При обратной кривизне траектории

(вход в пикирование, горка)

V5

nv =

 

V2

 

у' ----------и

cos 0 -----------

 

г

 

 

 

gr

 

В случае, когда— > cos0, перегрузка отрицательна, подъемная gr

сила направлена вниз.

в) Криволинейный полет в горизонтальной плоскости (фиг. 1.4). Такой вид полета летательного аппарата с обычным крылом достигается за счет крена. Искривление траектории осуществля­ ется горизонтальной составляющей подъемной силы Y sin

12

Если полет совершается без скольжения с постоянной скоростью (правильный вираж), то пг = 0 и пх — 0;

пу = - cos(g-y) + Y> cos (2~у)- =cos (180 — 7) = — cos 7.

Полное ускорение

Л

(Y — G cos 7) g

' 1

cos 7

)

G

COS 7

 

 

Подставив в выражение ny, получим

1

Пу = --------

cos 7

5. Перегрузки в точках, не совпадающих с центром тяжести летательного аппарата. Выше были рассмотрены перегрузки, ис­ пытываемые в центре тяжести летательного аппарата. Перегруз­ ка в произвольной точке конструкции характеризует силы, дей­ ствующие на любой элемент или агрегат, неподвижный относи­ тельно аппарата, расположенный в данной точке.

Равнодействующая поверхностных сил, приложенных к этому агрегату (элементу), будет

Яп== Я„ = П-1GI,

где п ,— перегрузка в рассматриваемой точке аппарата; Gt— сила веса агрегата.

Для примера рассмотрим маневр аппарата в вертикальной плоскости (фиг. 1.5) и определим перегрузку в некоторой его точке А.

Центр тяжести аппарата имеет ускорения Л„ и j Vo. Аппа­

рат при маневре вращается

вокруг центра тяжести с угловыми

скоростью

и ускорением

ег.

13